Воссоединение России и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:43, реферат

Краткое описание

В период освободительной войны значительно окрепли экономические и политические связи Украины с Россией. Украине Русское государство оказывало большую военную и другую помощь. Переговоры о воссоединении Украины с Россией стали вестись уже в начале народно-освободительной войны. Их успех сдерживала недостаточная еще тогда возможность России в силу ряда причин начать войну с Польшей. Окончательное решение о воссоединении Украины с Россией было принято в 1653 - 1654 гг. В феврале 1653 г. царь созвал Боярскую думу, обсудившую русско-польские отношения. Было решено направить в Варшаву большое русское посольство с предложениями об условиях мира, а также заняться подготовкой в случае отклонения этих предложений к войне с Польшей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
I. Предпосылки освободительной войны украинского народа………………5
II. Запорожские казаки как движущая сила освободительного движения….9
III. Освободительная война украинского народа…………………………….14
IV. Результаты войны…………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Использованная литература…………

Вложенные файлы: 1 файл

Воссоединеие России и Украины 1.docx

— 46.21 Кб (Скачать файл)

   Реестровые казаки  охотно принимали в свое сословие  новых братий, так что количество реестровых было на деле гораздо больше, чем на бумаге. Иногда такие польские подданные, назвавши себя казаками, не пытались ни вступать в реестр, ни примыкать к панам, а собирались вооруженными толпами и выбирали себе предводителя, которого называли гетманом. Так поступали в особенности те, которые бывали на Сичи, воевали против турок и татар и приобретали себе там - как выражались тогда –

10

"рыцарскую славу".

   У польского правительства, а главное, у польских панов, явилось  среди простого народа много  врагов; эти враги становились  тем ожесточеннее и опаснее, чем  сильнее выказывалось с польской  стороны стремление удержать  наплыв народа в казачество. Стремление  народа к оказаченью, или так называемое поляками, "украинское своевольство", начало принимать религиозный оттенок и получать в собственных глазах русского народа нравственное освящение.

   Вслед за введением  унии, последовало быстрое отступление  русского высшего класса от  своей религии, а вместе с тем  и от своей народности. Русские  паны стали для русского народа  чужими, и власть их получила  вид иноземного и иноверного  порабощения. Мещане и холопы, только  от страха принимали унию, и  пока не свыклись с нею в  течение многих поколений, долго  были готовы отпасть от нее. В Украине, где народ менее  подвергался рабскому страху, уния  трудно пускала свои корни. Реестровые  казаки не принимали ее вовсе. Самовольные казаки еще более  возненавидели унию, как один  из признаков панского насилия  над собою. Таким образом, православная  религия сделалась для русского  народа знаменем свободы и  противодействия панскому гнету.

   Именно казачество  и вело своего рода военную  подготовку освободительной войны  середины XVII в. Конец XVI – начало XVII столетий ознаменовались многочисленными  казацкими восстаниями. «Несмотря  на все прежние наши меры, - писал король в 1617 году, - казацкое  своеволие дошло до ужасающих  крайностей: громады казаков не  дают Речи Посполитой покою; шляхта не может безопасно проживать в своих имениях».

   В 1625 году казаки  отправили своих депутатов на  сейм с требованием удалить  упитов от церквей и церковных имений, уничтожить всякие стеснительные постановления против казаков и не ограничивать их числа.  Казаки, под начальством гетмана Жмайла ворвались в Киев, убили киевского войта Федора Ходыку за ревность к унии, ограбили католический монастырь, убили в нем священника и отправили к московскому царю посольство с просьбою принять казаков под свое

11

покровительство.

Восстания продолжались и в 30-х годах. Павел Бут, Тетеря – вот имена казацких вождей этого времени. Казачество, правда, в это время выдвигало "экономические" требования: увеличение жалованья, включение в реестр значительно большего количества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе.

   Чтобы пресечь  бегство народа за пороги, гетман  Конецпольский заложил на Днепре перед самыми порогами крепость Кодак. Но в августе 1635 года предводитель самовольных казаков Сулима разорил эту крепость, перебил гарнизон и стал призывать народ к восстанию. Ему не удалось предприятие. Подосланные Конецпольским реестровые казаки схватили Сулиму, еще не успевшего собрать большого ополчения. Ему отрубили голову в Варшаве.

   Для рассмотрения  казацких жалоб назначен был  воевода Адам Кисель, православный  пан. Он начал хитрить с казаками, стараясь успокоить реестровых  обещаниями денег, а главное добиваясь исключения из реестра лишних казаков и возвращения их под власть своих панов. Старшим над реестровыми казаками был тогда Василий Томиленко, нерешительный, но тем не менее преданный казацкому делу. В то время, новый предводитель самовольных казаков Павлюк ворвался из Сичи в Украину с 200 человек, захватил в Черкассах всю казацкую артиллерию и ушел обратно в Сичу, а оттуда призвал к реестровым казакам соединиться с "выписчиками" и дружно защищаться против поляков. Томиленко колебался, а Кисель, подобрал кружок реестровых казаков и составил из них раду на реке Русаве.

