Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 08:12, реферат
Ее актуальность можно обосновать следующим образом:
- во-первых, не существует одной и наиболее полной теории, которая могла бы объяснить этнические и политические процессы на рассматриваемой территории,
- во-вторых, особенной актуальностью и необъяснимостью в науке обладает вопрос о причинах, последовательности и окончательных результатов великого переселения народов.
Введение………………………………………………………………………………….………...3
1. Историки о великом переселении народов………………………………………….……….4
2. Особенности славянской колонизации. Соседи славян…………………………….………7
3. Феномен славянского этнического единства………………………………………………11
4. Языческая Русь……………………………………………………………………………….13
5. Общественный строй………………………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………………………..19
Введение…………………………………………………………
1. Историки
о великом переселении народов…
2. Особенности славянской колонизации. Соседи славян…………………………….………7
3. Феномен
славянского этнического
4. Языческая
Русь……………………………………………………………………
5. Общественный
строй…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Темой
данной контрольной работы является: ”Восточные
славяне в древности ”.
Ее
актуальность можно обосновать следующим
образом:
- во-первых,
не существует одной и наиболее полной
теории, которая могла бы объяснить этнические
и политические процессы на рассматриваемой
территории,
- во-вторых,
особенной актуальностью и необъяснимостью
в науке обладает вопрос о причинах, последовательности
и окончательных результатов великого
переселения народов.
Относительно структуры данного исследования хотелось бы сказать, что она будет полностью соответствовать плану, приведенному в методических указаниях.
1. Историки о великом
Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины и Сибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. В особенной степени она проявилась в начале первого тысячелетия нашей эры. Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в историографической традиции название великого переселения народов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием "этническая революция".
Этот термин призван подчеркнуть масштаб эмиграционных процессов в первом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии. Перемены были колоссальные. С исторической арены было "сведено" немалое число "старых" прежде влиятельных этносов, были вызваны к жизни "молодые" народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и политической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азии и Северной Африки. В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов.
История многих современных народов берет начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций. Современные историки не слишком расходятся в определении состава участников великого переселения народов (гуннские, германские, славянские, аланские и другие племена), в оценке роли их в этом процессе.
А вот в 20-30-х
годах задававший тон в советской историографии
школе М.Н.
Покровского
было свойственно главную роль отводить
германским племенам. Действительно, первая
волна великого переселения была связана
с германцами. Во втором - третьем веках
через Русскую равнину с севера на юг -
из районов Прибалтики и Дании в Крым,
на Балканы и оттуда в Южную Азию - двинулись
германские племена готов. У готского
историка Иордана есть упоминание о мордве,
веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые
вошли в состав готского царства, созданного
вождем готов Германарихом и простиравшегося
на всю Русскую равнину. Под напором гуннов
и славян готы были вытеснены из Причерноморья
на запад, приведя в движение и другие
германские племена граничившие с Римской
империей.
Германцы в 4-5 веках н. э. основали королевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании - вестготы; на юго-западе Германии, в Эльзасе, большей части Швейцарии - алеманны; на юго-западе Галлии - бургунды; в Северной Галлии - франки; в Италии - остготы и лангобарды; на Британских островах - англы, саксы, юты. В результате германского нашествия рухнула Западная римская империя, и установились государства, на полторы тысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы - Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия.
Путем смешения германцев с кельтами и романизированным населением сформировались современные европейские этносы - французы, англичане, испанцы, итальянцы, голландцы и др. В советской исторической литературе 20-30-х годов великое переселение народов фактически приравнивалось к движению германских племен и ничего не говорилось о роли славян, тюркских племен, арабов. Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действия и не давало ответа на вопрос о значении великого переселения народов для истории нашей страны.
В дальнейшем
эта тема была серьезно углублена советскими
исследователями. Стало очевидным, что
в начале первого тысячелетия н.э. размах
славянской цивилизации был не менее значительным,
чем у германских племен. Согласно теории
А.А. Шахматова, Л.Н. Гумилева
и др., первоначальный ареал обитания славян
находился на довольно ограниченной территории
в Южной Прибалтике, откуда и пошли первые
импульсы славянской миграции в 1-2 вв.
нашей эры.
По мнению академика Б.А. Рыбакова
, прародиной славян была область от Эльбы
до Днепра. Интенсивное движение позволило
славянским племенам за исторически короткие
сроки заселить гигантские пространства
от Вислы до Верхней Волги, от Балтики
до Черного и Адриатического морей. Причем,
если многие кочевые и часть германских
племен отрывались от своих тылов, что
вело к их гибели в военных столкновениях
или быстрому растворению в иных этнических
массах, то славяне - в отличие от них -
не оставляли окончательно своих территорий,
а только постоянно расширяли их. Славянская
колонизация носила комбинированный характер:
наряду с организованными военными походами
шло мирное заселение новых территорий
земледельческими общинами, ищущими новых
пахотных земель. Великое переселение
положило начало истории современных
славянских народов, в том числе и русского.
