Вторая государственная дума Российской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 02:36, контрольная работа

Краткое описание

В целом законодательная деятельность второй Думы в течение 102 дней, как и в случае с первой Государственной думой, носила следы политической конфронтации с властью.
В парламент было внесено 287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.). Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь 3 получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.1. Выборы…………………………………………………………………...5
1.2. Состав……………………………………………………………………..6
1.3. Работа думы………………………………………………………………8
1.4. Итоги………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………10
Список используемой литературы…………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО РОС. ПАРЛАМЕНТАРИЗМУ с нов веден.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»

 

 

Юридический факультет

Кафедра Истории  государства и права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Российский  парламентаризм»

на  тему: «Вторая государственная дума Российской империи»

 

 

 

                                                                                Выполнила:                                             

студентка группы   4зУЮ-2         

Швец Ю.И.

Проверила:

к.ф.н, доцент Карпова С.А.                        

 

 

 

 

Волжский  2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………………….3

1.1. Выборы…………………………………………………………………...5

1.2. Состав……………………………………………………………………..6

1.3. Работа думы………………………………………………………………8

1.4. Итоги………………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………10

Список используемой литературы…………………………………………..12

 
   
 

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

Введение

"Дума" –  термин, достаточно популярный в истории и в современной России. В средние века – сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера.

В начале ХХ века Государственная  дума – первый общегосударственный российский парламент.

Государственная дума в Российской империи в 1906–1917 годах – представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными  законодательными правами, созданное  в результате революции 1905–1907 годов. Избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Государственная дума не имела права изменять основные государственные законы Российской империи (Конституцию 1906 года), ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года.

История Государственной  думы России затрагивается в работах таких известных ученых, как А.В. Островский, Н. Н. Павлова, В. Ю. Зорина и других.1 Специально дореволюционной либеральной истории I и II Государственной Думы посвящена диссертация О. А. Исхаковой.2

 Общие положения, связанные с изучением трансформации государственного устройства и политической системы России в начале XX в. и    имеющие    значение   для    избранной     темы         контрольной работы,

рассматриваются в монографиях    Ю. П. Свириденко,   В. В.   Шелохаева,                                                                                                                                                                       

__________________

 

Павлова Н. Н. Рабочие депутаты во II Государственной Думе. Автореф. дисс. канд. ист. наук. – М., 1986;

2 Исхакова О. А. I и II Государственные Думы: либеральная историография. Автореф. дисс. канд. ист. наук. – М., 1996.

 

партий России.3

 Цель контрольной работы заключается в том, чтобы проанализировать развитие исторических реалий по проблемам создания и функционирования Государственной думы Российской империи в 1906–1917 гг. Соответственно задачами работы являются:

– проанализировать характер, содержание и значение дореволюционной истории II Государственной думы;

– установить основные тенденции и достижения в парламентской  деятельности Государственной думы России в начале XX века.

Теоретико-методологической основой контрольной работы являются базовые принципы объективности и историзма, комплексности и системности в анализе исторических и научных процессов.

Приведенными  выше положениями обусловлена актуальность темы данной контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________

3 Богданов С. М. К вопросу о дореволюционной историографии Государственной Думы России // Наука и образование в начале XXI в. состояние, проблемы, поиски. II Всероссийская научно-практическая конференция. – Сочи, 2001, стр. 31.

    1. Выборы

II Государственная  дума Российской империи просуществовала  с 20 февраля по 2 июля 1907. Выборы  во II Государственную Думу проходили  по тем же правилам, что и  в Первую Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная компания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции: «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 охватили 32 губернии России, а в августе 1906 крестьянскими волнениями было охвачено 50 % уездов Европейской России.           В течение 8 месяцев революция была подавлена. По Закону от 5 октября 1906 крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный Закон от 9 ноября 1906 разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли. По «сенатским разъяснениям» избирательного закона (январь — февраль 1907 года) от выборов в Думу была отстранена часть рабочих и мелких землевладельцев. Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907. Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Федор Александрович Головин. Любым путем правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы: от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т. д. Дважды по инициативе П. А. Столыпина в Совете министров обсуждался вопрос об изменении избирательного законодательства (8 июля и 7 сентября 1906), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением. 4

 

__________________

 

4  Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995.

Основных законов  и мог повлечь обострение революционной  борьбы. Торжественный молебен в  честь открытия заседаний II Государственной  думы 20 февраля 1907 года. На этот раз  в выборах участвовали представители  всего партийного спектра, в том  числе и крайне левые. Боролось в общем, четыре течения: правые, стоящие за укрепление самодержавия; октябристы, принявшие программу Столыпина; кадеты; левый блок, объединивший социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы. Устраивалось много шумных предвыборных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами. И все же избирательная кампания носила иной характер, чем при выборах в Первую Думу. Тогда никто не защищал правительство. Теперь же борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий.

