Введение христиантсва на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Крещение Руси является историческим событием не только отечественного, но и общеевропейского значения. Процесс христианизации – это итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов. Именно в этих связях Древняя Русь приобретает новые широкие международные связи и становится равноправным государством в ряду ее монотеистических соседей. Крещение Руси – это чрезвычайно сложная научная проблема, поэтому ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов. Разносторонность подходов и оценок христианизации Руси, ее причин и последствий порождает множество различных взглядов исследователей, как на сам факт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

Содержание

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Предпосылки, анализ ситуации, ход событий …….. . .………5
Глава 2. Значение и проблемы принятия христианства ………. .……11
Заключение. . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .... . . ..18
Список источников использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

кр по истории.Вика.docx

— 54.55 Кб (Скачать файл)

 

Между тем ревностные служители  алтарей, священники, проповедовали  Христа в разных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без  сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к  закону древнему, отвергали новый: ибо  язычество господствовало в некоторых  странах России до самого XII века. Чтобы  утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IX веке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел  для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения  в России. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление.11 Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с православием. 12

Русская церковь играла сложную  и многогранную роль в истории  Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности  в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к  культурным богатствам Византии, в  распространении просвещения и  создании крупных литературно-художественных ценностей. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку. 13 Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью». Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. 14

Эта перестройка гражданского общежития  под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни  христианских обществ. Принятие православия способствовало широкому распространению на Руси грамотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.

В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый  мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются  и глубже проникают в жизнь  христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются  Руси вместе с воспринятым из Византии православием. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы.15

Здесь начало того процесса, который  возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а  позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе  православного мира. В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием «меры и красоты». Первые века становления православия на Руси были временем рождения отечественных форм его понимания, выраженного в красках, в камне, в слове. В отличие от Запада, Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия, изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого. Книги священного писания и толкования к ним святых Отцов Церкви Православной и стали основой христианского мировоззрения, просвещения умственного и нравственного воспитания народа. Установлении христианства как официальной религии в Киевской Руси привело к важным последствиям. Первым из них было установление прочной церковной организации. В 1037 году в Киеве была учреждена митрополичья епархия. К сожалению, начальная летопись по неясной причине умалчивает об установлении митрополии в Киевской Руси и говорит безлично: «и нача ставити по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и садом».16 Отсюда проистекает неясность, какое имя носил первый митрополит. Новгородские летописи называют его Леонтом, а особая повесть о крещении Руси – Михаилом. Вообще, считается, что первый митрополит прибыл из Константинополя, по происхождению он был грек. Причины умолчания летописи о первом митрополите, видимо, кроются в каких-то недоразумениях между греческой и вновь образованной руской церковью. Оставляя в стороне запутанный вопрос о митрополитах при Владимире, отметим, что существование епископии в Киевской Руси при Владимире несомненно, так как о совещании князя с епископами говорит летопись.

 

 

Впрочем, какие-то особенные узаконения первоначальной церкви при Владимире  видны в том, что Десятинная церковь, строительство которой было законченно в 966 году, получила в пожалование  десятину, котроя в некоторых рукописях  характеризуется как «десятая векша» белка, денежная единица от всякого  княжеского суда, десятая неделя от каждого торга и десятая доля от дани. Сбор десятины был вручен Анастасу Корсунянину, который по летописи был  священником. Киевская митрополия поначалу включала в себя лишь восемь епископатов, однако постепенно их количество удваивается. Десять из этих шестнадцати еписковств находились на территориии современной Украины. В общем списке греческих епископий митрополия Киевской Руси, как известно, занимала невысокое место. Русские митрополиты ставились константинопольским патриархом и по преимуществу были греками. Многие митрополиты также были византийцами. Они прибывали на Русь в сопровождении пышной свиты, среди которой были писари и помощники, мастера-ремесленники. Поставление на митрополию Иллариона, родом «русина», особо отмечено летописью. Попытки свергнуть высшую юрисдикцию константинопольского патриарха, приведшие к постановлению на митрополии Климента Смолятича в ХII веке, кончились неудачей и были осуждены самими русскими епископами. Это стремление сохранить зависимость от далекого и чужеземного церковного главы проявлялось не только в Киевской Руси, но и в других средневековых странах.17 Оно соответствовало стремлению духовенства сохранять свое привилегированное положение и особый суд, находящийся в руках высшего иерарха. Константинополь для церкви Киевской Руси имел то же значение, что и Рим для европейских католических стран. Следствием подчинения константинопольскому патриарху и назначения греческих епископов на Русь явилась постоянная связь русской церкви с константинопольской патриархией, связь очень прочная, в силу чего русская церковь усиленно поддерживала греческую церковь в ее борьбе с католической.

