Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:29, курсовая работа
Великая Отечественная Война одно из самых трагических событий в жизни страны. Годы военных действий принесли огромные утраты и разрушения.
Преодоление столь масштабной катастрофы потребовало от советского общества и государства подлинного сплочения. Очевидно, что печатная журналистика сыграла немаловажную роль в интеграции советского общества перед лицом врага, и, вместе с тем, сама испытала значительное воздействие войны. Военный режим привел к перестройке печатных изданий, к резкому сокращению количества центральных газет.
Введение ……………………………………………………………………….......3
§1. Система печати периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) …5
§2. Антифашистская тема в военной печати ……………………………………..11
§3. Газетная периодика блокадного Ленинграда на примере газет «Ленинградская правда» и «Смена» …………………………………………….17
Заключение ………………………………………………………………………..26
Список используемых источников и литертуры ……………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
экономический университет»
Кафедра связей с общественностью и массовых коммуникаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История отечественной журналистики»
на тему: «Газетная летопись Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»
Выполнила:Анисимова С.А
Факультет Медиаиндустрии,3 курс, гр.6001
Руководитель: к.и.н, доц. Полякова Н.В
Дата защиты_________________
Оценка______________________
____________________________
подпись руководителя
Введение ………………………………………………………
§1. Система печати периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) …5
§2. Антифашистская тема в военной печати ……………………………………..11
§3. Газетная периодика блокадного Ленинграда на примере газет «Ленинградская правда» и «Смена» …………………………………………….17
Заключение …………………………………………………
Список используемых источников и литертуры ……………………………….28
Введение
Великая Отечественная Война одно из самых трагических событий в жизни страны. Годы военных действий принесли огромные утраты и разрушения.
Преодоление столь масштабной катастрофы потребовало от советского общества и государства подлинного сплочения. Очевидно, что печатная журналистика сыграла немаловажную роль в интеграции советского общества перед лицом врага, и, вместе с тем, сама испытала значительное воздействие войны. Военный режим привел к перестройке печатных изданий, к резкому сокращению количества центральных газет.
Большинство журналистов ушло на фронт.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение роли газетной журналистики в Великой Отечественной войне, помогает понять основные специфические черты печати военного времени и напоминает о тех героических подвигах, которые были совершенны для победы и нашего благополучного будущего. Творчество военных журналистов поднимало дух не только солдат, но и гражданского населения. Недостаток необходимых средств для печати в период боевых действий преодолевался с трудом, но фронтовые журналисты действовали, не смотря ни на что.
Объектом исследования в данной работе является печатная периодика Великой отечественной войны, а предметом непосредственно советские газеты «Ленинградская Правда» и «Смена».
В наши дни газеты времен Великой Отечественной войны являются ценным наследием, которое позволяет нам почувствовать особенности того периода. Изучение газет того периода переносит нас во времена боевых сражений и героических поступков. Фотографии газетах дают реалистичное представление об облике нашей страны в эти тяжелые годы.
Цель курсовой работы: проанализировать изменения в газетной периодике, произошедшие в период Великой Отечественной войны;
Задачи курсовой работы:
- изучить перестройку
печатных СМИ в условиях Великой Отечественной
Войны;
- выявить культурные ценности блокадного
Ленинграда;
- проанализировать особенности журналистского творчества в условиях Великой Отечественной войны;
- изучить способы получения и распространения информации в военное время;
- проанализировать газетную периодику блокадного Ленинграда;
- определить роль газетной журналистики в блокадном Ленинграде.
В процессе создания данной работы были использованы такие методы исследования как: сравнительный анализ печатных изданий и метод историзма.
Методологической базой работы является литература отечественных авторов: Кузнецова И.В, Иванова Р,Бардюгова В.И,. Источниками являются материалы газетного архива за период 1941-1945 года, а также воспоминания и очерки военных журналистов собранные в книге Летописцы победы.
§1. Становление печати с началом Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)
В годы Великой Отечественной войны СМИ существовали в новом, особом режиме. В газетах и на радио появились военные отделы, основной задачей которых было максимально усилить антигитлировскую агитацию и пропаганду.
Перестройка СМИ на военный лад началась с изменения их структуры. Таким образом вдвое уменьшилось число центральных газет с 39 до 18 наименований, сократились их тиражи. Прекратили выпуск многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские газеты. Уменьшился тираж и местной прессы. Многие из выживших газет вынуждены были объединиться, в пример такого объединения можно привести объединение «Литературной газеты» и «Советского искусства» в газету «Литература и Искусство».1 Выжившие газеты теперь печатались на двух полосах, исключением была газета «Правда», которая стала печататься на четырех полосах, вместо шести.
Была образована сеть фронтовых газет, включающая газеты различных военных подразделений: армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. В общем, к концу 1942 году насчитывалось около 700 таких газет. Для работы в них организовывалась специальная мобилизация журналистов на основании директив партийных органов.
