Великий Шелковый путь и городская культура VI – XIIIвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:58, реферат

Краткое описание

История возникновения Великого Шелкового пути. История Шелкового пути начинается с 3 – 2 го тысячелетий до нашей эры, с началом вывоза из Восточного Туркестана лазурита и нефрита в Иран, Месопотамию, Египет и Сирию. В середине 1-го тысячелетия до н.э. лазурит проникает в Китай. Таким образом, в указанный период существовал своего рода «лазуритовый путь», «нефритовый путь», который соединял Центральную Азию со Средиземноморьем, Индией и Китаем, "степной путь" - из Причерноморья к берегам Дона.

Вложенные файлы: 1 файл

Великий Шелковый путь и городская культура VI.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

В обиходе жителей Казахстана также находились золотые динары, которые являлись средством международной торговли и часто служили средством накопления богатств. В основе золотого обращения были не только целые монеты, но и их фрагменты различной величины и веса. Выпускались золотые динары на многих монетных дворах, проба и вес их отличались друг от друга. Они часто встречаются при раскопках памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и скандинавских стран.

На различных монетных дворах чеканились медные монеты. Медные фельсы - самое массовое средство обращения и платежа - использовались на внутреннем рынке и обслуживали сферу мелкой розничной торговли.

Земледелие. Оседание кочевого населения повлияло не только на бурное развитие городской жизни, но и на развитие земледелия. Рост городского населения потребовал увеличения выпуска продуктов сельского хозяйства для продажи. Поэтому совершенствовалась система искусственного орошения.

В X -XII вв. были сооружены магистральные каналы, питавшие водой окрестности кыпчакских городов Сыгнак и Сауран. Зафиксированы каналы длинной до 20 - 30 км. Очень сложная оросительная система была в Отрарском оазисе. В нее входили магистральные каналы, распределители воды, водохранилища, керамические трубопроводы, чигири - устройства для подъема воды с более низких уровней на верхние.

Как и раньше садоводство, виноградарство, огородничество, полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве горожан.

Ремесло, архитектура и искусство. ГордаIX- начала XIII вв. отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычными для быта крупных городов были водопроводы. Для них сооружали подземные сводчатые тоннели, в которые укладывали керамические трубы.

В монументальном строительстве в качестве строительного материала распространяются обожженный кирпич, дерево, гипс, алебастр. В отделке стен применяются орнаментированная терракота и кирпичный узор. Эти традиции искусства архитектурного декора данного периода сохраняются на протяжении веков в искусстве казахского народа.

В связи с распространением ислама в городах возводятся мечети, строятся мавзолеи. Наиболее ранние мечети были раскопаны археологами в городах Кедер и Культобе. Для их построек характерен прямоугольный план зала, перекрытия помещения опирались на вертикальные колонны. Плоская кровля опиралась на многочисленные деревянные колонны. Ранние мечети характеризуются скромным убранством. В декоре их использовались фигурные обожженные кирпичи.

Об уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранним из них является мавзолей Бабаджи-хатун, мавзолей сложен из обожженного кирпича, имеет кубическую форму. Выдающимся памятником  зодчества является также мавзолей Айша-Биби. Мавзолей представляет собой квадратное сооружение с купольным перекрытием. Поверхность стен и углов колонн покрыта резными терракотовыми плитками с орнаментами геометрического и растительного характера. К памятникам караханидского зодчества относится также портально-купольный мавзолей Карахана в г.Таразе.

Своеобразие архитектурных форм, декоративных средств памятников позволило исследователям отнести их к северотуркестанской архитектурной школе, для которой характерны тесные связи с традициями степного искусства.

В городской застройке распространяются бани, которые были очень популярны в быту и являются своеобразным архитектурным памятником. В каждом городе имелась общественная баня. Строились бани из обожженного кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Они отапливались системой жаропроводящих каналов, устроенных под полами. Воду брали из колодцев или же проводили водопроводом, который в это время стал распространенной формой городского благоустройства. Бани были найдены археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне.

Искусство. Развитие ремесла. Одной из важнейших отраслей производства как в кочевой, так и в оседло-земледельческой среде было ремесло, обеспечивавшее население предметами первой необходимости. В городах и поселениях процветали гончарное и кузнечное дело, ювелирное ремесло, ткачество, стеклоделие, ковроткачество.

