Воссоединение России и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:43, реферат

Краткое описание

В период освободительной войны значительно окрепли экономические и политические связи Украины с Россией. Украине Русское государство оказывало большую военную и другую помощь. Переговоры о воссоединении Украины с Россией стали вестись уже в начале народно-освободительной войны. Их успех сдерживала недостаточная еще тогда возможность России в силу ряда причин начать войну с Польшей. Окончательное решение о воссоединении Украины с Россией было принято в 1653 - 1654 гг. В феврале 1653 г. царь созвал Боярскую думу, обсудившую русско-польские отношения. Было решено направить в Варшаву большое русское посольство с предложениями об условиях мира, а также заняться подготовкой в случае отклонения этих предложений к войне с Польшей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
I. Предпосылки освободительной войны украинского народа………………5
II. Запорожские казаки как движущая сила освободительного движения….9
III. Освободительная война украинского народа…………………………….14
IV. Результаты войны…………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Использованная литература…………

Вложенные файлы: 1 файл

Воссоединеие России и Украины 1.docx

— 46.21 Кб (Скачать файл)

Тюменский Педагогический колледж № 1

 

 

 

 

Воссоединение России и Украины

 

 

Выполнила студентка группы 13-09-1 ШО Сайферт Анастасия

Поверил преподаватель: Тимофеев Павел Николаевич

 

 

2014 год

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………. 3

I. Предпосылки освободительной  войны украинского народа………………5

II. Запорожские казаки  как движущая сила освободительного  движения….9

III. Освободительная война  украинского народа…………………………….14

IV. Результаты войны…………………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………23

Использованная литература……………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

   В период освободительной  войны значительно окрепли экономические  и политические связи Украины  с Россией. Украине Русское государство  оказывало большую военную и  другую помощь. Переговоры о воссоединении  Украины с Россией стали вестись  уже в начале народно-освободительной  войны. Их успех сдерживала недостаточная  еще тогда возможность России  в силу ряда причин начать войну с Польшей. Окончательное решение о воссоединении Украины с Россией было принято в 1653 - 1654 гг. В феврале 1653 г. царь созвал Боярскую думу, обсудившую русско-польские отношения. Было решено направить в Варшаву большое русское посольство с предложениями об условиях мира, а также заняться подготовкой в случае отклонения этих предложений к войне с Польшей. Намечено было созвать Земский собор и на нем рассмотреть вопрос о принятии Украины в состав Российского государства. Для ускорения воссоединения Украины с Россией в марте 1653 г. в Москву выехало украинское посольство во главе с С. Мужиловским и К. Бурляем. Представители Украины были торжественно встречены уполномоченными Российского государства. Послов Украины принял царь. Послы, выражая волю украинского народа, передали просьбу гетмана Б. Хмельницкого ускорить воссоединение Украины с Россией. 25 марта 1653 г. состоялся один из самых представительных земских соборов, который дал санкцию на воссоединение Украины с Россией. После этого переговоры Украины с Россией еще более активизировались и 1 октября 1653 г. вновь собранный Земский собор единогласно одобрил решение о вхождении Украины в состав Российского государства. Участники Земского собора выразили готовность принять участие в войне против шляхетской Польши.

Царская грамота с решением Земского собора была вручена послам Украины.

 

 

3

Одновременно на Украину выехало русское представительное посольство в составе 250 человек во главе с боярином В. Бутурлиным. Церемония провозглашения воссоединения Украины с Россией состоялась на Войсковой раде, которая была созвана в Переяславе..

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

I. Предпосылки  освободительной войны украинского  народа.

 

 На протяжении XV-первой  половины XVII вв. формируются украинская, белорусская и русская народности, хотя определенные различия в  языке, материальной культуре появляются  еще в период расселения восточных  славян по Русской равнине. Хотя  в XI-XII вв. сохранялась идея восточнославянского  единства, разобщенность политической  жизни в рамках городов-государств  также способствовала накоплению  различий между восточнославянскими  общностями.

   Сильный импульс  этому процессу был дан перипетиями  бурного XIII столетия. Земли будущих Украины и Белоруссии оказались в составе Великого княжества Литовского. Великое княжество Литовское, образовавшееся в XIII в., включало в себя в XIV в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569 г. в Люблине – уния об образовании единого государства – Речи Посполитой. Одним из условий Люблинской унии 1569 г. - было присоединение украинских земель непосредственно к Польше.

