Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:48, реферат
В первый период своего господства великое княжество Литовское под воздействием более высокой культуры завоеванных народов восприняло древнерусское законодательство и письменность, пользовалось услугами искусных мастеров и с уважением относилось к местным традициям, неизменно подчеркивая в своих указах, что оно «новин не вводит, а старины не рухает». Однако в дальнейшем положение украинского населения стало резко ухудшаться, особенно после Люблинской унии 1569 года, в результате которой основная часть украинских земель вошла в состав Речи Посполитой и оказалась под властью польских магнатов.
Введение
Архітектура
Образотворче мистецтво
Скульптура
Живопис та ікони
Мініатюра та графіка
Усна народна творчість
Висновки
Додатки
Список літератури
ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
ІСТОРИЧНИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ІСТОРІЇ УКРАЇНИ
Реферат з давньої та нової історії України
за темою:
«Архітектура, образотворче мистецтво та усна народна творчість в XIV - першій половині XVII століття »
Виконала
Студентка І курсу
Групи «А»
Спеціальності «Історія»
Суконкіна Оксана
Донецьк, 2013г.
План
Введение
Висновки
Додатки
Список літератури
Введение
Процесс формирования и развития украинской
художественной культуры в 14-17 вв. протекал
в крайне сложной общественной и
политической обстановке. В 14 в. находившиеся
на территории Украины княжества, ослабленные
и опустошенные татаро-монгольским
нашествием, попали под власть польских,
литовских и венгерских феодалов.
При этом Литовскому княжеству удалось
захватить большинство
В первый период своего господства великое
княжество Литовское под
Панская Польша, втянутая в круговорот международной торговли, стремилась извлечь из Украины возможно больше товарной продукции. Жестоко угнетавшие украинский народ польские феодалы пытались увековечить свое господство над ним, проводя политику колонизации его культуры.
В связи с этим формирование украинской культуры проходило под знаком борьбы за независимость народа, сочетавшейся с восстаниями против феодального гнета. Эта борьба особенно обострилась после Брестской унии 1596 г., заключенной польской и ополяченной украинской феодальной верхушкой с целью подчинения православной церкви на Украине католическому Риму.
Народные выступления с конца 16 в. приобрели характер массовых казацко-крестьянских восстаний. В середине 17 столетия они завершились уничтожением иноземного владычества на значительной части территории и воссоединением Украины с Россией.
В зодчестве Украины 14-17 вв. большое значение получила крепостная архитектура, потому что территория Украины тогда представляла арену ожесточенной борьбы не только внутренних, социальных, но и внешних сил - Польши, Литвы, Венгрии - и подвергалась опустошительным набегам татарских, а затем турецких орд. В систему оборонных сооружений входили укрепленные города, замки, монастыри и церкви.
Примером может служить
Львов - центр Галицкой Руси, лежавший
на пересечении важных торговых путей,
шедших на Запад и Восток. Сравнительно
молодой, но в 14 в. уже крупный ремесленно-
Большинство замков в 14-15 вв.
строилось из дерева и, естественно,
до нас не дошло. Таков был несохранившийся
киевский замок; над его стенами
возвышались семнадцать рубленых шестиугольных
башен с шатровыми кровлями. Ранними
памятниками оборонной
Украинские замки обычно
возводили в удобных для
К задачам обороны были приспособлены многие культовые здания. Так, пятиглавая Богоявленская церковь Острожского замка (15 в.) имела массивную северную стену, одновременно служившую крепостной и снабженную бойницами. В этой церкви верхняя часть помещения в момент опасности превращалась в место обороны.
Выдающимся памятником храмового
оборонного зодчества на Украине
является Сутковицкая церковь на
Подолии (начало 16 в.). В плане церковь
имеет форму равноконечного креста
со скругленными концами. Снаружи четыре
абсиды оформлены в виде мощных полукруглых
башен с зубчатыми карнизами
и целой системой машикулей. Квадратное
центральное пространство здания, по-видимому,
было перекрыто двускатной крышей.
Колокольня, которая находится сейчас
над притвором, пристроена позднее
(украинские звонницы обычно строились
обособленно от церкви и часто
использовались в военных целях,
выполняя функции башни или
Верхний этаж церкви был
приспособлен для обороны, нижнее помещение
служило молельней; оно перекрыто
нервюрными сводами, опирающимися в
центре Здания на круглый столб. Сутковицкая
церковь, как и другие укрепленные
украинские церкви, имеет центрическое
замкнутое внутреннее пространство;
ее внешний вид отличается оригинальной
композицией архитектурных
Украина, имевшая постоянные
экономические и культурные связи
с Западной Европой, не могла не испытывать
воздействия господствовавших там
художественных стилей. В 15 в. готические
влияния сказались в появлении
в отдельных сооружениях
Среди церквей этого периода
можно различить в основном два
типа сооружений: церкви, построенные
по принципу древнекиевских каменных
храмов (четырехстолпный трехабсидный
крестовокупольный
Замечательным самобытным созданием
украинского народного
Своеобразный характер приобрела (как об этом позволяют судить более поздние памятники) архитектура деревянных церквей у карпатских украинцев - лемков. В основе ее тоже лежит трехсрубная конструкция, но не центрическая, а перспективная, т. е. высота объемов последовательно нарастает с востока (от алтаря) на запад.
С середины 16 в. в украинской
архитектуре ощущается
В архитектуре часовни Трех святителей особенно ярко выразилась связь с украинской художественной традицией. В трехчастной композиции здания более высоким куполом выделена средняя часть. Небольшой портал украшен орнаментальной резьбой, напоминающей по мотивам узора резные колонки украинских иконостасов. Превосходно найденные пропорции архитектурных и декоративных элементов придают часовне неповторимое изящество.
Меньше связана с украинской
художественной традицией архитектура
некоторых жилых зданий львовского
патрициата, созданных в стиле
домов западноевропейского
В результате народно-освободительной войны, возглавленной гетманом Богданом Хмельницким, значительная часть территории Украины (Левобережье и Киев) вошла на договорных началах в состав Российского государства. Происшедшие изменения вызвали подъем экономической и духовной жизни. В архитектуре Украины значительный удельный вес приобрели гражданские сооружения - административные и общественные здания, дворцы светских и духовных феодалов, жилые дома казацкой старшины.
Украинское зодчество
второй половины 17 в. характеризуется
дальнейшим развитием основных местных
типов, использованием народных приемов
в украшении зданий и все более
широким взаимодействием с
Скульптура на Украине
в эпоху средневековья, как и
на Руси, была наименее распространенным
видом искусства и развивалась
главным образом в декоративных
формах. Из сохранившихся образцов
украинской скульптуры 15 в. заслуживают
внимания лишь единичные памятники:
среди них полихромный
В большом количестве скульптура
появилась на Украине лишь в конце
16 в., причем особенно часто в католических
храмах и усыпальницах феодальной знати.
Для выполнения скульптурных произведений
привлекались наряду с местными - украинскими
итальянские, немецкие и польские мастера.
Большое место занимает скульптура
в некоторых архитектурных
Нижний этаж фасада часовни Боймов расчленен шестью коринфскими колоннами, несущими развитой антаблемент, который служит основанием для глухой стены второго яруса. Фасад и интерьер часовни Боймов богато украшены скульптурой. Фигуры апостолов и пророков, картуши и тонкие стебли орнамента образуют сложную насыщенную композицию.