ВЦСПС: структура, права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Профсоюзы созданы для представления и защиты интересов работников. Различия в заработной плате и вероятностях найти и потерять работу между членами профсоюза и остальными работниками, личные предпочтения, демографическая структура рабочей силы, влияющие на профиль и длительность трудовой активности и т.д., т.е. факторы, влияющие на чистые выгоды работников, будут оказывать влияние на спрос услуг профсоюза. На предложение профсоюзных услуг оказывают влияние факторы, воздействующие на издержки участия в профсоюзной деятельнoсти: законодательство, отраслевая и технoлoгическая структура экономики, степень противодействия работодателей профсоюзной деятельности, степень конкуренции и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

профсоюзы (2).doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

ОбразовательноЕ учреждениЕ профсоюзов

высшего профессионального образования

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Ярославский филиал

 

Юридический факультет

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По  дисциплине: Основы профсоюзного движения

Тема: ВЦСПС: структура, права и обязанности.

 

 

 

 

Руководитель:

Группа:

Ф.И.О. студента:

 

 

 

 

Ярославль 2012

 

Содержание.

 

Введение.

Профессиональные союзы (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально-экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце XVIII века как общества взаимопомощи; в развитых странах были легализованы в XIX веке. Призваны защищать интересы работников в области условий труда, заработной платы, быта, культуры и т. д.

Профсоюзы созданы для представления и защиты интересов работников. Различия в заработной плате и вероятностях найти и потерять работу между членами профсоюза и остальными работниками, личные предпочтения, демографическая структура рабочей силы, влияющие на профиль и длительность трудовой активности и т.д., т.е. факторы, влияющие на чистые выгоды работников, будут оказывать влияние на спрос услуг профсоюза. На предложение профсоюзных услуг оказывают влияние факторы, воздействующие на издержки участия в профсоюзной деятельнoсти: законодательство, отраслевая и технoлoгическая структура экономики, степень противодействия работодателей профсоюзной деятельности, степень конкуренции и т.д.

Уже в начале 1987 года профсоюзы СССР располагали  огромной материально-технической  базой. Их основные фонды составляли более 9 миллиардов рублей. В ведении  профсоюзов находилось более 900 туристских учреждений, около тысячи здравниц,  23 тысячи клубов и дворцов культуры, 19 тысяч библиотек, около 100 тысяч пионерских лагерей, свыше 25 тысяч спортивных сооружений. ВЦСПС имел шесть НИИ охраны труда и социального страхования, два вуза - Высшую школу профсоюзного движения имени Н.М.Шверника и Высшую профсоюзную школу культуры, научный центр, печатный орган - газету «Труд», тираж которой достиг в эти годы 20 миллионов экземпляров, издательство «Профиздат», ежегодно выпускавшее сотни книг и брошюр, а также 10 массовых журналов.1

 

Глава 1. История создания ВЦСПС.

Мощным стимулом для развития профсоюзов стала революция  в феврале 1917 года. 16 - 17 апреля 1917 г. в Петрограде на совещании представителей Петроградского и Московского Центральных бюро профессиональных союзов и отдела труда Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов была образована Организационная комиссия по созыву Всероссийской конференции профсоюзов.2 3-11 июля 1917 года третьей Всероссийской конференцией профессиональных союзов был учрежден временный Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов. Собрание имело важное значение для объединения профсоюзного движения в России и способствовало ускорению подготовки и проведения Первого Всероссийского съезда профессиональных союзов, состоявшийся 7 января 1918 года. 7 - 14 1918 г. на Первом Всероссийском съезде профсоюзов был избран постоянный руководящий центр профдвижения - Всероссийский центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС)   

Рабочий аппарат ВЦСПС  был сформирован после IV конференции (12 - 17 марта 1918 г.). Были созданы отделы: инструкторский, тарифный, информационный и издательский. Исполнительный комитет был переименован в Президиум ВЦСПС, что было закреплено утвержденным V съездом Уставом ВЦСПС.  

В связи с образованием Союза Советских Социалистических республик VI съезд профсоюзов (11 - 18 ноября 1924 г.) переименовал Совет из Всероссийского во Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов, а центральные комитеты Всероссийских профсоюзов в Центральные комитеты Всесоюзных профсоюзов.3

Одним из основных законов, касающихся трудового права, после установления советской власти, был Декрет об учреждении инспекции труда, принятый 18 мая 1918 года.

Этот Декрет стал тогда  одним из важнейших государственных  актов. В том же году, он был взят за основу первого Кодекса законов РСФСР о труде. Позже был принят «Наказ инспекции труда» - прообраз современного положения о технической инспекции труда.  

