Воспитание и обучение в Киевской Руси в 10-13 веке
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 09:50, доклад
Краткое описание
В 988 г в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться крестьянами, т.е. христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним.
«российский государственный
аграрный университет –
МСха имени
К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ
ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)
Факультет гуманитарно-педагогический
Доклад
На тему
«Воспитание и обучение
в Киевской Руси в 10-13 веке»
Выполнил: студентка 2 курса
гум.-пед. факультета
гр.ППЭб201 Шарафуллина Т.Р.
Воспитание и обучение
в Киевской Руси (10-13 вв.).
В 988 г в значительной степени
под влиянием киевского князя
Владимира славяне присоединились
к восточной христианской церкви,
приняв православную веру от
Византийской империи. С этого
времени население Киевской Руси
стало называться крестьянами, т.е.
христианами, чего не было ни
в одной стране западного мира
эпохи средневековья. Однако сам
акт крещения не мог сразу
изменить сложившееся за тысячелетия
языческое мировоззрение восточных
славян. Христианские представления
лишь постепенно проникали в
языческое сознание, взаимодействуя
с ним.
Русь приняла христианство на 500 лет позднее,
чем Западная Европа, в период расцвета
Византии. Это обстоятельство благоприятствовало
приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации.
Древняя славянская культура соединилась
со зрелым восточным христианством и породила
древнерусское православие и его понимание
воспитания человека.
Славянское языческое сознание
постигало христианство, знакомясь
с его книжной основой —
Священным писанием, отбирая для
себя в первую очередь то, что
было близко и понятно. По мнению
известного русского историка
педагогики П.Ф. Каптерева, древним
славянам той эпохи более всего подходила,
говоря современным языком, модель воспитания,
основанная на патриархальном семейном
укладе с непререкаемым авторитетом
отца, подчиненном положении женщины и
детей, строгой домашней дисциплине и
вместе с тем «отличавшаяся ореолом святости
и утверждавшаяся на слове Божьем». В итоге
был заимствован не новозаветный воспитательный
идеал с его проповедью любви, кротости,
ценности каждого человека, а старый, суровый,
во многом варварский — ветхозаветный
идеал. Согласно ему служение отцу и матери
уподоблялось служению Богу, оскорбление
их — его оскорблению. Жена не рассматривалась
как самостоятельная личность, ценность
ее определялась отношением к мужу, аналогичным
было и отношение к детям. Акцент в новой
религии ставился не столько на истинно
добродетельной жизни христианина, сколько
на требовании исполнения внешних обрядов
— постов, праздников, причащений и т.п.
Главной почитаемой книгой русского народа
на многие века стала ветхозаветная Псалтырь,
а не Евангелие.
Важной особенностью древнерусской
культуры и образования было
то, что языком богослужения, литературы
и школы стал не греческий,
как в Византии, не латинский,
как в Западной Европе, а родной,
славянский.
Создателями славянской письменности,
уже упоминавшимися ранее Кириллом
и Мефодием, одновременно был осуществлен
перевод основных богослужебных книг
и учебной литературы с греческого на
славянский язык, что способствовало распространению
религии и стимулировало процесс обучения
грамоте. Это же обстоятельство, с одной
стороны, обусловило самобытность древнерусской
школы, а с другой — затрудняло доступ
учителей и учеников к первоисточникам,
что со временем сказалось на интеллектуальном
развитии общества.
Постепенно все меньше и
меньше греко-византийских источников
переводилось на славянский язык,
а преимущество отдавалось религиозным
книгам в ущерб книгам учебным
(грамматике, риторике, философии и
др.), что объяснялось нараставшим
влиянием православной церкви. Настороженность
в вопросах веры, доходившая до
нетерпимости, была вызвана тем
фактом, что Русь приняла христианство
во время серьезного осложнения
между восточной греческой церковью
и западной, латинской. Разделение
церквей на православную и католическую
(«схизма») произошло в 1054 г., и этот факт
способствовал развитию отрицательного
отношения к «латинянам». Русь сознательно
отделяла себя от западной цивилизации
и ее культуры. Когда же впоследствии Византийская
империя, гибнувшая под ударами турок,
на Флорентийском соборе (1439) заключила
«унию» между католической и православной
церквями, русская церковь не приняла
ее и стала настороженно относиться и
к византийскому культурному влиянию,
фактически замкнулась в рамках ранее
переведенного и освоенного круга литературных
источников и созданной к этому времени
славянской духовной литературы. Сформировавшийся
в таких условиях педагогический идеал
во многом обусловил характер и последующее
развитие воспитания и обучения на Руси.
