Версальско-ващингтонская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Первая мировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: людские потери исчислялись более 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых и искалеченных. Для военных нужд использовались все материальные ресурсы воюющих держав. Невиданные расходы превратили в должников даже Францию и Великобританию. Одержав столь дорогую победу, страны Антанты приступили к определению судеб послевоенного мира.

Содержание

Введение

1. Версальский мирный договор

1.1 Четырнадцать пунктов Вудро Вильсона

1.2 Парижская мирная конференция

1.3 Сен–Жерменский мирный договор

1.4 Нёйиский мирный договор

1.5 Трианонский мирный договор

1.6 Севрский мирный договор

1.7 Лозаннский мирный договор

1.8 Лига Наций

2. Вашингтонская конференция 1921-1922

2.1 Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

2.2 Следствия Версальского договора

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курс.docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

В случае развязывания войны  государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны  против всех них. В этом случае все  государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет  имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для  реализации принципов Устава Лиги.

 

В эту же статью был включен  параграф об условиях исключения из Лиги наций государств, нарушивших Устав. Для решения об исключении требовалось  большинство голосов членов Совете при условии, что в дальнейшем это решение было подтверждено всеми  остальными членами организации

Устав (статьи 23, 24, 25) впервые  устанавливал правила международного гуманитарного сотрудничества и  общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия  труда для всех мужчин, женщин и  детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ).

Кроме того, Лига наций получила права контроля над торговлей  опиумом и другими опасными лекарственными средствами, а также торговлей  оружием со странами, в отношении  которых "такой контроль необходим  в общих интересах". Также Лига должна была добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения  к торговле со стороны всех членов организации.

Члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с  национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению  здравоохранения, ограничению эпидемий и "облегчению страданий во всем мире".

В 1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Ей действительно  удавалось разрешать некоторые  локальные споры. К сожалению, на серьезный международный уровень  Лига наций так и не вышла —  её решения просто были бы проигнорированы. Важнейшим направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного  устройства мира. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий  версальского мира, стали оправляться  от удара и начали наращивать свой военный потенциал, на что не последовало серьёзной реакции ведущих государств мира. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше, чем страны-участницы, то её протесты просто игнорировались.

Соглашения, принятые в послевоенный период, являлись целым комплексом договорённостей, направленных на разрешение противоречий в Западной Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке  и Тихом океане. В этом смысле Вашингтон был одновременно как  продолжением Версаля, так и началом  его пересмотра. Хотя Версальско-Вашингтонская  система очень быстро обнаружила свою недееспособность, она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хоть и временной, но всё же стабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вашингтонская конференция  19921-1922 гг.

 

 

Целью конференции было ограничении  морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейн Тихого океана.

Конференция проходила с  ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

В ней участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владения на Тихом океане, и Россия — "ввиду отсутствия единого правительства" — на конференцию приглашены не были. Однако делегация Дальневосточной  Республики прибыла в Вашингтон  без приглашения и вела там  переговоры вне рамок официальной  повестки дня с представителями  США и других держав, добиваясь  главным образом решения о  выводе японских войск с её территории.

Всего было подписано семь договоров и два дополнительных соглашения.

США, Великобритания, Франция  и Япония подписали сроком на 10 лет "договор четырёх держав" о  неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. Они  обязались соблюдать статус-кво  в отношении принадлежащих им в Тихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или вместе со всеми.

"Договор четырёх держав" отменил военно-политический союз  Великобритании и Японии, заключённый  в 1911 г. Сделано это было  для того, чтобы не провоцировать  недоверие между великими державами.  Это решение, принятое под давлением  Вашингтона, было неоднозначно воспринято в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципе создавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.

