Брестская церковная уния 1596 г.: цели, содержание, итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:32, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать процесс проведения Брестской унии, её результаты, последствия и причины заключения.
Задачи работы:
• показать историю развития Брестской унии, исследовать попытки её предыдущей реализации;
• выявить, что же стало причинами принятия церковной унии;
• изучить содержание унии;
• определить итоги и последствия Брестской церковной унии.

Содержание

Введение. 3
Попытки реализации церковно-религиозной унии в Беларуси, ВКЛ и Польше. 4
Причины принятия Брестской церковной унии. 6
Проведение унии в Риме и Бресте. Содержание унии. 8
Итоги и последствия Брестской церковной унии. 13
Заключение. 15
Список использованной литературы. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Брестская церковная уния.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

      Унию приняла значительная часть Беларуси, но в некоторых районах она не закрепилась (Слуцкое княжество, окрестности Пинска и Могилёва). [9,c.98]

     Смерть Иосафата в 1838 г. поставила униатскую церковь перед таким фактом, что во главе её фактически оказались приверженцы идеи воссоединения. В феврале 1838 г. в Полоцке собрались три епископа – Семашко, Лужинский и Зубко с высшим духовенством и подписали акт о соединении униатской церкви с православной. Так как Николай I давно уже направлял это движение, то за его санкцией дело не стало. Присоединение проходило в общем довольно спокойно, так как Семашко и его сотрудники заранее подготовляли влиятельное духовенство, строптивых убирали с пути воссоединения, соглашающихся выдвигали на видные места, а с колеблющихся брали особые подписки. И в 1839 г. Брестская церковная уния была ликвидирована Полоцким церковным собором. [9,c.98] Только в западных частях Белоруссии, а вне её пределов – в Холмщине население и священники оказали большое упорство, почему кое-где правительство оставило оазисы унии. [9,c.98]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги и последствия Брестской церковной унии.

     Каковы же последствия церковной унии? Привела ли она к тому согласию между различными вероисповеданиями, как об этом говорил Пётр Скарга? Оказывается, нет. Напротив, церковная уния вызвала ещё большее ожесточение между православием и католичеством, чем это было до унии. [5,c.24] Следует отметить, что практическое проведение унии нисколько не затрагивало существующего положения католической церкви. Фактически объединялось не православие и католичество, а происходил перевод части православной церкви в разряд униатской. Уния не объединяла христиан, а разделила русскую церковь на православную и униатскую.

     Сама же униатская церковь была не самостоятельной церковной организацией, а промежуточной ступенью на пути перехода от православия к католицизму. [5,c.25] Униаты, как всякие ренегаты, были большими католиками и злейшими преследователями православных, чем римский папа и его курия. Уния имела определенную установку — сделать в Речи Посполитой всех католиками. Статус-кво для католической церкви и нарушение этого принципа для православной — что могло быть более несправедливым в глазах человека русской веры? В своей речи в сенате князь Константин Острожский прямо обвинил короля Сигизмунда III в насильственном насаждении унии. "На веру православную наступаешь, на права наше, ломаешь вольности наше, и наконец на сумненье наше налегаешь: чим присягу свою ломаешь, и то што — кольвек еси для меня учинил, в нивошто остатнею ласкою своею оборочаешь... Але вижу, иж то к остатней згубе всее короны Польское идет..." .

     Уния не потушила религиозные распри, а, скорее, послужила той искрой, от которой разгорелось пламя национально-освободительной войны белорусского и украинского народов под предводительством Богдана Хмельницкого. Эта национально-освободительной войны охватила и южные районы Беларуси. Именно казаки были одной из главных сил, которая вынудила правительство Речи Посполитой в конце 20-х – начале 30-х годов XVII века пойти на значительные уступки православным. Что подобный вывод не плод досужей мысли, а отражение реальной социально-политической и национально-религиозной ситуации, которая сложилась в Белоруссии после введения унии, доказывает красноречивое письмо литовского канцлера Льва Сапеги к полоцкому униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу. написанное 12 марта 1622 года. Приведем наиболее характерные выдержки из него. «Это правда, - писал Лев Сапега. - что я сам являюсь автором унии, но я не мог предполагать, что Ваша милость будет обращать людей в унию насильственными действиями... Ты, Ваша милость, пишешь, что политикой не интересуешься, а я добавлю — и Речью Посполитой, ибо от их (православных) повиновения в Речи Посполитой зависит больше, чем от унии Вашей милости... Укажи, Ваша милость, кого привлек, кого поймал ты своей суровостью, резкостью, запечатыванием, закрытием церквей».

      Содействовала ли уния смягчению межконфессиональной напряжённости, укреплению веротерпимости, или наоборот? В какой мере можно считать деятелей унии борцами за единство христианства в духе равенства и любви? При ответе на этот вопрос совокупность фактов позволяет точно и уверенно утверждать, что, несмотря на возможно благие намерения отдельных деятелей, уния осложнила и ожесточила межконфессиональные противоречия. [8,c.86]

      Содействовала ли уния развитию белорусской народности и её культуры? Очевидно, что носители профессиональной образованности народа, дворянство и верхние городские слои денационализировались. Они порвали не только с православием, но и с унией, осознали себя поляками, в лучшем случае  «поляками белорусского происхождения» (gentle Rusus albus natione Polonus).