23 июня 1933 года постановлением ЦИК,  СНК СССР и ВЦСПС «Об объединении  Народного комиссариата труда  СССР с ВЦСПС» принято решение о слиянии Наркомтруда с ВЦСПС и их органов на местах. Это постановление наделило профсоюзы правами государственного надзора и контроля, и создало при них технические инспекции труда. Профсоюзы де-факто стали небольшой частью системы госуправления и в этом качестве взяли на себя функции социального обеспечения.4

Из-за того, что профсоюзы  были подконтрольны государству, они  распоряжались огромными средствами, управляли социальным страхованием, организовывали санаторно-курортное  лечение и отдых трудящихся, отдых и оздоровление детей, вели культурно-массовую и спортивную работу, руководили технической инспекцией труда, были главными распределителями общественных фондов потребления.  

24-28 февраля 1987 года прошел очередной XVIII съезд профсоюзов СССР. Съезд заслушал отчетный доклад ВЦСПС, внес изменения в Устав.5

Они касались вопросов внутрисоюзной  жизни: были увеличены до двух-трех лет сроки полномочия профкомов  и цехкомов профсоюзных организаций, объединяющих 150 и более членов профсоюзов; внесены частичные изменения в структуру профсоюзных организаций производственных, научно-производственных объединений, работающих в условиях большой территориальной разобщенности. Неизменным остался в Уставе принцип демократического централизма, который проявлялся в безоговорочном верховенстве Устава профсоюзов СССР над уставами отраслевых профсоюзов.

Съезд сохранил жесткую  унитарную структуру профсоюзов, а также их традиционные функции. В то же время в решениях съезда получили дальнейшее развитие некоторые  положительные тенденции, направленные на усиление защитной деятельности профсоюзов, которые наметились еще на Х пленуме ВЦСПС. В резолюции съезда по докладу ВЦСПС «Отчет о работе ВЦСПС и задачах профессиональных союзов СССР» было записано: «Профсоюзы в общегосударственном масштабе должны выступать активными поборниками того, чтобы не допускать разрывов в решении производственных задач и развитии социальной сферы».

Правительство при участии профсоюзов подготовило  крупный социально значимый закон: Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» принятый 15 мая 1990 года.

Государственные затраты  выросли с принятием этого  Закона более чем в два раза.  В Законе СССР об отпусках пересматривалась вся система отпусков и отпуск увеличен до 24 рабочих дней.

В разработке законов и их отстаивании в Верховном Совете активно участвовали 100 народных депутатов СССР от профсоюзов.

В это же время ВЦСПС  подготовил и передал Правительству  аргументированные предложения  по социальной переориентации народного  хозяйства. ВЦСПС с участием местных профсоюзных органов подготовил перечень, состоящий из 142 предприятий. Он обсуждался с участием профсоюзов в Правительстве и Госплане СССР. Профсоюзы добивались, чтобы в ходе их реализации доля национального дохода, направляемая на потребление, возросла не менее чем на 6-8%, т.е. до 78-80%, а доля группы «Б» в народном хозяйстве страны - до 33-35%.6

Настойчивость профсоюзов в определенной степени содействовала  тому, что в 1985 году на потребление  было направлено 73,5% произведенного национального дохода, а в 1989 году - 78%, в 1990 году - 79%. Как результат, возросли выплаты и льготы из общественных фондов потребления со 147 миллиардов рублей в 1985 году до 187 – в 1989 году и 204 миллиардов рублей – в 1990 году.7 Это позволило решить многие социальные вопросы, в частности ликвидировать различия в: пенсионном обеспечении рабочих, служащих и колхозников; увеличить в 1,5 раза нормы расходов на питание и медикаменты в больницах, домах-интернатах для престарелых; отменить с молодоженов налог на малосемейных в течение первого года после регистрации брака и т.д.

23-27 октября 1990 года работал ХIХ съезд профсоюзов СССР, ставший последним в истории Союза. В период между XVIII и XIX съездами, как отмечали делегаты, шла демократизация колдоговорной работы, повышалась ее роль в реализации основной функции профсоюзов - защите прав и интересов трудящихся.8

Трудовые коллективы самостоятельно определяли структуру  и содержание колдоговоров, отменяли их регистрацию в вышестоящих  хозяйственных и профсоюзных  органах. круг трудовых и социально-бытовых льгот расширился за счет собственных средств предприятия.