   На плодородные  земли Украины хлынули польские  феодалы, как грибы стали расти  фольварки - барские имения. Неуклонно  развивался процесс закрепощения  крестьянства, постепенно приобретавший  на территории Украины особенно  изощренные и жесткие формы. Землевладельцы  получили право судить и карать  крестьян, вплоть до лишения жизни, а крестьянина, фактически, лишили  даже права жаловаться на своего  пана.

   Видавшие виды  иностранные путешественники не  переставали изумляться тяжести  положения и бесправности украинского "хлопства". Иезуит Скарга, фанатический враг православия и русской народности, говорил, что на всем земном шаре не найдется государства, где бы так обходились с землевладельцами, как в Польше. "Владелец или королевский староста не только отнимает у бедного хлопа все, что он зарабатывает, но и убивает его самого, когда захочет и как захочет, и никто не скажет ему за это дурного слова". В то же время Старовольский писал: «Много, толкуют у нас о турецком рабстве; но это касается

5

только военнопленных, а не тех, которые, живя под турецкою властью, занимаются земледелием или торговлей. Они, заплативши годовую дань, свободны, как у нас не свободен ни один шляхтич. В Турции никакой паша не может последнему мужику сделать того, что делается в наших местечках и селениях. Любой азиатский деспот не замучит во всю жизнь столько людей, сколько их замучат в один год в свободной Речи Посполитой».

   Но ничто так  не тяготило и не оскорбляло  русского народа, как власть иудеев. Паны, ленясь управлять имениями, сами отдавали их в аренды  иудеям с полным правом панского  господства над хлопами. И тут-то  не было предела истязаниям  над рабочею силою и духовною  жизнью хлопа. Кроме всевозможнейших  проявлений произвола, иудеи, пользуясь  унижением православной религии, брали в аренды церкви, налагали  пошлины за крещение младенцев ("дудки"), за венчание ("поемщина"), за погребение и, наконец, вообще за всякое богослужение; кроме того, и умышленно ругались над религией. Отдавать имения на аренды казалось так выгодным, что число иудеев арендаторов увеличивалось и Южная Русь очутилась под их властью.

   Положение крестьянства  отягощалось и религиозным гнетом. После унии 1569 г. усилился натиск  католической церкви, которая получила  большие земельные владения на  Украине. На Украине появляются  представители ордена иезуитов, способствовавшие распространению  католичества.

   Внедрению католичества  способствовала и униатская церковь - созданная на соборе в г.Бресте в октябре 1596г. Все это создавало весьма своеобразную ситуацию: паны, принадлежали к одной вере, а "хлопы" к другой. Излишне говорить о том, сколь тяжелые последствия это имело для последних. Ясно, что "хлопство" могло стать одной из движущих сил будущей освободительной войны против польских панов.

   В весьма тяжелом  положении оказались и жители  городов - мещане. С середины XVI в. наблюдается  определенный подъем городской  жизни, развиваются старые города, появляются новые. Бурно развивалось  ремесло, приобретавшее цеховые  формы. Преградой на пути городской 

6

жизни становились польские феодалы. В землях Украины и Белоруссии

существовало явление, неизвестное Московскому государству: наряду с государственными городами, которые являлись административными центрами и чаще всего управлялись на основе магдебургского права, было много городов, которые принадлежали магнатам.

   Горожане начинают  борьбу с засильем польских "можновладцев", объединяются вокруг православных соборов, создают "братства" – объединения православного населения. Первоначально эти организации ставили перед собой просветительские задачи, стремились сохранить и поддержать православие.

   Было много поводов  для недовольства и у православной  шляхты, той, которая не ополячилась  и не приняла католичество. Поляки  оттесняли ее от занятия "урядов" (государственных чинов), подвергали  гонениям за православие. В аналогичном  положении оказалось и православное  духовенство. Православные священники  изгонялись из храмов, им запрещалось  вести службу на родном языке. Не случайно именно из рядов  духовенства вышло много руководителей  борьбы с поляками.

   Понятно, что народ, находясь в таком положении, бросался  в казачество, убегал толпами  на Запорожье и оттуда появлялся  вооруженными шайками, которые тотчас  же разрастались. Восстания следовали  за восстаниями. Толпы удальцов, освободившись бегством от тяжелого  панского и иудейского гнета, убегали на Запорожье, а оттуда  на чайках пускались в море  грабить турецкие прибрежные  города. Нападать на неверных, по  понятиям этого времени, считалось  богоугодным дедом, тем более, что целью этих набегов было столько же освобождение пленных христиан, сколько и приобретение добычи от неверных.

