Великая отечественная война советского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

. Особенности развития капитализма в России в пореформенный период. После отмены крепостного права в 1861 году и буржуазных реформ в России утверждается капитализм. Из аграрной, отсталой страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро создавалась сеть железных дорог, развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производств, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Крестьянскую реформу 1861 года Ленин назвал «переворотом», аналогичным западноевропейским революциям, открывшим путь капитализму.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 29.22 Кб (Скачать файл)

1. Особенности развития  капитализма в России в пореформенный  период. После отмены крепостного  права в 1861 году и буржуазных  реформ в России утверждается капитализм. Из аграрной, отсталой страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро создавалась сеть железных дорог, развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производств, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Крестьянскую реформу 1861 года Ленин назвал «переворотом», аналогичным западноевропейским революциям, открывшим путь капитализму. Но поскольку этот переворот был проведен «сверху», он сохранил пережитки крепостничества во всех областях общественной жизни и наложил отпечаток на капиталистическую эволюцию в России. Сущность становления капиталистических отношений в России оставалась той же, что и в странах Западной Европы. Но, несмотря на однотипность этих процессов, утверждение капиталистического строя в России имело ряд существенных особенностей. В настоящее время в исторической литературе утвердилось положение о том, что мировой капитализм развивался стадиями, эшелонами. Можно выделить регион первичного, классического капитализма (Западная Европа и Северная Америка); второй эшелон буржуазного развития — Россия, Япония, Турция, Бразилия, Балканские страны; третий эшелон — колониальная и зависимая «периферия» Азии, Африки и большинства стран Латинской Америки. Различия между эшелонами определяются не столько «количественными» показателями, сколько характером, механизмом становления, качеством формирующихся капиталистических структур. Буржуазное развитие в странах второго эшелона, к которому отнесена Россия, начиналось на более позднем этапе (с конца XVIII до середины XIX века) Некоторые формационные предпосылки, в частности, социально-экономичеcкие, здесь были выражены слабо, а политические и особенно правовые вообще отсутствовали. Импульс буржуазного развития в странах второго эшелона шел не столько изнутри, сколько извне, от стран буржуазного Запада. Процесс капиталистического развития осуществлялся форсированным путем, что приводило общества этих государств к большому социальному напряжению, общественным противоречиям, социальным конфликтам. Конечно, между странами первого и второго эшелонов непроходимой грани не существовало. Однако общие принципы буржуазной эволюции в странах второго эшелона проявлялись в иной форме, в другой последовательности. В России, в отличие от западноевропейских стран, капиталистический способ производства сложился в сжатые сроки, произошло также и резкое смешение этапов формирования крупноиндустриального производства, стала иной последовательность аграрно-капиталистического и промышленного переворотов. Если в странах первого эшелона капиталистического развития строительство железных дорог явилось результатом промышленного переворота, то в России крупное железнодорожное строительство началось до завершения промышленного переворота, явившись стимулом индустриального развития страны и одной из причин иной формы возникновения крупнофабричного производства — в ряде случаев без прохождения мануфактурной стадии.

Именно так образовался  в Донбассе и в Криворожье горно-металлургический район. В 1861 году в России протяженность  железных дорог составляла 1488 верст, через двадцать лет — 21 155, а к 1900 году — 47 800. К 80-м годам XIX века завершился промышленный переворот, а в 90-е годы страна пережила период промышленного  подъема. Сложилась индустриально-техническая  база российского капитализма и  ведущую роль в экономике заняла крупная промышленность.

