Возникновение государства в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:37, контрольная работа

Краткое описание

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Содержание

Введение
Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
1.1. Развитие древнего государства.
1.2. Реформы Сервия Туллия.
Глава II. Становление Римской Республики.
Глава III. Падение республики и переход к империи.
Глава IV. Римская империя.
4.1. Общественный и государственный строй.
4.2. Принципат.
4.3. Доминат.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение государства в Древнем Риме.docx

— 45.98 Кб (Скачать файл)

 

Установление пожизненной  диктатуры выявило стремление нобилей  и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации пу-тем установления сильной единоличной власти. Оно  же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к  но-вым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Сул-лы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической вой-ны 91--88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских гра-ждан. Если до нее  этими правами пользовались около 400 000 человек, то теперь их число возросло до двух миллионов. Включе-ние союзников  в римские трибуны привело  к тому, что комиции перестали  быть органами римского народа. Их законодательная деятельность приостанавливается, право избрания должностных лиц утрачивается. Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государст-ва, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.

 

Необходимость выйти из острого  политического кризиса, не-приспособленность  старой государственной формы к  новым исто-рическим условиям и переход  к наемной армии были основными  причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и ус-тановления военно-диктаторского  режима.

 

Через короткий промежуток времени  после диктатуры Сул-лы власть захватывает  первый триумвират (Помпеи, Красе, Це-зарь). После него устанавливается диктатура  Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Анто-ний, Лепид, Октавиан) с неограниченными  полномочиями "для уст-роения государства". После распада триумвирата и  победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные  права народного трибуна, а в 27 году до н.э. -- полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как  обращение к богам. Эта дата и  считается началом нового периода  истории Римского государства -- периода  империи.

 

Глава IV. Римская империя.

 

4.1. Общественный и государственный  строй.

 

Установление военно-диктаторского  ре-жима, завершившее период гражданских  войн, стабилизировало ситуацию в  Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий  строй достигает кульминации  в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние  века существования республики, возникают  новые клас-совые и социальные противоречия.

 

С расширением пределов Римского государства растет чис-ленность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права  граж-данства были предоставлены  жителям Италии). Этот процесс про-должался и с переходом к империи: права  граждан все чаще пре-доставлялись и внеиталийским жителям провинций -- завоеван-ных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Кара-каллы  право гражданства было предоставлено  всем свободным жителям Римской  империи.

 

Наряду с этим развивается  социальная и сословная диффе-ренциация  свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных  границ значительно вырос и укре-пился  класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сослов-ное деление  в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в пери-од гражданских  войн, пополняются крупными рабовладельцами  из Италии и провинций -- муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным  цензом в один миллион сестерциев История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000., С. 47

 

.

 

То обстоятельство, что  социально-эко-номические изменения  в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима -- уста-ревшие республиканские  учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую  роль в этом сыграли и тради-ционные  республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить  с которыми сразу было невоз-можно.

 

Период империи принято  делить на два этапа:

 

1) принципат (I в. до н.э. -- III в. нэ.), от "принце пс-сенатус" -- первый сенатор. Этот титул  впервые получил от сената  основа-тель империи Октавиан  Август, поставленный первым в  списке сенаторов и получивший  право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять  решения последнего;

 

2) доминат (III--V вв.), от "доминус" -- господин, владыка, что

 

свидетельствовало об окончательном  признании абсолютной вла-сти императора.

 

4.2. Принципат.

 

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря  наделению его высшей властью  торегшт, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур  чиновничьего аппарата, обеспечиваемого  образовани-ем собственной казны  принцепса, и командованию всеми  армиями.

 

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо тра-диционного командования армией (он взял на себя командование всеми  армиями) право объявлять войну, заключать мир и между-народные договоры, содержать собственную  гвардию (преторианские когорты), право  высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления  принцепса начинают рассматри-ваться как имеющие силу закона, и к  концу принципата общепри-знанным  станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона" Немировский  А.И. У истоков исторической мысли. - Воронеж, 1979., С. 109

 

.

 

Принцепсы избираются в нарушение  республиканских тради-ций одновременно консулами, цензорами и народными  трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение  любого магистрата, как цензор -- формировать  сенат из своих сторонников, как  трибун -- наложить вето на постановление  сената или решение магистрата. Кроме  того, Октавиан получил звание понтифика -- верховного жреца, ведав-шего отправлением религиозных культов.

 

Первоначально власть принцепса  не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать  своего преемника (обычно сына или усы-новленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых  переворотов, совершаемых с по-мощью  армии. Преемники Октавиана стали  пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя пона-чалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

 

Компетенция сената существенно  изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената -- сенатус-кон-сульты получают силу закона. Но право принцепса  назначать се-наторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" се-ната привели к тому, что со II в. сенат практически только утвер-ждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешед-шим от народного собрания к сенату правом избирать и контроли-ровать магистратов -- часть из них могла быть избрана  только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права се-ната по распоряжению государственными финансами и управле-нию  провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в во-енной  и внешнеполитической областях.

