Архітектура, образотворче мистецтво та усна народна творчість в XIV - першій половині XVII століття

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

В первый период своего господства великое княжество Литовское под воздействием более высокой культуры завоеванных народов восприняло древнерусское законодательство и письменность, пользовалось услугами искусных мастеров и с уважением относилось к местным традициям, неизменно подчеркивая в своих указах, что оно «новин не вводит, а старины не рухает». Однако в дальнейшем положение украинского населения стало резко ухудшаться, особенно после Люблинской унии 1569 года, в результате которой основная часть украинских земель вошла в состав Речи Посполитой и оказалась под властью польских магнатов.

Содержание

Введение
Архітектура
Образотворче мистецтво
Скульптура
Живопис та ікони
Мініатюра та графіка
Усна народна творчість
Висновки
Додатки
Список літератури

Вложенные файлы: 1 файл

История Украины.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІСТОРИЧНИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ІСТОРІЇ УКРАЇНИ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат з давньої та нової  історії України

за темою:

«Архітектура, образотворче мистецтво та усна народна творчість  в XIV - першій половині XVII століття »

 

 

 

 

 

 

Виконала

Студентка І курсу

Групи «А»

Спеціальності «Історія»

Суконкіна Оксана

 

 

 

Донецьк, 2013г.

План

Введение

  1. Архітектура
  2. Образотворче мистецтво
    1. Скульптура
    2. Живопис та ікони
    3. Мініатюра та  графіка
  3. Усна народна творчість

Висновки

Додатки

Список літератури

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс формирования и развития украинской художественной культуры в 14-17 вв. протекал в крайне сложной общественной и  политической обстановке. В 14 в. находившиеся на территории Украины княжества, ослабленные  и опустошенные татаро-монгольским  нашествием, попали под власть польских, литовских и венгерских феодалов. При этом Литовскому княжеству удалось  захватить большинство украинских земель, а также овладеть землями  Белоруссии и Западной Руси.

В первый период своего господства великое  княжество Литовское под воздействием более высокой культуры завоеванных  народов восприняло древнерусское  законодательство и письменность, пользовалось услугами искусных мастеров и с уважением  относилось к местным традициям, неизменно подчеркивая в своих  указах, что оно «новин не вводит, а старины не рухает». Однако в  дальнейшем положение украинского  населения стало резко ухудшаться, особенно после Люблинской унии 1569 года, в результате которой основная часть украинских земель вошла в  состав Речи Посполитой и оказалась  под властью польских магнатов.

Панская Польша, втянутая в круговорот международной торговли, стремилась извлечь из Украины возможно больше товарной продукции. Жестоко угнетавшие украинский народ польские феодалы  пытались увековечить свое господство над ним, проводя политику колонизации  его культуры.

В связи с этим формирование украинской культуры проходило под знаком борьбы за независимость народа, сочетавшейся с восстаниями против феодального  гнета. Эта борьба особенно обострилась  после Брестской унии 1596 г., заключенной  польской и ополяченной украинской феодальной верхушкой с целью  подчинения православной церкви на Украине  католическому Риму.

Народные выступления с конца 16 в. приобрели характер массовых казацко-крестьянских восстаний. В середине 17 столетия они  завершились уничтожением иноземного владычества на значительной части  территории и воссоединением Украины  с Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Архітектура

В зодчестве Украины 14-17 вв. большое значение получила крепостная архитектура, потому что территория Украины тогда представляла арену  ожесточенной борьбы не только внутренних, социальных, но и внешних сил - Польши, Литвы, Венгрии - и подвергалась опустошительным  набегам татарских, а затем турецких орд. В систему оборонных сооружений входили укрепленные города, замки, монастыри и церкви.

Примером может служить  Львов - центр Галицкой Руси, лежавший на пересечении важных торговых путей, шедших на Запад и Восток. Сравнительно молодой, но в 14 в. уже крупный ремесленно-торговый и культурный центр, Львов был  окружен крепостной стеной с башнями  и рвом, заполненным водой. В пределах «города в стенах», четырехугольного в плане, находились рыночная площадь  со зданием ратуши, дома городского «патрициата», православные и католические храмы. Вокруг укрепленной центральной  части города теснились посадские  поселения, тоже защищенные оборонительными  сооружениями. За пределами города, на господствующей горе, находился  замок феодала. Подобную систему  укреплений имели и другие крупные  украинские города.

