Взаимодействие СССР и союзников на разных Этапах II Мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Начало войны с Германией не только резко активизировало международную активность СССР, но и значительно повысило его авторитет, поставив нашу страну в ранг жертвы неспровоцированной агрессии. В этот период были сформулированы основные направления деятельности дипломатических ведомств нашего государства. Среди них:
1. Взаимосвязь с главами государств, ведущих войну с Германией - прежде всего с Англией и США.
2. Поддерживание традиционных дружественных отношений с другими государствами мира, не втянутыми в агрессию, по линии Наркомата иностранных дел.

Содержание

Введение. 3
1. Реакция в США и Англии на агрессию фашистских государств против Советского Союза. 4
2. Антигитлеровская коалиция 7
2.1 Основные этапы формирования 7
2.2 Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва 7
2.3 Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР 8
2.3 Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г. 10
2.4 Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США 11
2.5 Подписание Вашингтонской декларации 26 государств о целях войны против фашизма 1 января 1942 г. 14
2.6 Советско-английский договор о союзе в войне против Германии 26 мая 1942 г. Лондон 14
2.7 Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон 17
2.8 Советско-французский договор о союзе и взаимной помощи 10 декабря 1944 г. Москва 19
3. Освобождение Европы. Окончание Великой Отечественной войны. 22
4. Окончание второй мировой войны. 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Отечественной истории для проверки.docx

— 66.83 Кб (Скачать файл)

 

Серьезного  обсуждения потребовал вопрос об американских поставках Советскому  Союзу  вооружения и материалов на основе закона о ленд-лизе. До этого времени  поставки Советскому  Союзу  осуществлялись согласно подписанному в Москве 1 октября 1941  г. протоколу, а расчеты по ним регулировались соглашениями, заключенными в ноябре 1941  г. и феврале 1942  г., путем обмена посланиями между президентом США Ф. Рузвельтом и главой Советского правительства И. В. Сталиным. Срок действия протокола истекал в июне 1942 г.

Во время  пребывания Молотова в Вашингтоне ему  был передан проект Второго протокола о поставках на период с 1 июля 1942  г. по 30 июня 1943  г. В этом проекте советская заявка, переданная управлению ленд-лиза в апреле 1942  г., была урезана почти наполовину. Мотивировалось это невозможностью выделить необходимое количество судов для перевозки грузов. В ходе переговоров руководящие деятели США под предлогом ускорения открытия второго фронта предложили сократить поставки Советскому  Союзу еще в 2 раза якобы с целью высвободить суда для переброски американских войск и вооружения в Англию. Советская сторона выразила готовность принять это предложение при условии, что второй фронт будет открыт в 1942  г. Американская сторона вручила также народному комиссару проект соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны   против  агрессоров. Соглашение было подписано 11 июня 1942 г. в Вашингтоне советским послом в США М. Литвиновым и государственным секретарем США К. Хэллом. США обязались снабжать СССР «оборонными материалами, оборонным обслуживанием и оборонной информацией», а Советский Союз  - «содействовать обороне Соединенных Штатов Америки и ее укреплению и предоставлять материалы, обслуживание, льготы и информацию...»10. Было оговорено, что это соглашение предварительное и что впоследствии будет заключено окончательное соглашение о порядке погашения задолженности с учетом более широких политических и экономических соображений. Аналогичные соглашения, более известные под названием соглашений о ленд-лизе, были заключены США с Англией (23 февраля 1942  г.) и некоторыми другими странами. В основу этих соглашений был положен принцип взаимовыгодной помощи, оказываемой странами друг другу.

Заключение  советско-английского   договора, а также советско-американского соглашения явилось событием большой исторической важности. Эти акты завершили создание антифашистской коалиции  в   войне и предусматривали продолжение сотрудничества трех великих держав в послевоенный период. Была создана основа для боевого содружества всех народов, боровшихся  против  фашистской агрессии.11

27 июня 1942  г. народный комиссар внешней торговли А. И. Микоян и английский посол в СССР А. Кларк-Керр подписали советско-английское  соглашение о финансировании военных поставок. Это соглашение, а также предоставление Англией Советскому  Союзу нового кредита в 25 млн. фунтов стерлингов по соглашению от 16 августа 1941 г. создавали финансовую базу для военных поставок Великобритании Советскому Союзу.

31 июля  1942 г. в Вашингтоне советский посол М. Литвинов и государственный секретарь США К. Хэлл обменялись нотами о продлении действовавшего торгового соглашения между СССР и США.

