Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:31, реферат
Феодали́зм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная иерархия. Основой феодализма является феодальный способ производства.
Процесс становления феодальных отношений на террито
Введение 3
Возникновение феодальных городов 4
Белорусский феодальный город 6
Магдебургское право и города Беларуси 9
Заключение 11
Литература 12
Приложения 13
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский
национальный технический университет
Реферат
на тему: «Белорусский феодальный город
»
Выполнил: студент гр. 106321 ЭФ
Котлеров
Роман Александрович
Проверил:
доцент Щавлинский Николай Борисович
Минск – 2012
Оглавление
Введение 3
Возникновение феодальных городов 4
Белорусский феодальный город 6
Магдебургское право и города Беларуси 9
Заключение 11
Литература 12
Приложения 13
Феодали́зм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная иерархия. Основой феодализма является феодальный способ производства.
Процесс становления феодальных отношений на территории Беларуси это сложный, длительный и динамичный процесс, в этот период происходят значительные изменения в экономической, социальной, культурной, политической сферах жизни общества. В это время
Предпосылками
возникновения и формирования
феодального способа
Конкретно-исторические
пути возникновения городов весьма
разнообразны. Уходившие из деревень
крестьяне и ремесленники селились
в различных местах в зависимости
от наличия благоприятных условий
для занятия «городскими
Концентрация населения в подобных центрах,
в том числе феодалов с их слугами и свитой,
духовных лиц, представителей королевской
и местной администрации, создавала благоприятные
условия для сбыта ремесленниками своих
изделий. Но чаще, особенно в Северо-Западной
и Центральной Европе, ремесленники и
торговцы селились вблизи больших вотчин,
усадеб, замков и монастырей, обитатели
которых приобретали их товары. Селились
они у пересечения важных дорог, у речных
переправ и мостов, на берегах удобных
для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п.,
где издавна действовали традиционные
торжища. Такие «рыночные местечки» при
значительном росте их населения, наличии
благоприятных условий для ремесленного
производства и рыночной деятельности
также превращались в города.
Рост городов в отдельных областях Западной
Европы происходил разными темпами. Раньше
всего, в VIII—IX в., феодальные города, в
первую очередь как центры ремесла и торговли,
сформировались в Италии В этих и других
областях, с богатыми античными традициями
быстрее, чем в других, специализировались
ремесла, произошло формирование феодального
государства с его опорой на города.
При всем различии места, времени, конкретных
условий возникновения того или иного
города оно всегда являлось результатом
общего для всей Европы общественного
разделения труда. В социально-экономической
сфере оно выражалось в отделении ремесла
от земледелия, развитии товарного производства
и обмена между разными сферами хозяйства
и разными территориями и поселениями;
в собственно социальной и политической
сферах — в развитии структур государственности
с их институтами и атрибутами
Поскольку города находились на землях
феодалов, первоначально они управлялись
их наместниками. По мере увеличения своего
экономического значения города стали
выступать против феодального гнета (коммунальные
революции XI-XIII вв.). Союзником в этой борьбе
выступала королевская власть, заинтересованная
в ослаблении феодалов. Освободившиеся
от феодальной зависимости города превращались
в центры антифеодальной борьбы. Некоторые
города (в Северной Италии, Германии) добились
независимости даже от короля, т. е. стали
своеобразными самостоятельными государствами.
Однако большинство городов получило
только право самоуправления, а юридически
подчинялось королю или своим феодалам.
Несмотря на относительно быстрое увеличение
городского населения, оно составляло
повсеместно абсолютное меньшинство страны.
Численность населения большинства городов
.была мизерной. Обычно число жителей типичного
средневекового города не превышало 5-
10 тыс. человек. Общее количество городов
увеличивалось очень быстро.
Территория средневекового города была
окружена кольцом крепостных стен, рвами,
земляными валами. Эта система укреплений
препятствовала росту вширь, что являлось
причиной невообразимой тесноты, узости
улиц и площадей.
Ремесло не сразу конституировалось и
оформилось на новом месте жительства.
