Благотворительность и меценатство в России (истоки, причины, история)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 06:44, реферат

Краткое описание

Каждый понимает добро по- своему. Оно, как счастье, у каждого свое. Когда мы говорим: «Это добрый человек», в ассоциативном ряде выстраиваются и другие его качества: честный, порядочный, самоотверженный, понимающий… Этот человек творит добро не для себя, а для других. Для тех, кого любит, кому хочет помочь, кто просто нуждается в его участии. Что им руководит в подобных действиях? Чем именно он может улучшить жизнь каких-то людей?

Содержание

1.Введение
2. История меценатства и благотворительности.
2.1 Благотворительность царских семей.
2.2 Меценаты и их роль в развитии благотворительности в России.
2.3 Нижегородский меценат Бугров Н.А.
3.Благотворительность в послереволюционной России.
4.Благотворительность в наши дни.
5. Заключение.
6. Список Литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История меценатов.docx

— 115.00 Кб (Скачать файл)

1 Рыжов К. «Россия. 600 кратких жизнеописаний», «Вече», 2000. С. 92

 

 В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. 
Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год).1 
   Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. В 1862 году право утверждения уставов вновь создаваемых благотворительных обществ было передано в Министерство внутренних дел.В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец».К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Такой комитет для оказания помощи неимущим и сокращения числа нищих по примеру петербургского был образован в 1838 году в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В.Голицына. Он назывался «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством генерал-губернатора. В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры, для других комитет исходатайствовал виды на жительство, определял в больницы, богадельни, подыскивал работу, снабжал одеждой, обувью и деньгами, малолетних детей направлял в учебные заведения, воспитательные дома, в учение на фабрики и заводы. Комитет основал в Москве женские и мужские богадельни, Долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства.   Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов. В царской России только одна фабрика имела право выпускать игральные карты: эта фабрика была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета – таким образом карточное производство было монополизировано в благотворительных целях. 
42 года отдал благотворительности принц Петр Ольденбургский, основавший в Петербурге первый ночной детский приют. В течение жизни объем его пожертвований превысил 1 миллион рублей. На Литейном проспекте ему был установлен памятник «Просвещенному благотворителю» (после революции памятник был снесен).  «Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».  К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.1

_____________________

1 Рыжов К. «Россия. 600 кратких жизнеописаний», «Вече», 2000. С. 100

2.2 Меценаты и их роль в развитии благотворительности в России.

В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. 

Савва Иванович Мамонтов (1841, Ялуторовск, ныне Тюменской области, - 1918, Москва), крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Сын купца 1-й гильдии Ивана Мамонтова. Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета. Был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись.1В 1870-1890 годах в подмосковном имении Абрамцево формировался так называемый «мамонтовский кружок», в который входили художник и архитектор Гартман, скульптор Антокольский, искусствовед Прахов, художники Левитан, Неврев, Репин, братья Васнецовы, Врубель,         Серов, Поленов, Коровин.По инициативе Мамонтова в Абрамцево открыли общеобразовательную школу для крестьянских детей. В конце-80-х годов в имении при поддержке Мамонтова начали работать художественные мастерские: столярные (с нее начинается  история Абрамцевского художественного училища имени В.М.Васнецова) и гончарные, где работал Врубель, и которые дали русскому искусству высочайшие образцы керамики. Для Врубеля же Мамонтов построил на Нижегородской ярмарке для Врубеля павильон.2В 1885 году Мамонтов на свои средства основал Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), утверждавшую новые принципы в оперно-театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля. Он участвовал в её   финансировании , выработке эстетической концепции, привлекал к оформлению спектаклей художников своего кружка.

_____________________________________________

1 Рыжов К. «Россия. 600 кратких жизнеописаний», «Вече», 2000. С. 92

2 Гавлин М.Л. «Российские предприниматели и меценаты», «Дрофа», 2005 С. 78

 

На сцене оперы выступал молодой Федор Шаляпин, здесь были поставлены специально для нее написанные Римским–Корсаковым «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане».