  2.8 Советско-французский договор о союзе и взаимной помощи 10 декабря 1944 г. Москва

 

Советский Союз считал чрезвычайно важным расширять  и укреплять связи и с другими  участниками антифашистской коалиции, в том числе с находившимся в  Лондоне  Национальным комитетом движения «Свободная Франция» во главе с генералом Ш. де Голлем. Де Голль признавал ведущее положение Советского Союза в борьбе с гитлеровской  Германией  и ту роль, которую СССР мог сыграть в возрождении независимости Франции. Поэтому он стремился к укреплению отношений с Советским государством.

Советское правительство было готово оказывать  комитету «Свободная Франция» всестороннюю помощь в общей борьбе с агрессорами, в деле борьбы за свободу Франции. Оно считало, что Франция должна активно участвовать в послевоенном устройстве мира. 24 мая во время своего пребывания в Англии Молотов в беседе с де Голлем выразил чувства симпатии к движению «Свободная Франция», заявил о готовности Советского правительства поддержать его и о желании видеть Францию «возрожденной во всем ее прежнем величии и блеске». Де Голль признал, что военная мощь и военные усилия СССР произвели громадное впечатление на французский народ и явились для него стимулом к повышению его собственной активности в борьбе с врагом.

В середине июня 1942 г. де Голль передал правительствам трех союзных держав подготовленные им проекты документов, определявшие статус «Сражающейся Франции». Английское правительство внесло в них существенные поправки, а американское предложило новую формулировку параграфов этих документов. Суть изменений сводилась к тому, что роль возглавляемого де Голлем комитета принижалась, Англия и США сохраняли за собой полную свободу отказаться в будущем от сотрудничества с ним и установить контакты с любым другим французским органом власти или правительством. Советский Союз поддержал французский Национальный комитет и полностью принял его предложения. Национальный комитет высоко оценил поддержку Советского правительства. СССР признал Временное правительство Франции, с которым подписал договор О союзе и взаимной помощи (10.12.1944) на 20 лет.

Договор 1944 года открыл широкие возможности  для политических, экономических  и культурных связей между СССР и  Францией, оказал существенное влияние на дальнейшее развитие франко-советских отношений. Как признавал впоследствии Леон Блюм, бывший французский премьер-министр, «франко-советское согласие имело место часто и распространялось на вопросы первостепенной важности». Договор служил и определенным стабилизирующим фактором в условиях, когда международная обстановка в Европе стала осложняться. На него приходилось оглядываться тем французским деятелям, которые хотели изменить политический курс Франции. Так, министр иностранных дел Робер Шуман в октябре 1950 года заявил, что перевооружение Германии и ее присоединение к Атлантическому пакту создало бы для Франции очень тяжелую ситуацию в связи с обязательствами 1944 года в отношении СССР. Наличие Договора облегчало усилия французских патриотов по провалу планов создания Европейского оборонительного сообщества. Де Голль на пресс-конференции 12 ноября 1953 года напомнил, что Французская Республика является союзницей Советской России в борьбе против германской угрозы.12

Антигитлеровская  коалиция сыграла важную роль в достижении победы над Германией и ее союзниками и стала основой Организации  Объединенных Наций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Освобождение Европы. Окончание Великой Отечественной войны

 

К концу 1944 года положение Германии стало  катастрофическим. Войска союзников  стояли у ее границ. Финляндия, Румыния, Болгария объявили Германии войну. Однако вермахт оставался еще сильным. Сокращение протяженности фронтов и коммуникаций давало ему более широкие возможности для маневра силами. В 1944 году Германия добилась максимального за всю войну уровня военного производства. Было пущено в ход новое оружие – ракеты Фау, которыми с июня 1944 года стал обстреливаться Лондон.

В стране была проведена тотальная мобилизация, началось формирование ополчения из пожилых людей и юношей. Жизнь  немцев превращалась в настоящий  кошмар из-за постоянных бомбёжек. Только при одной бомбардировке Дрездена сразу погибло 135 тысяч человек. Но Гитлер и его окружение готовы были сражаться до последнего немца. В декабре 1944 года немецкое командование организовало последний контрудар  против союзников в Арденнах, именно там, где начинался победный марш к морю в мае 1940 года. Немцам удалось  вклиниться вглубь их обороны на 100 км, и наступление захлебнулось. Но оно показало, что последние сражения войны не обещают быть легкими.

Советские войска начали наступление в январе 1945 года, раньше запланированного срока, учитывая тяжелое положение союзников  после Арденнского контрудара вермахта. В ходе Висло-Одерской операции они вступили на территорию Германии и остановились в 60 км от Берлина.

На фоне этого наступления 4–11 февраля состоялась новая встреча «большой тройки» (И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль) в Ялте – Крымская конференция. В работе конференции принимали участие министры иностранных дел СССР, США и Англии, а также начальники штабов вооруженных сил этих стран.