6 февраля 1922 г. девять  держав — Китай, США, Британская  империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия --- подписали договор о принципах  политики в китайском вопросе  ("договор девяти держав"). Он гарантировал суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая, обязывая участников воздерживаться от использования сложной ситуации в Китае для получения особых прав и привилегий. Все девять стран подписали также договор, обеспечивавший совместное регулирование китайских тарифов и "равные возможности" в стране в области торговой и предпринимательской деятельности. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

По отдельному договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю  суверенитет над Шаньдунским полуостровом (переданным ей в Версале в 1919 г.), а также железную дорогу Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу. Глава японской делегации также дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы "Двадцати одного требования" Японии. ("Двадцать одно требование" Японии — требования, предъявленные Японией Китаю 18 января 1915 в целях установления японского господства в Китае, политического и экономического.) Они состояли из 5 групп:

— 1-я группа требовала, чтобы  Китай безоговорочно признал  все условия, о которых Япония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу  о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами и захвачена японцами в 1914г.;

 

— 2-я группа предусматривала  продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;

— 3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие; — 4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;

— 5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении  Китаем японских советников, создании единой японо-китайской полиции  в важнейших городах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае и т.д.)

6 февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали  "Договор пяти держав" об  ограничении морских вооружений. Путь к его заключению открыло  согласие Лондона на предложение  США отказаться от "стандарта  двух держав" ("two powers standard"), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

Договор устанавливал пропорцию  предельного тоннажа линейного  флота его участников: США — 5, Великобритания — 5, Япония — 3, Франция — 1,75, Италия — 1,75.

Договор ограничивал размеры  судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав не должна была приобретать  или строить линейные су-да водоизмещением более 35 тыс. т. На этом настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность  свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать:

— для США и Великобритании 525 тыс. т, — для Японии 315 тыс. т,

— для Италии и Франции 175 тыс. т.

Устанавливался также  тоннаж авианосцев: — для США  и Великобритании 135 тыс. т, — для Японии 81 тыс. т,

— для Италии и Франции 60 тыс. т.

Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, что  фактически сохраняло превосходство  флота Великобритании. США, Великобритания и Япония согласились сохранить  статус-кво в вопросе береговых  укреплений и военно-морских баз. Они отказались от дополнительного  военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов:

— Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство  укреплений в зоне, прилежащей к  их побережью, у берегов Аляски, в  районе Панамского канала и Гавайских  островов. США отказывались от попыток  укреплять Алеутские острова, со стороны которых они могли угрожать Японии;

— Великобритания сохраняла  право заниматься усилением своих  позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к  ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в  Гонконге и в островных владениях  к востоку от 110 меридиана восточной долготы;

— Япония принимала обязательство  не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Также устанавливался десятилетний мораторий на новое строительство  судов и замораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.

 

2.1 Причины неустойчивости  Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

Можно выделить несколько  причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

1. Версальский порядок  не был всеобъемлющим. Прежде  всего, из него "выпадали" СССР  и США — две крупнейшие державы,  без которых обеспечение стабильности  в Европе в ХХ веке было  уже невозможно. Фактически была  восстановлена многополярная структура  европейских отношений в духе  европейского равновесия XIX века, когда  идеальным вариантом казалось  отсутствие на континенте стран,  которые бы слишком явно вырывались  вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно эти идеи и привели  к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена  на части, искусственно уменьшена в  размерах и поставлена в крайне тяжелое  экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.

Но подобное европейское  равновесие было возможно лишь при  участии Пруссии, (место которой  занимала теперь единая Германия) и  России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить  конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято  в расчет — в тот момент казалось, что участие США в европейских  делах является достаточным возмещением  за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

2. Фундаментальной слабостью  Версаля была заложенная им  схема экономического взаимодействия  европейских стран. Дело в том,  что новое государственное размежевание  полностью разрушало экономические  связи в Центральной и Восточной  Европе. Вместо единого рынка,  проницаемого и достаточно открытого,  Европа оказалась территорией,  разбитой на несколько десятков  маленьких, отгородившихся друг  от друга таможенными стенами  рынков. Часто новые малые государства  остро соперничали не только  в политической, но и в экономической  области, полностью сосредоточиваясь  на собственных хозяйственных  трудностях и не пытаясь для  их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип  самоопределения наций породил  экономический раскол, преодолеть который  европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой  к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение  Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и  не способной, поэтому выйти из состояния  депрессии с быстротой, необходимой  для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало  решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению  отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

Информация о работе Версальско-ващингтонская система