В начале VIII века временная стабилизация
вновь сменилась чередой кризисов — войны
с болгарами, арабами, непрерывные восстания…
Наконец Лев Исавр, взошедший на престол
под именем императора Льва III, сумел остановить
распад государства и нанёс решающее поражение
арабам. После полувекового правления
два первых Исавра сделали империю богатой
и цветущей, несмотря на чуму, опустошившую
её в 747 году, и, несмотря на волнения, вызванные
иконоборчеством. Поддержка иконоборчества
императорами Исаврийской династии была
обусловлена как религиозными, так и политическими
факторами. Многие византийцы в начале
VIII века были недовольны избытком суеверия
и в особенности поклонением иконам, верой
в их чудотворные свойства, соединением
с ними человеческих поступков и интересов.
Одновременно императоры стремились ограничить
растущее могущество церкви. Кроме того,
отказываясь от почитания икон, исаврийские
императоры рассчитывали сблизиться с
арабами, не признающими изображений.
Политика иконоборчества привела к раздорам
и смутам, одновременно усилив раскол
в отношениях с Римской церковью. Восстановление
иконопочитания произошло только в конце
VIII века благодаря императрице Ирине —
первой женщине-императрице, но уже в начале
IX века политика иконоборчества была продолжена.
IX—XI века
В 800 году Карл Великий объявил
о восстановлении Западной Римской империи,
что для Византии стало чувствительным
унижением. Одновременно Багдадский халифат
усилил свой натиск на востоке. Императором
Львом V Армянином (813—820) и двумя императорами
Фригийской династии — Михаилом II (820—829)
и Феофилом (829—842) — была возобновлена
политика иконоборчества. Снова на целых
тридцать лет империя оказалась во власти
смут. Договор 812 года, признававший за
Карлом Великим титул императора, означал
серьёзные территориальные потери в Италии,
где Византия сохранила только Венецию
и земли на юге полуострова. Война с арабами,
возобновлённая в 804 году, привела к двум
серьёзным поражениям:: к захвату острова
Крит мусульманскими пиратами (826), которые
начали отсюда почти безнаказанно опустошать
восточное Средиземноморье, и к завоеванию
Сицилии североафриканскими арабами (827),
которые в 831 году овладели городом Палермо.
Особенно грозной была опасность со стороны
болгар, с тех пор как хан Крум расширил
пределы своей империи от Гема до Карпат.
Никифор попытался разбить его, вторгшись
в Болгарию, но на обратном пути потерпел
поражение и погиб (811), а болгары, вновь
захватив Адрианополь, появились у стен
Константинополя (813). Лишь победа Льва
V при Месемврии (813) спасла империю. Период
смут закончился в 867 году приходом к власти
македонской династии. Василий I Македонянин
(867—886), Роман Лакапин (919—944), Никифор Фока
(963—969), Иоанн Цимисхий (969—976), Василий
II (976—1025) — императоры и узурпаторы —
обеспечили Византии 150 лет процветания
и могущества. Была завоёвана Болгария,
Крит, Южная Италия, совершались успешные
военные походы против арабов глубоко
в Сирию. Границы империи расширились
до Евфрата и Тигра, Армения и Иберия вошли
в сферу византийского влияния, Иоанн
Цимисхий доходил до Иерусалима. В IX—XI
вв. большое значение для Византии приобрели
взаимоотношения с Киевской Русью. После
осады Константинополя киевским князем
Олегом (907) Византия была вынуждена заключить
с Русью торговый договор, способствовавший
развитию торговли по великому пути из
«варяг в греки». В конце X века Византия
воевала с Русью (киевский князь Святослав
Игоревич) за Болгарию и одержала победу.
При киевском князе Владимире Святославиче
между Византией и Киевской Русью был
заключён союз. Василий II отдал свою сестру
Анну замуж за киевского князя Владимира.
В конце X века на Руси было принято из
Византии христианство по восточному
обряду. В 1019 году, завоевав Болгарию, Армению
и Иберию, Василий II отпраздновал великим
триумфом наибольшее усиление империи
со времён, предшествующих арабским завоеваниям.
