Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:37, контрольная работа
История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.
Введение
Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
1.1. Развитие древнего государства.
1.2. Реформы Сервия Туллия.
Глава II. Становление Римской Республики.
Глава III. Падение республики и переход к империи.
Глава IV. Римская империя.
4.1. Общественный и государственный строй.
4.2. Принципат.
4.3. Доминат.
Заключение
Список использованной литературы.
Установление пожизненной диктатуры выявило стремление нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации пу-тем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к но-вым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Сул-лы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической вой-ны 91--88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских гра-ждан. Если до нее этими правами пользовались около 400 000 человек, то теперь их число возросло до двух миллионов. Включе-ние союзников в римские трибуны привело к тому, что комиции перестали быть органами римского народа. Их законодательная деятельность приостанавливается, право избрания должностных лиц утрачивается. Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государст-ва, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.
Необходимость выйти из острого
политического кризиса, не-приспособленность
старой государственной формы к
новым исто-рическим условиям и переход
к наемной армии были основными
причинами падения полисно-
Через короткий промежуток времени после диктатуры Сул-лы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Це-зарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Анто-ний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для уст-роения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. -- полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства -- периода империи.
Глава IV. Римская империя.
4.1. Общественный и
Установление военно-
С расширением пределов Римского
государства растет чис-ленность свободного
населения, в том числе количество
римских граждан (как отмечалось,
уже в период республики права
граж-данства были предоставлены
жителям Италии). Этот процесс про-должался
и с переходом к империи: права
граждан все чаще пре-доставлялись
и внеиталийским жителям
Наряду с этим развивается
социальная и сословная диффе-ренциация
свободных. С развитием рабовладельческого
строя и расширением
.
То обстоятельство, что социально-эко-номические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима -- уста-ревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и тради-ционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невоз-можно.
Период империи принято делить на два этапа:
1) принципат (I в. до н.э.
-- III в. нэ.), от "принце пс-сенатус"
-- первый сенатор. Этот титул
впервые получил от сената
основа-тель империи Октавиан
Август, поставленный первым в
списке сенаторов и получивший
право первым выступать в
2) доминат (III--V вв.), от "доминус" -- господин, владыка, что
свидетельствовало об окончательном признании абсолютной вла-сти императора.
4.2. Принципат.
Переход управления государством
к принцепсу произошел
Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо тра-диционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и между-народные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматри-ваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепри-знанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона" Немировский А.И. У истоков исторической мысли. - Воронеж, 1979., С. 109
.
Принцепсы избираются в нарушение
республиканских тради-ций
Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усы-новленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с по-мощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя пона-чалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.
Компетенция сената существенно
изменяется. Поскольку из народных
собраний сохранились только трибутные,
созывавшиеся к тому же все реже,
с I в. постановления сената -- сенатус-кон-сульты
получают силу закона. Но право принцепса
назначать се-наторов и
Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ве-домств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "дру-зья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ве-домств канцелярии назначались самим принцепсом из его прибли-женных.
Произошла реорганизация управления провинциями, ставши-ми составными частями Римского государства. Они были разделе-ны на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и граж-данскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вто-рые -- назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, из-биравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении -- сената и принцепса.
Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций по-ступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса -- фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом про-винции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громад-ные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских по-местий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.
Постепенно власть принцепса распространялась и на сенат-ские провинции, и к III в. они все стали императорскими.
4.3. Доминат.
Уже в период принципата рабовладельческий
строй в Риме начинает клониться
к упадку, а во II--III вв. назревает
его кризис. Углубляется социальное
и сословное расслоение свобод-ных,
усиливается влияние крупных
земельных собственников, рас-тет
значение труда колонов и уменьшается
роль рабского труда, приходит в упадок
муниципальный строй, исчезает полисная
идео-логия, на смену культу традиционных
римских богов идет христи-анство.
Экономическая система, основанная
на рабовладельческих и
.
Принципат подавил дух
гражданственности у римлян, рес-публиканские
традиции ушли теперь уже в далекое
прошлое, по-следний оплот
Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.
Титулы императора -- Август
и Доминус подчеркивали не-ограниченный
характер его власти. Как правило,
императоры обо-жествлялись, а некоторые
из них после смерти объявлялись
бога-ми со своими религиозными культами.
Население империи пре-
Существовавший при принципате
совет принцепса превра-щается в
государственный совет -- консисториум.
Складывается развитый аппарат чиновников,
разделенных на ранги, с опреде-лившейся
иерархией и правилами
В отличие от принципата старые
республиканские учрежде-ния
Изменилась и военная
организация. В связи с массовыми
вос-станиями рабов и покоренных
народов, а также возросшей необхо-
Преторианская гвардия, сыгравшая
важную роль в эпоху "сол-датских
императоров", преобразуется в
дворцовую стражу, кото-рая, впрочем,
порой тоже определяла судьбу императоров.
Обще-имперская полиция
Большое значение для дальнейших судеб империи имели ре-формы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательст-ве Константина.
Диоклетиан провел экономическую,
военную и администра-тивную реформы.
В экономической области
Более эффективной оказалась
реформа налогообложения. Большая
часть налогов стала взиматься
не натурой, а деньгами. В целях
обеспечения поступления
Военная реформа, закрепившая
образование пограничных и
Информация о работе Возникновение государства в Древнем Риме