Возвышение Москвы при Иване Калите и Дмитрии Донском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита. Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда еще не вполне представляя, что с ними делать. «Московские князья, имея свободные деньги, и начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами - Белоозерск, Галич, Углич…»

Содержание

Введение 3
1 Возвышение Москвы при Иване Калите и Дмитрии Донском 5
1.1 Правление Ивана Калиты и возвышение Москвы 5
1.2 Борьба русского народа с иноземцами 6
1.3 Дмитрий Донской 10
2 Образование централизованного Московского государства при Иване III 13
2.1 Образование единого Московского государства 13
2.2 Падение Ордынского ига 14
3 Реформы Ивана III 16
3.1 Реформы управления 16
3.2 Начало крепостного права 18
Заключение 20
Библиографический список……………………………………………………………………… 22
Приложение А Копия грамоты Новгорода тверскому великому князю Михаилу Ярославичу 1304-1305гг……………………………………………………………………………………….. 23
Приложение Б Копия похволы Ивану Калите из Сийского Евангелия………………………. 25
Приложение В Копия карты "Объединение Русских земель вокруг Москвы"……………… 26
Приложение Г Копия карты "Русские земли в кон.XIVв……………………………………... 27
Приложение Д Схема "Возвышение Москвы"…………………………………………………. 28
Приложение Е Копия портрета Ивана Даниловича Калиты.………………………………...... 29
Приложение Ж Копия картины Московского Кремля при Иване Калите………………….... 30
Приложение З Копия портрета Дмитрия Донского...………………………………………….. 31
Приложение И Копия картины "Благословение преподобным Сергеем князя Дмитрия Донского"…………………………………………………………………………………………. 32
Приложение К Копия боевой схемы Дмитрия Донского…………………………………….... 33
Приложение Л Копия портрета великого князя Московского - Ивана III……………………. 34
Приложение М Копия картины "Иван III в Казани"………………………………………….... 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Все данные и разряд остальных конфигураций отыскали родное отображение в важном муниципальном акте XV в. – Судебнике Ивана III, принятом в 1497 г. Будучи главным сводом законов Руси, он определил круг повинностей должностных лиц, установил общепризнанные мерки ,санкции и особенно небезопасные для страны правонарушения и прикрепил преимущество крестьян переходить от феодала к феодалу только в недели до Юрьева дня (26 ноября) и неделю спустя при уплате «престарелого» (цена из-за проживание на земле феодала).

Этак был изготовлен 1-ый шаг  на пути закрепощения русского крестьянства и создания крепостного права. Никак  не допускался самосуд, регулировались в том числе и торгвые операции.

Равномерно приобретает распределение  новая форма землепользования – поместная. Вполне утрачивают собственную независимость удельные князья. Они были должны работать и покоряться государю. Только более знатные берегли родное высочайшее состояние.

3.2 Начало крепостного  права

            Формирование крепостного права, вызвавшее его закрепление, а затем и долгий период его существования оказало заметный след в истории отечественного государства и права на политические, социальные, экономические факторы дальнейшего развития нашей страны. Крепостное право повлияло не только на государственно-правовые аспекты, но и на уровень правового сознания русского человека, его менталитет. Государство также развивалось, исходя из той экономической, политической и социальной ситуации, которая «диктовалась» в условиях крепостных отношений.

История существования крепостных крестьян в России, которые являлись основной массой населения - есть неотъемлемая часть истории нашей страны. Историки, правоведы отождествляли отсталость России, по сравнению с другими европейскими странами, с существованием данного типа формы зависимости.

Процесс формирования крепостного  права был длительным. Оно порождено  феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху  политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение  крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили, и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей "переходить из волости в волость, из села в село" одним сроком в году, неделей до Юрьева дня.8

Орловская губерния была в эпицентре  события - здесь закрепощение было особенно сильным. О положении крепостных свидетельствуют публикация в газете за 1794 год. В Орловском наместничестве продается 200 крестьянских душ вместе с имуществом. При этом указано, что если буду покупать оптом, то с каждой души будет скидка на десять рублей. Если будут покупать по одиночке, то тогда уже цена будет по договору. В Областном архиве сохранилось немало документов о жизни орловских крестьян, среди них судебные дела. Было дело о засечении до смерти крепостной крестьянки помещиком Федором Мацневым, за то, что она затаила от него побег. В ходе расследования дела выяснилось, что крестьянка не раз пыталась бежать от помещика. В результате помещика оправдали, и он не был наказан.

