Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:37, контрольная работа
История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.
Введение
Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
1.1. Развитие древнего государства.
1.2. Реформы Сервия Туллия.
Глава II. Становление Римской Республики.
Глава III. Падение республики и переход к империи.
Глава IV. Римская империя.
4.1. Общественный и государственный строй.
4.2. Принципат.
4.3. Доминат.
Заключение
Список использованной литературы.
В Римской республике существовали три вида народных со-браний -- центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав-шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу-лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные со-брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво-вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра-ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна-чения в политической жизни Рима.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -- ликторов Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1975., С. 97.
Народные собрания в Риме
созывались по усмотрению выс-ших должностных
лиц, которые могли и прервать
собрание, и пе-ренести его на
другой день. Они же председательствовали
в собра-нии и объявляли
Важную роль в государственном механизме Римской респуб-лики играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные долж-ностные лица -- цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-шинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным
органом, и его поста-новления назывались
сенатус-консульты. Но компетенция
сената была обширной. Он, как указывалось,
контролировал законодатель-
Магистратурами в Риме
именовались государственные
Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-нии могли быть продлены сенатом. Все магистра-туры были коллегиальными -- на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол-легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог-ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде-ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-ности народным собранием, избравшим их Кузищин В.И. История Древнего Рима. - М.: Высшая школа 1982., С. 61
.
Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим-ской магистратуры -- иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).
Власть магистратов
Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-ординарные, (чрезвычайные).
Консулы (в Риме избирались
два консула) были высшими ма-гистратами
и возглавляли всю систему
магистратур. Особенно су-щественными
были военные полномочия консулов:
набор в армию и командование
ею, назначение военачальников, право
заключать перемирие и
.
Два цензора избирались раз
в пять лет для составления
спи-сков римских граждан, распределения
их по трибам и разрядам и для
составления списка сенаторов. Кроме
того, к их компетенции относилось
наблюдение за нравственностью и
издание соответст-вующих эдиктов.
Квесторы, бывшие сначала помощниками
консу-лов без специальной
Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез-вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об-стоятельствах -- тяжелая война, большое восстание рабов, серьез-ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три-буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа-ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.
Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").
Глава III. Падение республики и переход к империи.
Во II--I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, пре-вратившая Средиземное море во внутреннее море Римского госу-дарства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управле-ния ими.
В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.
При завоевании Италии в V--IV
вв. до н.э. Рим стремился прежде всего
к конфискации земель, так как
рост населения тре-бовал расширения
земельных владений. Рабство приобре-тает
"классический", античный характер.
Значительная масса ра-бов эксплуатируется
в государственных и крупных
частных земле-владельческих
Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхива-ют гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную мате-риальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных Виппер Р. “Очерки по истории Римской имерии” , Издат. “Феникс”, 1995 г., С. 53
.
Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стреми-лись ограничить крупное землевладение знати и за счет этого со-здать земельный фонд для наделения землей мелких землевла-дельцев, а также ослабить власть оплота знати -- сената и восста-новить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.
Получив должность трибуна,
Тиберий Гракх, опираясь на на-родное
движение, сумел, несмотря на сопротивление
сената, про-вести в 133 году до н.э. через
народное собрание Аграрный закон. Закон
ограничил максимальный размер земли,
получаемый от го-сударства. За счет изымаемых
излишков создавался земельный фонд,
распределяемый между безземельными
или малоземельными гра-жданами. Получаемые
ими участки становились
Реформаторскую деятельность
Тиберия продолжил его брат Гай
Гракх, избранный трибуном. Им были
проведены законы, ос-лаблявшие политическое
влияние знати, -- введение тайного
голо-сования в народном собрании,
право народного трибуна
.
Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обя-зательных для римских граждан военных походов, отменялась во-енная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.
Наряду с этими мероприятиями
в интересах низших слоев римских
граждан Гай Гракх провел и
мероприятия в интересах
Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай потерял их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристокра-тии удалось провалить этот непопулярный среди римских граж-дан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сло-жить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.
Провал законопроекта о предоставлении прав римских граж-дан свободным жителям Италии, считавшимся союзниками Рима, вызвал крайнее недовольство союзников, вылившееся в I в. до н.э. в союзнические войны, существенно осложнившие положение Рима в условиях массовых восстаний рабов и длившихся десятилетиями завоевательных войн в провинциях.
В результате Союзнической войны
91--88 гг. до н.э. жителям Италии удалось
уравняться в правах с римскими гражданами.
Но это не ослабило политическое напряжение
в Риме -- обострились противоречия
между возникшими в среде свободных
граждан груп-пировками
.
Крайнее обострение политической
ситуации в Риме, вызван-ное восстаниями
рабов, недовольством мелких землевладельцев,
чьи хозяйства приходили в
упадок, не выдерживая конкуренции
с крупными латифундиями в результате
участия хозяев в бесконеч-ных
военных походах, союзнических и
гражданских войнах, потре-бовали усиления
центральной государственной
Информация о работе Возникновение государства в Древнем Риме