 

 С   1899   года   участвовал   в   финансировании   журнала  «Мир искусства». Жертвовал средства в фонд Музея изящных искусств, избран членом-учредителем Комитета по устройству музея.

В 90-х годах Мамонтов предпринял попытку создать конгломерат связанных между собой предприятий. Долги, сделанные Мамонтовым в ходе  финансирования  этого проекта, ошибки и нарушения финансового законодательства привели к крушению мамонтовского бизнеса. В  1899   году  Мамонтов был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. В 1900 году  Московский окружной суд признал отсутствие корыстного умысла в его действиях, однако объявил Мамонтова несостоятельным должником. Впоследствии он отошел от активного предпринимательства.

Весной 1902 года дом Мамонтова на Садовой-Спасской улице вместе с коллекцией картин и мебели был продан с торгов. Часть картин и предметов мебели были приобретены Третьяковской галереей, Русским музеем, частными коллекционерами.

    Павел   Михайлович   Третьяков  ( 1832 –1898) –  предприниматель ,  благотворитель ,  меценат ,  создавший   знаменитую  галерею русской живописи. Созданная на базе его коллекции Государственная Третьяковская галерея в наше время стала художественным музеем мирового значения.

      Павел   Михайлович   Третьяков  происходил из древнего, но небогатого купеческого рода из города Малоярославца. В Москве предки Павла Третьякова обосновались в 1774 году. В 1860 году вместе с братом Сергеем Михайловичем и зятем В.Д.Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д.Коншин» для торговли изделиями из льна, хлопка и шерсти, в 1866 году - Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Павел Третьяков был одним из учредителей и  руководителей Московского купеческого банка (1866); Московского торгово-промышленного товарищества (1874), некоторых других крупных фирм. Составил крупное состояние (4,4 миллионов рублей), заключавшееся в недвижимости (5 домов в Москве), ценных бумагах, деньгах и векселях.

Павел Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854 году, купив 10 полотен старых голландских мастеров на «развалах» у Сухаревой башни. Поставив перед собой цель создать национальную художественную галерею, Третьяков сосредоточился на собирании работ отечественных мастеров. В 1856 году он приобрел картину художника Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» - этот год считается датой основания Третьяковской галереи.

В собрание Третьяков включал наиболее ценные и примечательные произведения, в первую очередь своих современников, с 70-х годов XIX века - главным образом членов Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретения делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупая целые собрания. Так, в 1874 году Павел Третьяков приобрел туркестанскую серию Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 году -  его же индийскую серию (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов Иванова, 102 этюда Поленова, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У Виктора Васнецова приобрел собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе. Наиболее полно у Третьякова были представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков, Левитан, Серов. Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров XVIII - первой половины XIX веков и памятники древнерусской живописи. Он задумал также создание «Русского пантеона» - портретной галереи знаменитых соотечественников. Специально для нее заказал портреты деятелей отечественной культуры ведущим мастерам этого жанра - Ге, Крамскому, Невреву, Перову, Репину. Этими художниками для собрания Третьякова были написаны портреты Писемского, Гончарова, Гоголя, Островского, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, Васильева, Тургенева, Достоевского, Майкова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Тютчева, Пирогова, Герцена.1

На рубеже 70—80-х годов XIX века Третьяков стал коллекционировать и рисунки, с 90-х годов формировал собрание икон. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. При его жизни в экспозицию они не включались, а находились в кабинете владельца. Собирал Третьяков и скульптуру, однако эта часть коллекции была небольшой (9 скульптур).

 

 

__________________________

1 Зилоти В.П. « В доме Третьякова», Москва, 1992. С.78

В 70-80-х годах архитектор Каминский несколько раз перестраивал дом братьев Третьяковых в Лаврушинском переулке, приспосабливая его для размещения коллекций. Фасад галереи в неорусском стиле был построен уже после смерти Третьякова, в 1900 – 1905 годах (по эскизу Виктора Васнецова).