   Турецкие послы  постоянно жаловались польскому  правительству на казаков. Поляки  при возможности ловили виновных  и казнили их, но когда сами  ссорились с турками или татарами, то давали волю тем же украинским  удальцам. Эти походы были особенно  важны тем, что послужили дальнейшею  военною школою для украинского  народа и способствовали ему  дружно и решительно подниматься  против поляков;

7

на это не отваживался в других местах русский народ, страдавший под таким же гнетом. Таким образом, все слои населения Украины готовы были сплотиться в борьбе за свою свободу. Была и сила, способная возглавить движение в военном отношении. Такой силой стало казачество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

II. Запорожские  казаки как движущая сила освободительного  движения.

  

После разрушения греческой империи и основания в Крыму царства Гиреев, беспрестанные грабежи и набеги татар не допустили свободного мирного развития жизни в этом крае и вызвали в нем необходимость населения с чисто воинственным характером.

   В конце XV века  введен был в Руси польский  обычай отдавать города с поселениями  под управление лиц знатного  рода, под названием старост. В  начале XVI века являются староства: черкасское и каневское, а в них военное сословие под названием казаков. Сама страна, занимаемая этими староствами, названа «Украиной»; название это переходит на все пространство до Днестра, именно на землю древних угличей и тиверцев, а потом по мере расширения казачества распространяется и на киевскую землю и на левый берег Днепра.

   Черкасские и  каневские старосты, а за ними и другие старосты в южнорусском крае, например, Хмельницкие и Брацлавские, для безопасности своих земель, по необходимости должны были учредить из местных жителей военное сословие, всегда готовое для отражения татарских набегов. Необходимо было вместе с тем дать этому сословию права и привилегии вольных людей, т.к., по понятиям того века, воин должен был пользоваться сословными привилегиями перед земледельцами. Организаторами казацкого сословия в начале XVI века являются преимущественно два лица: черкасский и каневской староста Евстафий Дашкович и хмельницкий староста Предислав Лянскоронский.

   Развитию казачества  более всего содействовал талантливый  преемник Дашковича, староста Димитрий  Вишневецкий. Он увеличивал число казаков приемом всякого рода охотников, прославился со своими казаками геройскими подвигами против крымцев и поставил себя по отношению к польскому королю почти в независимое положение. Его широкие планы уничтожить крымскую орду и подчинить черноморские края московской державе, разбились об ограниченное упрямство царя Ивана Грозного. В пятидесятых годах XVI века Вишневецкий построил укрепления на острове Хортице и поместил там казаков. Это не понравилось татарам, и сам хан

9

Девлет-Гирей приходил выгонять казаков оттуда. Вишневецкий отразил хана, но, покинутый в своих предприятиях царем Иваном, покорился воле Сигизмунда-Августа, а затем вывел казаков с низовья Днепра. Тем не менее, казаки не оставили пути, намеченного Дашковичем и Вишневецким, и за знаменитыми днепровскими порогами казаки создают свои укрепления - со временем возникает Запорожская Сича - казацкая республика, унаследовавшая демократические традиции еще времен Киевской Руси. Запорожская Сича установилась прежде всего на острове Томаковке, близ впадения в Днепр реки Конки. Казаки, поселившиеся в Сичи, носили название "запорожцев". Они выбирали вольными голосами на "раде" (сходке) главного начальника, называемого "кошевым атаманом". Кош разделялся на "курени", и каждый курень состоял под начальством выбранного "куренного атамана". Поселения низовых казаков не ограничивались одною Сичью. В разных местах на днепровских островах и на берегах образовывались казацкие селитьбы и хутора. Таким образом, за порогами слагалось общество с военным характером, населяемое выходцами и беглецами из Южной Руси, совершенно независимыми от властей, управлявших Южной Русью.

   Положение казачьей  республики, ее отношения с Польшей  были весьма своеобразными. Польское  правительство не без оснований  видело в Сечи угрозу, но нуждалось  в казаках, поскольку они заслоняли  от крымских татар, за спиной  которых маячила могущественная  Османская империя. Вот почему  довольно рано польское правительство  пыталось переманить к себе  на службу часть казачества: польские  паны содействовали расширению  казачества: приглашали казаков  в своих походах, так, Мнишки и Вишневецкие с их помощью водили в московское государство самозванцев. Польские короли не раз пользовались их услугами.

Информация о работе Воссоединение России и Украины