Боспорское царство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:26, доклад

Краткое описание

1.Античные города-государства в северном причерноморье
2.образование боспорского царства
3.развитие и падение боспорского царства

Вложенные файлы: 1 файл

боспорское царство.docx

— 31.61 Кб (Скачать файл)

Упадок боспорской торговли в конце II в., связанный с изменениями политической обстановки в Греции и Малой Азии и с непрерывными столкновениями с соседями, привёл к уменьшению доходов боспорских правителей и не позволял им держать большую наёмную армию, а это затрудняло борьбу со скифами. К тому же нужны были средства, чтобы откупаться от скифов и сарматов и даже, повидимому, временами платить им дань. Всё это сказывалось и на внутреннем положении царства, вело к усилению эксплуатации зависимых земледельцев. К концу II в. положение настолько обострилось, что можно было ожидать совместного выступления рабов и зависимого крестьянства против правящей знати боспорских городов.

В этой обстановке правящие круги Боспора в поисках опоры, которая помогла бы им сохранить их привилегированное положение, обратились к понтийскому царю Митридату VI Эвпатору. В результате переговоров между обеими сторонами было заключено соглашение, по которому боспорский царь Перисад V «добровольно» передал свою власть Митридату. Однако широкие слои угнетённого населения Боспора и, в первую очередь, скифские рабы ответили восстанием на это соглашение между боспорской знатью и Митридатом. Скопление больших масс рабов в Павтикапее облегчило подготовку восстания, во главе которого стала группа рабов-скифов, принадлежавших царю Перисаду. Руководителем восстания был скиф Савмак. Подробности этого события неизвестны. Очевидно, одним из первых действий восставших было провозглашение царём Савмака. Таким образом, ими было организовано собственное царство, подобно тому как это произошло в Сицилии во время восстания в 137—132 гг. до н. э.

Решительные действия восставших грозили Митридату потерей его  владений и влияния в Северном Причерноморье. В течение нескольких месяцев Митридат подготовил флот и  сухопутное войско и весной 107 или 106 г. до н. э. отправил его под командованием  Диофанта в Крым. Используя Херсонес в качестве опорного пункта, Диофант  атаковал с моря Феодосию. И Феодосия и Пантикапей оказали упорное сопротивление войскам Митридата. Невидимому, в этих городах были особенно сильны позиции Савмака, так как здесь сосредоточивались большие массы свободной бедноты. Однако восставшие не обладали достаточной военной силой, чтобы отразить нападение Диофанта. Об их ожесточённой борьбе с понтийскими войсками свидетельствуют следы больших разрушений в конце II в. до н. э.: может быть, борьба происходила на улицах города даже и после того, как городские укрепления были захвачены Диофантом. Многих участников восстания Диофант казнил. Савмак был захвачен живым и отослан к Митридату в Синопу, где, вероятно, тоже был казнён. Ремесло и торговля

Увеличилось количество ремесленных мастерских и изделий  их мастеров. Не снизился уровень металлообработки и ювелирного дела, деревообработки  и камнетесно-строительного ремесла. Высокого по тем временам совершенства достигло кораблестроение Боспорские зодчие были хорошо знакомы с архитектурными принципами эллинистического Средиземноморья, но умело вносили в них свои местные особенности. В 60-х гг. текущего столетия на северном склоне горы Митридат раскопками был открыт архитектурный ансамбль из двух комплексов помещений, сгруппированных вокруг центрального двора. Это общественное здание, выстроено во II в. в столице, условно именуют пританеем - зданием, предназначенным для высших должностных лиц - пританов. Общественные постройки и богатые дома украшали росписями, мозаиками, скульптурой. Роскошные погребения - монументальные подкурганные склепы - продолжали сооружать для представителей греческой и варварской верхушки. Сохранившиеся в них росписи и множество художественных изделий говорят об искусстве местных мастеров.

Особенно могучим  было в III в. черепичное производство. Черепицу клеймили, отсюда известно, что кроме  частных, существовали царские и  принадлежащие городу мастерские. Увеличилось  количество и улучшилось качество гончарных  изделий; богатым стал их ассортимент. Глиняные статуэтки высокохудожественны, их производство приобретает массовый характер. Они служили для нужд культа и украшения жилищ, а изображали богов и богинь, мужчин и женщин, бытовые сценки, в конце периода - всадников и вооруженных воинов.

В торговле между городами и сельскими поселениями привозные  товары из Греции уступают место продукции  местных ремесленных мастерских. С рынком больше были связаны крупные  рабовладельческие усадьбы. По-видимому, сократилась покупательная способность  рядовых жителей. Уменьшился вывоз  холста в Грецию, товарообмен с  Афинами заметно сократился. В  то же время более заметным становится роль южнопонтийских городов, Византия, островов Коса, Самоса, Делоса, малоазийского Пергама, Египта. Через города импортные изделия попадали на территорию соседних племен. Возрос собственно боспорский экспорт в эти области. В европейской части Боспора важнейшими торговыми центрами оставались Пантикапей и Феодосия.

В первой половине III века в государстве разразился острый денежный кризис. Он выразился в  прекращении чеканки золотой  и серебряной монеты Пантикапея и  обильном выпуске меди плохого качества. К этому времени относятся  массовое зарытие кладов. Монетная реформа Левкона II в. третьей четверти III в. - выпуск номиналов медной монеты с именем и титулом царя - способствовала восстановлению денежного хозяйства и в то же время укрепляла авторитет династии. После Левкона царская чеканка (но уже золотая) стала традиционной. Был возобновлен выпуск пантикапейского серебра. Во второй половине III-II вв. возродилась автономная чеканка Феодосии, Фанагории, Горгиппии.

Разнообразные материалы  говорят об увеличении населения  и территории городов, их благоустройстве, расширении строительных работ. Города были центрами идеологической и культурной жизни государства. Здесь находились храмы почитаемых божеств, жили ученые, писатели, музыканты, архитекторы, скульпторы. Знаменитым философом и историком  в III в. был Сфер Боспорский. Надгробные эпитафии отразили мастерство местных поэтов. Больше стало произведений художественного ремесла, изготовленных в городских мастерских. Остатки зданий говорят об использовании ордера в архитектуре. Богато представлена надгробная скульптура. Надгробные памятники украшались рельефами и росписями. Представление о живописи дают остатки штукатурки богатых зданий и особенно росписи склепов. Для боспорской культуры Ill-I вв. характерно взаимопроникновение греческих и туземных элементов.


Информация о работе Боспорское царство