Большинство замков в 14-15 вв. строилось из дерева и, естественно, до нас не дошло. Таков был несохранившийся  киевский замок; над его стенами  возвышались семнадцать рубленых шестиугольных  башен с шатровыми кровлями. Ранними  памятниками оборонной архитектуры  на Украине являются Луцкие Верхний  и Нижний замки, выстроенные из кирпича  между 1324 и 1386 гг. литовским князем Любартом. Особенно величествен хорошо сохранившийся  Верхний (Любартов) замок, расположенный  между рекой Стырью и ее рукавом  Малым Глушцем. Спокойные горизонтали  стен гармонично сочетаются с вертикалями  массивных четырехгранных башен, поднимающихся  на углах. Будучи вдвое выше стен, они  господствуют над окружающим пространством, придавая замку величавую торжественность. 3одчий, решая сооружение крупными массами, очень сдержанно применял декоративные средства. Даже главная надвратная башня, укрепленная двумя контрфорсами, была сравнительно скупо декорирована квадратными и полуциркульными нишами и полосой зубчатого орнамента (окна с ренессаисными наличниками выполнены значительно позднее).

Украинские замки обычно возводили в удобных для обороны  местах, где раньше уже существовали укрепления. В связи с этим в  их планировке, в архитектурных формах и в строительных приемах образовалась определенная преемственность, способствовавшая сохранению традиций древнерусской  архитектуры. Нередко в одном  и том же сооружении можно наблюдать  напластование разновременных форм, которое придает замку своеобразную живописность. Так, на протяжении нескольких столетий формировался архитектурный  облик Каменец-Подольского замка, замыкающего подковообразную излучину реки Смотрич, с расположенным здесь  городом. Его многочисленные башни, относящиеся к разным периодам, многообразной  формой своих объемов и завершений хорошо дополняют общий живописный характер планировки замка, силуэт которого органично связан с пейзажем. Особенно величественное впечатление производит выдвинутая вперед колоссальная Кармелюкова  башня (где был заключен в 18 в. вождь  восставших крестьян - Устин Кармелюк), имеющая форму, характерную и  для русской архитектуры,- «восьмерик на четверике» с шатровым завершением.

К задачам обороны были приспособлены многие культовые  здания. Так, пятиглавая Богоявленская  церковь Острожского замка (15 в.) имела массивную северную стену, одновременно служившую крепостной и снабженную бойницами. В этой церкви верхняя часть помещения в  момент опасности превращалась в  место обороны.

Выдающимся памятником храмового  оборонного зодчества на Украине  является Сутковицкая церковь на Подолии (начало 16 в.). В плане церковь  имеет форму равноконечного креста со скругленными концами. Снаружи четыре абсиды оформлены в виде мощных полукруглых  башен с зубчатыми карнизами  и целой системой машикулей. Квадратное центральное пространство здания, по-видимому, было перекрыто двускатной крышей. Колокольня, которая находится сейчас над притвором, пристроена позднее (украинские звонницы обычно строились  обособленно от церкви и часто  использовались в военных целях, выполняя функции башни или наблюдательной вышки).

Верхний этаж церкви был  приспособлен для обороны, нижнее помещение  служило молельней; оно перекрыто  нервюрными сводами, опирающимися в  центре Здания на круглый столб. Сутковицкая  церковь, как и другие укрепленные  украинские церкви, имеет центрическое замкнутое внутреннее пространство; ее внешний вид отличается оригинальной композицией архитектурных объемов.

Украина, имевшая постоянные экономические и культурные связи  с Западной Европой, не могла не испытывать воздействия господствовавших там  художественных стилей. В 15 в. готические влияния сказались в появлении  в отдельных сооружениях нервюрных  сводов, стрельчатых арок и высоких  покатых крыш. Однако Эти влияния  проявились главным образом в  деталях, не изменив принципов архитектуры, восходящей к традициям Древней  Руси.