В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян:

1) Судебник 1497 г.;

2) Судебник 1550 г.;

3) введение заповедных лет в  80-х гг. XVI в.;

4) Указ 1592 г.;

5) введение урочных лет в конце  XVI - начале XVII в.;

6) Соборное Уложение 1649 г.

Крепостное право существовало в России на протяжение многих поколений, и не могло не отразиться в нашей  культуре, правосознании, менталитете, дальнейшим социально-экономическим  и политическим развитии. Юридически оно начало оформляться с выходом в свет Судебника 1497, но стоит заметить, что в действительности крепостное право формировалось ранее, ввиду различных предпосылок: многовекового существования в России общины, природно-климатических условий, слабости центрального аппарата управления, распространения поместного землевладения, пошагового регламентирования данного общественного отношения как крепостное право, в таких нормативно правовых актах, как Судебник 1497г, который положил начало закрепощению, введение в 1581 заповедных лет, в котором запрещался переход даже в Юрьев день, указ от 24 ноября 1597 года, которым устанавливалась пятилетняя давность исков на беглых крестьян, указ от 1601 года, в котором Борис Годунов давал крестьянам выход «от налог и продаж», Указ Шуйского от 9 марта 1607, который безо всякой шаткости объявляет всех частновладельческих крестьян, записанных за своими господами в писцовые книги 1592 года «крепкими». В 1642 г, во время правления Михаила Федоровича Романова, десятилетний срок становится уже общей нормой для розыска беглецов, Соборным Уложением, в котором содержались такие правовые нормы, как отмена урочных лет (объявление бессрочного сыска беглых) и закрепление потомственного (наследственного) характера крестьянской крепости.

Таким образом, в результате этих перемен к середине XV в. от когда-то великих кормлений остались жалкие остатки. Возникнув как аппарат великокняжеского управления на местах, наместники и волостели сыграли важную роль в процессе борьбы великокняжеской власти против феодальной раздробленности, за создание централизованного государства. Однако эта прогрессивная роль себя вскоре исчерпала, и наместничье управление по мере укрепления централизованного государства оказалось во все растущем противоречии с центральной государственной властью. Соборное уложение явилось последней «инстанцией» закрепощения крестьян.

 

Заключение

           Становление на Руси самостоятельных княжеств проходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливающегося прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли, усиливавшегося обмена товарами между отдельными русскими землями.

Усложнилась и социальная структура  русского общества, более определёнными  стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость от земледельцев сельских жителей. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней, раннесредневековой централизации. Отдельные земли, отличавшиеся от других природными, экономическими условиями, сё более обособлялись. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства.

          Русские люди поистине могли гордится тем, что было сделано в те славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Летописец так отразил эти чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига…и начала обновляться, как будто перешла от зимы, к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире»

Процесс объединения земель, образование  единого государства способствовали консолидации русских людей, складыванию  великорусской народности. Её территориальной  базой стали земли Владимиро-Суздальского княжества, и Новгородская земля. Рост экономических и политических связей, общие задачи в борьбе за национальную независимость с Ордой и другими противниками, исторические традиции, идущие из времён домонгольской Руси, стремление к единству, стали движущими факторами их объединения в рамках одной народности – великорусской.   

Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь  которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского  княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита.

Возникновение единого Российского  государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение  феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.

По моему мнению, единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось прежде всего на рост крепостничества в деревне и городе. Светские и духовные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и горожане как сословия были еще относительно слабо развиты. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Чисто феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране.

Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономической раздробленности страны, порождавшей антицентрализаторские устремления феодальных группировок. В борьбе против укрепления великокняжеской власти эти группировки опирались на свои немалые материальные силы.