   6 декабря 1637 года  произошла битва у деревни  Кумейки. Русские бились отчаянно, но были разбиты, ушли к Днепру в местечко Боровицы. Кисель, находившийся с Потоцким, уговорил казаков выдать Павлюка с товарищами, поручившись, что король радует им прощение. Реестровые казаки низложили Павлюка с гетманства, и привели к Потоцкому. Заключен был с польским военачальником договор: казаки обещали

12

повиноваться польскому правительству. Договор этот был подписан

Богданом Хмельницким, носившим звание генерального писаря. Павлюка, Томиленка привезли в Варшаву. Напрасно Кисель перед сеймом умолял даровать им жизнь, ссылаясь на свое поручительство. Его протеста не уважили. Казацким предводителям отрубили головы.

   Поляки пришли  к убеждению, что для укрощения  страсти к мятежам, овладевшей  русским народом, нужны самые  строгие меры; за малейшую попытку  к восстанию казнили самым  варварским образом; "и мучительство  фараоново - говорит малорусская  летопись - ничего не значило против  ляшского тиранства. Ляхи детей  в котлах варили, женщинам выдавливали  груди деревом и творили иные  неисповедимые мучительства"

   Потоцкий, тоже начал безжалостно казнить мятежников. Вся дорога от Днепра до Нежина уставлена была посаженными на кол хлопами. Но в то время, когда Потоцкий казнил сотнями мятежников и кричал: "Я из вас восковых сделаю!" - русские смело говорили ему: "Если ты, пан гетман, хочешь казнить виновных, то посади на кол разом всю правую и левую сторону Днепра".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

III. Освободительная война украинского  народа.

  

В 1638 г. поляки подавили последнее народное восстание, и наступило "золотое десятилетие", как его прозвали шляхтичи. Казакам уже трудно было начать восстание. Сами реестровые казаки были почти обращены в холопов и работали панщину на своих начальников шляхецкого звания. Но это было затишье перед бурей.

   В 1648 г. началось  восстание. Его возглавил Богдан  Михайлович Хмельницкий. У Хмельницкого  были и личные счеты с поляками: польский шляхтич Чаплинский разграбил фамильный хутор Субботов и засек насмерть малолетнего сына будущего вождя освободительной войны. По некоторым известиям, кроме того, Чаплинский обвенчался по уставу римско-католической церкви со второю женою Хмельницкого, которую Хмельницкий взял после смерти первой своей супруги, Анны Сомко.

   В мае 1648 г. в двух  битвах (у урочища Желтые воды  и у Корсуни) восставшие наголову разгромили армию гетмана Потоцкого. Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну.

   Летом 1649 г. произошла  Зборовская битва, складывавшаяся благоприятно для восставших. Однако из-за измены крымского хана Хмельницкий был вынужден заключить так называемый Зборовскнй трактат. Прежде заключен был договор с ханом. По этому договору польский король обязался платить крымскому хану 90.000 злотых ежегодно, и сверх того дать 200.000 злотых единовременно. Татары называли это данью; поляки оскорблялись и говорили, что это "не дань, а подарок". Татары отвечали: "Все равно, как не называйте, данью или даром, лишь бы деньги были". Затем был заключен договор с казаками.

   Но когда по  силе Зборовского договора, митрополит Сильвестр Косов явился в Варшаву занять свое почетное место в сенате. Но римско-католические духовные подняли ропот и объявили, что они сами оставят сенат, если рядом с ними будет допущен схизматик, враг апостольской столицы. Митрополит должен был удалиться.

 Еще менее возможно  было уничтожение унии. Король 12 января дал 

14

грамоту, утверждающую права православной церкви инеприкосновенность церковных и монастырских имений; ведомству киевского митрополита возвращались епархии: луцкая, холмская и витебская, соединенная со мстиславскою. Дозволялось возобновлять православные церкви, представлялись надзору русского духовенства школы, типографии и цензура духовных книг. Эта грамота короля Яна-Казимира мало могла иметь силы, как и те, которыми наделял православную церковь король Владислав. Пока существовала уния, православная церковь не могла быть свободною.

   Как только об  этом услышал народ, вспыхнуло  всеобщее волнение. Владельцы, едва  вступивши в свои владения, должны  были снова бежать из них, а  иным пришлось поплатиться жизнью. Богатые паны стали приезжать  в свои имения с командами  отыскивать зачинщиков прежнего  мятежа и казнить их. Где только  паны чувствовали силу, там поступали  жестоко с непокорными хлопами: отрезали им уши, вырывали ноздри, выкалывали глаза и т. п. Хмельницкий  по жалобе владельцев вешал, сажал  на кол непослушных. Хлопы со  своей стороны, где только было возможно жгли панские усадьбы, убивали и мучили владельцев.

   Оказалось, что Хмельницкий  не так-то благодетельно для  народа устроил его дело, и  что Зборовский договор, по своему содержанию, представлял решительную невозможность, как для русских, так и для поляков, соблюдать его: обе стороны должны были его нарушить.