 

1.2. Состав

 

Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты распределились следующим образом:

  • по возрасту: до 30 лет — 72 человека, до 40 лет — 195 человек, до 50 лет −145 человек, до 60 лет — 39 человек, свыше 60 лет — 8 человек.
  • по уровню образования: высшее образование имели 38 % депутатов, среднее — 21 %, низшее — 32 %, домашнее — 8 %, неграмотных 1 %.
  • по роду занятий: 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих, 1 поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), 3 офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев-дворян, 6 промышленников и директоров заводов.

Только 32 члена Думы (6 %) являлись депутатами первой Думы. Столь малый процент объяснялся тем, что после роспуска I Думы 180 депутатов подписали Выборгское воззвание, за что были лишены избирательных прав и не могли участвовать в новых выборах.

Участие в выборах  большего числа политических сил привело к большей пестроте политических сил по сравнению с прежней думой. По партийным фракциям они распределялись так: трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, которая состояла из собственно трудовиков — членов Трудовой группы (71 человек), членов Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующих (19), кадеты — 98, социал-демократическая фракция — 65, беспартийные — 50, польское коло — 46, фракция октябристов и группа умеренных — 44, социалисты-революционеры — 37, мусульманская фракция — 30, казачья группа — 17, народно-социалистическая фракция — 16, правых монархистов — 10, к партии демократических реформ принадлежал один депутат.5

Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Фёдор Александрович Головин. Товарищами председателя - Н.Н. Познанский (беспартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем - М.В. Челноков (кадет).6

 

 

 

 

 

 

__________________

 

5 Козбаненко В.А. Партийные фракции в I и II Государственных думах России (1906–1907 гг.). М.: РОССПЭН, 1996

6 Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906—1917 Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995. — 168 с.

1.3. Работа Думы

 

Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода её деятельности. В целом II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности. Руководствуясь нормами статей 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы от 20 февраля 1906 депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки дел, подлежащих рассмотрению в Думе. Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т. д. В ходе рассмотрения вопросов кадеты проявляли уступчивость, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для её роспуска.

Основным предметом  дебатов в Думе весной 1907 стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. 1 июня 1907 П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи.

На основании этого Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона. Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П. Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 (Третьеиюньский переворот) означал завершение российской революции 1905—1907.7

 

 

1.4. Итоги

 

В целом законодательная  деятельность второй Думы в течение 102 дней, как и в случае с первой Государственной думой, носила следы  политической конфронтации с властью.

В парламент  было внесено 287 правительственных  законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе  местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.). Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь 3 получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________

 

7 Каминка А.И., Набоков В.Д. Вторая Государственная Дума. — СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1907. — 318 с.

Заключение

 

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес  левым  партиям 

чем это было в первой Думе. В феврале 1907  года  Дума  начала  работу,

наметились  её попытки сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили,  что на  время деятельности  Думы прекращают свою террористическую деятельность.

           Премьер – министр П.А.Столыпин  сообщил  о  мерах,  принятых  в

период между первой и второй думами. В соответствии со статьёй 87  Основных законов правительство провело: Закон о военно – полевых судах в августе 1906 года ( он не был представлен на  утверждение  Думы,  и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около 700 человек ), Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями   от  5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой  их  наделы, превращая в свою личную  собственность, от  9  ноября  1906  года.  Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и  крестьянское землеустройство,  бессословная  самоуправляющаяся  волость  в качестве мелкой земской единицы,  реформа местного  управления  и суда, передача  судебной  власти  мировым  судьям, избираемым   населением, легализация профсоюзов,  наказуемость  экономических  стачек,  сокращение рабочего  времени,  школьная  реформа,  финансовая  реформа,  введение подоходного налога.

           Думская оппозиция критически  встретила программу правительства.

С трудом были проведены  законопроекты о  государственном  бюджете  и  наборе новобранцев.  Была  отвергнута  резолюция  правых  депутатов  о  порицании революционного   террора.   Проведение   аграрного   закона   правительством наталкивалось  на  жёсткую  оппозицию,  и  оно,  чтобы преодолеть   это сопротивление и  сформировать  новый  порядок  формирования Государственной думы  (по  действующему  закону  состав  Думы  мог  постоянно   оставаться радикальным и оппозиционным правительству), пошло на  шаг,  который был оценен  как «государственный   переворот».   Дума   была   распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело  о сближении думской  фракции  социал  –  демократов  с  «военной  организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня  1907  года.8

Информация о работе Вторая государственная дума Российской империи