Возникновение государства в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:37, контрольная работа

Краткое описание

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Содержание

Введение
Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
1.1. Развитие древнего государства.
1.2. Реформы Сервия Туллия.
Глава II. Становление Римской Республики.
Глава III. Падение республики и переход к империи.
Глава IV. Римская империя.
4.1. Общественный и государственный строй.
4.2. Принципат.
4.3. Доминат.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение государства в Древнем Риме.docx

— 45.98 Кб (Скачать файл)

 

В Римской республике существовали три вида народных со-браний -- центуриатные, трибутные и куриатные.

 

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав-шие благодаря  своей структуре и порядку  принятие решений пре-обладающих аристократических  и богатых кругов рабовладельцев.

 

В компетенцию центуриатного  собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц  республики (консу-лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

 

Второй вид народных собраний представляли трибутные со-брания, которые в зависимости от состава  жителей триб, участво-вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных  лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-ли жалобы на приговоры о взыскании  штрафа. Плебейские собра-ния, кроме  того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и  право принятия законов, что привело  к росту их зна-чения в политической жизни Рима.

 

Куриатные собрания после  реформ Сервия Туллия потеряли былое  значение. Они лишь формально вводили  в должность лиц, избранных другими  собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -- ликторов Струве В.В. Хрестоматия  по истории древнего мира. - М., 1975., С. 97.

 

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-ших должностных  лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра-нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные  таблицы для голосования).

 

Важную роль в государственном  механизме Римской респуб-лики играл  сенат. Сенаторы не избирались. Специальные  долж-ностные лица -- цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-вителей знатных  и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные  должности. Это делало сенат органом  вер-хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-шинства  свободных граждан.

 

Формально сенат был совещательным  органом, и его поста-новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция  сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-ную  деятельность центуриатных (а затем  и плебейских) собраний, утверждая  их решения, а впоследствии предварительно рассмат-ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-тролировалось  избрание народными собраниями должностных  лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии -- кандидатур). Большую  роль играло то обстоятельство, что  в распоряжении се-ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-ределял необходимые  финансовые расходы. К компетенции  сената относились постановления по общественной безопасности, благоус-тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-политические полномочия сената. Если войну объявляло центур-атное  собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

 

Магистратурами в Риме именовались государственные долж-ности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-венность.

 

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило  не рас-пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать  шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-мандовавшего армией, в  случае незакончившейся военной  кампа-нии могли быть продлены сенатом. Все магистра-туры были коллегиальными -- на одну должность избиралось несколько  человек (диктатор назначался один). Но специфика кол-легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение  мог-ло быть отменено его коллегой (право  интерцессии). Вознагражде-ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало  путь к магистратурам (а затем  и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-ности  народным собранием, избравшим их Кузищин  В.И. История Древнего Рима. - М.: Высшая школа 1982., С. 61

 

.

 

Необходимо отметить и  еще одно существенное отличие рим-ской магистратуры -- иерархию должностей (право  вышестоящего магистрата отменить решение  нижестоящего).

 

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и  право заключать перемирие, право  созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право  издавать приказы и принуждать к  их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик-татор  имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю-чавший право приговаривать  к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой  империум (majus imperium) -- право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был  вынесен за пределами города. У  претора был ограниченный империум (imperium minus) -- без права приговаривать  к смертной казни.

 

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

 

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-ординарные, (чрезвычайные).

 

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма-гистратами и возглавляли всю систему  магистратур. Особенно су-щественными  были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право  заключать перемирие и распоряжаться  военной добычей. Преторы появились  в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что  последние, командуя армиями, часто  отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что  особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у  них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым  создавать новые нормы права  Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории  древнего мира. - М., 1980., С. 206

 

.

 

Два цензора избирались раз  в пять лет для составления  спи-сков римских граждан, распределения  их по трибам и разрядам и для  составления списка сенаторов. Кроме  того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и  издание соответст-вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками  консу-лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем  сената) финансовыми расходами и  расследованием не-которых уголовных  дел. Число их, соответственно, росло  и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали  за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо-вывали празднества и зрелища.

 

Коллегии "двадцати шести  мужей" состояли из двадцати шести  человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

 

Особое место среди  магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в  период завершения борьбы плебеев за равноправие.

 

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез-вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об-стоятельствах -- тяжелая  война, большое восстание рабов, серьез-ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению  сената одним из консулов. Он обладал  неограниченной властью, которой подчинялись  все магистраты. Право veto плебейского три-буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа-ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

 

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса  республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные  диктатуры (диктатура Суллы "для  издания законов и устройства государства").

