Введение христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 06:54, контрольная работа

Краткое описание

Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, который приобрела русская православная церковь, борясь за упрочнение мира, за предотвращение использования бесчеловечных средств массового уничтожения людей. Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Принятие христианства на Руси.……………………………………….5
1. Обстановка в Киевской Руси перед крещением……………..5
1.2. Выбор веры…………………………………………………………..7
3. . Крещение Руси………………………………………………………10

2. Православная церковь в первые века своего существования……………………………………………………………………13
2.1. Организационная структура церкви…………………………...13
2. Укрепление позиций церкви…………………………………….15
3. Деятельность церковных судов…….…………………………18

3. Последствия принятия христианства…………………………….20
3.1. Установление церковной организации………………………20
3.2. Развитие литературы……………………………………………22
3.3. Искусства…………………………………………………………...24
Заключение………….……………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………30

Приложение…………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

     Среди авторов литературных произведений Киевской Руси изредка встречаются  и представители светской элиты. Так князь Владимир Мономах стал автором «Поучения». Полагают, что  при дворе киевского князя в 1185-1187 годах было создано и знаменитое «Слово о полку Игореве», в котором неизвестный автор рассказывает историю неудачного похода на кочевников одного из младших князей, призывая всех правителей на Руси прекратить взаимные распри и объединиться для общего блага.

     К сожалению, все богатство письменности оставалось недоступным для неграмотного большинства жителей Киевской Руси. Свой опыт и творческие находки они передавали из уст в уста, из поколения в поколение, используя для этого разнообразные жанры фольклора – песни, пословицы, загадки, сказки.

     Среди фольклорных жанров киевского периода  особенно выделяется устный эпос –  былины. Их излюбленные герои имеют  мало общего с историческими прототипами, всецело принадлежа мифологическому  сознанию. В центре – мифический князь Володимир-Красное-Солнышко и его дружина; весельчак Илья Муромец, крестьянский сын; смекалистый Алеша Попович; самоотверженный и верный Добрыня Никитич, боярский сын. Их соперниками выступают образы, в котрорых народное сознание мифологизировало свои исторические страхи,- это половцы и половецкий Тугорхан, хазары. Былины полны тайн и колдовства, а христианские ценности густо переплетаются в них с пережитками языческого прошлого.

     Относительно  того, насколько были распространены на Руси признаки, так сказать, формального образования, мнения историков разделились. Впрочем, высокий образовательный ценз киевской элиты ни у кого не вызывает сомнения. В летописи сообщается, что уже в 998 году Владимир велел всех боярских детей отдавать в обучение. Его сын Ярослав устроил в Новгороде школу для 300 мальчиков, происходивших из знатных семей. А в Киеве при Ярославе настоящим центром образования и культуры стала св. София. С 1037 года в помещении собора находились школа и библиотека. Имелась библиотека и в Киево-Печерской лавре, и многие ее монахи славились своей ученостью (тогда это означало прежде всего превосходное знание и понимание религиозных текстов).

     Сами  князья тоже почитали «учение книжное». Общеизвестна любовь к книгам Ярослава мудрого. Сын его Всеволод знал пять языков, дочь Анна владела грамотой, что для женщин той эпохи было большой редкостью. Когда она стала королевой Франции, ей было чем блеснуть перед дамами своего двора.

     К сожалению, образование вообще, по мнению историков,  и основательное знакомство с византийско-христианской культурой в частности оставались привилегией светской и духовной элиты, а для простых людей были практически недоступны. 

     3.3. Искусство

     С конца Х века начинает развиваться  церковное искусство Киевской Руси, быстро приобретающее свои национальные черты. По своей архитектуре церкви первых веков христианства в Киевской Руси примыкают к византийским, но отсюда поспешно делать вывод о несамостоятельном характере русского искусства. С таким же правом можно было бы упрекать в несамостоятельности и искусство многих стран Западной Европы, так как, например, романский стиль отнюдь не является принадлежностью какой-либо другой страны. Киевская Русь примыкала по своему искусству к обширной сфере византийского, точнее говоря, эллинистического искусства, сохранив многие замечательные традиции этого великого искусства, свойственного странам, примыкавшим к восточным берегам Средиземного моря и области Черного моря.