Поэтому средневековый город долго сохранял
полуаграрный характер. Население городов
сплошь и рядом имело пахотную землю, огороды,
разводило коров, коз, свиней. Вначале
ремесленники были и торговцами. Но процесс
отделения ремесла от земледелия неизбежно
увеличивал часть продукции, производимой
для обмена, т. е. способствовал развитию
торговли и появлению купечества. Ремесленники
все больше работали на рынок.
Производство все большего количества
ремесленных товаров в городах и условия
их реализации обусловили возникновение
и развитие нового общественного слоя
- купцов, которые занимались только обменом
товаров.
По социальному составу наибольший процент
городского населения составляли ремесленники,
затем шли торговцы, ростовщики и пр. Ремесленники
принесли в город основы общинного устройства
(общинное землевладение, народную сходку).
Города управлялись городскими советами,
ведавшими военными силами города, внешней
политикой, финансами, ремеслом, торговлей
и т. д. После освобождения от феодалов
власть в городах захватила богатая верхушка
городского населения - купцы, ростовщики,
землевладельцы (патрициат). Расслоение
городского населения было довольно значительным:
2-7% городского населения, его патрициат,
сосредотачивали у себя 60-70% доходов города
и были полновластными его хозяевами.
Роль городов в истории феодального общества
трудно переоценить. По своему социально-экономическому
строю города с самого начала были носителями
капиталистического уклада: торговля,
ростовщичество, ремесленное мелкотоварное
производство неизбежно должны были привести
в определенных условиях к появлению капиталистических
производственных отношений. Экономика
города с его торговлей и товарным производством
находилась в противоречии с натуральным
характером производства феодальных поместий.
Она нуждалась в расширении рынка сбыта,
а феодальный строй сдерживал процесс
развития рыночных связей. Именно это
и было причиной борьбы городов с феодалами.
Заметим, что города с их сосредоточием
ростовщического и торгового капитала
способствовали разложению феодализма.
Кроме того, они были центрами притяжения
беглых крестьян. Города способствовали
развитию единого национального рынка,
экономической, а затем и политической
национальной консолидации.
В феодальную
эпоху главным средством
С конца XIV в.
рядом с великокняжеской стала
признаваться и частная собственность
на землю: княжеская, боярская, церковная.
Частные владения росли на свободных
землях, а также за счет княжеского
домена, который соответственно сокращался.
Поскольку великий князь
Полной собственностью феодалов была челядь несвободная. Она не вела своего собственного хозяйства и жила при дворах феодалов. Из челяди складывалась первоначальная сила феодального хозяйства. Источники набора этого сословия были те же, что и в Русском государстве: купля-продажа, брак с несвободным человеком, рождение в неволе, наказание за преступление. Кроме работы на поле челядь выполняла и другие функции в хозяйстве: обрабатывала огороды, сады, пасли стада и т.д. Женщины ткали лен. Жила прислуга и при хозяйским дворе, и на селе. У некоторых были свои дома, недвижимость, даже небольшие наделы-»приробки» на пустующих землях. Другие не имели ничего. Содержалась челядь несвободная месечиной, которая была формой оплаты ее труда. Месечину платили в основном хлебом, который отпускался из запасов хозяйского двора. Челядь, у которой были свои «приробки», имела меньшую месечину, чем та, которая не имела ничего. Эта группа населения была невелика. Она полностью присоединялась к хозяину, лишалась свободы переездов и право обустройства своей судьбы. Челядь несвободная не имела имущества и прав защиты.
Основную часть крестьянского населения составляли тягловые крестьяне всех наименований. По сравнению с несвободной челядью они имели меньшую степень личной зависимости от владельца. Кроме того, они пользовались земельными наделами, разными по размеру и хозяйственному назначению. Крестьянские наделы состояли обычно из усадебной и овощной земли, поля, луга, иногда бобровых и рыбных угодий.
Для крестьянского
землепользования была характерна чрезвычайная
чересполосица в распределении
участков и усадеб. Крестьянские наделы
переплетались не только друг с другом,
но и с землями других собственников.