За сорок пореформенных  лет число фабрик и заводов  увеличилось с 2,5 до 9 тысяч. Объем  промышленного производства вырос  почти в 8 раз, Россия по этому показателю вышла на пятое место в мире. Следует подчеркнуть, что в отличие  от западноевропейских стран Россия имела свои особенности в развитии некоторых отраслей тяжелой промышленности и железнодорожного строительства, которые заключались в прямом государственном вмешательстве, с одной стороны, и привлечении иностранных капиталов — с другой. В 1890 году более 25 % всех акционерных капиталов в России принадлежало иностранцам. Иностранные инвестиции выросли к началу 90-х годов с 214,7 млн руб. до 975 млн руб. В 1900 году 70 % всего капитала, вложенного в горную промышленность, 72 % — в машиностроение и металлообработку, 31 % — в химическую промышленность, были иностранного происхождения,в основном английского, французского, бельгийского. Доля иностранного капитала в легкой и пищевой промышленности была невелика. Пореформенное сорокалетие в развитии России характеризовалось усиленным ростом капитализма «снизу» и насаждением его «сверху». В осуществлении капиталистического развития «сверху» следует отметить важную роль государства, которое вместо свободной конкуренции насаждало в стране крупную промышленность, банковские учреждения, кредит и т. д. Оформление кредитной системы в России, по сравнению с Западной Европой, происходило в другой последовательности. К началу XIX века она была представлена, прежде всего, крупными акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких учреждений приходился на время предвоенного промышленного подъема. Что же касается последовательности аграрно-капиталистического и промышленного переворотов, то в странах первого эшелона аграрно-капиталистический переворот был следствием буржуазных революций и предшествовал промышленному перевороту. В России же, наоборот, примерно в 80-е годы закончился промышленный переворот, а аграрно-капиталистический не завершился вовсе. Реформа 1861 года, лично освободив крестьян, открыла путь медленному, из-за засилья помещичьего землевладения, рыночному развитию сельского хозяйства. Если до реформы в основном крестьяне были середняками, то после нее из-за высоких платежей и конкуренции деревня обеднела и расслоилась. В 80-е годы 20 % зажиточных крестьян владели более половиной крестьянских земель (32 % общинной, 66 % купленной и 60 % арендованной у помещика), беднейшие крестьяне, составлявшие 50 %, имели 20 % крестьянских земель, середняки (30 % крестьянских дворов) — около 30 %. Следует отметить, что большая часть кулацких земель была не общинная, а купленная или арендованная у помещика. Претерпевало эволюцию и помещичье хозяйство.

Мелкие помещики разорялись и продавали свои земли  крестьянам. Другие владельцы земли  переходили от отработочной системы  к найму рабочей силы. Но в целом  помещичье хозяйство оставалось малоэффективным, урожайность была ниже, чем у кулака. Помещичье  землевладение было тормозом социально-экономического и политического развития России. Безземелье крестьян вело к низкому  жизненному уровню населения, узкому внутреннему рынку, что ограничивало возможность развития промышленности и транспорта. Характеризуя некоторые социальные процессы, необходимо отметить, что «насаждение капитализма сверху» привело к задержке консолидации в классе российской буржуазии и опережающему буржуазию социальному и политическому развитию российского пролетариата. Не выполнив до конца своей исторической миссии — самостоятельного создания капиталистической системы в России, участвуя в этом процессе наряду с царизмом и иностранным капиталом, коренная российская буржуазия к началу XX века не смогла сложиться в класс, создать свои политические партии, политически осознать себя господствующим классом общества. Что же касается пролетариата, то он раньше, чем буржуазия, появился на политической арене. Уже в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века рабочие становятся не только активными участниками первых марксистских кружков и групп в России, но и инициаторами политических акций, в частности, первой маевки петербургских рабочих в 1891 году. Таким образом, будучи отсталым с точки зрения общей буржуазной культуры, зрелости социальных и политических предпосылок капиталистической формации, российский капитализм одновременно успешнее, чем в других более развитых странах, готовил себе могильщика. В условиях наступающей новой эпохи в России пролетариат вел за собой трудящихся, прежде всего крестьянство. Демократические и коренные социальные преобразования уже не были так резко разделены во времени, как в странах первого эшелона капиталистического развития, и стали звеньями единого революционного процесса. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономическая и финансовая политика С.Ю.Витте Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.) возглавлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деятелем России рубежа XIX-XX вв. Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. В очередной раз страна оказалась перед выбором пути выхода из кризиса. Один из этих путей заключался в демократизации режима, в глубоких социальных структурных изменениях,в предоставлении личной свободы населению и более широких возможностей для развития рыночных отношений и частного предпринимательства. Но в таком случае царизм должен был если не расстаться полностью, то существенно поступиться своей властью, а это было для него неприемлемо. Оппозиционные же царизму силы, выражавшие такую альтернативу, в то время были крайне слабы и распыленны и не могли оказать какого-либо влияния на характер внутренней политики.