Завершали картину блестящее состояние
финансов и расцвет культуры. Однако одновременно
начали появляться первые признаки слабости,
что выражалось в усилении феодальной
раздробленности. Знать, контролировавшая
огромные территории и ресурсы, часто
успешно противопоставляла себя центральной
власти. Упадок начался после смерти Василия
II, при его брате Константине VIII (1025—1028)
и при дочерях последнего — сначала при
Зое и её трёх последовательно сменивших
друг друга мужьях — Романе III (1028—1034),
Михаиле IV (1034—1041), Константине Мономахе
(1042—1054), с которым она разделяла трон
(Зоя умерла в 1050), и затем при Феодоре (1054—1056).
Ослабление проявилось ещё более резко
после прекращения Македонской династии.
К середине XI века основная опасность
надвигалась с востока — турки-сельджуки.
В результате военного переворота на престол
взошёл Исаак Комнин (1057—1059); после его
отречения императором стал Константин
X Дука (1059—1067). Затем к власти пришёл Роман
IV Диоген (1067—1071), которого сверг Михаил
VII Дука (1071—1078); в результате нового восстания
корона досталась Никифору Вотаниату
(1078—1081). В течение этих кратких правлений
анархия всё возрастала, внутренний и
внешний кризис, от которого страдала
империя, становился всё более тяжёлым.
Италия была потеряна к середине XI века
под натиском норманнов, но основная опасность
надвигалась с востока — в 1071 году Роман
IV Диоген потерпел поражение от турок-сельджуков
под Маназкертом (Армения), и от этого поражения
Византия так и не смогла оправиться. За
следующие два десятилетия, Турки заняли
всю Анатолию; Империя не могла создать
достаточно большую армию, чтобы остановить
их. В отчаянии, Император Алексей I Комнин
(1081—1118) попросил Папу Римского в 1095, чтобы
он помог получить ему армию от Западного
Христианского мира. Отношения с Западом
и предопределило события 1204 года (захват
крестоносцами Константинополя и распад
страны), а восстания феодалов подрывали
последние силы страны. В 1081 году на престол
вступила династия Комнинов (1081—1204) —
представители феодальной аристократии.
Турки оставались в Иконии (Конийский
султанат); на Балканах при помощи разраставшейся
Венгрии славянские народы создали почти
независимые государства; наконец, Запад
также представлял собой серьёзную опасность
в свете захватнических устремлений Византии,
честолюбивых политических планов, порождённых
первым крестовым походом, и экономических
претензий Венеции.
XII—XIII века.
При Комнинах главную роль в
византийской армии стали играть тяжеловооружённая
конница (катафракты) и наёмные войска
из иноземцев. Укрепление государства
и армии позволило Комнинам отразить наступление
норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуков
значительную часть Малой Азии, установить
суверенитет над Антиохией. Мануил I принудил
Венгрию признать суверенитет Византии
(1164) и утвердил свою власть в Сербии. Но
в целом положение продолжало оставаться
тяжёлым. Особенно опасным было поведение
Венеции — бывший чисто греческий город
стал соперником и врагом империи, создавал
сильную конкуренцию её торговле. В 1176
византийская армия была разгромлена
турками при Мириокефалоне. На всех границах
Византия была вынуждена перейти к обороне.
Политика Византии в отношении крестоносцев
заключалась в связывании их предводителей
вассальными узами и возврате с их помощью
территорий на востоке, но особого успеха
это не принесло. Отношения с крестоносцами
постоянно ухудшались. Второй крестовый
поход, возглавляемый французским королем
Людовиком VII и немецким королем Конрадом
III, был организован после завоевания Эдессы
сельджуками в 1144. Комнины мечтали восстановить
свою власть над Римом, будь то посредством
силы или путём союза с папством, и разрушить
Западную империю, факт существования
которой всегда представлялся им узурпацией
их прав. Особенно старался осуществить
эти мечты Мануил I. Казалось, что Мануил
стяжал империи несравненную славу во
всём мире и сделал Константинополь центром
европейской политики; но когда он умер
в 1180, Византия оказалась разорённой и
ненавидимой латинянами, готовыми в любой
момент напасть на неё. В то же время в
стране назревал серьёзный внутренний
кризис. После смерти Мануила I вспыхнуло
народное восстание в Константинополе
(1181), вызванное недовольством политикой
правительства, покровительствовавшего
итальянским купцам, а также западноевропейским
рыцарям, поступавшим на службу к императорам.