После начальных импульсов переселения
славянская единая общность разделилась
на отдельные племена и народы.
При этом единство славянской материальной и духовной культуры на основе традиций земледельческих общин и свойственных им ведических культов сохранялось еще довольно долго - вплоть до христианизации славян, разделившей их по религиозному признаку. Длительное время сохранялся и единый славянский язык, позволявший, несмотря на диалекты, примерно до 14 века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу и жителю Черногории.
В "Повести временных лет"
12 века летописец оставил весьма показательное
замечание: "Словенский язык и русский
одно есть". Тем не менее, после расселения
славян на новых местах их языки и культуры
стали постепенно расходится. Причинами
тому являлись огромная территория расселения,
естественно-географические барьеры между
славянскими племенами, иноземные вторжения.
Не последнюю роль сыграли и контакты
с местными неславянскими племенами, влиявшими
на язык и культуру славян. К примеру, на
Балканах в состав славянских общин вливались
фракийцы, частично греки, иллирийцы, пришедшие
с Волги Булгары. Между Днепром и Ильменем
славяне активно вступали в контакт с
финно-уграми, балтами, тюрками.
Территория Восточной Европы стала плацдармом для перемещений не только готов, монголоязычных гуннов и славян. В середине первого тысячелетия со стремлением к политической гегемонии в регионе выступили тюрксие племена - авры, хазары,булгары. Их движение с востока на запад диктовалось логикой их кочевого хозяйства и межэтнических столкновений. Тюрки выделялись и в азиатских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др. В результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами некоторых палеоазиатских и тунгусских племен стал формироваться якутский этнос. К последним миграционным волнам великого переселения ученые относят арабские завоевания, начавшиеся в 7 веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Северную Африку.
С эпохой великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры с связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины. К концу 8 в. относятся первые экспедиции норманов как в Западную, так и в Восточную Европу. В конце 9 века в южнорусские степи ворвались печенеги. В это же время далекий переход мадьяр с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Панонии, где они ассимилировали местных славян.
В трудах разных историков наблюдается несовпадение при определении хронологии великого переселения. Марксистская историография начало событий связывала с движением германцев и относила к 4 веку.
Такой специалист по данной тематике, как Л.Н. Гумилев, первые толчки массовых миграций уверенно относил к 1 - 2 векам н. э. Налицо и расхождение в объяснении побудительных причин великого переселения народов.
Школа М.Н. Покровского главным двигателем племенных перемещений называла потребность в больших пространствах земли, необходимом при тогдашнем примитивном ведении хозяйства Кроме того выдвигались такие причины, как разложение у варварских племен первобытнообщинного строя, формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению власти По логике христианских богословов в смене этнической картины в Европе после великого переселения с наглядностью проявилось Божье Провидение: «старые» народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. Новая христианская эра стала временем торжества евангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству. Эта позиция не лишена доли практического смысла. Христианская религия и деятельность церкви стали факторами определенной стабилизации положения в Европе после мощной этнической и политической quot;перетряски".
2. Особенности славянской
Нашествием гуннов
открывается ряд последовательных азиатских
вторжений в Россию и Европу. Монгольская
орда гуннов, постепенно придвигаясь с
востока к Дону, в 375 г. обрушилась на остготов,
разгромила готское королевство и увлекла
с собою готские племена в движении на
запад. Гонимые гуннами готы вступили
в пределы Римской империи, а гунны, овладев
Черноморьем и, кочуя между Волгой и Дунаем,
образовали пространное государство,
в котором соединилось много покоренных
ими племен. Позднее, в V в., гунны продвинулись
еще более на запад и основались в нынешней
Венгрии, откуда доходили в своих набегах
до Константинополя и до теперешней Франции.