Главы трех великих держав рассмотрели и  определили свои военные планы в  целях окончательного разгрома врага, согласовали и детально спланировали сроки, размеры завершающих ударов по фашистской Германии, договорились о судьбе Германии после полного  ее поражения.

Участники конференции подтвердили, что для  обеспечения выполнения требований безоговорочной капитуляции Германии вооруженные силы СССР, США и Англии займут на территории Германии особые зоны оккупации. Было предусмотрено  создание союзнической администрации  и контроля, который предполагалось осуществлять через специальный  контрольный орган в составе  главнокомандования трех держав. При  этом указывалось, что еще одна страна – Франция, которая будет приглашена занять свою зону оккупации поверженной  Германии, также будет участвовать  в деятельности контрольного органа союзнических сил в Германии.

Дальнейшую  судьбу Германии было решено обсудить позже. На конференции был также  рассмотрен вопрос о возмещении ущерба, причиненного немецко-фашистской агрессией  союзным странам. Для этого создавалась  специальная комиссия по репарациям, которая должна была решить вопрос о размерах и способах возмещения ущерба.

Одним из центральных вопросов Крымской конференции  стало намерение о создании совместно  с другими миролюбивыми государствами  новой универсальной международной  организации для поддержания  мира и безопасности. Была подписана  также декларация об освобожденной  Европе, в которой содержалось обязательство обеспечить ее народам создание «демократических учреждений по их собственному выбору». Был определен порядок работы будущей Организации Объединенных Нации – преемницы Лиги Наций.

Для этого  предлагалось созвать в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года конференцию Объединенных наций для подготовки устава такой  организации. Советская сторона  добилась согласия Англии и США на допуск к первоначальному членству в организации Украинской и Белорусской  ССР.

Польский  и югославский вопросы по-прежнему оставались наиболее сложными в отношении  проблем послевоенного устройства Европы. В отношении будущего польского  правительства была достигнута договоренность о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой  демократической основе с включением в него деятелей из самой Польши и польского правительства, находившегося  в Лондоне в эмиграции. Что  же касается границ и территории новой  Польши, то было решено, что она должна будет получить существенные приращения территории на севере и западе за счет земель, захваченных Германией.

По поводу Югославии главы СССР, США и  Англии выработали рекомендации в отношении  образования объединенного правительства  этой страны, включающего представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского югославского правительства в Лондоне, а также  создания Временного парламента Югославии  на основе уже существующего Антифашистского  Вече национального освобождения.

СССР  подтвердил намерение через 2-3 месяца после разгрома Германии вступить в  войну с Японией. Это соглашение конкретизировало обещания советской  стороны, данные союзникам на Тегеранской  конференции 1943 года. Кроме этого, союзники договорились о восстановлении принадлежавших России прав, нарушенных Портсмутским мирным договором в результате русско-японской войны 1904-1905 годов. Сталин добился возвращения СССР южного Сахалина, Курильских островов, Китайской Восточной железной дороги в Манчжурии и Порт-Артура.

Это была последняя встреча «большой тройки», в которой принимал участие Рузвельт, избранный в ноябре 1944 года на четвертый срок. Вскоре после своего возвращения домой, 12 апреля 1945 года, он умер. Президентский пост занял вице-президент Гарри Трумэн.

Вопрос  о том, кто первый вступит в  германскую столицу, превратился в  острую политическую проблему. Черчилль понимал, что взятие Берлина советскими войсками означает политическую победу СССР во Второй мировой войне. Правительства Англии и США требовали от своего верховного главнокомандующего экспедиционными войсками союзников генерала Д. Эйзенхауэра захватить Берлин раньше, чем туда придут советские войска. Сталин торопил со взятием Берлина, так как ему было известно и о намерениях союзников, и о попытках Гитлера заключить сепаратное перемирие с ними.

Штурм фашистской столицы продолжался 11 суток. Осознав, наконец, что война проиграна, 30 апреля 1945 г. Гитлер покончил с собой. Его преемник Геббельс предложил советскому командованию начать переговоры о пе­ремирии. В ответ на это из Москвы последовало требование полной и безоговорочной капитуляции, которое было отклонено немцами, и бои возобновились. Особенно ожесточенная и кровопролитная схватка развернулась за рейхстаг. 1 мая над рейхстагом советскими разведчиками было водружено Знамя Победы. На следующий день Берлин капитулировал.

8 мая  в Берлин в расположение советских  войск были доставлены немецкий  фельдмаршал В. Кейтель и другие военачальники вермахта, прибыли представители армий США, Англии и Франции. В 23 часа 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. С советской стороны его подписал маршал Г. К. Жуков13.

Информация о работе Взаимодействие СССР и союзников на разных Этапах II Мировой войны