Британская политика умиротворения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В истории человечества и всего мира ХХ-ый век является периодом наиболее острых дипломатических конфликтов, войн, сопровождавшиеся высокой стратегической и военной подготовкой. Главным вопросом этого столетия у историков и политологов стоит один вопрос: « Что явилось причиной начала Второй мировой войны?». Ученые историки разделились на несколько лагерей и каждый выдвигает свою гипотезу. Одной из гипотез началом войны была универсальная трактовка так называемой «политики умиротворения Германии», проводимой в 1930-е гг. британским правительством во главе с Невиллом Чемберленом.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 66.30 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность исследования. В истории человечества и всего мира ХХ-ый век является периодом наиболее острых дипломатических конфликтов, войн, сопровождавшиеся высокой стратегической и военной подготовкой. Главным вопросом этого столетия у историков и политологов стоит один вопрос: « Что явилось причиной начала Второй мировой войны?». Ученые историки разделились на несколько лагерей и каждый выдвигает свою гипотезу. Одной из гипотез началом войны была универсальная трактовка так называемой «политики умиротворения Германии», проводимой в 1930-е гг. британским правительством во главе с Невиллом Чемберленом.

Основной политикой Великобритании в Европейском континенте было контроль баланса сил после первой мировой  войны, именной это, по мнению некоторых историков, явилось предпосылкою второй мировой войны. После того как в 20-е годы XX века нацисты пришли к власти с серьезными заявлениями, понадобились дипломатические силы и внешнеполитическая линия Великобритании для «умиротворения» Германии. В период усиления гитлеровской Германии британское правительство была занята реставрацией англо-французской "Антанты". Возглавляемое консервативной партией, Великобритания далеко не сразу осознало необходимость сплочения сил Запада перед лицом нараставшей гитлеровской агрессии. Целый ряд факторов привел к тому, что боеспособного союза миролюбивых государств, заинтересованных в сохранении статус-кво на Европейском континенте, не удалось создать практически до самого начала второй мировой войны.

После окончания первой мировой  войны многие лидировавшие на мировой  арене потеряв свою былую мощь, отошли на второй план. Таковыми были Советская Россия и США, когда во внешней политике эти государства отошли на задний план, то Великобритания и Франция в период между двумя мировыми войнами имели большое значение для общеевропейской международной ситуации и международных отношений в целом, именно на Великобританию и Францию легла задача сохранения мира.

Великобритания, которая  давно славится своей отчужденностью от мировых проблем умело воспользовалась  и способствовало формированию "политики невмешательства" в 1930-е гг. Последствиями этого политического курса стали гражданская война в Испании против фашистов, захват Эфиопии Италией, демилитаризация Рейнской зоны, аншлюс Австрии – события, на которые британское правительство закрывало глаза, надеясь на то, что Германия и Италия, получив достаточное количество территорий, будут содействовать в стабилизации международной обстановки и сохранении мира.

Целью данной работы является исследование формирования политики "умиротворения" Германии, ее цели, содержания, а также формы и методы ее достижения.

Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

- исследовать кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е годы.

- охарактеризовать активизацию политики Германии в 1930-е гг.

- рассмотреть внешнеполитическую стратегию нацистской Германии в австрийском вопросе

- проанализировать причину  возникновения политики «умиротворения»

- изучить Судетский вопрос и Мюнхенскую конференцию

- выявить причину и итоги краха «политики умиротворения»

Объектом исследования стала  «умиротворение» Германии как основная цель во внешней политике Великобритании.

Предметом исследования явились сущность, содержание и исторический опыт военно-дипломатической деятельности правительства Британии по реализации плана равновесия сил в мире.

Методологическую основу исследования составили принципы объективности  и историзма. Их применение на основе комплексного и всестороннего анализа  источников, отечественной и зарубежной историографии позволяет выявить  значение умиротворения Германии со стороны Британии.

Теоретической основой работы являются такие труды как В.М. Джордану, который в своей работе «Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-1939 гг.» выдвигает свой взгляд на историю события того времени где автор делает акцент на взаимоотношения Англии и Франции по вопросам Германии1. Так же можно отметить монографию С.В.Демидова: "Англо-французские отношения накануне второй мировой войны (1936-1939 гг.)". Автор тоже предлагает свое видение событий того времени в некой схожести с В.М. Джорданом. Автор в свое монографии рассматривает события того времени «обобщенным взглядом», т. е. он делает акцент на мировою проблему кризиса который поглощает всю Европу а не видит проблему именно в Германии, при этом он обращает внимание на причину поведении Германии в сложившихся обстоятельствах2.

В дипломной работе применены также специальные исторические методы: синхронный, диахронный, сравнительно-исторический, и общенаучные: классификационный, аналитически-индуктивный и сруктурно-системный.

 

 

 

 

 

 

Глава I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  В ЕВРОПЕ НАКАНУНЕ  ВТОРОЙ МИРОВОЙ  ВОЙНЫ.

 

1.1 Кризис Версальско-Вашингтонской  системы в 1930-е годы.

 

После окончания первой мировой  войны в мире стоял вопрос об утверждении  новых лидирующих государств и вопрос об ограничении морских вооружений, проблема Дальнего Востока и бассейн Тихого океана. Для этого была созвана конференция, проходившая с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

Участниками этой конференции были: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия, государства которые смогли удержаться на плову после Первой мировой войны, так же присутствовала и Германия, лишённая всех владений на Тихом океане. вместе с тем на Вашингтонской конференции присутствовал не приглашенный Дальний восток, который в свою очередь доказовал в неофициальной форме свой голос на этой конференции и требовал вывести японские войска из своих территорий.

