Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:55, контрольная работа
Более пятисот лет прошло с той поры, как имя Византийской империи, — в прошлом могущественного средневекового государства, — исчезло с карт мира. И все же след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее духовной и материальной культуры. До сих пор историки и археологи, нумизматы и папирологи, искусствоведы и сфрагисты многих стран с трепетом склоняются над изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими золотыми монетами, углубляются в чтение греческих манускриптов, пристально вглядываются в произведения византийских художников, вновь открытые во дворцах и храмах.
1.Введение.
2. Византийская модель цивилизационного развития.
3. Роль религии в Византийской цивилизации.
4. Заключение.
5. Список литературы
Содержание
1.Введение.
2. Византийская
модель цивилизационного
3. Роль
религии в Византийской
4. Заключение.
5. Список
литературы
1. Введение.
Более
пятисот лет прошло с той поры,
как имя Византийской империи, —
в прошлом могущественного
2. Византийская модель цивилизационного развития.
Византийская цивилизация получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324–330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии,– Константинополь. Название «Византия» появилось позже.
Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия не была каким-то историческим феноменом. На протяжении IV-VII вв. она во многом была продолжением Римской империи, сохранив традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому ее нередко называют Восточной Римской империей.
Разделение
империи на Восточную и Западную
была подготовлено особенностями социально-
Формирование
византийской цивилизации начинается
в IV в. с образования византийской
государственности и
Территория империи превышала 750 000 кв. км. В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи. Она включала Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, острова Крит и Кипр, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Аравии, часть Месопотамии и Армении, опорные владения на южном побережье Крыма и на Кавказе.
Особенности геополитического положения Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах – в Европе и Азии, порой простиравшей свою власть на области Африки, делали империю как бы средостением между Востоком и Западом. Византийское государство играло выдающуюся роль в международной жизни средневекового общества, несмотря на то, что империя знала как периоды расцвета своего внешнего могущества, так и военные поражения, и дипломатические неудачи.
В
течение веков менялись главные
враги Византии, менялись и ее союзники.
В раннее средневековье основная
опасность грозила империи с
востока и севера – со стороны
Сасанидского Ирана, варваров-гуннов,
готов, авар, славян. Позднее их сменили
арабы, которым так и не удалось
сломить мощь Византии. С IX в., несмотря
на появление на Востоке турков-сельджуков,
главная опасность для империи
переместилась на Латинский Запад
в лице норманнов, расчетливых итальянцев
и первых завоевателей Константинополя
– армий крестоносных рыцарей. В
последние столетия существования
Византийского государства
Постоянное
раздвоение между восточным и
западным миром, смешение греко-римских
и восточных традиций с преобладанием
в отдельные эпохи то одних, то
других наложило отпечаток на общественную
жизнь, государственность, религиозно-философские
идеи, культуру и искусство византийского
общества. Вместе с тем Византия
взяла от христианского Востока
и античности далеко не самые выигрышные
черты: от Рима – имперское сознание,
произвол и деспотизм, гедонизм; от
христианства – аскезу, ригоризм, нетерпимость,
а также акцентировку на ощущение
начальной греховности
Феодальные
отношения, развивавшиеся в Византии,
начали формироваться относительно
поздно и сильно отличались от классических
образцов Запада. Для Византии характерны
плавная, непрерывная эволюция от античности
к средневековью, развитие феодальных
отношений внутри разлагающегося рабовладельческого
общества. Синтез прораставших в империи
элементов феодализма с общественными
порядками варваров был менее
интенсивным, чем в Западной Европе.
Это обусловило типологические особенности
генезиса феодализма в Византии: более
длительное, чем на Западе, сохранение
рабовладения; более широкое распространение
свободной сельской общины, пришедшей
на смену разнообразным видам
рабовладельческого хозяйства; наличие
государственной собственности
на землю; замедленное по сравнению
с Западом складывание
Как
ни парадоксально, своего наивысшего расцвета
города Византии достигли не в конце,
а в начале истории. В то время
как на Западе многие античные городские
центры были смыты волной варварских
завоеваний и запустели, Византия на
заре своей истории по праву могла
называться страной городов –
центров унаследованной от античности
высокой техники ремесленного производства,
мореплавания, монетного обращения
и организации торговли. Византийские
города, преодолев кризис VII– VIII вв.
раньше, чем города Западной Европы,
вновь вступили в полосу экономического
процветания. Одной из особенностей
византийской цивилизации была значительная
специфика города, где своеобразно
сочеталось развитие денежного хозяйства
и государственная
В Византии город прежде всего Константинополь, являлся моделью империи как воплощения идеи единства народа и власти, что препятствовало вызреванию самосознания городских слоев. Город как центр и выразитель идей бюрократического государственного управления обусловил относительную стабильность византийской цивилизации, ее меньшую динамику по сравнению с Западом, большую традиционность. Кроме того, для Византии было характерно возвышение столицы над всеми другими центрами в сфере как экономики, так и политики и культуры.
Территория империи состояла
преимущественно из областей
с высокой земледельческой
До
XII в. экономическое превосходство
Византии над другими европейскими
странами было бесспорным. Изобретение
греческого огня и косого паруса обеспечивало
морские успехи империи, расцвет
строительной техники, достижения точных
и естественных наук помогали Византии
обогнать в своем развитии многие
государства Востока и Запада.
Коренной перелом в поступательном
экономическом развитии Византии наступил
в XII в. С этого столетия экономическое
превосходство переходит, притом окончательно,
к государствам Западной Европы.
3. Роль религии в Византийской цивилизации.
Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придавали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Между восточной — православной — и западной — католической церквями с самого начала наметились существенные различия. Хотя и та и другая генетически восходили к единой вселенской церковной организации, каждая из них уже с первых столетий их истории пошла своим особым путем.
В IV веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились иные толкования основных догматов. Церковь стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры, особенно на ранних этапах Византийской цивилизации, о природе Христа.
Не
только споры о сущности Христа вызывали
ожесточённые дебаты и вызывали такие
еретические движения как арианство,
меккорианство, монофизитство. Но также
существовали другие очень важные споры.
Следующий из них это о соотношение
духовного и физического
Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).
Номинально церковное единство
признавалось и Римом и