 

Поэтому уже в летописный рассказ  о крещении Руси в 989 году вставлены  выпады против католической церкви. Католическая церковь обвиняется в том, что  она развратила веру, священники ее будто бы берут по одной жене, а другие совершают церковные  службы, имея и седьмую жену. По словам Макария, такое обвинение против католиков можно было выдвинуть  только до реформ папы Григория VII, то есть не позже середины ХI века. Принятие Киевской Русью христианства по церковному греческому обряду связало в дальнейшем церковь Руси с православным востоком. Когда же Византийская империя и страны Ближнего Востока были завоеваны Турецкой империей, церковь Руси приняла самостоятельную организацию, вначале автокефальную митрополию, затем патриашество. Духовенство Киевской Руси делилось на две категории – «белое» и «черное». К первой принадлежали приходские священники. Они не давали обета безбрачия и, выбрав себе жену (тоже, как правило, из духовного сословия), становились главами семейств. Вторая категория – монахи, которые жили замкнуто, уединенно, избегая мирских зол и соблазнов. Высокие духовные иерархии могли избираться только из монашеской среды. Монастыри были центрами христианской святости и поучения. К началу XIII века в Киевской Руси насчитывалось около 50 монастырей. В одном только Киеве их было 17.18

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно  – историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому – Россия. И от того, в какую сторону мы повернемся, в сторону православных заповедей, или в сторону лицемерных канонов католического Запада, во многом зависит, возродится ли Русь самобытным государством, ведущим за собой весь мир к свободе, равенству и братству или повторит путь Византии, пропавшей в закоулках мировой истории.Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Введение христианства на Руси по своему значению вполне может быть названо религиозно-политической революцией: этот акт означал замену традиционной структуры княжеско-жреческих отношений новой моделью церковно-государственных отношений, влекущих за собой возвышение единоличной княжеской власти в политической организации Древнерусского государства. Последовавшая вслед за этим рецепция византийского церковного права отличалась значительным своебразием. Свойственный церковному праву дуализм своеобразно проявился в исторических условиях Киевской Руси. 19

 

 

Список источников использованной литературы

       1.Источники

1.1. Повести временных лет.( http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt)

1.2. Краткий научно-атеистический словарь. - М.: Наука. 1964.

       2. Научные исследования.

2.1. Сухов А.Д. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и последствия крещения Руси. М. Мысль. 1987.

2.2. Амлинский  И.Е., Тимирязев К.А. Борец и мыслитель / И.Е. Амлинский.- М.:Госкультпросветиздат,1952.

2.3. Рапов О.М. Русская Церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. - М.: Высшая Школа, 1988.

2.4. Никольский Н. М. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. - СПб., 1902.

2.5. Карамзин Н.М.. История государства Российского. - М. 1994.

2.6. Рамм Б.А.. Папство и Русь в 10-15 в.в. М., 1959.

2.7. Рапов О.М.. Официальное крещение Руси. Введение христианства на Руси. М., 1987.

2.8. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.

2.9. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.- Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс",1994.

2.10. Соловьев С.М. Об истории древней России - 2-е изд. - М.:Просвещение, 1993.

2.11. Как была крещена Русь. - М.: Политиздат, 1988.

     3.Учебная литература

      3.1. Гордиенко Н. С. Введение христианства на Руси: домыслы буржуазно-клерикальной пропаганды/ Н. С. Гордиенко. – М.: Знание, 1987.(http://www.tmnlib.ru/jirbis/index.php?option=com_irbis&Itemid=300)

1 Краткий научно-атеистический словарь. – М.: Наука. 1964. – С. 23-24.

2 Краткий научно-атеистический словарь. – М.: Наука. 1964. – С. 23-24.

3 Сухов А.Д. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и последствия крещения Руси. М. Мысль. 1987 г. c.15  

4 Амлинский И.Е.,Тимирязев К.А. Борец и мыслитель / И.Е.Амлинский.- М.:Госкультпросветиздат,1952. С. 64.

5 Рапов О.М. Русская Церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М.: Высшая Школа, 1988, С. 138-142.

6 Никольский Н. М. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. – СПб., 1902. С. 5–9.

7 Никольский Н. М. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. – СПб., 1902. – С.11.

8 Никольский Н. М. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. – СПб., 1902. – С.11.

9 Карамзин Н.М.. История государства Российского. 1994. С. 93. 

10 Гордиенко, Н. С..  
     Введение христианства на Руси: домыслы буржуазно-клерикальной пропаганды/ Н. С. Гордиенко. - Москва: Знание, 1987. С. 62.

11 Гордиенко, Н. С..  
     Введение христианства на Руси: домыслы буржуазно-клерикальной пропаганды/ Н. С. Гордиенко. - Москва: Знание, 1987. С.62.(http://www.tmnlib.ru/jirbis/index.php?option=com_irbis&Itemid=300)

12 Рамм Б.А.. Папство и Русь в 10-15 в.в. М., 1959 г. с.27.

13 Рамм Б.А.. Папство и Русь в 10-15 в.в. М., 1959 г. с.27.

14 Рапов О.М.. Официальное крещение Руси. Введение христианства на Руси. М., 1987 г. с.108-109.

15 Рапов О.М.. Официальное крещение Руси. Введение христианства на Руси. М., 1987 г. с.108-112.

16 Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.С. 46.

17 Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.- Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс",1994.С. 81.

18 Соловьев С.М. Об истории древней России - 2-е изд. - М.:Просвещение, 1993. С. 98-103.

19 Как была крещена Русь. - М.: Политиздат, 1988.С. 382.

 


Информация о работе Введение христиантсва на Руси