Царизм использовал  традиционную для него политику, сводившуюся  к дальнейшему усилению государственного вмешательства в экономику, к  более широкому использованию монетаристких способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобразований. Значение Витте как финансиста, экономиста и государственного деятеля и заключалось в том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно осуществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и железнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десятилетии он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от государственной собственности, увеличения косвенных налогов и более широкого использования прогрессивного налога с прибыли предприятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квартирного и на городскую недвижимость. Более того, некоторые прямые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохозяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были уменьшены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции. Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и крепких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Продажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина. Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пребывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и ослуживавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. Наоборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное -появилась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п. Винная монополия являлась самой эффективной, но не единственной мерой для пополнения казны и косвенного обложения народа. Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на товары повседневного массового потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно. В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой реформы осознавалась предшественниками Витте по Министерству-Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, они предпринимали некоторые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизируя финансы и накапливая золотой запас. Витте со свойственной ему решительностью и последовательностью довел их дело до конца. Прежде всего он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреждены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права производить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими "небогато наше отечество", убеждал царя в том, что "необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов". Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам владеть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыслами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых. В этом вопросе Витте добился лишь частичного успеха.

В 1899 г. "высочайшим повелением" подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в создании и развитии различных отраслей отечественной  обрабатывающей промышленности, с целью "удешевления" производившихся  ею продуктов. 
 
 
 

2.1. Деятельность  Витте в области промышленной  и торговой политики Политика  Витте в области промышленности  и торговли была намечена в программе деятельности Министерства финансов, утвержденной главой Министерства осенью 1893 г. В ней говорилось прежде всего об обеспечении благоприятных внешних условий для развития отечественной промышленности, ограждении ее от конкуренции со стороны иноземных товаров на внутреннем рынке. С этой целью предусматривалось энергичнее использовать такие традиционные меры, как покровительственный таможенный тариф, выгодные для государства торговые договоры с другими странами и разумные железнодорожные тарифы. Основная идея программы сводилась к дальнейшему усилению руководящей роли правительства в развитии промышленности и торговли. Для активизации частного предпринимательства настоятельно необходимым признавался пересмотр устаревшего, в большинстве своем еще дореформенного, промышленного и торгового законодательства. Предполагалось, в частности, упростить оформление документов при учреждении фабрик и заводов, избавившись от всевозможных утрясок, согласований и проволочек со стороны не только местных, но порой и центральных административных органов; модернизировать законы, определяющие порядок акционерного учредительства; заменить разрешительную систему этого учредительства явочной, реформировать биржевое законодательство. Однако большинство законопроектов, выработанных различными комиссиями для реализации этих намерений, были отвергнуты или волынились бюрократическими инстанциями, без каких-либо надежд на их одобрение. Успешнее обстояли дела по усилению позиций государства в экономике.

Стремление Витте "подчинять своему ведению все  более и более широкую сферу  хозяйственной частной деятельности" наглядно проявлялось в значительном увеличении аппарата и активизации  деятельности Департамента торговли и  мануфактур Министерства финансов. Изменились приоритеты в правительственной  промышленной политике. Если раньше основное внимание уделялось устранению препятствий  на пути развития промышленности, то теперь ей оказывается прямая поддержка. Изменяется сам стиль правительственной промышленной политики, значительно расширяется вмешательство чиновников даже в мелочи частной предпринимательской деятельности. Существенно увеличилось число предпринимательских представительных организаций: биржевых комитетов, отраслевых съездов; возникли новые предпринимательские организации - порайонные общества заводчиков и фабрикантов. Министерство финансов активно опиралось на эти организации при выработке своей политики,поручая им создавать различные проекты решений, привлекая их представителей для участия в работе проводимых им различных совещаний по вопросам торговли и промышленности. Однако Витте отдавал предпочтение созданию совместных чиновничье-предпринимательских органов в центре и на местах - они должны были проявлять инициативу и вырабатывать предварительные решения по важным торгово-промышленным вопросам. Таким образом, правительство, стимулируя активность торгово-промышленных кругов, вместе с тем не шло далее предоставления этим кругам консультативных функций в выработке своей торгово-промышленной политики. Рычагом воздействия государства на частные железные дороги являлась и монополизация им права выработки железнодорожных тарифов. Своей тарифной политикой государство имело возможность регулировать торговые потоки, стимулировать экспорт с целью пополнения казны валютой, необходимой для поддержания стабильности курса рубля.

Информация о работе Великая отечественная война советского народа