Всего на конференции было подписано 2-а соглашения и 7-мь договоров. Один из договоров было подписание сроком на 10-ть лет «договор четырех держав», США, Великобритании, Франции и Японии о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. В этом договоре были оговорены моменты по которому ни один из участников этого договора не имел права без согласия других участников договора заходить на эти территории в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, другими словами они соблюдали статус-кво3.

Положительным результатом  этот договор - «Договор четырёх держав»  отразился на Великобритании и Японии которые отменил военно-политический союз заключённый в 1911 г. Это было сделано для того, чтобы не возникали разногласия и недоверие между великими державами. Такому событию очень сильно поспособствовал Вашингтон, решение было принято под особым давлением США, такое поведение государства неоднозначно восприняли остальные страны, полагая, что наличие союза с Японией даст Западу, возможность контролировать политику Токио и даст контроль над Азией, в последствии чтобы потом превратить Японию в экспансионистскую державу. Вместе с тем, созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципе создавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.

Второй договор был  заключен 6 февраля 1922 г. между девятью державами — Китаем, США, Великобританией, Японией, Францией, Италией, Бельгией, Голландией и Португалией - подписали договор о принципах политики в китайском вопросе «Договор девяти держав». в этом договоре говорилось о суверенитете Китая и его провах независимости и территориальной целостности. Так же участники данного договора не имели право прибегать к какой либо захватнической деятельности по отношению к Китаю воспользовавшись, к примеру, его внутригосударственной не стабильностью. Но страны участниц имели равные возможности в сфере торговли предпринимательства но с учетом интересов Китая. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

Для того чтобы урегулировать мир во всем мире, были сняты отдельные вопросы между Китаем и Японией. По договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю суверенитет над Шаньдунским полуостровом по Версальскому договору 1915 году, также территорию Цзяочжоу и железную дорогу Циндао - Цзинань. Глава японской делегации также дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «Двадцати одного требования» Японии. Они состояли из 5 групп:

— 1-я группа требовала, чтобы  Китай безоговорочно признал  все условия, о которых Япония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу  о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами  и захвачена японцами в 1914г.;

— 2-я группа предусматривала  продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;

— 3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие; — 4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;

— 5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении  Китаем японских советников, создании единой японо-китайской полиции  в важнейших городах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае  и т.д.4

6 февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали «Договор пяти держав» об ограничении морских вооружений. Заключение этого договора открыло согласие Лондона и США об отказе от «стандарта двух держав», в котором Великобритания старалась удержать общую массу кораблей, и количество вооружения стран участниц договора. такой маневр Англии заключалось в том, что это государство из-за своего географического положения хорошо развивал флот, и если бы дело дошло до минимизации флота Великобритания становилась уязвимой для захвата из которого вытекали для государства плохими последствиями. В этом договоре, да и во всем конференции чувствовалось то что США диктует государствам какие правила должны быть в последствии для развития в первую очередь своего государства а потом «стран единомышленников». На этот счет у США тоже были свои планы по вооружению Японии, США предусматривала установление довольно высокого уровня морских вооружений и хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

По договору пяти стран было ограничение размера судов. По этому случаю, Америка тоже сильно хлопотала за строительство судов любого типа (военных или теплоходов) не более 35 тыс. тонн водоизмещения. Это навизна со стороны США было понятно тем, что военные корабли с большим водоизмещением не могли проплыть через Панамский канал для быстрого маневра в случае войны. Результатом этого договора стало подписание с распределением общим тоннажем кораблей, общий тоннаж линкоров не должен был превышать:

— для США и Великобритании 525 тыс. т,

— для Японии 315 тыс. т,

— для Италии и Франции 175 тыс. т.

Устанавливался также  тоннаж авианосцев:

— для США и Великобритании 135 тыс. т,

 — для Японии 81 тыс.  т,

— для Италии и Франции 60 тыс. т.

В результате становится ясно, что общий тоннаж военно-морского флота держав не был ограничен, в результате чего Англия, сохранила за собой былое могущество во флоте. Также неизменным остался статус-кво между США, Великобританией и Японией в вопросе береговых укреплений и военно-морских баз5.

По мнению некоторых историков, кризис неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е годы мирного урегулирования объясняются несколькими причинами, которые в последствии стали неустойчивыми и неэффективными.

С самого начала заключение Версальского мирного договора история  Европы и Америки пошло не по тому руслу, по которому привыкли страны, а пошло по стилю « Европа и Америка XIX века», а все потому что порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США — две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Для стран участниц казалось что когда идеальным вариантом будет отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно не вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Благодаря этим идеям и привели усилия Франции по ослаблению Германии, которая была разделена на части и искусственно уменьшена в размерах и поставлена в тяжелое экономическое положение. Великобритания, видя то, что Франция разоряет Германию, а в свою очередь она прибавляет свои силы, Великобритания смогла удержать Францию от усиления различными выплатами в свою пользу по некоторым договорам.

В Европе обстановка равновесии стало быстрыми темпами становится шатким. Это можно было объяснить только несколькими случаями: 1) Германия опять стала объединяться; 2) Россия стало изолировано от всех европейских государств. Такая ситуация очень заволновала Англию, Францию и США, так как такая закрытость России и быстрое экономическое развитие Германии заставляло задумываться о сговоре этих двух государств. Это всячески противоречила Версальскому и Вашингтонскому договорам и страны участницы начали предпринимать свои меры по ослаблении Гермнии и закрытой России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить  конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято  в расчет — в тот момент казалось, что участие США в европейских  делах является достаточным возмещением  за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно6.

Информация о работе Британская политика умиротворения