На уровне министерств  и ЦК отраслевых профсоюзов в это  время стала закладываться практика разработки и принятия соответствующих  отраслевых соглашений. Взаимодействие министерств и ЦК профсоюзов успешно расширялось в социально-защитной сфере и в вопросах содействия развитию производства.

Все профсоюзы и их органы - от профкома до ВЦСПС, каждый на своем уровне, постоянно занимались вопросами оплаты труда, ее совершенствования.

Еще до начала реальных перестроечных  процессов в профсоюзах, на пленумах ВЦСПС, ЦК отраслевых профсоюзов, на конференциях региональных межсоюзных профобъединений, на собраниях в первичках поднимались  вопросы о большем внимании к  интересам, нуждам и запросам различных профессиональных групп работников.

Особое воздействие  на реформирование организационной  работы профсоюзов оказали III (1988 г.) и IV (1989 г.) пленумы ВЦСПС. Их решения  нацеливали профсоюзы на большую  самостоятельность, независимость в работе, особенно во взаимоотношениях с хозяйственниками, на превращение их в подлинно демократические, самоуправляемые организации трудящихся. ВЦСПС отменил 265 нормативных документов, ограничивавших самостоятельность и инициативу первичных профсоюзных организаций. Значительно был сокращен объем статистической финансовой отчетности.9 По решению Ш пленума ВЦСПС (август 1988 г.) не менее 65% суммы поступивших профвзносов стало оставаться в распоряжении самих первичных профорганизаций. Дальнейшая жизнь, правда, покажет, что данное решение значительно усложнило деятельность профсоюзов как целостной структуры, ослабило их возможности в решении ряда принципиально важных для них проблем и задач.10 На этом пленуме было принято постановление «О совершенствовании структуры профсоюзов СССР и сокращении штата аппарата профсоюзных органов», в соответствии с которым сократилось число руководящих звеньев, стоящими над первичными профсоюзными организациями, что ограждало их от мелочной опеки «сверху», способствовало обретению самостоятельности.

С этого времени во всех профсоюзных звеньях развернулся  активный процесс поиска новой профсоюзной  концепции. На первый план стала выдвигаться  защитная функция. Правда, трактовалась она еще во многом расплывчато  и абстрактно, тем не менее, существенный сдвиг в приоритетах произошел. Пленум освободил профсоюзные комитеты от непосредственной организаторской и производственно-массовой работы, связанной с хозяйственными задачами, а также от целого ряда несвойственных профкомам функций для того, чтобы профсоюзы могли более успешно осуществлять свои защитные функции.11

1989-1990 годы положили  начало изменению политического  статуса профсоюзов. ВЦСПС отменил  265 нормативных документов, ограничивавших  самостоятельность и инициативу  первичных профсоюзных организаций. Значительно был сокращен объем статистической финансовой отчетности. По решению Ш Пленума ВЦСПС (август 1988 г.) не менее 65% суммы поступавших профвзносов должно было оставаться в распоряжении самих первичных профорганизаций. На этом Пленуме было принято и постановление «О совершенствовании структуры профсоюзов СССР и сокращении штата аппарата профсоюзных органов».12

 

 

Глава 2. Состав и структура ВЦСПС

ВЦСПС избирается в составе, устанавливаемым съездом профессиональных союзов СССР. В случае выбытия членов ВЦСПС состав его пополняется из числа выбранных съездом кандидатов в члены ВЦСПС.

Всесоюзный  Центральный Совет Профессиональных Союзов руководит всей деятельностью  профсоюзов в промежутках между съездами профсоюзов СССР.

Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов избирает для руководства работой профсоюзов между пленумами Президиум в составе председателя ВЦСПС, заместителя председателя ВЦСПС, секретарей ВЦСПС и членов Президиума ВЦСПС, а для руководства текущей работой организационно-исполнительного характера - Секретариат.

Пленум ВЦСПС созывается не реже одного раз в шесть месяцев. Кандидаты  в члены ВЦСПС и члены Центральной  ревизионной комиссии участвуют  в работе пленумов ВЦСПС с правом совещательного голоса.13

Центральная ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря. Ревизионная комиссия контролирует финансово-хозяйственную деятельность, состояние учета и отчетности ВЦСПС и подведомственных ему управлений и учреждений, а также проверяет работу ВЦСПС с письмами и заявлениями трудящихся.

В период между съездами профсоюзов СССР ВЦСПС по мере необходимости  может созывать Всесоюзную конференцию профсоюзов для обсуждения важных вопросов деятельности профессиональных союзов.

Информация о работе ВЦСПС: структура, права и обязанности