КX в. относится формирование мусульманского изобразительного искусства на территории Казахстана. Оно характеризуется трансформацией письма в орнамент, обладающий помимо художественного и изобразительного качества, текстовой информативностью. Найдена керамика с использованием орнаментальных возможностей арабского шрифта. Часть надписей носит чисто декоративный характер.

Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихромного стиля. Характерной его особенностью являлись инкрустация металлической (золотой, серебряной или бронзовой) пластины вставками цветных камней. В полихромном стиле изготовлялись пряжки, бляхи, накладки для стремян, пояса, серьги и другие украшения, которые пользовались огромным спросом.

Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли. Семиречье славилось производством серебряных изделий. Здесь изготавливались серебряные блюда, ведерки, кувшины и кружки. Золотые прииски считались собственностью хана и тщательно оберегались от чужеземцев - здесь даже запрещали проводить караваны.

Время средневековья отмечено расцветом различных видов художественных ремесел. Особенно ярки успехи и достижения гончаров. Появляется поливная керамика. Поливная посуда с росписью и гравировкой получает широкое распространение. Среди массовой продукции также встречаются сосуды, выполненные с высоким художественным вкусом.

Благодаря введению цвета художники - керамисты средневековья открыли совершенно новые, неисчерпаемые декоративные возможности - орнаменты геометрические, буквенные, растительные, зооморфные. Обычно разные типы орнаментов встречаются в сочетаниях. Рост числа городов, их территориальное расширение, увеличение количества городского населения сказались на дальнейшем развитии ремесел.

Так же широко распространено было кузнечное дело, кузнецы обычно селились в отдельных кварталах. Железную руду обрабатывали на местах добычи, в кузницы железо попадало в виде заготовок. Одна из наиболее древних отраслей ремесленного производства - обработка кожи и шерсти. Степняки производили из войлока различные предметы, начиная с покрытия для юрт, и заканчивая деталями одежды.

Для сооружения каркасов юрт и повозок существовала особая группа ремесленников, живших в местах, изобилующих подходящими породами дерева – ивой и березой. Отдельные части юрт и повозок украшались резьбой по дереву. Используя различные станки, ремесленники собирали основы юрт и продавали их, либо обменивали на продукты или скот.

Археологические памятники. Археологические памятники кимаков представлены могильниками в долине Иртыша в Восточном Казахстане. Их раскопки говорят о разнообразии погребальных обрядов, что свидетельствует о многочисленности племен, составлявших кимакский союз.

Памятники кыпчаков на территории Казахстана известны в Центральном Казахстане, Семиречье. Курганы кыпчаков единичны или составляют могильники из нескольких насыпей. В насыпях встречаются остатки тризны. Покойников укладывали в дощатые гробы. В ряде погребений сохранились куски шелковых узорчатых тканей. В могилах  встречаются железные ножки, кресала. Вооружение встречается в мужских погребениях. Это сабли, стрелы в колчанах, луки. В одном из захоронений найдена кольчуга, в другом -  панцирные доспехи. В захоронениях широко представлено и конное снаряжение: удила, стремена, седла.

Находки из захоронений степной части средневекового населения Казахстана позволяют вместе с письменными источниками получить представление о хозяйстве, образе жизни, религиозных представлениях кочевых племен.

Верования и распространение религий. В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана поклонялись:  культ Неба, культ Земли – Воды, культ огня, Умай – женское божество, покровительница очага и детей, культ священных гор – Хантайские горы.

Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу. Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получили распространение такие мировые религии, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. Буддизм - проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. До н.э., важная роль распространения буддизма принадлежала племенам согдийцам и канглам. Христианство – в VII – VIIIвв. в городах Южного Казахстана и Семиречья хорошо распространилось христианство, пришедшее из Средней Азии. Манихейство – возникло в III в. Н.э. в Иране, она представляла собой синтез христианства и зороастризма. Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы.  Зороастризм – возник в VII – VIвв. До н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий Вселенной – воды, земли, огня и воздуха. Зороастризм внесен в Казахстан согдийцами. Ислам – VIII – IХ вв. шел процесс  исламизации Южного Казахстана.

 

 


Информация о работе Великий Шелковый путь и городская культура VI – XIIIвв