Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:48, реферат
В первый период своего господства великое княжество Литовское под воздействием более высокой культуры завоеванных народов восприняло древнерусское законодательство и письменность, пользовалось услугами искусных мастеров и с уважением относилось к местным традициям, неизменно подчеркивая в своих указах, что оно «новин не вводит, а старины не рухает». Однако в дальнейшем положение украинского населения стало резко ухудшаться, особенно после Люблинской унии 1569 года, в результате которой основная часть украинских земель вошла в состав Речи Посполитой и оказалась под властью польских магнатов.
Введение
Архітектура
Образотворче мистецтво
Скульптура
Живопис та ікони
Мініатюра та графіка
Усна народна творчість
Висновки
Додатки
Список літератури
Более строгое сочетание архитектуры и скульптуры представляет фасад часовни Кампианов. Четко разделенный пилястрами и карнизами, он украшен полными движения реалистическими изображениями, которые помещены в виде рельефов на полях декоративных арок (скульптор Ян Пфистлер).
Большое распространение
получили скульптурные надгробия, выполненные
под большим влиянием итальянских
и немецких образцов. Примером может
служить надгробие князя
2.2 Живопись и иконы
Значительное место в украинском изобразительном искусстве рассматриваемого периода занимает живопись. Она развивалась в русле религиозного искусства, опираясь на богатое наследие Киевской Руси. На территории Украины в силу сложившихся исторических обстоятельств сохранилась лишь часть созданных в то время памятников, но и они позволяют говорить о высоком уровне монументальной живописи. Об этом свидетельствуют фресковые росписи церкви в Лужанах (первая половина 15 в.) и церкви св. Онуфрия в селе Лаврове (15 в.), а также фрагменты фресок в древней части армянского собора во Львове (конец 14 - начало 15 в.); в стиле последних отразились не только местные, но и армянские традиции.
Украинские и белорусские живописцы пользовались славой опытных мастеров. Из письменных источников известно, что их охотно приглашали для работы в Молдавию, Литву и часто в католическую Польшу, несмотря на то, что в своих росписях они, естественно, придерживались иконописных традиций греко-восточной церкви.
В становлении украинского
искусства серьезное значение имели
кроме его тесного
О своеобразии средневековой
украинской живописи яркое представление
дают иконы. Для украинской иконописи
длительное время были характерны строгая
лаконичная композиция, плоскостная
трактовка форм, выразительность
силуэта, продуманный ритм локальных
цветовых пятен. Колорит произведений
очень сдержан и даже суров (иконы
«Деисус» из с. Ванивки, 15 в., «Распятие»,
15 в.; обе в Львовском музее
украинского искусства). Одним из
наиболее значительных произведений ранней
украинской живописи является икона
«Юрий Змееборец» из Станиля (14 в.). Фигура
Юрия в сине-зеленых, глубоких по тону
одеждах оживлена в двух-трех местах
ярко-красными акцентами; в цветовой
композиции иконы четко выделен
также черный силуэт коня. Энергичный
ритм линий, образующих острые контуры
фигур, напряженность цвета и
целостность композиции сообщают произведению
большую эмоциональную
Украинской живописи того
времени присуще стремление к
конкретной и реальной передаче изображенного
действия. Так, в «Преображении» из
Бусовиск (15 в.) фигуры более объемны,
пространство имеет известную глубину.
И хотя иконописец по-прежнему был
связан еще старыми принципами «обратной
перспективы», но в трактовку традиционного
условного пейзажа с
Своеобразие украинской иконы, так же как и русской, в значительной мере определяется важной ролью цвета как носителя эмоционального начала. Несомненно, что в цветовой гамме икон непосредствен о отразился эстетический вкус народа. Близость украинской и русской живописи того времени нельзя объяснить лишь общностью религии и общими древними традициями - она существовала и поддерживалась беспрерывными культурными связями, взаимным тяготением родственных народов, тем значением, которое приобрело для Украины Русское государство в процессе борьбы украинского народа за свою независимость и сохранение национальной культуры.
В 16 в., особенно во второй половине,
вместе с ростом ремесла и торговли
и усилением национально-
Хорошим примером может служить
икона «Преображение» из Яблонив, близ
Турки (около 1575 г.), где в лицах
святых уже можно уловить местные
черты, а вместо традиционно схематизированных
гор появился реальный прикарпатский
пейзаж с его отрогами и рядами
деревьев. Любовно переданы мотивы
природы, навеянные пейзажами
Важной чертой изобразительного искусства Украины в 16 в. было также нарастание декоративного начала, которое проявилось в живописном строе иконы. Если в ранний период в иконе лишь отдельные робкие пятна киновари оживляют сочетание сине-зеленых и темно-коричневых тонов, то со второй половины 16 в. всю живопись пронизывает темпераментный ритм горячих красных тонов, данных в звучном сочетании с синим, белым, золотисто-желтым. Полнокров-ность и сила цветового звучания становится характерной чертой украинской иконописи.
