Поиски оригинальных философских
и богословских решений
предпринимались уже во второй
половине VII в., хотя наиболее
выдающиеся труды в этой сфере
были созданы в следующем столетии.
Характерен в данной связи тот
факт, что на общем фоне упадка
культуры в середине VII в., в сущности
лишь теология испытывала
определенный подъем: этого
требовали насущные интересы правящей
элиты, выдаваемые за острую
потребность самых широких слоев общества.
Иоанн Дамаскин поставил перед
собой и выполнил две основные
задачи: он подверг острой критике
врагов правоверия (несториан, манихеев,
иконоборцев) и систематизировал богословие,
как миросозерцание, как особую систему
идей о боге, сотворении мира и человеке,
определив его место в этом и потустороннем
мирах.
Компиляция на основе аристотелевской
логики представляла основной метод его
работы. Он использовал и естественнонаучные
представления древних, но тщательно отобрал
из них, как и из догматов своих предшественников-богословов,
лишь то, что ни в коей мере не противоречило
канонам вселенских соборов.
В сущности творчество
Дамаскина даже по средневековым меркам
лишено оригинальности. Его
труды сыграли крупную роль в идейной
борьбе
с иконоборчеством, но не потому,
что содержали новые доводы в защиту
традиционных представлений
и религиозных обрядов, а благодаря устранению
из церковных догматов противоречий, приведению
их в стройную систему.
Значительный шаг вперед в развитии
богословской науки, в
разработке новых идей, касающихся
проблем соотношения духа и материи,
выражения мысли и ее восприятия,
отношения бога и человека, был сделан
во время ожесточенных споров
между иконоборцами и иконопочитателями.
Но в целом вплоть до середины
IX в. философы и богословы оставались в
кругу традиционных идей позднеантичного
христианства.
Идейная борьба эпохи иконоборчества,
принявшая острую политическую форму,
распространение павликанской ереси сделали
совершенно очевидной необходимость
повышения образованности
духовенства и представителей
высших слоев общества. В обстановке
общего подъема духовной культуры
новое направление в научной и
философской мысли Византии
обозначилось в творчестве патриарха
Фотия,
сделавшего больше, чем кто-либо
иной до него, для возрождения и
развития наук в империи. Фотий
произвел новую оценку и отбор научных
и
литературных трудов предшествующей
эпохи и современности, основываясь
при этом не только на церковном
вероучении, но и на соображениях
рационализма и практической
пользы и стараясь посредством естественнонаучных
знаний объяснить причины природных явлений.
Подъем рационалистической мысли в эпоху
Фотия, сопровождающийся новым нарастанием
интереса к античности, стал еще более
ощутимым в XI-XII вв. Но ясно обнаружились
противоречия в интерпретации идеалистических
концепций античности между приверженцами
Аристотеля и Платона. После эпохи длительного
предпочтения, отдававшегося византийскими
теологами учению Аристотеля, с XI в. в развитии
философской мысли наметился поворот
к платонизму и неоплатонизму. Ярким представителем
именно этого направления был Михаил Пселл.
При всем своем преклонении перед античными
мыслителями и при всей своей зависимости
от цитируемых им положений классиков
древности Пселл оставался тем не менее
весьма самобытным философом, умея, как
никто другой, соединять и примирять тезисы
античной философии и христианского спиритуализма,
подчинять ортодоксальной догматике даже
таинственные прорицания оккультных наук.
Однако, сколь ни осторожны и
искусны были попытки интелектуальной
византийской элиты уберечь
и культивировать рационалистические
элементы античной науки, острое столкновение
оказалось неизбежным: пример тому - отлучение
от церкви и осуждение ученика Пселла
философа Иоанна Итала. Идеи Платона были
загнаны в жесткие рамки теологии.
Рационалистические тенденции
в византийской философии воскреснут
теперь не скоро, лишь в обстановке
нарастающего кризиса XIII-XV вв.
Общий упадок творческой активности
в "темные века" с особой силой
отразился на состоянии византийской
литературы. Вульгаризация,
отсутствие литературного вкуса,
"темный" стиль, шаблонные
характеристики и ситуации -
все это утвердилось надолго как
господствующие черты произведений
литературы, созданных во второй
половине VII- первой половине
IX столетия. Подражание античным
образцам уже не находило отзвука
в обществе. Главным заказчиком и
ценителем литературного труда
стало черное духовенство. Монахи были
сплошь и рядом и авторами житий.
