Великие географические открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что темпы экономического развития европейских стран еще более возрастают на последнем этапе существования средневекового общества в XV – начале XVII вв. Возникают и активно развиваются капиталистические отношения. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями.
Анализ литературы подсказывает, что непосредственной их причиной были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых (особенно об Индии) распространялась слава как о стране несметных сокровищ и с которыми торговля была затруднена из-за арабских, монголо-татарских и турецких завоеваний.
Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам в навигации и кораблестроении. Так, европейцы научились строить каравеллы – быстроходные суда, способные плыть против ветра. Важным было также накопление географических знаний, прежде всего в области картографии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.
1 Предпосылки Великих географических открытий………... ………………..7
Развитие морских путей и экспедиции в 15 в……………………………8
1.2. Генрих Мореплаватель - вдохновитель морских открытий 15 века……10
Глава 2.
Тордесильясский договор 1494 и разделение мира между Испанией и Португалией…………………………………………………………………….15
Глава 3.
Расширение колониальной империи португальцев.
3.1. Экспедиция Васко да Гама 1498 год. Открытие Индии………………..18
3.2. Открытия португальцев в 15 веке………………………………………..25
Глава 4.
Последствия Великих географических открытий для Португалии…………27
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы…………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

го.docx

— 59.98 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1.

1 Предпосылки Великих географических открытий………... ………………..7

    1. Развитие морских путей и экспедиции в 15 в……………………………8

1.2. Генрих  Мореплаватель  - вдохновитель морских открытий 15 века……10

Глава 2.

 Тордесильясский договор 1494 и разделение мира между Испанией и Португалией…………………………………………………………………….15

Глава 3.

Расширение колониальной империи португальцев.

3.1. Экспедиция Васко да  Гама 1498 год. Открытие Индии………………..18

3.2. Открытия португальцев  в 15 веке………………………………………..25

Глава 4.

Последствия Великих географических открытий для Португалии…………27

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованных источников и литературы…………………………..31

 

 

 

Введение.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что темпы экономического развития европейских стран еще более возрастают на последнем этапе существования средневекового общества в XV – начале XVII вв. Возникают и активно развиваются капиталистические отношения. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями.

    Анализ литературы  подсказывает, что непосредственной  их причиной были поиски европейцами  новых морских путей в Китай  и Индию, о которых (особенно об  Индии) распространялась слава как  о стране несметных сокровищ  и с которыми торговля была  затруднена из-за арабских, монголо-татарских  и турецких завоеваний.

      Великие  географические открытия стали  возможны благодаря успехам в  навигации и кораблестроении. Так, европейцы научились строить  каравеллы – быстроходные суда, способные плыть против ветра. Важным было также накопление  географических знаний, прежде всего  в области картографии.

     Кроме того, общество уже приняло идею  о шарообразности Земли, и, отправляясь  на Запад, мореплаватели искали  путь в восточные страны.

  

 

Объектом данного исследования являются великие географические открытия португальцев 15-середины 17 веков.

Предметом исследования выступают сравнительно-историческое исследование процесса формирования и реализации великих географических открытий португальцев 15-середины 17 веков.

Хронологические рамки работы охватывают период 15-с.17 веков.

Цель курсовой работы: изучить особенности великих географических открытий португальцев

Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- проследить развитие великих географических открытий португальских мореплавателей.

- выявить их значение, основные принципы.

 Историография вопроса. Вопрос о великих географических открытиях разрабатывается историками давно. Собрано много интересного и ценного фактического материала, восстанавливающего картину открытия материков и омывающих их водных пространств. Однако нельзя сказать, что вопрос об этих открытиях рассмотрен полностью. Изучением данной проблемы занимались Баландин Р.К., Маркин В.А., в своем труде «100 великих географических открытий», они писали о том, что великое географическое открытие — понятие относительное. И это устремленность, устремленность в Неведомое — едва ли не единственный источник наших знаний о Земле, о себе и о всем непостижимом Мироздании. Не случайно человечество хранит память о тех, которые наперекор всем преградам и смертельным опасностям шли вперед и вперед. О них слагались легенды, им посвящали свои стихи поэты, их подвиги заносили в манускрипты хроникеры и описывали литераторы.

