Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:28, контрольная работа
Андрей Рублев, Аристотель Фиоравенти, Афанасий Никитин, Василий II Темный, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Иона, Марфа Посадница, Нил Сорский, Пересвет, Сергий Радонежский, Софья Палеолог, Тохтамыш, Узбек, Феогност, Феофан Грек, Ягайло.
Андрей Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.
Судебник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права. Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана II.
Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Успенский собор во Владимире — кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.
Флорентийская уния – постановление, принятое по итогам работы Ферраро-Флорентийского собора в 1439 г., согласно которому происходило соединение католической и православной церковных организаций на условии подчинения последней власти папства. На Руси уния признана не была, а ее последователей лишали сана и подвергали преследованиям. Фактически привела к тому, что Россия осталась единственным государством, где в качестве господствующей религии признавалось православие.
«Хожение за три моря» («Хождение за три моря») — памятник литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474 (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами). Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена Индии — её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.
Пахомий Логофет (Пахомий Серб) (между 1440 и 1443) — в Новгороде составляет новую редакцию «Жития Варлаама Хутынского», похвальное слово и службу, а также похвальное слово и службу празднику Знамения Богородицы в Новгороде. Между 1440 и 1443—1459 живет в Троице-Сергиевом монастыре. Он пишет «Житие Никона Радонежского», похвальное слово и службу ему.
Юрьев день (Егорьев день) — церковные праздники в честь св. Георгия. Отмечаются весенний (тёплый) 23 апреля (6 мая) и осенний (холодный) 26 ноября (9 декабря). Юрий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: еще до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge — земля, ergon — дело. «Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звезды перехожие» — так выглядел в народном представлении святой, лик которого безо всяких добавлений был до XV века гербом русского государства. В Древней Руси его изображение даже выбивалось на монетах.
НАЗОВИТЕ ТЕРМИНЫ, ОЗНАЧАЮЩИЕ СЛЕДУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ:
Хутор
Скит, пустынь
Соха
Крепостное право
Пожилое
Однодворцы
Право отъезда
Окольничьи, думные дворяне и думные дъяки
Волость, стан, уезд, конец
Волостель
Дьяк
Судебник
Иосифляне
Нестяжательство
ВСПОМНИТЕ ИМЕНА ИЛИ НАЗВАНИЯ:
Юрий долгорукий
Иван I Данилович Калита
Троице-Сергиев монастырь
Троица (иконы и фрески)
Хан Ахмат
Грановитая палата
На реке Шелони
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Иван Калита действовал успешнее своего брата, используя методы жестокие и нередко коварные. Так, для того чтобы уплатить ордынский выход и отдать плату за ярлык, Иван подверг настоящему разгрому Ростов, где княжил его зять Константин, муж любимой дочери Марии. В то же время Иван Калита был рачительным и домовитым хозяином, всячески заботился об устройстве своего княжества, предоставлял ссуды и налоговые льготы переселенцам на московские земли. За 12 лет его великого княжения на Руси не было ни одного ордынского набега. По-настоящему это удалось только Иване Калите, который добился права самому собирать ордынскую дань, и все летописцы отметили наступление спокойствия в русских землях после этого на некоторое время.
При Иване III на великокняжеской печати появился двуглавый орел, со временем, ставший официальным гербом Российской державы. Двуглавый орел, который ранее был символом Византийской империи, достался России «по наследству». Иван III был женат на племянницы последнего византийского императора Софье Палеолог. Также к символам относятся: Шапка Мономаха, скипетр, название Россия.
События относятся к зиме 1478 года, когда в результате третьего похода московских войск на новгородские земли Господин Великий Новгород был покорён и подчинён великому князю всея Руси Ивану III. Иван Васильевич повелел вывезти в Москву всю атрибутику демократии и вольности Новгорода, в том числе и вечевой колокол.
Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия.
Тенденция к ограничению крестьянских переходов в этот период находит в статье 57 О христианском отказе Судебника 1497 г. Эта статья ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить пожилье - плату за годы, прожитые на старом месте.
Основной принцип концепции Филофея «Москва – третий Рим»: Слова Филофея имели под собой определенные исторические и политические основания. Изначально духовным центром православия считался столица Западной Римской империи - Рим. После разделения церквей в 1054 году на Западную – католическую и Восточную – православную, центром православия стал Второй Рим – Константинополь. Именно из Константинополя православие пришло на Русь, и долгое время Русская Православная Церковь напрямую зависела от Константинопольского патриарха. Однако в 1453 году Константинополь пал под натиском турок, а вскоре пресеклась последняя династия византийских императоров. Совсем иначе обстояли дела на Руси. Конец пятнадцатого и шестнадцатый века стали периодом усиления Московского княжества – было окончательно свергнуто трехсотлетнее иго, великие князья московские заканчивали сбор русских земель вокруг Москвы. Кроме того, Великий князь Иоанн III женился на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог, что как бы делало его наследником византийских императоров, о чем прямо писали даже западные современники. Великий князь Иоанн III Васильевич первым из московских князей принял титул «Самодержца». Все эти обстоятельства –- гибель Византийской империи и собственное политическое усиление, сделали Московскую Русь единственным на тот момент независимым православным государством.
Появляется в конце XV – начале XVI вв., окончательно утвердилось в конце XVI в.
Приказы - органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в. Их наименование произошло от термина "приказ", употребляемого в смысле особого поручения. Применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Первые приказы (Дворец и Казна) появились при Иване III. Складывание приказной системы управления завершилось при Иване IV. Формирование системы центрального управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720-х гг. приказы были заменены коллегиями.
ДАЙТЕ ПОЯСНЕНИЕ ИЛИ ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ:
Московские
князья оказались более ловкими
политиками, они сумели наладить хорошие
отношения с ордынскими ханами, и
с князьями других княжеств (1327 г., восстание
против баскаков в Твери, 1380 г. –
Куликовская битва под
Победа русских показала, насколько изменилось соотношение русских и татарских сил по сравнению с XIII в. Также показала, что лишь объединение русских земель против общего врага способно свергнуть многовековое иго.
Информация о работе Возвышение Москвы. Формирование единого русского государства