Византия и славянский мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:44, реферат

Краткое описание

В своем реферате я хотел бы рассказать о Византии. Византийская империя (Ромейская империя, 476—1453) —Восточная Римская империя. Название «Византийская империя» (по городу Византий, на месте которого римский император Константин Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Ромейской». Западные источники также называют Византийскую империю «Романия» (Romania). В течение большой части ее истории многие из западных современников называли её «империя греков» из-за господства в ней греческого населения и культуры.

Содержание

Введение
История Византии

Разделение на Восточную и Западную Римские империи

Становление самостоятельной Византии

Династия Юстиниана

Начало новой династии и укрепление империи

Исаврийская династия

IX – XI века

XII – XIII века

Нашествие турков. Падение Византии
Культура Византии 14

Формирование христианства
как философско-религиозной системы 14

Время наивысшего могущества и
наивысшей точки развития культуры. 18
Заключение 24
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 62.26 Кб (Скачать файл)

столетия  ее  существования.  В  это  время  ощущается воздействие на

византийское искусство египетских,  сирийских, малазийских, иранских 

художественных традиций.

В IV-V вв. в искусстве  Византии были еще сильны позднеантичные 

традиции.   Если   классическое   античное   искусство   отличалось  

умиротворенным монизмом, если оно не знало борьбы духа и тела, а его 

эстетический идеал воплощал гармоническое единство телесной и духовной

красоты, то уже в позднеантичном художественном творчестве намечается

трагический конфликт духа и  плоти. Монистическая гармония сменяется 

столкновением противоположных  начал, "дух  как бы  пытается сбросить 

оковы  телесной  оболочки".  В  дальнейшем  византийское  искусство 

преодолело   конфликт   духа   и   тела,   его   сменила   спокойная 

созерцательность, призванная увести человека  от бурь земной жизни  в

сверхчувственный мир чистого духа.  Это "умиротворение" происходит в 

результате  признания  превосходства  духовного  начала над телесным,

победы духа над плотью. 

В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти

многообразные влияния, но и,  преодолев их, создать свой  собственный

стиль в  искусстве. С  этого времени  Константинополь превращается  в

прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум 

наук и искусств".  За ним следуют  Равенна, Рим, Никея,  Фессалоника,

также  ставшие средоточием  византийского   художественного   стиля.

 

     Расцвет  византийского  искусства  раннего  периода  связан  с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в. храм  св.  Софии.  Впервые  в  нем  была  воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие макрокосмоса, символически приближали к  образу Вселенной. Недаром  он всегда оставался  главной  святыней  Византии.

 

      Другой шедевр византийской  архитектуры  - церковь св. Виталия  в          Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. 

Особую славу этому  храму принесли его  знаменитые мозаики не  только

церковного,  но  и  светского  характера,  в  частности  изображения 

императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица          Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.

 

      В живописи VI-VII вв. кристаллизуется  специфически византийский  образ,  очищенный  от  инородных  влияний.  В  основе  его лежит опыт

мастеров  Востока  и  Запада,  пришедших  независимо  друг от друга к

созданию  нового  искусства,  соответствующего  спиритуалистическим 

идеалам  средневекового  общества.  В  этом  искусстве появляются уже

различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась 

великолепным   качеством   исполнения,   утонченным   артистизмом,   

живописностью   и   красочным    разнообразием,   трепетностью   и   

переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой 

школы  были  мозаики  в  куполе  церкви  Успения  в  Никее.  

Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в 

мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ

византийских мастеров  от античных  реминисценций. Образы  становятся

более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту

в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной

силы.

 

      Церковное богослужение  превратилось в  Византии в  своего рода 

 

 пышную мистерию.  В полумраке  сводов византийских  храмов сумеречно 

 

 сияло множество свечей и  лампад, озарявших таинственными отблесками 

 

 золото мозаик,  темные  лики икон, многоцветные мраморные  коллонады,

 

 великолепную  драгоценную  утварь.  Все  это  должно было, по замыслу

 

 церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной 

 

 трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и

 

 даровать  ему  отраду  в  повседневности  реальной  жизни.

 

      В прикладном искусстве  Византии в меньшей мере, чем  в архитектуре

 

 и  живописи,  определилась  ведущая  линия  развития  византийского 

 

 искусства,  отражающая  становление  средневекового  миросозерцания. 

 

 Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в 

 

 формах  художественного  выражения.  Вместе  с  тем  и сюда проникали

 

 постепенно художественные традиции народов  Востока. Здесь, хоть и  в

 

 меньшей мере  чем в  Западной Европе,  сыграло свою  роль воздействие

 

 варварского  мира.

 

      Музыка  занимала  особое  место  в  византийской  цивилизации. 

Своеобразное  сочетание  авторитарности  и  демократизма  не могло не

сказаться на характере музыкальной культуры, которая представляла

сложное  и  многоликое  явление духовной  жизни  эпохи.  В  V-VII  вв.

происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального  искусства.  Музыка  обретает  особый  гражданский статус, включается  в  сиситему  репрезентации  государственой власти. Особый колорит  сохраняла  музыка  городских  улиц,  театральных  и цирковых представлений и народных  празднеств, отразившая богатейшую  песенно-музыкальную практику  многих народов,  населявших империю.  Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее  положение  в  средневековой  Византии.

В жизни широких народных  масс по-прежнему огромную роль  играли

массовые зрелища. Правда, античный театр начинал клониться к упадку -

античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, 

жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место 

театра  занимает  ныне  цирк  (ипподром)  с  его  конными ристаниями,

пользующимися  огромной  популярностью.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города

империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами 

ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности,

где  сохранялось богатое  наследие  античности.

Борьба  светской  и  церковной  культур  особенно характерна для

первого периода истории  Византии. В истории  Византийской культуры  

первые века существования Византии были временем острой идеологической борьбы,  столкновения  противоречивых  тенденций,  сложных  идейных коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества, позитивного развития  науки и искусства.  Это были века, когда в  муках борьбы  старого с  новым рождалась  культура будущего средневекового общества.

 

 

Время наивысшего могущества и

наивысшей точки развития культуры.

 

 

Определяющей  чертой  духовной  жизни  империи  к  середине  VII

столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения. 

Глубокую религиозность симулировали  теперь не столько  догматические

споры, сколько наступление ислама,  которое вели арабы, вдохновляясь 

"священной войной" и  борьбой с язычниками - славянами  и проболгарами.

Еще  более  возросла  роль  церкви.  Нестабильность жизненных устоев,

хозяйственная  и  бытовая  неустроенность  масс  населения,  нищета и

постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили религиозное 

чувство  подданных  империи: утверждались  дух   смирения  перед  

превратностями  "мира  сего",   безропотного  подчинения  "духовным  

пастырям", безграничная вера  в чудеса и  знамения, в спасение  через

самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие монахов,

множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ святых.

Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над

умами прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение. 

Этому способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее

сужение  светского знания.

Однако торжество теологии, утверждение  ее господства с помощью 

насилия  таили  серьезную  опасность  -  богословие  могло  оказаться

бессильным  перед  критикой   иноверцев  и  еретиков.   Как  всякая  

идеологическая   система   христианство   нуждалось   в   развитии.  

Необходимость  этого  осознавалась  в  узких  кругах церковной элиты,

сохранившей традиции высокой  религиозной и светской  образованности.

Систематизация богословия становилась первейшей задачей, а для этого 

предстояло снова прибегнуть к духовным сокровищам античности - без ее 

идеалистических теорий и формальной логики новые задачи теологов были

невыполнимы.                                                         

Информация о работе Византия и славянский мир