Среди церквей этого периода  можно различить в основном два  типа сооружений: церкви, построенные  по принципу древнекиевских каменных храмов (четырехстолпный трехабсидный крестовокупольный Богоявленский  храм в Остроге, 15 в., храм в Межиричах, 15 в., и др.); ко второму типу относятся  церкви, первоначальная структура которых  сложилась тоже, вероятно, еще в  Древней Руси, но развивалась вместе с народным деревянным зодчеством и под его непосредственным влиянием. К таким сооружениям относятся главным образом небольшие каменные церкви, сохранившиеся благодаря их оборонному назначению,- бесстолпные церкви Николая в Каменце (14 в.), Троицкая в Зимно (15 в.), трехчастная Вознесения в Вишневцах (15 в.) и др.

Замечательным самобытным созданием  украинского народного творчества были деревянные храмы. В основе их конструкций, так же как и на Руси, в отличие от каркасно-стоечной конструкции  Запада, лежал сруб. К наиболее развитым типам деревянных церквей относятся  трехчастные (из трех срубов, расположенных  по одной оси) и пятичастные (пятисрубные, имеющие в плане крестообразную форму). Завершаются многосрубные церкви несколькими «верхами». Преобладающим  стал трехсрубный храм, возникший  по образцу трехчастного членения украинского  народного жилища. Своими размерами  и высотой обычно выделяется средний  сруб. Превосходный пример - церковь  Юра в Дрогобыче (начало 17 в.). Три  сруба храма вырастают из общей  основы, окруженной навесом на кронштейнах - так называемым «опасанем». Разнообразные  формы срубов и открытые галлереи придают архитектуре храма большую  живописность. Характерно, что церковь  Юра, как и другие украинские деревянные храмы, не имеет выделенного главного фасада. В отличие от трактовки  наружного облика храма его интерьер выглядит значительно строже и спокойнее.

Своеобразный характер приобрела (как об этом позволяют судить более  поздние памятники) архитектура  деревянных церквей у карпатских украинцев - лемков. В основе ее тоже лежит трехсрубная конструкция, но не центрическая, а перспективная, т. е. высота объемов последовательно  нарастает с востока (от алтаря) на запад.

С середины 16 в. в украинской архитектуре ощущается воздействие  искусства Возрождения. Влияние  североитальянского и немецкого  искусства наиболее заметно в  архитектуре городов Западной Украины, особенно Львова, который был тесно связан с международной торговлей. На архитектуре Львова сказалось влияние и польской художественной культуры. Однако в городах Западной Украины тенденции архитектуры западноевропейского Возрождения, органично сливаясь с национальными украинскими традициями, воплощались в неповторимо оригинальных художественных сооружениях. Таков один из наиболее интересных архитектурных ансамблей старого Львова, созданный в конце 16 - начале 17 в. Львовским Успенским братством, возглавлявшим в то время борьбу за развитие украинской национальной культуры. Ансамбль состоит из Успенской церкви (1591 -1629), часовни Трех святителей (1578) и высокой четырехгранной колокольни (1572-1578). Вместе с украинскими мастерами работали итальянцы. Успенскую церковь строили Павел Римлянин, Войтих Купинос, Амвросий Прихильный и мастера Кульчицкие. Сооружением часовни Трех святителей руководил Петр Красовский, а колокольни - Петр Барбон. И Успенская церковь и часовня Трех святителей сохраняют внутреннюю структуру украинских храмов; это трехчастные постройки с тремя куполами, расположенными по одной оси. Характерно отсутствие подчеркнутого главного фасада и выделенного центрального входа. В то же время фасад Успенского храма, выходящий на Руськую улицу, обличает в строителе мастера, воспитанного на традициях искусства Высокого Возрождения. Хорошо прорисованные пилястры и легкие глухие арки с окнами расчленяют стену, создавая четкий гармоничный ритм. В верхней части стены проходит широкий дорический фриз, состоящий из триглифов и метоп.