Такой земельный образ
Крестьянские
семьи селились в определенном месте,
строили село, а потом занимались
разработкой окрестных земель. Земля,
распаханая семьей, а также расчищеный
ею сенокос становятся ее достоянием.
С увеличением семьи и
Великокняжеская власть в Великом княжестве Литовском до второй половины XVI в., за некоторым исключением, не принимала планомерного участия в землеустройстве крестьянства, не выделяла и не отмеряла им земли. Она имела дела с крестьянами, которые стихийно заняли земли и угодья, и только облагали их налогами и повинностями в зависимости от величины и качества земель и численности податного населения из «дыма» (крестьянского хозяйства). Вся земля, как и та, что находилась в пользовании отдельной семьи, или «дыма», так и та, которой пользовались все жители села (леса, болота, озера, реки и т.д.), считалась имуществом сложных крестьянских сообществ – общин. Община несла ответственность за своевременное выполнение крестьянских повинностей, а позднее стала принимать участие и в землеустройстве крестьянства.
Большое значение феодальный город получил в экономическом развитии белорусских и юго-западных украинских земель, когда после распада Киевского государства они вошли в состав: первые — Литовского, а вторые — Галицкого княжества, а затем в объединённое Польско-Литовское государство.
Кроме старых крупных городов, как Вильно, Гродно, Ковно, Львов, Галич, Владимир-Волынский и др., здесь имелась масса мелких городов («места»), представлявших собой небольшие местечки, расположенные на землях феодальных владельцев, населённые ремесленниками, обязанными феодалу повинностями. Как эти, так и более новые города (Слоним, Волковыск, Перемышль, Бересты и др.) стали развиваться в крупные торгово-промышленные центры. В них селились ремесленники из крепостных вотчинных крестьян и из «вольных людей». Часть ремесленников была выходцами из государств Центральной Европы. Стало формироваться мелкое и крупное купечество, которое не только вело местную (ярмарочную) торговлю, но и занималось откупами, денежными операциями, вело заграничную торговлю. Развитие торговли способствовало дальнейшему экономическому росту городов и укреплению в них зачатков городской промышленной и торговой буржуазии. Иной путь развития прошли в период феодальной раздроблённости в XIII—XIV вв. города южных окраин Восточно-Европейской равнины, а также Закавказья и Средней Азии, особенно со времени монгольского завоевания. На всём этом обширном пространстве, издавна имевшем культурные и торговые связи с древним европейским греко-римским миром, города в преобладающей мере не носили феодально-ремесленный характер, а имели древнее происхождение как крупные торговые центры. Часть этих городов уже к XIII—XIV вв. вместе с падением восточных государств или совсем исчезала, теряла своё значение, или была разрушена (Итиль и Булгар на Волге, Саркел на Дону, Сарай-Берке и др.). Вместо них позднее стали возникать другие города (Астрахань, Казань), которые благодаря своему выгодному положению на Волжско-Каспийском водном пути быстро получили крупное значение в оборотах с русской и сибирской пушниной, бухарскими тканями, шелками и коврами, произведениями собственных ремёсел — кожаными товарами, юфтью и пр. На Черноморском побережье старые греко-римские черноморские колонии (Херсонес, Кафа, Судож и др.) вели в XIII в. оживлённую торговлю с Византией, Генуей, Венецией, Малой Азией, Кавказом, где можно было встретить многочисленных представителей купечества этих стран.
Самоуправление
городов Беларуси взяло свое начало
еще с времен Киевской Руси.В Полоцке
и в Витебске, как в Киеве
и в Новгороде всеми
И происходило это не случайно. В средневековье
население крупных городов Беларуси, особенно
западных было уже полиэтичным, что само
по себе благоприятствовало развитию
культурных отношений между народами.
В 13-14 вв. тут поселилось много иноземцев,
особенно немцев. В Полоцке, например,
была частная ганзейская фактория.
Много немецких купцов и ремесленников
поселяются в Гродно и Бресте. Формируя
вольную общину, они управлялись своим,
принесенным с немецких земель, правом,
знакомым нам как магдебургское.
Магдебургское
право впервые появилось в