Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 18:20, контрольная работа
Несмотря на тот факт, что середина XIX века - уже довольно далекое от нас время, и в течение полутора прошедших веков Россия неоднократно меняла вектор политической и правовой направленности, тема реформаторской деятельности Александра II в начале XXI века опять приобрела многие признаки актуальности. Цель контрольной работы: рассмотрение предпосылок и хода проведения Александром II военной реформы в России в XIX в., а также их итоги и уроки для России. Задачи: - рассмотреть и проанализировать ход проведения военной реформы; выявить общие итоги и уроки для России и обобщить в единый вывод.
Введение
Правление императора Александра II ознаменовалось событиями в большей степени переломными в истории России, способствовало укреплению её могущества, росту экономики и подъёму международной значимости.
Важность теоретического осмысления исторического опыта деятельности Александра II и его реформ в России обусловлена необходимостью учитывать его в процессе становления и развития современной системы управления государством.
Несмотря на тот факт, что середина XIX века - уже довольно далекое от нас время, и в течение полутора прошедших веков Россия неоднократно меняла вектор политической и правовой направленности, тема реформаторской деятельности Александра II в начале XXI века опять приобрела многие признаки актуальности.
Цель контрольной работы: рассмотрение предпосылок и хода проведения Александром II военной реформы в России в XIX в., а также их итоги и уроки для России.
Задачи:
- рассмотреть и проанализировать ход проведения военной реформы; выявить общие итоги и уроки для России и обобщить в единый вывод.
Реорганизация управления
Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. Реформа растянулась на 12 лет, с 1862 по 1874гг. и затронула все области военного дела – центральное и местное управление, организацию и комплектование армии, вооружение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, судебное делопроизводство, медицинскую службу и др.
Первым шагом в подготовке военной реформы стал “ввод главных правил и мнений об обязанностях и духе военного звания”, увидевший свет в 1862г. Одна из первых реформ – реорганизация центрального военного управления и создание местных органов управления в виде военных округов.
Основным недостатком
Артиллерийский и инженерный департамент
занимались лишь хозяйственными вопросами.
Общее же руководство артиллерийским
и инженерными войсками находилось
в руках генерал-
Реорганизация центрального военного управления закончилась в 1869 году. В том же году было издано “Положение о Военном министре”, определившие его новую структуру1. Отдельные департаменты министерства преобразовались в семь главных управлений – интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-учебных заведений, военно-медицинское, военно-судное и иррегулярных войск. Каждое управление ведало той или иной отраслью.
В 1863г. была проведена реорганизация департамента Генерального штаба, который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако, как пишет Осипова, эта реорганизация оказалась недостаточной, и в 1865г. Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление – Главный штаб, который решал вопросы управления войсками, состава армии, комплектования, дислокации, устройства, образования и другие, собирал сведения разведывательного характера об армиях иностранных государств.
Возросло значение Военного совета.
Пять его главных комитетов
В 1865г. вышло “Положение для Генерального штаба”, дававшее право причисленным к нему офицерам занимать должности, не только относящиеся по штабу к Генеральному штабу. По Положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначение командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями. “Это, с одной стороны, приближало к войскам”, - пишет Осипова: “с другой – давало более широкую возможность продвижения по службе”2. Также предъявлялись повышенные требования к подготовке офицеров Генерального штаба.
Д.А. Милютин (один из авторов реформы) добился уравнения в чинах между гвардейскими и армейскими офицерами, причисленными к Генеральному штабу. После некоторых раздумий Александр II утвердил представление военного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они ни состояли, имели одну общую линию производства, одинаковую градацию чинов и носили одинаковый мундир. Такие меры подняли значение офицера Генерального штаба, увеличилось количество желающих служить в нем, а армия в свою очередь получила высокообразованных офицеров в области военного дела.