Агиография и литургическая поэзия
вышли на передний план. Проповедь
аскетизма, смирения, надежд на чудо
и потустороннее воздаяние,
воспевание религиозного подвига - главное
идейное содержание литературы
этого рода.
Особых высот византийская агиография
достигла в IX столетии. В
середине X в. около полутора
сот наиболее популярных житий были
обработаны и переписаны видным
хронистом Симеоном Метафрастом. Упадок
жанра обозначился в следующем, XI в.: вместо
наивных, но живых описаний стали господствовать
сухая схема, шаблонные образы, трафаретные
сцены жизни святых.
Вместе с тем житийный жанр,
неизменно пользовавшийся широчайшей
популярностью среди народных
масс, оказывал заметное влияние на
развитие византийской литературы
и в X и в XI вв. Вульгаризация
нередко сочеталась с яркой
образностью, реалистичностью описаний,
жизненностью деталей, динамизмом
сюжета. Среди героев житий нередко
оказывались неимущие и обиженные,
которые совершая мученический подвиг
во славу бога, смело вступали в борьбу
с сильными и богатыми, с
несправедливостью, неправдой
и злом. Нота гуманизма и милосердия -
неотъемлемый элемент множества
византийских житий.
Религиозная тематика доминировала
в эту эпоху и в поэтических
произведениях. Часть их непосредственно
относилась к литургической
поэзии (церковные песнопения,
гимны), часть посвящалась, как и
агиография, прославлению религиозного
подвига. Так, Федор Студит
стремился опоэтизировать монашеские
идеалы и самый распорядок
монастырской жизни.
Возрождение литературной традиции,
заключавшейся в ориентации на
шедевры античности и в их переосмыслении,
особенно заметным стало в
XI-XII вв., что сказалось на выборе
и сюжетов, жанров, и
художественных форм. Смело
заимствуются в этот период сюжеты и формы
и восточной и западной литературы. Осуществляются
переводы и переработки с арабского и
латыни. Появляются опыты поэтических
сочинений на народном, разговорном языке.
Впервые за всю историю Византии начиная
с IV в. оформился и стал постепенно расширяться
с XII в. цикл народоязычной литературы.
Обогащение идейного и художественного
содержания литературы за счет усиления
народной фольклорной традиции, героического
эпоса наиболее наглядно предстает в эпической
поэме о Дигенисе Акрите, созданной на
основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные
мотивы проникают и в возродившийся в
ту пору эллинистический любовно-приключенческий
роман.
На второй период приходится
также и расцвет византийской
эстетики. Развитие эстетической
мысли в VIII-IX вв. было стимулировано
борьбой вокруг культовых изображений.
Иконопочитателям пришлось
подытожить главные христианские
концепции образа и на их основе
разработать теорию соотношения
образа и архетипа, прежде всего
применительно к изобразительному
искусству. Были изучены функции
образа в духовной культуре
прошлого, осуществлен сравнительный
анализ
образов символических и миметических
(подражательных), по-новому
осмысленно отношение образа
к слову, поставлена проблема приоритета
живописи в религиозной культуре.
Возрождался интерес к физической
красоте человека; получала новую жизнь
порицавшаяся религиозными ригористами
эстетика эротизма; вновь пользовалось
особым вниманием светское искусство.
Новые импульсы обрела также теория символизма,
особенно концепция аллегории; стало цениться
садово-парковое искусство; возрождение
коснулось и драматического искусства,
осмыслению которого посвящались специальные
труды.
В целом эстетическая мысль
в Византии в VIII-XII вв. достигла,
пожалуй, высшей точки своего
развития, оказывая сильной влияние на
художественную практику ряда
других стран Европы и Азии.
Кризисные явления переходной
эпохи в византийской культуре были
особенно затяжными в сфере
изобразительного искусства VII-IX вв., на
судьбах которого сильнее, чем
в других отраслях, сказалось
иконоборчество. Развитие наиболее
массовых, религиозных видов
изобразительного искусства
(иконописи и фресковой живописи)
возобновилось лишь после 843
г., т.е. после победы иконопочитания.
Особенность нового этапа состояла
в том, что, с одной стороны, заметно