 

Библиографический список

 

  1. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Новосибирск, 2011. - 231 с.
  2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2011. - 518 с.
  3. Ильин В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М., 2010. - 412 с.
  4. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. М., 2010. - 391 с.
  5. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. Федорова В.А., Щетинова Ю.А., Морякова В.И. М., 2011. - 298 с.
  6. Краснов Ю. К. История государства и права России. М, 2010. - 16 с.
  7. Ларионова Е.Л. История государства и права России. М., 2011. - 396 с.
  8. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1801 года. М., 2010. - 457 с.
  9. Титов Ю.П. История государства и права России. М., 2010. -  298 с.
  10. Шатилова. С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М., 2010. - 412 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата__________            Подпись___________

 

Приложение А

Копия Грамоты Новгорода тверскому великому князю Михаилу Ярославичу 1304-1305гг.

 

   

Благословление от владыкы, поклон от посадника Георгия, и от тысячкого  Андреяна, и от всех старейших, и  от всех мънших, и от всего Новагорода господину князю Михаилу Ярославицю. На семь та, княже, хрьст целовати к  всему Новугороду, на чемь целовали пьрвии князи, и дед твои, и отьць твои. Новгород ти дьржати по пошлине, како держал дед твои и отьць твои. Грамот ти не посужати. А мужа ти без вины волости не лишити. А бес посадника ти волостии не раздавати, ни суда ти судити, ни грамот давати. А волостии ти, княже, новгородьскых своими мужи не дьржати, дьржати ти мужи новгородьскыми; а дар тобе от тех волостии емати. А се волости новогородьскыя: Волок с всеми волостьми, а дьржати ти свои тиун на половине, а новгородьць на половине, в всей волости Волочкои; а на Тьржку ти, княже, дьржати свои тиун на своей части, а новгородьць на своей части. А се волости новгородьскыя: Бежице, Городьць, Мелеча, Шипи-но, Егна, Волъгда, Заволочие, Голопьрьмь, Тьре, Пьрьмь, Печера, Югра; а ты волости дьржати ти мужи новгородьскыми. А свинье бита ти, княже, за 60 вьрст около города, а дале куда кому годно. А закладников ти не приимати, княже, по всей волости Новгородьскои, ни княгини твоей, ни бояром твоим, ни дворяном твоим. А сел ти не ставити по Новгородьскои волости, ни твоей княгыни, ни твоим бояром, ни твоим дворяном, ни купити, ни даром приимати. А свобод ти не ставити по Новгородьскои волости. А что сел, княже, на Новгородьскои земли твоих, или княгыниных, или бояр твоих, тех сел тобе съступитися: а куны емати на них у истьцев своих, у кого будеть кто купил; а земля святой Софии к Новугороду. А что сел и свобод Дьмитриевых, то дали есме быле Андрею до живота Андреева в хрьстное целование, а потомь Новугороду то все; а тобе, княже, в то не въступитися. А рубеж ти дати правый по старому рубежю, в хрьстное целование, как было при отци твоемь Ярославе. А на Озвад ти, княже, ездити лете звери гонит. А в Руоу не ехати, ехати в Русу на третьюю зиму. А в Ладогу ти, княже, ездити на третиее лето. А осетрьнику твоему ездити в Ладогу по грамоте отца твоего, како пошло. А в Вълъгде ти тиуна не държати. А судиям твоим ездити по волости, куда пошло, лете с Петрова дни, по пошлине. А что пожень княжих, то князю; а новгор-одьское Новугороду. А вывод ти, княже, в всей Новгородь-скои волости не надобе. А с Суждальскои земли тобе, княже, новгородца не судити, ни грамот давати, ни волостии раздав-ати. А по всей Суждалъскои земли гостити новгородцю без рубежа. А у мыта у новгородца и у новоторъжца по две векше от воза, и от лодие, и от хмелна короба, и от льняна. А дворяном твоим ходити по пошлине: от князя по пяти кун, а от тиуна по две куне. А за Волок ти, княже, своего мужа не слати, продаяти ти дань своя новгородцю. А холопу и робе на господаря веры не яти. А в Немечком дворе тобе, княже, търговати нашею братиею; а приставов ти не приставливати; а двора ти не затваряти. А что подеялося доселе межи тобою и твоими мужи Новугороду до хрьстьного целования, то ти все, княже, отложити и твоим мужем. А твоим судиям по волости самосуда не замышляти на людех по Новгородьскои волости. А вязчего не пошло по Новгородьскои волости, то судиям твоим отложити. А холопа и половника не судити твоим судиям без господаря; судити князю в Новегороде, тако пошло. И купцины в силу не судити въ волости. А кто живет въ Търъжку на Новотьрзькои земли, а к святому Спасу не тягнеть к Търъжку, князем отьемъся, а ти поидуть ис Торъжку, куда им годно. Аже възъидеть к тобе, княже, на мужа обада, тому ти веры не яти, дати тому исправа. А у купьць повозов не имати, разве ратной вести. А коли, княже, поедешь въ Новгородъ, тъгда тобе дар емати по постояниям; а коли поедешь из Новагорода, тъгда дар не надобе. А холоп или половник забежить в Тферьскую волость, а тех, княже, выда-вати; который ли въстворить суд собе, судити его в Новегороде. А нелюбие, княже, тобе отложити и от старейших, и от мьнших, и от всех. На семь, господине, на всемь целуй хрьст при нашей братии, при послех.    