Страна переживала глубокий экономический
кризис: усилились феодальная раздробленность,
фактическая независимость правителей
провинций от центральной власти, пришли
в упадок города, ослабли армия и флот.
Начался распад империи. В 1187 отпала Болгария;
в 1190 Византия была вынуждена признать
независимость Сербии.
Когда же в 1192 дожем Венеции
стал Энрико Дандоло, возникла мысль, что
наилучшим средством как для разрешения
кризиса и удовлетворения накопившейся
ненависти латинян, так и для обеспечения
интересов Венеции на Востоке было бы
завоевание Византийской империи. Враждебность
папы, домогательства Венеции, озлобление
всего латинского мира — все это вместе
взятое предопределило тот факт, что четвёртый
крестовый поход (1202—1204) обратился вместо
Палестины уже против Константинополя.
Истощённая, ослабленная натиском славянских
государств, Византия оказалась неспособной
сопротивляться крестоносцам. В 1204 году
армия крестоносцев захватила Константинополь.
Византия распалась на ряд государств
— Латинскую империю и Ахейское княжество,
созданные на территориях, захваченных
крестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую
и Эпирскую империи — оставшиеся под контролем
греков. Латиняне подавляли в Византии
греческую культуру, засилье итальянских
торговцев мешало возрождению византийских
городов. Положение Латинской империи
было очень шатким — ненависть греков
и нападения болгар сильно ослабили её,
так что в 1261 году император Никейской
империи Михаил Палеолог, при поддержке
греческого населения Латинской империи
отвоевав Константинополь и разгромив
Латинскую империю, объявил о восстановлении
Византийской империи. В 1337 к ней присоединился
Эпир. Но Ахейское княжество — единственное
жизнеспособное образование крестоносцев
в Греции — просуществовало до завоеваний
османских турок, так же как и Трапезундская
империя. Восстановить Византийскую империю
в её целости было уже невозможно. Михаил
VIII Палеолог (1261—1282) попытался это осуществить,
и хотя ему не удалось полностью воплотить
в жизнь свои устремления, тем не менее
его усилия, практические дарования и
гибкий ум делают его последним значительным
императором Византии.
Нашествие турков. Падение Византии.
Завоевания турок-османов начали
угрожать самому существованию страны.
Мурад I (1359—1389) завоевал Фракию (1361), которую
Иоанн V Палеолог вынужден был за ним признать
(1363); затем он захватил Филиппополь, а
вскоре и Адрианополь, куда перенёс свою
столицу (1365). Константинополь, изолированный,
окружённый, отрезанный от остальных областей,
ожидал за своими стенами смертельного
удара, казавшегося неизбежным. Тем временем
османы завершили завоевание Балканского
полуострова. У Марицы они разбили южных
сербов и болгар (1371); они основали свои
колонии в Македонии и стали угрожать
Фессалоникам (1374); они вторглись в Албанию
(1386), разбили Сербскую империю и после
битвы на Косовом поле превратили Болгарию
в турецкий пашалык (1393). Иоанн V Палеолог
был вынужден признать себя вассалом султана,
платить ему дань и поставлять ему контингенты
войск для захвата Филадельфии (1391) — последнего
оплота, которым ещё владела Византия
в Малой Азии.
Баязид I (1389—1402) действовал
в отношении Византийской империи ещё
более энергично. Он блокировал со всех
сторон столицу (1391—1395), а когда попытка
Запада спасти Византию в битве при Никополе
(1396) потерпела неудачу, он попытался штурмом
взять Константинополь (1397) и одновременно
вторгся в Морею. Нашествие монголов и
сокрушительное поражение, нанесённое
Тимуром туркам при Ангоре (Анкаре) (1402),
дали империи ещё двадцать лет отсрочки.