   Также данный вопрос  освещался в работе Пешель О. «История эпохи открытий». Он пишет, что Великие географические открытия – одно из главных событий для Португалии. И что до сих пор в португальской библиотеке находится так называемая «опись войск». Это роскошное издание примерно 1557 года, в котором описаны все войска, отправившиеся в Индию после плавания Васко да Гама. История славы португальского флота начинается именно с его похода. Помимо него первопроходцами также были Паоло да Гама, его брат, и Николао Коэльо. Это своего рода демонстрация могущества португальцев, обеспечивших Западу связи с Востоком.

  Тойнби А.Дж. в своем труде писал, что именно португальцы начали систематическое исследование атлантического побережья Африки в 1418 году под покровительством принца Генриха, в конечном счёте обогнув Африку и войдя в Индийский океан в 1488 году. В 1498 году португальская экспедиция под руководством Васко да Гамы смогла достигнуть Индии, обогнув Африку и открыв прямой торговый путь в Азию. Вскоре португальцы ушли ещё дальше на восток, достигнув «Островов Пряностей» в 1512 году и высадившись в Китае годом позже. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана, португальца, состоявшего на испанской службе, отправилась на запад, совершив первое в мире кругосветное путешествие.

    В работе Магидовичей И.П. и В.И. «Очерки по истории географических открытий» данная проблема затронута поверхностно, лишь сказано о том, что великую историю Португалии создали великие мореплаватели. За три века, с момента появления независимого государства в 1095 г., страна сумела отстоять свой суверенитет и вырастить особую породу людей, готовых плыть в неизведанные просторы ради новых земель и сказочных богатств.

  Укоренившиеся взгляды на историю великих географических открытий подлежат критическому пересмотру в целом. В них следует внести не какое-либо отдельное изменение или исправление, их нужно пересмотреть от начала до конца. Великие географические открытия — это открытия, сделанные не только испанскими мореплавателями, но и португальскими.   Здесь представлена  лишь малая часть из  всего списка ученых, занимавшихся данной проблемой. Их работы свидетельствуют о большом вкладе португальских мореплавателей в географических открытиях.

Структура работы: Работа включает в себя введение, основную работу, заключение, список использованных источников и литературы.  

  Период Великих географических открытий является переломным в истории Средневековой Европы, период перехода на новую ступень развития общества, хозяйства.

    Великие географические  открытия — период в истории  человечества, начавшийся в XV веке  и продолжавшийся до XVII века, в  ходе которого европейцы открывали  новые земли и морские маршруты  в поисках новых торговых партнеров  и источников товаров, пользовавшихся  большим спросом в Европе. Новейшие  достижения в кораблестроении, навигации  и картографии, сделанные в XVI и XV веках, сделали возможными длительные  морские путешествия, что позволило  обогнуть Африку, достигнуть Америки  и совершить кругосветное путешествие. Среди наиболее известных путешественников  того времени были Христофор  Колумб, Васко да Гама, Америго  Веспуччи, Фернан Магеллан. Благодаря  открытию новых торговых маршрутов, притока капитала и развития  торговли и предпринимательства  появились предпосылки к развитию  производства и появлению промышленности. Именно поэтому эпоха великих  географических открытий является  одним из факторов, ознаменовавших  завершение эры средневековья  и начало нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Предпосылки Великих географических открытий.

   Во второй половине 15 века феодализм в Западной Европе находился в стадии разложения. Производительные силы и товарно-денежные отношения достигли значительного развития, что обусловило возрастание потребности в деньгах как всеобщем средстве обмена. Кроме того, потребность в драгоценных металлах резко усилило истощение серебряных и золотых рудников. В Европе возникает «монетный Голод». В рамках известного Европейцами мира (в основном средиземноморья) необходимых источников золота и серебра не было, вследствие чего усилилось стремление к странам Востока, где по представлениям европейцев таились неисчерпаемые богатства. « Золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке, - писал Ф. Энгельс, - золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото – вот чего первым делом требовал европеец, как только он вступал на вновь открытый берег».

     Поиски новых торговых путей из Европы в Индию и Восточную Азию также были вызваны стремлением купцов избавиться от торговых посредников и наладить прямую связь с азиатскими странами. С 14-15 вв. Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, взимавшими высокие пошлины. Как следствие путь через Средиземное море перестал быть выгодным.1

    Положительно повлияли на великие географические открытия и те важные усовершенствования, которые были сделаны в то время в мореплавании и военном деле. В этот период происходило стремительное развитие металлургии, что повлекло за собой развитие машиностроения. Великие географические открытия стали возможны благодаря созданию нового вида судна, позволявшего совершать путешествия на дальние расстояния, – быстроходной и легкой однопалубной каравеллы с большим трюмом и системой прямых и косых парусов, благодаря которым можно было плыть против ветра. Более того, были усовершенствованы морские карты и навигационные приборы (компас, астролябия), что облегчало определение координат корабля в открытом море. Появилась информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия, появились мушкеты, пистолеты и пушки.

