Взаимоотношения восточных славян со степными народами в V1-XII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы понимать нашу современную историю, важно знать историю страны с момента её становления, и даже раньше – со времени появления первых славянских племен. Необходимо также учитывать, что на развитие страны оказало сильное влияние ее географическое положение; территория, на которой расселились славянские племена, граничила в южной части со степью, а большие пространства сделали ее местом постоянных переселений народов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….....3
1 Жизнь восточнославянских племен к началу VI в………………….………..4
1.1 Болгары и авары……………………………………………………………6
1.2 Xазары……………………………………………………...……………….8
2 Становление Русского государства. Киевская Русь и кочевники………….12
2.1 Торки, печенеги, половцы……………….………………………………..14
2.2 Война со степью…………………………...………………………….…...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………….……..31

Вложенные файлы: 1 файл

контристория.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

     Установление хазарского господства на степном юго-востоке отразилось благоприятным образом на распространении славянской оседлости в южнорусских степях. Хазары преградили доступ в них кочевым ордам, напиравшим с востока, а со славянами, двигавшимися в степь, установили относительно мирные отношения. Врагами прикаспийских хазар были степняки-буртасы и булгары. И тех, и других в VI в. подчинили себе тюрки. В начавшейся у победителей династической распре одни тюрки оперлись на булгар, другие на хазар. Победили хазары и их союзники. Степные булгары бежали на Среднюю Волгу, где основали город Великий Булгар.

      В VII-VIII вв. хазары вели войну с наступающими на Кавказ арабами.  В этой войне у них были сторонники – воинственные тюрки. Тюрки в то время воевали еще и с Китаем. Представители правившей в Китае династии Тан мечтали о создании обширной азиатской империи. Борьба Тан за имперскую власть над Азией началась победой над тюрками в середине VII в. Представитель разбитой тюркской династии убежал к хазарам. Хазары приняли его и сделали своим каганом.

    Формально каган обладал всей полнотой военной и административной власти. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась от старшего брата к младшему. Предположительно, хазарами правила тюркская династия Ашина. В доиудейский период династия каганов прочно контролировала армию и поэтому легко избегала сакральных ограничений. Однако после возвышения другого хазарского клана, исповедовавшего иудаизм, реальная власть оказалась у второго лица в государстве — бека. На иврите его называли «мелех» — «царь», арабы передавали его должность как «малик» — правитель или «халифа» — буквально «заместитель». Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Бек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Бек также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов. Несмотря на то, что иудейской была вся верхушка каганата, он стал не государственной религией, а, скорее, тайной верой правящих кругов и торгово-ростовщического класса.

     Первоначально хазары придерживались традиционных тюркских верований. Главное место в пантеоне занимал бог неба Тенгри. Каган считался воплощением покровительства этого бога. Однако расположение на стыке христианского и исламского миров, а также исключительное влияние иудейских общин привело к проникновению и сосуществованию трёх монотеистических религий.

     Источники сохранили легенду о религиозном диспуте, который был устроен по желанию хазарского царя между проповедниками трёх религий. Иудаизм был выбран по той причине, что его положения признали как ислам, так и христианство. Уникальность ситуации заключается в том, что иудаизм не предполагает обращение неевреев. Современные учёные среди причин хазарского выбора называют желание сохранить независимость как от Византии, так и от Халифата или указывают на связи иудеев с частью хазарской знати. Установление ортодоксального иудаизма связано с деятельностью царя Обадии. К началу IX в. иудаизм стал   религией правящей элиты.

    Под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов. Торговля в Хазарии находилась исключительно в руках иудеев, главным источником дохода которых была торговля рабами, в том числе и из славянских земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Становление государственности на Руси. Киевская Русь и кочевники.

 

     На некоторое время хазарские иудеи подчинили себе племена восточных славян, заставляя их платить дань. В русском фольклоре сохранилась память о Козарине и Жидовине, о борьбе с “царем иудейским и силой жидовскою”.   Однако иудейско-хазарское иго на Руси было недолгим. В X же веке, когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские стали сами нападать на хазар и способствовали падению их государства. Но еще раньше варяжские князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян.

     862 год – год возникновения Руси как государства, во главе которого встал приглашенный варяжский конунг Рюрик. Образование Древнерусского государства имело существенное значение для международной обстановки конца I - начала II тысячелетия н. э., создав оборонительный рубеж между Западом и Востоком, усилив натиск на Византию, способствовавший ослаблению последней, наконец, фактически завершив оформление "ареала" раннесредневековой западной цивилизации.