       Также одним из итогов унии можно считать восстание 1623 г. в Витебске, в ходе которого Иософат Кунцевич был убит. Витебчане были жестоко наказаны: 75 человек осуждены на смертную казнь, город лишён самоуправления, городская ратуша обращена в кабак, Пречистенская соборная церковь снесена и на её месте сооружён за счёт города униатский костёл. Впоследствии римская курия причислила изувера И. Кунцевича к лику святых католической церкви.

        Тем не менее польско-католическая экспансия Беларуси осуществлялось успешно. Количество католических приходов увеличилась в два раза, католическими монашескими орденами создавались костёлы и монастыри. Законами Речи Посполитой 1668 и 1674 гг. по православью был нанесён ещё один удар: отступление от католичества и униатства объявлялось криминальным преступлением. Была сломана и такая форма сопротивление католической экспансии, как братства, которые печатали книги на свои средства, проводили большую пропагандистскую работу, направленную против унии. К XVIII в. деятельность православных братств остановилась. В конце XVIII в. больше чем 75 % населения Беларуси являлись униатами. [7,c.122] В Белоруссии существовала только одна православная епархия в Могилёве. [7,c.122] Она была подчинена Московскому патриархату. Православная церковь сохранилась островками. Она жила и боролась за будущее.

 

Заключение.

     Можно сказать, что одним из первых источников зарождения церковной унии является Кревская уния. Результат заключения данной унии: одно из крупнейших европейских государственных образований, Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории, стало католическим государством. В итоге Кревской унии две православные страны – Украина и Беларусь оказались во власти католического государства. Более ужасного противоречия для средневекового сознания нельзя и представить. Процесс формирования церковной унии был достаточно долгим. Её заключение – это обдуманное решение.

    Православная церковь, которая являлась одним из основных источников духовности, просвещения, литературы, искусства, этнической особенности, перед принятием Брестской унии находилась в состоянии «упадка». Стало очевидным культурное «опоздание» белорусского и украинского общества, ориентированного на Византию и её культуру, которая потеряла лидирующее положение в христианском свете, от центрально- и западноевропейских стран. На мой взгляд, такое положение православной церкви явилось своеобразным «толчком» к  заключению Брестской церковной унии. Церковь оказалась не в состоянии удовлетворить духовные потребности общества, теряла  свой авторитет.    

    Если обобщить  все причины принятия унии, то  можно заметить, что именно стремление к независимости от Московского княжества, стремление части духовенства получить привилегии стали основным толком заключения унии.

    Проанализировав  содержание унии, можно заметить, что авторы хотели сохранить  традиции православной церкви. Также из содержания понятно, что они хотели получить такие же права и привилегии, что имело католичество. Следовательно, высшее духовенство, в основном, согласилось на унию, только ради получения сенаторских кресел, мест в раде и других привилегий.

     Одним из ярчайших итогов унии стала национально-освободительные война на территории Западной Руси. Именно эта война ознаменовала начало распада Речи Посполитой. На мой взгляд результаты унии могли бы быть совсем другими, если бы она проводилась постепенно и без принуждений.

     Со всей определённостью можно говорить, что Брестская церковная уния, как она замышлялась польско-литовским правительством, своей цели не достигла.

 

Список использованной литературы.

  1. Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т. 2: Беларусь у перыяд Вялікага Княства Літоўскага / Ю. Бохан [і інш.]; рэд. кал.: М. Касцюк (галл. рэд.) [і інш.] – Мінск : Экоперспектива, 2008. – 688 с.; іл.
  2. Гісторыя Беларусі; У 2-х ч. Ч. 1. Са старажытных часоў да канца XVIII ст.: Курс лекцый / І. П. Крэнь, І. І. Коўкель, С. В. Марозава, С. Я. Сяльверстава,  І. А. Фёдараў. – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – 656 с.
  3. История Беларуси / М. В. Довнар-Запольский. – Мн.: Беларусь, 2003. – 680 с.
  4. Ігнатоўскі У. М., Кароткі нарыс гістрыі Беларусі. / Уступ. арт. А. П. Грыцкевіча; Камент. І заўвагі Э. Н. Гнеўкі. – 5-е выд. – Мн.: Беларусь,1991. – 190 с., [12] л. іл.
  5. Криштапович Л. Е., Котляров И. В. / Брестская церковная уния (прошлое и настоящее); Минск, Белорусский институт информации и прогноза при администрации Президента Республики Беларусь “Белинформпрогноз”,   1996. – 29 с.
  6. Нарысы гісторыі Беларусі. У 2-х ч. Ч. 1. М. П. Касцюк, У. Ф. Ісаенка, Г. В. Штыхаў і інш. – Мн.: Беларусь, 1994. – 527 с.: іл.
  7. Новік  Я. К., Гісторыя Беларусі. Ад старажытных часоў – па 2008 г. : вучэб. дапам. / Я. К. Новік, І. Л. Качалаў, Н. Я. Новік; пад рэд. Я. К. Новіка. – 2-е выд. – Мінск: Выш. шк., 2010. – 512 с.
  8. Трещенок Я. И., История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период: Учебное пособие. – Могилёв: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 176 с.
  9. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 2. Беліцк – Гімнн / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Б. І. Сачанка (гал. Рэд.) і інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. – Мн.: БелЭн, 1994. – 537 с.: іл.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Брестская церковная уния 1596 г.: цели, содержание, итоги