Для глубокого понимания
христианства необходима была
определенная образованность, однако
в сложившейся ситуации она
отсутствовала. Вскоре такое положение
стало даже приветствоваться, так
как возникла опасность из-за
науки потерять веру. Поэтому
в одном из древнерусских поучений
написано: «Богомерзостен перед Богом
всякий, кто любит геометрию, а еще душевные
грехи — учиться астрономии»; «Люби простоту
больше мудрости, какое тебе дано от Бога
готовое учение, то и держи».
Таким образом, на Руси постепенно
сформировался особый, отличный от западноевропейского,
культурный мир, который характеризовался
своими взглядами на воспитание и образование,
своим отношением к общечеловеческим
ценностям, способам передачи их от поколения
к поколению.
Выбор веры был одновременно
и выбором школы, характера образования.
В 988 г. Киевская Русь приняла православие
и князем ^ Владимиром Святославичем
(ум. 1015) была открыта первая школа «учения
книжного». Великий князь и его окружение
были заинтересованы в распространении
новой религии как идеологической основы
формировавшегося государства. Владимир
заботился о распространении образования,
прежде всего среди господствующего сословия.
Образование на первых порах насаждалось
сверху, так как школа была явлением совершенно
новым и воспринималась с опаской. Матери
плакали по отданным в школу детям, «аки
по мертвецам», не зная, что их ожидает.
Однако определенные результаты не
заставили себя ждать: к середине XI в. в
Киеве уже появились начитанные, обладавшие
довольно широкими знаниями знатные люди:
великий князь Киевский Ярослав Мудрый
(ок. 978—1054), его дети, окружение. Сын Ярослава,
Всеволод, как отмечал Владимир Мономах
в своем «Поучении», изучил пять иностранных
языков. Была грамотна и Анна, дочь Ярослава,
ставшая королевой Франции. Известны документы,
подписанные ею: «Анна ръина» (Анна королева),
в то же время ее супруг Генрих I ставил
лишь крестик.
Занимаясь распространением
просвещения, Ярослав Мудрый создал
первую библиотеку при Киевском
Софийском соборе. Она включала
в себя переводные произведения
с греческого и с древнеболгарского. Для
переписки книг Ярослав привлек большое
количество писцов. Именно в это время
рождалось уважительное отношение славян
к книге. В «Повести временных лет» о книгах
говорилось так: «Это — реки, напоминающие
вселенную, это источник мудрости, в книгах
ведь неумеримая глубина; ими мы в печали
утешаемся; они — узда воздержания. Если
поищешь в книгах мудрости прилежно, то
найдешь великую пользу для души своей».
Во время своего правления
(1019—1054) Ярослав Мудрый открывал
школы «учения книжного» не
только в Киеве, но и в Новгороде.
А к XIII в. школы существовали уже
в Переяславле, Суздале, Владимире,
Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове
и в других городах. Вначале подобные училища
создавались государством при княжеских
дворах, но вскоре с упрочением церковной
организации на Руси они постепенно переходили
в ведение церкви. Это объяснялось двумя
причинами: во-первых, освоение христианской
книжности было необходимо, прежде всего,
священникам — распространителям православной
религии в стране, а во-вторых, обучение
грамоте и обучение вере воспринималось
как единый процесс. Об этом же свидетельствует
содержание обучения в школах, где главным
считалось усвоение книжной мудрости,
отраженной в «изборниках» (хрестоматиях)
того времени.
Одной из подобных книг, дошедших
до нашего времени, является «Изборник
Святослава» (1073). С педагогической
точки зрения это был своеобразный
пропедевтический курс семи свободных
искусств и христианской премудрости,
предназначенный для запоминания
и для нахождения готового
ответа в целях введения новокрещеных
христиан в круг идей и представлений,
связанных с принятой ими верой. «Изборник»
должен был в достаточно краткой и легкой
форме помочь ученикам овладеть элементами
знаний, которые приблизили бы их к византийской
образованности.
Необходимо отметить, что школы
«ученья книжного» представляли
собой повышенную по сравнению
с простым обучением грамоте
ступень образования. В них особенное
внимание отводилось тривиуму, включавшему
грамматику, риторику и диалектику,
что было характерно для школ
этого типа в Западной Европе
того времени.
Грамматика, судя по сочинениям
хорошо известного на Руси Иоанна
Дамаскина, включала в себя учение о восьми
частях речи, сведения по этимологии, о
грамматических категориях, о поэтической
образности языка. В содержание этого
предмета входило также изучение и толкование
текстов Священного писания: Евангелия,
Псалтыри и некоторых библейских книг.
