Введение христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 06:54, контрольная работа

Краткое описание

Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, который приобрела русская православная церковь, борясь за упрочнение мира, за предотвращение использования бесчеловечных средств массового уничтожения людей. Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Принятие христианства на Руси.……………………………………….5
1. Обстановка в Киевской Руси перед крещением……………..5
1.2. Выбор веры…………………………………………………………..7
3. . Крещение Руси………………………………………………………10

2. Православная церковь в первые века своего существования……………………………………………………………………13
2.1. Организационная структура церкви…………………………...13
2. Укрепление позиций церкви…………………………………….15
3. Деятельность церковных судов…….…………………………18

3. Последствия принятия христианства…………………………….20
3.1. Установление церковной организации………………………20
3.2. Развитие литературы……………………………………………22
3.3. Искусства…………………………………………………………...24
Заключение………….……………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………30

Приложение…………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

     Церковь успешно использовала феодальную раздробленность  Древней Руси для укрепления своих  позиций вширь и вглубь, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов. Одновременно шел процесс взаимопроникновения отдельных элементов религиозной идеологии и культа, что было результатом широких многосторонних взаимосвязей Киевской Руси. Будучи равноправным членом мировой феодальной системы, чувствуя свои силы, древнерусской государство не вмешивалось в религиозные распри между христианскими центрами и даже после разделения церквей поддерживало контакты со странными распространения католицизма, что трактовалось православным духовенством, как попытки перехода в другую веру.

     Исследования  ученых в области средневековой  истории Запада и Востока раскрывают самые разнообразные связи. Сдерживающими  силами в их развитии было папство  и русский митрополит, готовые  предать проклятию всех, кто не обращал внимание на внутрихристианскую возню. Однако авторитет церкви на Руси был не настолько высок, чтобы ограничить или прервать экономические связи. Поэтому в Новгороде, Киеве, Полоцке, Смоленске, Ладоге, Переяславле Существовали инославные храмы.

     Еще  одним  свидетельством  наличия  объективных условий для взаимопроникновения религиозных идеологий являются династические союзы и, как их следствие, приглашение русских князей «на стол» в другие государства. Члены княжеских семей, переезжая в другие страны и въезжая на Русь везли с собой священников, принадлежности культа, литературу, строили домашние церкви.  

     2.3. Деятельность церковных судов

     При Владимире церковь на себя брала  не только духовные обязанности, но также  ведала и мирскими делами, тесно  соприкасающимися с интересами государства. С одной стороны церкви была дана юрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, дела о «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмов и символов», также церковь имела право судить за вероотступничество, «оскорбление нравственного чувства». Под попечение церкви было поставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы, получившее название богадельных людей. «Оно состояло: 1) из духовенства белого и черного с семействами первого, 2) из мирян, служивших церкви и удовлетворявшим различным ее нуждам, каковы были врачи, повивальные бабки, просвирни... 3) из людей бесприютных и убогих,.. каковы были странники, нищие, слепые, вообще не способные к работе». В ведомстве церкви находились также монастыри, богадельни, больницы.

     В 1019 г. на престол вступает сын Владимира  Ярослав Мудрый. К этому времени  церковь уже окрепла в новой  для нее стране, и Ярослав решает продолжить дело, начатое его отцом, и разрабатывает указ, в котором  он сохраняет подсудные церкви дела и, в отличии от его отца не общими чертами, а четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства со сложной системой наказаний. Эта система построена на четком различии между грехом и преступлением. «Грех ведает церковь, преступление — государство. Грех — не только нравственное преступление, нарушение божественного закона, но и сама мысль о деянии, которым грешник может причинить вред другому человеку или обществу. Преступление — деяние, которым одно лицо наносит материальный ущерб или нравственную обиду другому лицу». На этих понятиях и построен церковно-судный порядок Ярослава. Все подсудные церкви дела он разделил на несколько категорий, предусматривавших различную меру наказаний.