 

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский  чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько  ве-домств со штатом чиновников. В совет  включались префекты, "дру-зья" императора, начальники ведомств канцелярии. В  канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного  имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ве-домств канцелярии назначались самим принцепсом из его прибли-женных.

 

Произошла реорганизация  управления провинциями, ставши-ми составными частями Римского государства. Они  были разделе-ны на императорские и  сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими  военную и граж-данскую власть с помощью собственного совета и  канцелярии, вто-рые -- назначаемыми сенатом  проконсулами и пропреторами, из-биравшимися  из сенаторов по жребию и находившимися  в двойном подчинении -- сената и  принцепса.

 

Разделение провинций  на императорские и сенатские  имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций  по-ступали в государственную  казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций  шли в казну принцепса -- фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные  и, следовательно, разграбленные Римом  про-винции, казна сената была перманентно  скудной, а порой и пустой. Императорские  провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громад-ные  доходы, увеличиваемые поступлениями  от императорских по-местий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат  иногда вынужден был брать у принцепса  деньги взаймы.

 

Постепенно власть принцепса  распространялась и на сенат-ские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

 

4.3. Доминат.

 

Уже в период принципата рабовладельческий  строй в Риме начинает клониться  к упадку, а во II--III вв. назревает  его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свобод-ных, усиливается влияние крупных  земельных собственников, рас-тет  значение труда колонов и уменьшается  роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идео-логия, на смену культу традиционных римских богов идет христи-анство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих  формах эксплуатации и зависимости (ко-лонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградиро-вать. К III в. становятся все более частыми  и широкими восстания рабов, почти  неизвестные начальному периоду  принципата. К вос-ставшим рабам  присоединяются колоны и свободная  беднота. По-ложение осложняется  освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между вра-ждующими группировками  господствующего класса Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995., С. 162

 

.

 

Принципат подавил дух  гражданственности у римлян, рес-публиканские традиции ушли теперь уже в далекое  прошлое, по-следний оплот республиканских  учреждений -- сенат окончатель-но подчинился принцепсу. С конца III, в. начинается новый этап истории империи -- доминат, во время которого Рим превратился  в монархическое государство  с абсолютной властью императора.

 

Окончательный переход к  доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

 

Титулы императора -- Август и Доминус подчеркивали не-ограниченный характер его власти. Как правило, императоры обо-жествлялись, а некоторые  из них после смерти объявлялись  бога-ми со своими религиозными культами. Население империи пре-вратилось  из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться  даже как его рабы -- сервы.

 

Существовавший при принципате совет принцепса превра-щается в  государственный совет -- консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с опреде-лившейся иерархией и правилами повышения  в должности. С отделением гражданской  власти от военной появляются гражданские  и военные чиновники. Особняком  стоит третья группа чиновников -- придворные, возглавляемые играющим большую  роль управляю-щим дворцом императора.

 

В отличие от принципата старые республиканские учрежде-ния потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый  императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет  города Рима, а магистраты -- в муни-ципальных  должностных лиц.

 

Изменилась и военная  организация. В связи с массовыми  вос-станиями рабов и покоренных народов, а также возросшей необхо-димостью защищать пределы государства от вторжения герман-ских, славянских и малоазиатских племен, армия  подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой использу-ется и вооруженная сила их племен.

 

Преторианская гвардия, сыгравшая  важную роль в эпоху "сол-датских  императоров", преобразуется в  дворцовую стражу, кото-рая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Обще-имперская полиция возглавлялась  начальником императорской канцелярии (в Риме -- префектом города), развившаяся  тайная полиция -- префектом претория.

 

Большое значение для дальнейших судеб империи имели ре-формы  Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательст-ве Константина.

 

Диоклетиан провел экономическую, военную и администра-тивную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение  денег в результате выпуска монет  с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полно-ценные золотые  и серебряные монеты, но они скоро  исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

 

Более эффективной оказалась  реформа налогообложения. Большая  часть налогов стала взиматься  не натурой, а деньгами. В целях  обеспечения поступления налогов  была введена периодиче-ски повторявшаяся  перепись населения. В основу налогообложения  в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах  вводилось по-душное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии  Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.: Высшая школа, 1987., С. 36.

 

Военная реформа, закрепившая  образование пограничных и подвижных  войск, ввела помимо существовавшего  набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости  от размера землевладения были обязаны  поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Информация о работе Возникновение государства в Древнем Риме