Одновременно с
С созданием военно-окружной системы
Военное министерство освобождалось
от решения военно-
В 1868г. было разработано новое “Положение о полевом управлении войск в военное время”, которое уточняло функции главнокомандующего и освобождавшее его от руководства второстепенными административными вопросами. Однако в нем оказался недостаточно разработан вопрос об устройстве тыла армии, что отрицательно сказалось во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Таким образом, в результате реформ 60-х годов как центральное, так и местное управление получило четкую и стройную организацию. Сократился аппарат, уменьшилась канцелярская переписка. В случае войны армия могла увеличиваться, не прибегая к новым формированиям благодаря принципу ее развертывания. Талантливо начатая реорганизация военного управления с поразительной быстротой преобразовала всю военную администрацию сверху донизу по одной стройной, логически соответственной системе. Придание высшему управлению министерства надлежащего единства и предоставления окружным органам необходимой самостоятельности в разрешении местных вопросов управления влили в административный механизм новую жизненную силу, которая придала всем его действиям столь необходимую в военном управлении быстроту и энергию.
Изменения в системе военного образования
Остро встает вопрос и об изменении в системе подготовки офицерских кадров. В дореформенный период одну треть офицеров русской армии составляли выпускники кадетских корпусов – закрытых средних военных учебных заведений, куда принимались главным образом дети дворян. Слабую подготовку имели унтер-офицеры, получавшие офицерский чин после 10-12 летней службы при условии сдачи нетрудного экзамена.
В результате проведенной реформы
военно-учебных заведений
В 1864г. для вольноопределяющихся открылись
юнкерские училища с
В рамках реформы были предприняты шаги, способствовавшие сохранению и упрочению военных династий. С этой целью в удаленных от крупных городов и населенных пунктов местах квартирования войск предполагалось открыть военные детские школы. Одна из первых таких школ была организована в Новогеоргиевской крепости. В ней было три двухгодичных класса – приготовительный, младший и старший, их могли посещать сыновья всех служащих в крепости лиц.
В результате принятых мер качество преподавания и воспитания в военно-учебных заведениях значительно повысилось. Однако это не относится к военным гимназиям.
Большое внимание уделялось и улучшению высшего военного образования. Кроме существовавших Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академий в 1867 году открылась Александровская военно-юридическая академия. В академиях пересматривались учебные планы и программы. В 1872 году при Медико-хирургической академии открылись первые в России женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование.
Таким образом, в результате реформы военно-учебных заведений удалось ликвидировать недокомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Однако по-прежнему образование получали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения практически был закрыт. Надо заметить, что все же доля недворян в военно-учебных заведениях постоянно росла.
Улучшение материального положения Российских офицеров
Одна из целей реформы состояла в привлечении на военную службу способных людей, которые отказывались от армейской карьеры по материальным соображениям. Это касалось не только значительной части младших офицеров, но и командиров частей. Чтобы преодолеть это препятствие, в 1859г. были увеличены почти на одну треть “оклады жалования” генералам, штаб- и обер-офицерам гвардии и армии и назначены “столовые деньги” всем без исключения ротным и эскадронным командирам. В 1864г. офицеры губернских батальонов, уездных и других команд были уравнены в жалованье с офицерами армейских войск. Еще через два года командиры полков и отдельных батальонов гвардии и армии стали получать прибавочное жалованье, а помощники полковых командиров по хозяйственной части, полковые адъютанты, квартирмейстеры, казначеи и офицеры, заведующие оружейной частью, - “столовые деньги”. В 1866г. было назначено походное суточное довольствие генералам, штаб- и обер-офицерам, которые совершают передвижения более трех дней, и суточные деньги штаб- и обер-офицерам на время лагерных сборов.
В 1868г. Александр II велел выдавать прибавочное жалованье офицерам войск гвардии в размере полугодового оклада. С этого же времени стали производиться ежегодные выплаты сумм на пособие – по 1тыс. 200 руб. на каждый армейский полк.
В итоге, казалось, перечисленные меры должны были бы улучшить материальное положение офицеров русской армии того времени. Однако, начиная со второй половины 50-х годов XIX века удорожание жизни происходило значительно быстрее, чем рост денежных средств, которыми располагали военнослужащие. Дополнительным средством улучшением материального положения военнослужащих стали военные эмеритальные кассы и офицерские заемные капиталы.
Перевооружение армии
Остро встал вопрос о перевооружение армии. Необходимость этого показала Крымская война. Пехотные и кавалерийские войска в дореформенный период были вооружены гладкоствольными, заряжавшимися с дула кремниевыми и ударными ружьями, имевшими дальность стрельбы триста шагов, скорострельность – 1 выстрел в минуту. Лишь незначительная часть пехоты имела на вооружении наружные штуцерные ружья с дальностью стрельбы – 600 шагов.