     Одним из наиболее ярких памятников архитектуры  того времени можно по праву считать сооружения знаменитой Святой Софии Киевской.

     Собор был построен в 1037 году при Ярославе Мудром греческими мастерами по образцу  Софийского храма в Константинополе. Он имел пять апсид, пять нефов и  тринадцать куполов.

     Апсида, абсида (от греческого hapsidos – свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах апсида – алтарный выступ.

     Мраморные и алебастровые колонны поддерживали богато украшенный интерьер. Величественная красота каменной обители христианского Бога должна была особенно потрясать киевлян, привыкших к скромным деревянным строениям. Византийская церковь всегда славилась тонким пониманием воздействия искусства на человеческие чувства – часто более точного и сильного, чем воздействие теологии на разум. Вот почему церковь всегда поддерживала искусства и ремесла. С мозаик и фресок Софии Киевской люди смотрят на нас как живые – такова сила мастерства их создателей, сила их православной веры.

     Богатые возможности выразить и передать свою веру средствами искусства представляла иконопись. Иконы – религиозные  образы и сюжеты – писались на специально обработанных досках. Из храмов иконы приносились в дома верующих и становились бесценной семейной реликвией.

     Поначалу  все формы и жанры церковного искусства развивались под сильным  влиянием византийских образцов. Но со временем мастера Киевской Руси научились, отвечая требованиям жанра, включать в каждое произведение и свои местные  мотивы. Так возник своеобразный стиль древнерусского искусства. Впрочем, не только в выборе тем и сюжетов, но и выборе видов искусства художник на Руси полностью зависел от церковных предписаний. Так в православных храмах (в отличие от католических) запрещалось ставить статуи – вот почему такой вид искусства, как скульптура, не получил в Киевской Руси широкого развития.  
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог всему вышесказанному, можно  сделать вывод, что принятие христианства Киевской Русью являлось реализацией  исторической закономерности. Весь ход общественного развития Древнерусского государства диктовал необходимость замены родоплеменного политеизма новой религией, соответствующей духовным потребностям формирующейся феодальной системы.

     Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития.

     Подведем  краткие итоги.

                 Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

       С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность.

       Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

       Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

       Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

       Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

       Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

       Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства. Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг.

     Крещение  Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Список  использованной литературы:

      1. Вернадский Г. В. История России. Киевская Русь. - Тверь; М. 1996

      2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.

      3.  Рапов О. М. Русская церковь в IX - XII вв. Принятие христианства. –                М.,1988.

      4. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга

    первая.- Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс",1994.

    5. Соловьев С.М. Об истории древней России – 2е изд. – М.:Просвещение, 1993.

    6.  Платонов С.Ф. Полный курс лекций  по русской истории.- СПб: Издательство «Кристалл», 2001. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Приложение

     ПЕРСОНАЛИИ 
 

     И́горь Рюрикович (возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878—945 гг.) — великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика. 

     Княгиня Ольга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси. Первая русская святая. 

     Влади́мир I Святосла́вич (ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. 

     Ме́шко I (польск. Mieszko I, ок. 935 — 25 мая 992) — первый исторически достоверный польский князь, представитель династии Пястов. Сын полулегендарного князя Земомысла, имя матери неизвестно. 

     Кири́лл (в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Велеград, Моравия), братья из города Солуни (Салоники) — просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. 

     Варда Фока (? — 13 апреля 989) — византийский военачальник. Выходец из Малой Азии, из знатного каппадокийского рода, племянник императора Никифора II Фоки. Будучи доместиком схол Востока (главнокомандующим войск восточной части империи), Варда Фока, поддержанный провинциальной землевладельческой знатью, в 987 году провозгласил себя императором. 13 апреля 989 года был разбит в битве у Абидоса (на азиатском берегу Дарданелл) императором Василием II (которому киевский князь Владимир послал на помощь войско); в этой битве Варда Фока погиб. 

     Василий II (византийский император) (957—1025) — византийский император (самостоятельно с 976). 

Информация о работе Введение христианства на Руси