 

С 1881 года его галерея стала общедоступной. В 1892 году Павел Третьяков унаследовал собрание западноевропейской живописи своего брата Сергея и разместил его в двух залах западной школы. В августе 1892 года Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в коллекции насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекции икон. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». Павел Третьяков продолжал пополнять собрание и был его пожизненным попечителем. Так, в 1894 году он передал галерее 30 картин, 12 рисунков и мраморную статую «Христианская мученица» работы Антокольского.

            Павел Третьяков был известен также как щедрый благотворитель. В 1860 году он  финансировал строительство, а затем содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 года состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского коммерческого училища и Александровского коммерческого училища. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909-1912 годах архитектором Курдюковым), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи.

            Брат Павла Сергей Михайлович (1834-1892) также был крупным коллекционером и благотворителем. Он состоял членом московского отделения Русского музыкального общества, Московского художественного общества. В 1881–1887 годах на свои средства издавал «Художественный журнал». Участвовал в подготовке Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 в Москве.

    

 

 

              Морозовы - русские текстильные фабриканты. Родоначальник семьи - Савва Васильевич Морозов (1770-1862), бывший крепостной, пастух, извозчик, наемный ткач на фабрике Кононова. В 1797 году организовал собственное шелкоткацкое заведение в селе Зуево Богородского уезда Московской губернии (ныне г. Орехово-Зуево). В 1820 году с четырьмя сыновьями выкупился на волю. В 1825-1840 годах Морозовы основали 4 хлопчатобумажные фабрики, которые во второй половине XIX века выросли в крупные фирмы. К 1913 году на предприятиях Морозовых было занято 54 тысячи рабочих, выпущено продукции более чем на 100 миллионов рублей, а собственные капиталы семьи превысили 110 миллионов рублей. 
Благотворительная деятельность семьи Морозовых начинается с младшего сына Саввы Тимофея (1823-1889), учредившего стипендии при Императорском техническом училище и оплачивавшего обучение окончивших курс инженеров за границей. Участвовавшая в семейном бизнесе Варвара Морозова (1848 – 1917) - вдова одного из потомков основателя династии строила для своих рабочих и их детей дома, школы, ясли, больницы. Открыла туберкулезный санаторий и Народный театр. 
Сын Тимофея Сергей (1860 -1944) заложил основы семейного меценатства. Он жертвовал средства на нужды Строгановского училища, являлся одним из учредителей Музея изящных искусств на Волхонке (ныне Музей им. А.С.Пушкина) и создателем Кустарного музея в Москве, помогал художникам Поленову, Серову. В течение восьми лет до своей смерти в 1990 году в его доме жил художник Левитан. После революции 1917 года и национализации музея на Волхонке за Сергеем Тимофеевичем сохранили кабинет и предложили должность консультанта. Однако в 1925 году по настоянию родных он уехал во Францию.1

 
 Наиболее ярким представителем Морозовых-благотворителей был сын Тимофея Савва (1862 - 1905). Он вошел в историю прежде всего как выдающийся меценат, один из создателей Московского художественного театра, друживший со Станиславским и Горьким. В 1898 году он вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901—1904), был инициатором создания и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке. 
   __________________________

1 Мартынов С.Д. «Предприниматели, благотворители, меценаты…», СПБ, 1993. С. 96

 

Благодаря усилиям Саввы Морозова к концу XIX века при Никольской мануфактуре действовали три больницы, три училища, роддом, богадельня, библиотека. Он финансировал строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, жертвовал деньги на лечение душевнобольных, был почетным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета. 
После забастовки рабочих Никольской мануфактуры в феврале 1905 года Савва потребовал у правления Товарищества принять их условия и полностью передать в его руки управление фабрикой, но получил отказ матери и в начале марта вообще был отстранен от управления. По рекомендации врачей в апреле 1905 года выехал сначала в Берлин, а затем в Канны, где покончил жизнь самоубийством.

Информация о работе Благотворительность и меценатство в России (истоки, причины, история)