Но в 1421 г. Мурад II (1421—1451) возобновил наступление.
Он атаковал, хотя и безуспешно, Константинополь,
который энергично сопротивлялся (1422);
он захватил Фессалоники (1430), купленные
в 1423 венецианцами у византийцев; один
из его полководцев проник в Морею (1423);
сам он успешно действовал в Боснии и Албании
и заставил государя Валахии платить дань.
Византийская империя, доведённая до крайности,
владела теперь, помимо Константинополя
и соседней области до Деркона и Селимврии,
лишь несколькими отдельными областями,
рассеянными по побережью: Анхиалом, Месемврией,
Афоном и Пелопоннесом, который, будучи
почти полностью отвоёван у латинян, стал
как бы центром греческой нации. Несмотря
на героические усилия Яноша Хуньяди,
который в 1443 разбил турок при Яловаце,
несмотря на сопротивление Скандербега
в Албании, турки упорно преследовали
свои цели. В 1444 в сражении при Варне обернулась
поражением последняя серьёзная попытка
восточных христиан противостоять туркам.
Афинское герцогство подчинилось им, княжество
Морея, завоёванное турками в 1446, вынуждено
было признать себя данником; во второй
битве на Косовом поле (1448) Янош Хуньяди
потерпел поражение. Оставался лишь Константинополь
— неприступная цитадель, которая воплощала
в себе всю империю. Но и для него близился
конец. Мехмед II, вступая на трон (1451), твёрдо
намеревался овладеть им. 5 апреля 1453
г. турки начали осаду Константинополя,
известной неприступной крепости. Eще
раньше султан построил на Босфоре Румельскую
крепость (Румелихисар), которая перерезала
коммуникации между Константинополем
и Чёрным морем, и одновременно послал
экспедицию в Морею, чтобы помешать греческим
деспотам Мистры оказать помощь столице.
Против колоссальной турецкой армии,
состоявшей из примерно 160 тыс. человек,
император Константин XI Драгаш смог выставить
едва лишь 9 тыс. солдат, из которых по крайней
мере половину составляли иностранцы;
византийцы, враждебно относившиеся к
церковной унии, заключённой их императором,
не испытывали желания воевать. Тем не
менее, несмотря на мощь турецкой артиллерии,
первый приступ был отбит (18 апреля). Мехмеду
II удалось провести свой флот в бухту Золотой
Рог и таким образом поставить под угрозу
другой участок укреплений. Однако штурм
7 мая опять не удался. Но в городском валу
на подступах к воротам св. Романа была
пробита брешь. В ночь с 28 мая на 29 мая 1453
началась последняя атака. Дважды турки
были отбиты; тогда Мехмед бросил на штурм
янычар. В то же время генуэзец Джустиниани
Лонго, бывший вместе с императором душой
обороны, получил серьёзное ранение и
оказался вынужден покинуть свой пост.
Это дезорганизовало защиту. Император
продолжал доблестно сражаться, но часть
вражеского войска, овладев подземным
ходом из крепости — так называемым Ксилопорта,
напала на защитников с тыла. Это был конец.
Константин Драгаш погиб в бою. Турки овладели
городом. В захваченном Константинополе
начались грабежи и убийства; более 60 тыс.
человек было взято в плен.
Культура Византии.
Формирование христианства как философско-религиозной
системы.
Первые столетия существования
Византийского государства можно
рассматривать как важнейший
этап в формировании мировоззрения
византийского общества, опиравшегося
на традиции языческого эллинизма
и принципы христианства.
Формирование христианства
как философско-религиозной системы
было сложным и длительным
процессом. Христианство впитало в себя
многие философские и религиозные учения
того времени. Христианская догматика
сложилась под сильным влиянием ближневосточных
религиозных учений, иудаизма, манихейства.
Само христианство являлось не только
синкретическим религиозным учением,
но и синтетической философско-религиозной
системой, важным компонентом которой
являлись античные философские учения.