В архитектуре часовни  Трех святителей особенно ярко выразилась связь с украинской художественной традицией. В трехчастной композиции здания более высоким куполом  выделена средняя часть. Небольшой  портал украшен орнаментальной резьбой, напоминающей по мотивам узора резные колонки украинских иконостасов. Превосходно найденные пропорции архитектурных и декоративных элементов придают часовне неповторимое изящество.

Меньше связана с украинской художественной традицией архитектура  некоторых жилых зданий львовского патрициата, созданных в стиле  домов западноевропейского Возрождения. Таковы, например, сохранившиеся на рыночной площади дома «Черная каменица» («Черный дом», конец 70-х - начало 80-х  гг. 16 столетия, архитектор П. Красовский) и дом купца Корнякта (1580, архитектор П. Барбон). Их архитектуре свойственны  ясность структуры и четкость горизонтальных членений. При помощи энергичной рустовки зодчие достигли скульптурной пластичности фасадов. Выразительности  первого этажа «Черной каменицы»  способствуют также массивные обрамления дверного и оконных проемов и  три более поздние, но хорошо связанные  с архитектурой скульптурные композиции. Рядом с «Черной каменицей» дом  Корнякта выглядит более приветливо; он напоминает дворцовое здание. Фасад  с тонкой рустовкой, с рядами высоких  украшенных треугольными сандриками окон, внутренний дворик, окруженный открытой трехэтажной галлереей, планировка внутренних помещений свидетельствуют  о новых задачах, ставших перед  архитектурой, призванной удовлетворять  светским интересам. Рост светских тенденций  еще усилился после воссоединения  Украины с Россией в 1654 г.

В результате народно-освободительной  войны, возглавленной гетманом Богданом Хмельницким, значительная часть территории Украины (Левобережье и Киев) вошла  на договорных началах в состав Российского  государства. Происшедшие изменения  вызвали подъем экономической и  духовной жизни. В архитектуре Украины  значительный удельный вес приобрели  гражданские сооружения - административные и общественные здания, дворцы светских и духовных феодалов, жилые дома казацкой старшины.

Украинское зодчество  второй половины 17 в. характеризуется  дальнейшим развитием основных местных  типов, использованием народных приемов  в украшении зданий и все более  широким взаимодействием с архитектурой Русского государства. В конце 17 в. декоративные мотивы приобрели пластическое богатство: стены зданий насыщены наличниками, пилястрами и колонками, то сочно  выступающими, то глубоко уходящими  в толщу стены. Зодчие почти не оставляли гладких плоскостей. На этом принципе основано архитектурное  убранство дома Лизогуба (Полковая канцелярия), трапезной Троицкого  монастыря и мощного здания коллегиума (1700-1702) в Чернигове. Вместе с тем  декор не заслоняет общей четкости и простоты планировки, ясности всех объемов здания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образотворче мистецтво
    1. Скульптура

Скульптура на Украине  в эпоху средневековья, как и  на Руси, была наименее распространенным видом искусства и развивалась  главным образом в декоративных формах. Из сохранившихся образцов украинской скульптуры 15 в. заслуживают  внимания лишь единичные памятники: среди них полихромный рельефный  триптих с изображением Богоматери и киево-печерских святых Антония  и Феодосия.

В большом количестве скульптура появилась на Украине лишь в конце 16 в., причем особенно часто в католических храмах и усыпальницах феодальной знати. Для выполнения скульптурных произведений привлекались наряду с местными - украинскими  итальянские, немецкие и польские мастера. Большое место занимает скульптура в некоторых архитектурных памятниках Львова, среди которых особенно выделяются часовни семейства Боймов (1610, архитектор Я. Глусский, резчик по камню Мина) и  семейства Кампианов (1619, архитектор П. Римлянин). Небольшие по размеру, они отличаются изящной архитектурой в духе Возрождения.

Нижний этаж фасада часовни  Боймов расчленен шестью коринфскими  колоннами, несущими развитой антаблемент, который служит основанием для глухой стены второго яруса. Фасад и  интерьер часовни Боймов богато украшены скульптурой. Фигуры апостолов и  пророков, картуши и тонкие стебли орнамента образуют сложную насыщенную композицию.

Информация о работе Архітектура, образотворче мистецтво та усна народна творчість в XIV - першій половині XVII століття