 

Глава III. Падение республики и переход к империи.

 

Во II--I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, пре-вратившая Средиземное  море во внутреннее море Римского госу-дарства, подчинившая ему почти всю  Западную Европу до Рейна, поставила  перед Римом новые сложные  военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения  управле-ния ими.

 

В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно  справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

 

При завоевании Италии в V--IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего  к конфискации земель, так как  рост населения тре-бовал расширения земельных владений. Рабство приобре-тает "классический", античный характер. Значительная масса ра-бов эксплуатируется  в государственных и крупных  частных земле-владельческих латифундиях  с крайне тяжелыми условиями труда  и существования и жестоким террористическим режимом. Естест-венный протест рабов  выливается в ряд все более  широких и мощ-ных восстаний.

 

Параллельно с восстаниями  рабов и вслед за ними вспыхива-ют гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между  группировками господствующего  класса, противоречиями между ним  и мелкими производителями и  возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную мате-риальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных Виппер Р. “Очерки по истории Римской  имерии” , Издат. “Феникс”, 1995 г., С. 53

 

.

 

Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое  братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стреми-лись ограничить крупное землевладение знати и за счет этого со-здать земельный фонд для наделения землей мелких землевла-дельцев, а также ослабить власть оплота знати -- сената и восста-новить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

 

Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на на-родное движение, сумел, несмотря на сопротивление  сената, про-вести в 133 году до н.э. через  народное собрание Аграрный закон. Закон  ограничил максимальный размер земли, получаемый от го-сударства. За счет изымаемых  излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными  или малоземельными гра-жданами. Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание  крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий  Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю.

 

Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай  Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ос-лаблявшие политическое влияние знати, -- введение тайного  голо-сования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123--122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний  римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна  из государственных складов гражданам  по очень низким ценам. Последний  закон ограничил важное право  сената -- распоряжаться государственными расходами, так как финансиро-вание  продажи зерна переходило к народному  собранию, роль ко-торого значительно  возросла Батыр К.И. Всеобщая история  государства и права. - М.: «Былина», 1995., С. 89

 

.

 

Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обя-зательных  для римских граждан военных  походов, отменялась во-енная обязанность  для граждан, достигших 46-летнего  возраста, воины стали получать жалованье  и вооружение от государства и  могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

 

Наряду с этими мероприятиями  в интересах низших слоев римских  граждан Гай Гракх провел и  мероприятия в интересах всадников. В их пользу был изменен порядок  откупа налогов с провинций.

 

Наконец, поскольку Гай  Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай потерял их поддержку в  попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей  Италии. Сенатской аристокра-тии  удалось провалить этот непопулярный среди римских граж-дан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сло-жить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.

 

Провал законопроекта  о предоставлении прав римских граж-дан  свободным жителям Италии, считавшимся  союзниками Рима, вызвал крайнее недовольство союзников, вылившееся в I в. до н.э. в  союзнические войны, существенно осложнившие  положение Рима в условиях массовых восстаний рабов и длившихся  десятилетиями завоевательных войн в провинциях.

 

В результате Союзнической войны 91--88 гг. до н.э. жителям Италии удалось  уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не ослабило политическое напряжение в Риме -- обострились противоречия между возникшими в среде свободных  граждан груп-пировками оптиматов, опиравшихся на сенат, и популяров, боров-шихся против сенатской олигархии. И те и другие использовали подкупаемых  люмпенов. Борьба между ними привела  в I в. до н.э. к гражданским войнам История государства и права  зарубежных стран. Часть1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова  О.А. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

 

.

 

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызван-ное восстаниями  рабов, недовольством мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в  упадок, не выдерживая конкуренции  с крупными латифундиями в результате участия хозяев в бесконеч-ных  военных походах, союзнических и  гражданских войнах, потре-бовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреж-дений справиться с осложнившейся  ситуацией. Предпринимаются попытки  приспособить их к новым историческим условиям. Наибо-лее важная из них  была предпринята в период диктатуры  Суллы (82--79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заста-вил сенат  назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции -- списки своих противников, которые  подлежали смерти, а их имущество -- конфискации. Уве-личив число сенаторов, упразднив должность цензора, он попол-нил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Огра-ничена была власть трибуна -- его предложения  должны предва-рительно обсуждаться  сенатом, -- а также и компетенция  народ-ного собрания -- из нее были изъяты судебные полномочия и кон-троль  за финансами, возвращенный сенату.

Информация о работе Возникновение государства в Древнем Риме