Это, может быть, объясняет в некоторой
степени и то, что христианство не только
боролось с античной философией, но и использовала
ее в своих целях. На смену непримиримости
христианства со всем, что несло клеймо
язычества, приходит компромисс между
христианским и античным миросозерцанием.
Наиболее образованные и дальновидные
христианские богословы поняли необходимость
овладения всем арсеналом языческой культуры
для использования ее в создании философских
концепций. В трудах Василия Кесарийского,
Григория Нисского и Григория Назианзина,
в речах Иоанна Златоуста можно увидеть
сочетание идей раннего христианства
с неоплатонической философией, порой
парадоксальное переплетение
риторических идей с новым идейным
содержанием. Такие мыслители, как
Василий Кесарийский, Григорий
Нисский и Григорий Назианзин,
закладывают собственно фундамент
византийской философии. Их
философские построения уходят
глубокими корнями в историю эллинского
мышления
В переходную эпоху гибели
рабовладельческого строя и
становления феодального общества
коренные сдвиги происходят во всех
сферах духовной жизни Византии.
Рождается новая эстетика, новая
система духовных и нравственных
ценностей, более соответствующая
складу мышления и эмоциональным
запросам средневекового человека.
Патриотическая литература,
библейская космография, литургическая
поэзия, монашеская повесть,
всемирная хроника, пронизанные религиозным
миросозерцанием, мало-помалу овладевают
умами византийского общества и приходят
на смену античной культуре.
Меняется и сам человек той эпохи,
его видение мира, его отношение
к вселенной, природе, обществу.
Создается новый, по сравнению с
античностью, "образ мира",
воплощенный в особую знаковую систему
символов. На смену античному
представлению о героической личности,
античному пониманию мира, как
мира смеющихся богов и бесстрашно идущих
на смерть героев, где высшее благо - ничего
не бояться и ни на что не надеяться, приходит
мир страждущего, раздираемого противоречиями,
маленького, греховного человека. Он бесконечно
унижен и слаб, но он верит в свое спасение
в иной жизни и в этом пытается найти утешение.
Христианство с небывалой интенсивностью
выявляет мучительное раздвоение внутри
человеческой личности. Меняется и представление
человека о космосе, о времени, о пространстве,
о ходе истории.
В ранней Византии
кристаллизуется одна из фундаментальных
идей
средневековья - идея союза христианской
церкви и "христианской
империи".
Духовная жизнь тогдашнего общества
отличается драматической напряженностью;
во всех сферах знания, наблюдается удивительное
смешение языческих и христианских идей,
образов, представлений, колоритное соединение
языческой мифологии с христианской мистикой.
Эпоха становления новой, средневековой
культуры рождает талантливых, порой отмеченных
печатью гениальности мыслителей, писателей,
поэтов.
Коренные изменения
происходят в сфере изобразительного
искусства
и эстетических воззрений византийского
общества. Византийская эстетика
развивалась на основе всей
духовной культуры Византии. Отличительной
чертой византийской эстетики был ее глубокий
спиритуализм. Отдавая предпочтение духу
перед телом, она вместе с тем пыталась
снять дуализм земного и небесного, божественного
и человеческого, духа и плоти. Не отрицая
телесной красоты, византийские мыслители
красоту души, добродетель, нравственное
совершенство ставили много выше. Большое
значение для установления византийского
эстетического сознания имело раннехристианское
осмысление мира как прекрасного творения
божественного художника. Именно поэтому
красота естественная ценилась выше, чем
красота, созданная руками человека, как
бы "вторичная" по своему происхождению.
Византийское искусство
восходило к эллинистическому
и восточно-христианскому художественному
искусству. В ранний период в византийском
искусстве как бы слились платоничность
и чувственность позднеантичного импрессионизма
с наивной, порой грубоватой экспрессивностью
народного искусства Востока. Эллинизм
долгое время оставался главным, но не
единственным, источником, откуда византийские
мастера черпали изящество форм, правильность
пропорций, чарующую прозрачность колористической
гаммы, техническое совершенство своих
произведений. Но эллинизм не мог в полной
мере противостоять мощному потоку восточных
влияний, нахлынувших на Византию в первые