     Дела  чисто духовные, не связанные с  нарушением мирских законов разбирались епископским судом без участия княжьего судьи. Сюда относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как волхование, чародейство, не считал должным вмешиваться, т.к. считал их внутренними делами церкви. С делами «греховно-преступными» дело обстояло совсем иначе. Дела, в которых нарушение церковной заповеди сочеталось с причинением нравственного или материального вреда другому лицу или с нарушением общественного порядка разбирались княжеским судом с участием церковного. Княжеский суд назначал приговор преступнику, а митрополит получал небольшую денежную сумму на развитие церкви. Обыкновенные противозаконные действия, совершенные как церковными людьми, так и мирянами рассматривались церковным судом, но по княжеским законам и обычаям. Князь оставлял за собой некоторое участие в суде над людьми церковного ведомства. Это участие было выражено в том, что наиболее тяжкие преступления, совершенные церковными людьми разбирались церковным судом при участии княжеского, с которым первый делился пенями. 
 

3. Последствия принятия  христианства

3.1. Установление церковной организации

     Установлении  христианства как официальной религии  в Киевской Руси привело к важным последствиям. Первым из них было установление прочной церковной организации. В 1037 году в Киеве была учреждена митрополичья епархия. К сожалению, начальная летопись по неясной причине умалчивает об установлении митрополии в Киевской Руси и говорит безлично: «и нача ставити по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и садом». Отсюда проистекает неясность, какое имя носил первый митрополит. Новгородские летописи называют его Леонтом, а особая повесть  о крещении Руси – Михаилом. Вообще, считается, что первый митрополит прибыл из Константинополя, по происхождению он был грек.

     Причины умолчания летописи о первом митрополите, видимо, кроются в каких-то недоразумениях между греческой и вновь образованной руской церковью. Оставляя в стороне  запутанный вопрос о митрополитах при  Владимире, отметим, что существование  епископии в Киевской Руси при Владимире несомненно, так как о совещании князя с епископами говорит летопись. Впрочем, какие-то особенные узаконения первоначальной церкви при Владимире видны в том, что Десятинная церковь, строительство которой было законченно в 966 году, получила в пожалование десятину, котроя в некоторых рукописях характеризуется как «десятая векша» белка, денежная единица от всякого княжеского суда, десятая неделя от каждого торга и десятая доля от дани. Сбор десятины был вручен Анастасу Корсунянину, который по летописи был священником.

     Киевская  митрополия поначалу включала в себя лишь восемь епископатов, однако постепенно их количество удваивается. Десять из этих шестнадцати еписковств находились на территориии современной Украины.

     В общем списке греческих епископий митрополия Киевской Руси, как известно, занимала невысокое место. Русские митрополиты ставились константинопольским патриархом и по преимуществу были греками. Многие митрополиты также были византийцами. Они прибывали на Русь в сопровождении пышной свиты, среди которой были писари и помощники, мастера-ремесленники.     Поставление на митрополию Иллариона, родом «русина», особо отмечено летописью. Попытки свергнуть высшую юрисдикцию константинопольского патриарха, приведшие к постановлению на митрополии Климента Смолятича в ХII веке, кончились неудачей и были осуждены самими русскими епископами. Это стремление сохранить зависимость от далекого и чужеземного церковного главы проявлялось не только в Киевской Руси, но и в других средневековых странах. Оно соответствовало стремлению духовенства сохранять свое привилегированное положение и особый суд, находящийся в руках высшего иерарха. Константинополь для церкви Киевской Руси имел то же значение, что и Рим для европейских католических стран. Следствием подчинения константинопольскому патриарху и назначения греческих епископов на Русь явилась постоянная связь русской церкви с константинопольской патриархией, связь очень прочная, в силу чего русская церковь усиленно поддерживала греческую церковь в ее борьбе с католической. Поэтому уже в летописный рассказ о крещении Руси в 989 году вставлены выпады против католической церкви. Католическая церковь обвиняется в том, что она развратила веру, священники ее будто бы берут по одной жене, а другие совершают церковные службы, имея и седьмую жену. По словам Макария, такое обвинение против католиков можно было выдвинуть только до реформ папы Григория VII, то есть не позже середины ХI века.

     Принятие  Киевской Русью христианства по церковному греческому обряду связало в дальнейшем церковь Руси с православным востоком. Когда же Византийская империя и страны Ближнего Востока были завоеваны Турецкой империей, церковь Руси приняла самостоятельную организацию, вначале автокефальную митрополию, затем патриашество.