Первоначально, возможно, ученики знакомились
и с текстами античных авторов. Важное
место отводилось риторике — обучению
навыкам красиво говорить и писать. Образцами
риторского искусства служили произведения
Иоанна Златоуста, которые пользовались
на Руси широкой известностью, входили
в состав «Изборников» 1073 и 1076 гг., сборников
«Златост-руй», «Измарагд», «Златоуст».
Под диалектикой в то время на Руси подразумевали
главным образом начала философии.
Простое обучение письму, чтению,
счету осуществлялось чаще всего
«мастерами грамоты» и было
их основным ремеслом. Мастер
мог иметь сразу нескольких
учеников, которые и составляли
«училище». Обучали их так же,
как любой другой ремесленник
обучал своих подмастерьев основам
профессии. Знакомство с грамотой
происходило с помощью буквослагательного
метода, заимствованного из византийской
школы. Сначала заучивались наименования
букв в азбучной последовательности: а
— аз, б — буки, в — веди, г — глаголь, д
— добро и т.д. Затем учащиеся тренировались
в написании букв на вощеных дощечках
или вычерчивали их острым «писалом» на
бересте. После усвоения азбуки в прямой
последовательности приступали к упражнениям:
азбука повторялась наизусть в обратном
порядке и вразброс. Далее шло обучение
чтению и написанию слогов (складов): буки-аз
— ба; веди-аз — ва; глаголь-аз — га и т.д.
Слоги заучивались в сочетаниях двух,
трех, а в дальнейшем даже в девятибуквенных
сочетаниях. Из слогов складывались слова.
После этого ученики переходили к чтению
и переписыванию молитв, псалтырных текстов.
Обучали также правилам чтения, подразумевавшим
равномерный темп, троекратное повторение
прочитанного, обращение за разъяснением
непонятного к старшему. Кроме того, древнерусский
ученик, подобно ученику ремесленника,
должен был по образцу сделать новое изделие:
составить на основе изучения и осмысления
учебных текстов собственную книгу —
изборник, переплести и проиллюстрировать
ее.
Можно предположить, что в
зависимости от цели элементарного
образования различался и его
характер. Так, новгородский мальчик
Онфим (XIII в.), по свидетельству источников,
освоил 26-буквенный алфавит, вполне достаточный
для записи речи того времени, ведения
торговых и деловых записей, но недостаточный
для перехода к «учению книжному», основанному
на 43-буквенном церковнославянском алфавите,
включавшем надстрочные знаки — титла,
сокращения слов, знаки препинания, специальные
указания для церковного чтения.
Обучение арифметике на начальном
уровне в Древней Руси состояло
в овладении нумерацией а на повышенном
заключалось в счете на абаке. Детей знакомили
с так называемым цифровым алфавитом (а
— 1, б — 2, в — 3 и т.д.), т.е. с буквенной записью
цифр. Такому алфавиту учили последовательно,
по частям. На грамотах-упражнениях Онфима
были нарисованы человеческие фигурки
воинов, демонстрировавших разное количество
пальцев на руках. Возможно, это было своего
рода наглядным арифметическим пособием.
На следующем этапе ученики осваивали
действия: удвоения, раздвоения (теперь
не использующиеся), вычитания, сложения,
умножения и деления.
В XIII в. школы «ученья книжного»
приходят в упадок. Одной из
причин явилось то, что православные
священники, не обремененные обетом
безбрачия, стали часто передавать
профессию и связанные с ней
знания по наследству. В то
же самое время священники
практиковали обучение грамоте
детей из других семей у
себя на дому и традиции
семейного воспитания и обучения,
таким образом, оказались сильнее
попыток создавать школы.
Вместе с этим повышенный
уровень образования даже для
элиты становился все менее
необходимым. В православной церкви
в отличие от католической
зрело убеждение, что философия
ей не нужна, так как все
истины в высшем воплощении
заключены в Священном писании,
в творениях святых отцов и
учителей церкви. Кроме того, обучение
грамоте и чтению книг, любое
дополнительное знание дети высших
сословий могли получать на
дому.
Очень большую роль в развитии
образования в средневековой
Руси играли монастыри. Они фактически
представляли собой крупнейшие
центры образования того времени.
Зачинателем таких монастырских
центров считается русский просветитель
и религиозный деятель Сергий
Радонежский (1314—1391). В них учились
не только лица, готовившиеся
к принятию духовного звания,
но и просто желавшие овладеть
грамотой и читать книги. При
монастырях получили элементарное
образование и воспитание значительное
число русских людей.