   Большую роль сыграла победа новых взглядов на форму Земли. Геоцентрическую идею Птолемея, господствовавшую на протяжении многих веков, заменила античная идея шарообразности Земли. Также получила признание гипотеза флорентийского астронома Паоло Тосканелли о возможности доплыть до Индии, если отправиться из Европы в западном направлении.2

 

    1. Развитие морских путей и экспедиции в 15 в.

    В 1415 году Сеута  была захвачена Португалией, которая  стремилась получить контроль  за навигацией у африканского  побережья. Инфант Энрике (Генрих) был  хорошо осведомлён о прибыльности  и перспективности Транссахарской  торговли. Веками торговые пути, по которым везли рабов и  золото и соединявшие Западную  Африку со Средиземноморьем через  Западную Сахару, контролировали  враждебные Португалии мусульманские  государства Северной Африки.

  Энрике хотел знать, как далеко мусульманские владения  простираются на юг Африки, рассчитывая  обогнуть её и наладить морскую  торговлю с Западной Африкой, найдя союзников в легендарных  христианских государствах к югу, в частности потерянного христианского королевства Пресвитера Иоанна, а также хотел выяснить, возможно ли попасть в далёкие Индии, источники драгоценных пряностей, по морю. Он финансировал морские экспедиции на юг от Мавритании, привлекая к ним купцов, судовладельцев и других заинтересованных в открытии новых торговых путей лиц. Вскоре были открыты в Атлантическом океане Мадейра (1419) и Азорские острова (1427).

  В то время европейцы  не знали, что находится за  мысом Нун на побережье современного  Марокко, и разворачивали свои  корабли сразу, как только его  достигали. Старинные морские мифы  называли этот мыс пределом  для мореплавания, предупреждали  об океанических монстрах, непригодном  для плавания море и палящем  солнце, которые уничтожат любой  корабль, посмевший заплыть за  этот мыс, но мореходы принца  Энрике пренебрегли ими: начиная  с 1421 года, они регулярно заплывали  за него, а в 1434 году один из  капитанов Энрике, Жил Эанеш обогнул  мыс Бохадор.

   Большим технологическим  скачком стало появление в  середине XV века каравеллы, небольшого  корабля, способного совершать плавания  под парусом дальше, чем другие  европейские корабли того времени. Ставшая развитием португальских  рыболовецких судов, она стала  первым кораблём, который смог  выйти за границы привычных  прибрежных каботажных плаваний  и безопасно выходить в открытый  океан. Для навигации португальцы  использовали эфемериды, этот метод  прошёл значительное развитие  в XV столетии. Эти таблицы произвели  революцию в навигации, позволив  рассчитывать широту. Тем не менее, точный расчёт долготы ещё  несколько столетий был недоступен  для мореплавателей. Регулярные  плавания на каравеллах становились  всё дальше, в среднем мореплаватели  продвигались на юг на один  градус в год. Побережье Сенегала  и Зелёный мыс были достигнуты  в 1445 году Динишем Диашем, а в 1446 году Алвару Фернандеш дошёл  почти до берегов современного  Сьерра-Леоне.

  Падение Константинополя  в 1453 году и переход города  под контроль Османской империи  стало сильным ударом для христианского  мира, и торговые пути на Восток  для Европы закрылись. В 1455 году  папа Николай V издал буллу,  которая  подкрепляла предыдущую буллу, и  передавала все земли и моря, открытые далее мыса Бохадор, во владения португальского короля  Афонсу V и его наследникам, а также  торговлю и завоевания у мусульман  и язычников, что стало началом  ведения политики mare clausum в Атлантике. Король, который узнал от генуэзцев  о морском пути в Индию, заказал  у фра Мауро карту мира, которая  прибыла в Лиссабон в 1559 году.

   В 1456 году Диогу  Гомеш достиг берегов архипелага  Кабо-Верде. В последующее десятилетие  несколько капитанов на службе  принца Энрике, в том числе  генуэзец Антонио да Ноли и  венецианец Алоизий Када-Мосто, обнаружили  оставшиеся острова, которые были  освоены ещё в XV столетии. В 1460-х  годах португальцы открыли побережье  Гвинейского залива, богатое золотом  и слоновой костью.3

Информация о работе Великие географические открытия