Текст печатается по изданию: Грамоты  Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 16 — 18.

 

Приложение Б

Копия Похвалы Ивану Калите из «Сийского Евангелия»

 

   Около 1339-1340 г.    

В лето 600-е 800-е 47-е (1340-е) инидикта 12 миротворенаго  и солнечьного круга в 4-е лето висикостное, жидовь сего ирук в 7-е  лето, епакта 18 лето, в 5-и каланд месяца марта, жидовь-скы нисана, написано бысть си еуангелие в граде Москове на Двину к святей Богородици повелениемь рабомь Божиимь Ананиею черньцемь. О семь бо князи великомь Иване пророк Езекии глаголеть: «В последнее время в апустевшии земли на запад въстанеть цесарь правду любя и суд не по мьзде судяи ни в поношение поганым странам. При семь будеть тишина велья в Рускои земли и въсияеть в дни его правда», яко же и бысть при его царстве. Хвалить Римьская земля Петра и Павла, Асия Иоана Богословеца, Индийская — Фому, Ераполь — Филипа, Руская земле — первозванаго апостола Андрея, Гречьская земля — цесаря Костянтина. Сему благородному князю великому Ивану створшему дела подобна в Рускои земли правоверному цесарю Костянтину. О семь бо песно-словьць глаголеть: «Постави, Господи, законодавца над ними, да разумеють языци, яко человеци суть». То же рек: «Боже, суд цесареви дай же правду сынови цесареву».    

Сии бо князь великой Иоан имевше правый суд паче меры. Поминая божественае  писания, исправльния святых и преподобных  отец, по правиломь монокануньным ревнуя правоверному цесарю Устияну.

В то бо время благочестию велию  восиявши, многим святым церквам съзидаемым, учьнию божественых словес от уст  его яко источнику велик» текущю, напаяющи благочестивых святитель  сердца и христолюбивых в его державе людии. Безбожным ересам преставшим при его державе, многим книгам написаным его повелениемь, ревнуя правоверному цесарю гречьскому Мануилу. Любяи святи-тельскьш сан, постничьское житье любя и удержае правоверную святую веру. Сирым в бедах помощник, вдовици от насилник изимая яко от уст лвов.   

Всей Рускои земли поминая велегласно державу его царства. Сии бо великий  раб Божий Анания чернць; поминая  его святительскыи сан, горя духовною мыслию к Богови, хотяи видети вышний Ерусалим, поминае душею первых правоверных цесарии, всех святых и молитвою — прародитель своих.   

А писали многогрешнии дьяци Мелентии да Прокоша. Благословите их, а не клените.    

Текст печатается по публикации: Мещерский  Н. А.  К изучению ранней московской письменности. // Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969. С. 94 — 96.

 Приложение В

Копия карты «Объединение Русских  земель вокруг Москвы…»

Информация о работе Возвышение Москвы при Иване Калите и Дмитрии Донском