     Духовенство Киевской Руси делилось на две категории – «белое» и «черное». К первой принадлежали приходские священники. Они не давали обета безбрачия и, выбрав себе жену (тоже, как правило, из духовного сословия), становились главами семейств. Вторая категория – монахи, которые жили замкнуто, уединенно, избегая мирских зол и соблазнов. Высокие духовные иерархии могли избираться только из монашеской среды. Монастыри были центрами христианской святости и поучения. К началу XIII века в Киевской Руси насчитывалось около 50 монастырей. В одном только Киеве их было 17. 

3.2. Развитие литературы

     Православие открыло человеку Древней Руси самые  разнообразные возможности и  способы интеллектуального самовыражения  – оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие славянам христианство, изобрели славянский алфавит, котрорый вскоре после 988 года получил распространение и на Руси. Римская церковь допускала богослужение только на латыни, Константинополь же терпимо относился к языкам народов, обращенных им в христианство. Славянам разрешалось в церковной службе и во всех делах и обычаях веры пользоваться общепонятным для них языком – церковнославянским (этот литературный язык был создан на основе одного из южнославянских диалектов). Постепенно церковнославянский язык становится средством не только религиозной, но и все более богатой и разнообразной светской литературы.

     Греческая письменность при посредстве болгарской письменности и легла в основу русской церковной обрядности. Однако уже в XI веках появляются многие переводы непосредственно с греческого на русский. Эта переводческая деятельность особенно развилась при Ярославе Мудром. Он собрал многих писцов и переводил с греческого на славянское письмо. Действительно, церковная русская литература поражает обилием книг греческого происхождения.

     Большая часть ранних образцов письменности киевского периода так или  иначе связана с религией.

       Иоанн Златоуст (между 344 и 354-407), один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель,  епископ Константинополя (398 года), представитель греческого церковного красноречия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя.

       Широко были развиты философские-монашескме  произведения: различного рода патерики, жития святых, поучения Исаака Сирина и так далее. 

     Исаак Сирин (Исаак Ниневийский) (умер в  конце VII века), христианский писатель, монах-отшельник, отец Церкви. В 661 был епископом Ниневии, затем удалился в монастырь Раббан Шабор. Его сочинения (на сирийском языке) на темы аскетики и мистического самоуглубления получили широкую известность в восточно-христианском мире, были переведены на арабский, греческий, славянский и другие языки.

     От  XI века дошли до нас памятники оригинальной древнерусской церковной литературы. В рукописях имеется большое количество слов и поучений русского происхождения ранней эпохи. В русской церковной литературе появляются крупные произведения. Среди наиболее выдающихся памятником древней письменности следует назвать «Киево-Печерский патерик» (жития святых, собранные киевскими монахами), проповеди и гимны святого Кирилла Туровского и писания киевского митрополита середины XI века Илариона,- быть может, самого выдающегося мыслителя Киевской Руси. В знаменитом «Слове о Законе и Благодати», произнесенном Иларионом в память Володимира Святого и в присутствии Ярослава Мудрого в 1050 г., искусно и вдохновенно восславлена христианская вера. При этом автор «Слова» обнаруживает превосходное владение самыми изощренными приемами византийской риторики и прекрасное знакомство с библейскими текстами и тонкое их понимание. Он отдает дань уважения византийской культуре, но в нем нет рабского грекофильства. Он даже сознательно приуменьшает роль Византии в христианизации Руси: для него Русь важна и славна сама по себе, а заслуга ее крещения целиком и полностью принадлежит Володимиру.

     И все же греческое влияние явственно  сказывается во всех религиозных  памятниках Киевской Руси. А вот  в летописях оно не столь очевидно, хотя большая их часть тоже была написана в монастырях и насквозь пронизана православным мироощущением. Все это не мешало летописцам стремиться к точному воспроизведению исторической действительности, по возможности не упуская деталей. Их в равной степени интересовали и сами исторические события, такие, как соперничество князей или битвы с кочевниками, и такие подробности, которые в другое время могли бы посчитать мелкими и незначительными. Важнейшая из дошедших до нас летописей известна под названием «Повесть временных лет». Ее составителями считаются два киевских монаха, Нестор и Сильвестр, а окончательный текст датируется 1113-1116 годами.

Информация о работе Введение христианства на Руси