После их знаменитого вождя Аттилы во
второй половине V в. сила гуннов была сломлена
междоусобиями в их среде и восстаниями
подчиненных им европейских племен. Гунны
были отброшены на восток за Днепр, и самое
их государство исчезло. Но вместо гуннов
из Азии в VI в. появилось новое монгольское
племя аваров
. Оно заняло те же места, на которых сидели
ранее гунны, и до конца VIII в. держалось
в Черноморье и на Венгерской равнине,
угнетая покоренные европейские племена,
пока, в свою очередь, его не истребили
германцы и славяне. Падение аварского
могущества совершилось так быстро и решительно,
что у славян послужило предметом особой
поговорки: русский летописец, называвший
аваров обрами
,
говорит, что из них в живых не осталось
ни одного, «и есть притча в Руси и до сего
дня: погибоша аки обри». Но обры погибли,
а на их месте появились востока еще новые
орды все того же монгольского корня, именно
— угров
(или венгров) и хазар
. Угры после некоторых передвижений в
южной России, заняли нынешнюю Венгрию,
а хазары
основали обширное государство от Кавказских
гор до Волги и до среднего Днепра. Однако
движение народов с востока не остановилось
и после образования хазарской державы:
за хазарами в южно-русских степях появились
новые азиатские народы тюрко-татарского
племени; это были печенеги, торки
(тюрки),
половцы и позднее всех,
татары
(в XIII в.).
Так последовательно
в продолжение почти целого тысячелетия
южные степи нынешней России были предметом
спора прошлых племен: готы сменялись
гуннами, гунны — аварами, авары — уграми
и хазарами, хазары — печенегами, печенеги
— половцами, половцы —татарами. Начиная
с гуннов, Азия посылала на Европу одно
кочевое племя за другим. Проникая через
Урал или Кавказ в Черноморье, кочевники
держались вблизи от Черноморских берегов,
в степной полосе, удобной для кочевья,
и не заходили далеко на север, в лесные
пространства нынешней средней России.
Леса спасали здесь от окончательного
разгрома пришлых орд постоянное местное
население, состоявшее главным образом
из славян
и финнов
.
Что касается
до славян, то древнейшим местом их жительства
в Европе были, по-видимому, северные склоны
Карпатских гор, где славяне под именем
венедов, антов и склавен были известны
еще в римские, готские и гуннские времена.
Отсюда славяне разошлись в разные стороны:
на юг (балканские славяне), на запад (чехи,
моравы, поляки) и на восток (русские славяне).
Восточная ветвь славян пришла на Днепр
вероятно еще в VII в. и, постепенно расселяясь,
дошла до озера Ильменя и до верхней Оки.
Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты
и волыняне
(дулебы, бужане). Поляне, древляне
и дреговичи
основались на правом берегу Днепра и
на его правых притоках. Северяне
, радимичи
и вятичи
перевалили за Днепр и сели на его левых
притоках, причем вятичи успели продвинуться
даже на Оку. Кривичи
тоже вышли из системы Днепра на север,
на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене
заняли речную систему озера Ильменя.
В своем движении вверх по Днепру, на северных
и северо-восточных окраинах своих новых
поселений, славяне приходили в непосредственную
близость с финскими племенами
и постепенно оттесняли их все далее на
север и северо-восток. В то же время на
северо-западе соседями славян оказывались литовские
племена,
понемногу отступавшие к Балтийскому
морю перед напором славянской колонизации.
На восточных же окраинах, со стороны степей,
славяне, в свою очередь, много терпели
от кочевых азиатских пришельцев. Как
мы уже знаем, славяне особенно «примучили»
обры (авары). Позднее же поляне, северяне,
радимичи и вятичи, жившие восточнее прочих
родичей, в большей близости к степям,
были покорены хазарами,
можно сказать, вошли в состав хазарской
державы. Так определилось первоначальное
соседство русских славян.
Самым диким
из всех соседивших со славянами племен
было финское
племя
,
составляющее одну из отраслей монгольской
расы. В пределах нынешней России финны
жили с незапамятной поры, подчиняясь
воздействию как скифов с сарматами, так
позднее готов, тюрков, литовцев и славян.
Делясь на много маленьких народцев (чудь,
весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы,
вотяки, зыряне и многие другие), финны
занимали своими редкими поселениями
громадные лесные пространства всего
русского севера. Разрозненные и не имевшие
никакого внутреннего устройства слабые
финские народцы оставались в первобытной
дикости и простоте, легко поддаваясь
всякому вторжению в их земли. Они быстро
подчинялись более культурным пришельцам
и ассимилировались с ними, или же без
заметной борьбы уступали им свои земли
и уходили от них на север или восток. Таким
образом с постепенным расселением славян
в средней и северной России масса финских
земель переходила к славянам, и в славянское
население мирным путем вливался обруселый
финский элемент. Лишь изредка там, где
финские жрецы-шаманы (по старому русскому
названию «волхвы» и «кудесники») поднимали
свой народ на борьбу, финны становились
против русских. Но эта борьба кончалась
неизменной победой славянства, и начавшееся
в VIII—Х вв. обрусение финнов продолжалось
неуклонно и продолжается еще до наших
дней. Одновременно со славянским воздействием
на финнов началось сильное воздействие
на них со стороны тюркского народа болгар волжских
(названных так в отличие от болгар дунайских).
Пришедшие с низовьев Волги к устьям