     Согласно «Повести временных лет», власть в Киеве была захвачена Аскольдом и Диром, в то время как Рюрик княжил в Новгороде. Отпросившись у Рюрика в Царьград, и плывя по Днепру, они увидели «градок»; узнав от местных жителей, что те платят дань хазарам, Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов, ходили в походы на Константинополь. После смерти Рюрика, согласно той же летописи в 6387 (879г.) на страницах русской истории появляется имя Олега, возможно, родственника Рюрика, принявшего на попечение малолетнего сына Рюрика, Игоря. В 6390(882г.) летопись рассказывает о походе Олега с варягами, чудью, мерей, кривичами на Смоленск, Любеч и Киев (где им были захвачены в плен и убиты Аскольд и Дир). В 882 году конунгу Олегу удалось объединить Новгородскую и Киевские земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя – «Матерью городов русских». Наследницей Древней Руси и следующим этапом в становлении Российского государства и является Киевская Русь, завершение формирования которой в качестве политического и культурного центра происходит при Владимире I Святославовиче (980-1015). Основными целями первых древнерусских князей были  походы на земли соседних народов. Так, походы в Византию  совершали Аскольд и Дир в 866  г.,  Олег  в  907г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав  в  970-971  гг.,  Владимир  в  989  г., Ярослав в 1043 г., в Болгарию - Святослав в 968 г., Владимир в 985 г. и  др.

     Речь даже шла не столько о  военной  добыче  или  последующей  дани,  эти походы являлись одновременно и своеобразным средством  выработки  стабильной системы торговых отношений (договоры  с  Византийской  империей  912,  945, 1046гг.),  создания,  говоря  сегодняшним языком,   "режима   наибольшего благоприятствования" русско-византийской торговле.

     Другой  задачей являлась  оборона  славянских  земель   от   натиска

последовательно сменявших друг друга степных  кочевников - хазар,  печенегов, половцев. Нередко эта борьба со "степью" по форме  мало  чем  отличалась  от завоевательных  походов  и  приносила  несомненные  успехи,  как,  например, Святославу, сумевшему в 965 г. полностью разгромить Хазарский  каганат,  или Ярославу, прекратившему набеги на Русь печенегов (1036 г.). Однако  давление степи было постоянным и непрерывным на протяжении, по  крайней  мере,  IX  - XII  вв.,  а,  следовательно,  неизменной  оставалась   и   задача   обороны древнерусских границ.

     Став князем Киевским, Олег покорил древлян, подчинил северян и радимичей, прежде плативших дань хазарам, и добился для этих племен отмены дани, воевал с уличами и тиверцами, в 907г. возглавил успешный поход на Царьград. После смерти в 912 (по другим сведения в 922) году Олега его преемник, сын Рюрика, Игорь, стал полноправным правителем обширного, но еще очень непрочного в политическом отношении княжества. Не случайно, получив известие о смерти князя Олега, древляне отказались платить дань Киеву, и в результате Игорь вынужден  был выбивать ее силой. В 914 году, усмирив племя древлян и покорив уличей, он заставил их выплачивать еще более тяжелую дань, чем прежде. 

 

2.1 Печенеги, торки, половцы.

 

     Еще одной заботой князя Игоря стала борьба с набегами степных кочевников. Именно в правление Игоря участились набеги новых врагов Руси – печенегов. Когда-то, еще при Аскольде и Дире они пытались разграбить земли полян. Согласно Никоновской летописи, уже в 875 г. Аскольд «избиша множество печенегъ». К тому времени они прочно осели в причерноморских степях. И если в 915 году князю удалось избежать столкновения с ними, заключив с печенежскими ханами мир, то спустя пять лет на всем протяжении границы со степью уже бушевала настоящая война, изредка сменяющаяся коротким настороженным затишьем. О мирном соглашении (или ряде мирных соглашений) между Киевом и степью свидетельствует тот факт, что печенеги не препятствовали русам обосноваться в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье. Однако периоды дружбы длились недолго, заканчиваясь вместе с завершением совместного похода или тогда, когда подарки киевского князя переставали удовлетворять алчность печенежских ханов. Возможно, именно тогда, при Игоре, Русская земля начала опоясываться первыми «Змиевыми валами» – земляными укреплениями, затруднявшими подступы к Киеву со стороны степи.