В украинском искусстве широкое
применение нашел орнамент. Если к 15
в. орнамент встречался лишь на полях
иконы и иногда на нимбах, то теперь
он обильно покрывает и весь фон,
а иногда и одежды. Любовь к декоративному
искусству как выражение
Близость живописи к народному мироощущению сказалась также в появлении острых социальных мотивов в религиозных композициях. Так, при изображении Страшного суда осуждались не только пороки быта, но и сами представители господствовавших классов (например, мотив наказания пана и его супруги, коляску которых черт толкает в ад). Сближению иконописи с народной жизнью способствовал тот факт, что религиозная борьба православия против католицизма приобрела на Украине актуальное общественное значение как форма протеста народа против ига шляхетской Польши. Ведущую роль в этом движении до начала 17 в. играл Львов.
Художественная жизнь
Львова не представляла собой однородной
картины. Заказчиками многих произведений
живописи и архитектуры были представители
патрициата, в большинстве
Характер украинского иконостаса окончательно определился к середине 17 в. в виде пятиярусной стены (Пятницкая церковь во Львове, 1644 г., и др.). От русского он отличается своей большей декоративностью, разнообразием профилировки и форм карнизов, иконных обрамлений и особенно благодаря широкому применению ажурной золоченой резьбы, излюбленным мотивом которой была виноградная лоза. Золото, сочетаясь со звучной красочностью иконописи, придавало иконостасу торжественную праздничность.
По мере усиления Запорожской
Сечи, которая, возникнув в 16 в. на низовьях
Днепра в качестве форпоста, преграждала
путь татарам и стала важнейшим
опорным пунктом народно-
Как искусство, освященное традицией,
на Украине и в России часто
принималось архаизирующее
В Поднепровье, так же как
и в Западной Украине, иконопись,
оставаясь в русле
Портрет в живописи Украины
получил заметное развитие в 16-17 вв.
И сейчас еще можно видеть в
старинных украинских церквах более
или менее сохранившиеся
В некоторых портретах
художники довольно удачно передают
черты сходства, в других они исходят
из схемы представительного
Эволюция украинской средневековой живописи завершается в конце 17 - начале 18 в. в творчестве Иова Кондзелевича, Ивана Рутковича и других мастеров, создавших превосходные проникнутые новыми светскими тенденциями иконы и парсунные портреты. В иконах богородчанского иконостаса Иов Кондзелевич создал образы величественные и значительные, мастерски применив светотеневую моделировку формы. Иван Руткович в иконах «Иисус и Мария Магдалина», «Старозаветная Троица», «Архангел Гавриил» (Львовский музей украинского искусства) воплотил образы, исполненные большой человеческой красоты. Блестяще используя и обогащая традиции декоративной живописи, художник сочетает холодные и горячие краски, придающие его произведениям нарядность и эмоциональную выразительность.
2.3 Миниатюра и графика
Наряду с живописью важное место в истории украинской художественной культуры 14-17 вв. заняли миниатюра и графика. О сохранившейся в 14 столетии киевской школе миниатюристов красноречиво говорит рукопись Псалтыри (1397), написанная дьяком Спиридонием. Ее миниатюры представляют довольно сложный комплекс: одни из них следуют более ранним образцам, другие отмечены, по-видимому, влиянием палеологовского искусства Византии. Традиционно выполнена миниатюра фронтисписа с изображением Давида, напоминающая перегородчатую эмаль с обильным применением золота. Среди миниатюр другого типа большой выразительностью отличается «Танец перед царем Саулом». Движения женщин переданы пластически изящно, с мягкой грациозностью, с большим чувством ритма.
Наряду с киевской школой
миниатюры существовала галицко-волынская.
Наиболее значительным памятником этой
школы являются миниатюры Пересопницкого
евангелия (1556 -1561, Киевская публичная
библиотека). В центре каждой из четырех
его миниатюр помещены на золотом
фоне небольшие изображения
Со второй половины 16 в. в связи с активизацией культурной жизни и усилением религиозной борьбы стал расширяться спрос на книгу. Появилась обширная просветительская и полемическая литература; увеличивалось количество книг, переведенных с болгарского и других языков. Все это подготовляло почву для появления на Украине своей печатной книги и для развития гравюры.
Важную роль в развитии
украинской гравюры на дереве сыграл
русский первопечатник Иван Федоров,
создавший в 1573-1574 гг. при поддержке
простых людей и низшего