   Естественно такой  мир не мог продержаться долго. Жители Южной Руси, не желая  быть в порабощении у панов, во множестве бежали в московское  государство на слободы.

   Предвидя, что война  неизбежна, Хмельницкий начал подготовлять  себе союзников: сноситься с Турцией, с седмиградским князем Ракочи, убеждал их действовать вместе против Польши, наконец, завел сношения и со Швецией. Эти сношения сделались известны в Варшаве. Король в конце 1650 года издал универсал для предварительных сеймиков: король извещал в нем все польское шляхетство, что Хмельницкий строит козни против Речи Посполитой; что в Украине чернь неистовствует против шляхетства; что на будущую весну надобно ожидать войны с казаками.

15

Неприязненные действия начались в феврале 1651г.

   В июне 1651 г. в  сражении под Берестечком казакам  изменил татарский хан, который  к тому же еще и увел самого  Хмельницкого с поля боя, что  привело к поражению восставших. В итоге Белоцерковский договор, заключенный в сентябре 1651 г. ограничил  казацкий реестр 20 тыс. человек.

   Положение Украины  укрепила победа в битве под  Батогом весной 1652 г., однако изменнический  договор между поляками и крымским  ханом привел к поражению повстанцев  в окрестностях Жванца.

   Весною 1653 года польский  военачальник Чарнецкий, ворвавшись  в Брацлавщину по берегу Буга, истреблял села и местечки; поляки резали жителей без разбора. По выражению их же соотечественника, не щадили ни красивой девушки, ни беременной женщины, ни грудного младенца. Храбрый винницкий полковник Богун остановил этот варварский набег и обратил Чарнецкого в бегство. Вслед затем собралось большое польское войско под Глинянами, с намерениями идти в Украину и предать ее окончательному разорению; между тем, война разыгралась и в другом краю, в Молдавии.

   Враги встретились  на берегу Днестра под Жванцем, когда была уже поздняя осень. Положение поляков было печальное. Войско их, составленное из непривычных к ратному делу воинов, разбегалось. Но хан наблюдал только одну свою выгоду и предложил полякам мир, с условием, если ему заплатят единовременно сто тысяч червонных, а потом станут платить ежегодно на основании Зборовского договора, и в добавок, дадут татарам право на возвратном пути брать сколько угодно пленников в польских областях. Как ни диким казалось последнее требование, но поляки согласились на него, выговоривши себе только то условие, чтобы татары брали в плен в продолжение сорока дней одних русских и не трогали поляков. Ханский визирь договорился с поляками и о том, что с этих пор хан отступит от казаков, и будет помогать полякам укротить казаков.

   Хмельницкий узнал  об этом тайном условии, но  ему невозможно было отважиться  в данную минуту на борьбу  разом и с поляками и с

16

татарами. Одна надежда у него осталась тогда на царя московского.                                

   6 декабря ушел  король Ян-Казимир; за ним разошлось  польское войско. Вслед за тем  татары, по условию, страшно опустошили  Южную Русь до самого Люблина. Однако, и поляки не остались  без наказания за постыдный  договор с ханом: татары, не разбирая  своих жертв, сжигали шляхетские  дома и увели в плен множество  шляхты обоего пола.

   Между тем, после  решительного ответа, данного панами  московскому послу боярину князю  Репнину-Оболенскому, московское правительство  приступило, наконец, к решительному  шагу. Оставаться зрителями того, что делалось по соседству, далее  было невозможно; предстояла опасность, что казаки отдадутся Турции, и вместе с крымскими татарами  начнут делать опустошения в  пределах московского государства. Дело было первой важности, и  царь Алексей Михайлович 1 октября 1653 года созвал земский собор  всех чинов московского государства.

   Думный дьяк изложил  о том, как гетман Богдан Хмельницкий  много лет просил государя  принять его под державную  руку, о том, как царь предлагал  полякам прощение виновных в  оскорблении царской чести, с  тем, чтоб поляки уничтожили унию  и перестали преследовать православную  веру, и как поляки отвергли  это предложение. Извещалось, наконец, что турецкий царь зовет казаков  под свою власть. Потом отбирался  ответ на вопрос: принимать ли  гетмана Богдана Хмельницкого  со всем войском запорожским  под царскую руку?

   Бояре дали такое  мнение: Ян-Казимир при избрании  на королевство присягал остерегать  и защищать всех христиан, исповедание  которых отлично от римско-католического, не притеснять никого за веру  и другим не дозволять, а если  своей присяги не сдержит, то  в таком случае подданные его  освобождаются от верности ему  и послушания. Король Ян-Казимир  присяги своей не сдержал: восстал  на православную христианскую  веру, разорил многие церкви, и  обратил в унитские. Стало быть, гетман Хмельницкий и все войско запорожское, после нарушения королевской присяги - вольные люди: от своей присяги свободны. А потому, чтобы не допустить их отдаться в подданство турецкому султану или крымскому

Информация о работе Воссоединение России и Украины