     Печенеги являлись кочевыми племенами Средней Азии и были известны там под названием «канглы». Однако вскоре они были вытеснены оттуда торками, и затем откочевали в заволжские степи. Здесь они подчинили себе местные сарматские и частично угорские племена, образовав новое племенное объединение. Занятые поначалу завоеванием жизненного пространства в степях, они, по-видимому, не совершали значительных нападений на Русь, ища добычу на Балканах, в странах более богатых жизненными благами. Источники умалчивают о сколько-нибудь крупных печенежских набегах на протяжении целого столетия. После столкновения с хазарами часть печенегов ушла на запад, остальные подчинились огузам (огузы жили в западной части Средней Азии, в Арало-Каспийском регионе. Они являются предками современных туркменов). Печенеги, ушедшие на запад, разделились на две группы. Одна из них под названием тюркских печенегов начала кочевать между Доном и Донцом, а восточная, названная хазарскими печенегами,— в приазовско-донских степях. По подсчетам арабских писателей, путь из конца в конец печенежских земель занимал месяц конной езды. Летом, в поисках пастбищ, печенеги устремлялись в днестровские степи, к берегам Черного моря и на равнины Подунавья, а с наступлением осени возвращались в Приднепровье. Постоянных зимовищ, как и кладбищ, у печенегов не было. А между северной линией печенежских кочевий и южнорусской границей пролегала узкая нейтральная полоса в «один день пути» (30–35 километров). Какое-то время она достаточно надежно обеспечивала спокойствие Русской земли. На Днепре даже завязалась довольно оживленная русско-печенежская торговля. Русские купцы покупали у степняков коров, коней и овец. Как показывают археологические исследования, собственное животноводство удовлетворяло лишь немногим больше половины потребности жителей Киевской земли в мясе.

      Печенеги частично завоевали хазарские земли и вытеснили кочевавших в тех краях маджаров, однако при дальнейшем продвижении на запад столкнулись с Киевской Русью.

    При сборе дани в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги (944). Сопротивление кочевникам сделалось главной проблемой для Киева. И потому княгиня киевская Ольга, правившая при малолетнем сыне Святославе, постаралась приобрести в лице греков сильного союзника: она отправилась в Константинополь, где приняла крещение, избрав своим крестным отцом императора Константина Багрянородного.

    Игорь и Святослав использовали печенегов для своих военных операций против Византии, но эти союзы, очевидно, основывались лишь на разделе военной добычи. Судьба князя Святослава – хороший пример того, как мало значили для печенегов договоры с утратившим силу союзником.

     В 967 году Святослав двинулся на болгар, живших на нижнем Дунае, завоевал их страну и обосновался в городе Переяславце. Но Римская империя не хотела иметь на своих границах такого могущественного и беспокойного соседа; в 971 году знаменитый полководец, император Цимисхий, с огромной армией осадил Святослава в крепости Доростоле. Два месяца под Доростолом происходили кровавые битвы, и греческий летописец с удивлением описывал неукротимую ярость русов, которые в безвыходном положении вонзали в себя мечи – лишь бы не попасть в плен. В конце концов, Святославу пришлось отдать Доростол императору и уйти из Болгарии. Но во время пути в Киев, на днепровских порогах, на дружину князя напали кочевники-печенеги. В результате Святослав был убит, а печенежский хан  Куря сделал из его черепа чашу для пиров.

     Результатом княжения Святослава было то, что он нанес сокрушительный удар Хазарскому каганату, разгромил Семендер, Итиль, разрушил хазарскую крепость СаркелВ 965 — 969 гг. русскими воинами была разгромлена иудейская столица Итиль, уничтожены все центры разбойничьего паразитического государства вдоль Волги. Падение иудейской Хазарии стало важной точкой отсчета в создании мощного Русского государства, будущего духовного центра Христианской цивилизации. Простой народ бывшей Хазарии, не принадлежавший к иудаизму, перешел под покровительство России, тогда как иудейские верхи и торгово-ростовщический класс, связавший себя верой “избранного племени”, покинули эти земли и, по мнению ряда историков, переселились в западные земли России.

Информация о работе Взаимоотношения восточных славян со степными народами в V1-XII вв