После проведенных мероприятий, к 1942 году в стране начитывалось 4560 газет, в предвоенное время их было около 9000, а общий тираж прессы с 38 млн. уменьшился до 18 млн. экземпляров.
Все меры по изменению системы печати были вынужденными. Они позволили облегчить печатную пропаганду на фронте.
В Красной армии и на флоте печаталось 5 основных газет. Главной военной газетой стала газета «Красная звезда». В ней с первых месяцев войны стали печататься произведения известных писателей: А. Суркова, В. Гроссмана, К. Симонова, А. Толстого. Все 1200 номеров этой газеты военного времени можно рассматривать как летопись героических поступков нашей армии. Главным изданием на флоте была газета «Красный флот». Но в конце 1941 года стала печататься специальная газета для личного состава военно-воздушных сил «Сталинский сокол», чуть позже - «Красный сокол» - для личного состава авиации дальнего действия.
Огромную роль сыграли и газеты тыла, которые рассказывали о положении на фронте, о подвигах солдат, но главное - призывали оставшихся в тылу помогать действующей армии всем необходимым. «Все для фронта, все для победы!» - такой лозунг был основой таких публикаций.
На оккупированных территориях печатали подпольные и партизанские газеты, их было около 200 в 1944 году. Целью этих изданий была борьба с врагом в тылу. Было организовано 17 газет, ориентированных на разрушение вражеских войск. Большое значение в военное время приобретали листовки, плакаты, воззвания. Обращения, которые печатались массовыми тиражами, создавались как для распространения в русских войсках, так и в армии противника. Следует отметить, что на оккупированных территориях печатались профашистские местные газеты, существовали профашистские местные радио. Однако они существовали недолго, только до освобождения этих земель от оккупации.
Наряду с газетами выходили и журналы для армии и флота различной тематики. Политически ориентированными были журналы «Блокнот агитатора» и «Агитатор и пропагандист Красной Армии» ,а литературную и художественную тематику имели журналы «Фронтовая иллюстрация» и «Красноармеец».
Публицистика времен войны уникальна. В газетах публиковалось немало писем рабочих, солдат, тружеников тыла, это вызывало у населения ощущение объединения людей перед лицом общего врага. Значимую роль для печати военного времени имели изданные рукописные письма с фронта.
В период Великой Отечественной войны в журналистике существовала нехватка кадров, и в связи с этим выдающиеся писатели и публицисты отправлялись на фронт. М. Шолохов, А. Толстой, Н. Тихонов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л. Леонов, М. Шагинян стали писать о войне в газетах. Эти авторы создали сильные произведения, дававшие людям уверенность людей в грядущей победе, вызывавшие в них патриотические чувства, поддерживавшие веру и уверенность в непобедимости нашей армии. В первые этапы военных действий их произведения агитировали людей на защиту Родины, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с противником. Рассказы и повести этих авторов печатались во многих фронтовых газетах. Несомненно, огромную роль играли статьи военных корреспондентов.
Одним из самых знаменитых корреспондентов был Константин Симонов. Он много времени провел в военных действиях и свои впечатления о произошедшем он описал в своих очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сдержанная и суровая манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, транслировались по каналам Совинформбюро. А его знаменитое стихотворение «Жди меня» стало своеобразной молитвой большинства людей в тяжелое военное время.
Среди жанров военной журналистики выделяются сатирические. Памфлеты, фельетоны, карикатуры, широко печатались в газетах и журналах. Издавались специализированные сатирические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк». Большое место в журналистике военных лет имела фотожурналистика. Фотокорреспонденты сфотографировали, донесли до современников и сохранили для нас героические кадры и жестокие будни того времени. Следует отметить, что в 1941 году издавался журнал «Фронтовая фотоиллюстрация» и «Фотогазета».
Зарубежные издания, которые создавались русскими эмигрантами, тоже несли патриотическое настроение. Они сочувствовали трагедии соотечественников, поддерживали их в справедливой борьбе, но были против сталинизма, веря в победу русского народа, а не государственного строя.
Некоторые из живших в Германии эмигрантов сотрудничали с фашистами, но в целом эмигрантская среда отрицательно относилась к фашизму и поддерживала Россию в ее борьбе с ним. Некоторые из эмигрантов после войны приняли советское подданство и вернулись.
Великая Отечественная война оставила огромный след в истории страны и всего мира. Годы войны являются отдельным историческим периодом.
Важно отметить, что в жестоких условиях войны духовная жизнь страны продолжалась, культура развивалась, книги издавались, но военное время требовало книги несколько иного содержания. Ученые и деятели культуры активно участвовали в издании новых литературных и научных произведений. Книги несли в себе идею защиты Родины, сочетали в себе слоган «Все для фронта». Книга наравне с периодическими изданиями вызывало чувство патриотизма и любовь к отечеству, была сильным оружием в борьбе против нашествия врага.2
За все время войны число изданных книг сильно сократилось. По сравнению с довоенным периодом в 1943 году их количество уменьшилось почти в три раза.
В период с июля 1941 по июль 1944 года, известно около 1500 названий изданных книг, среди них политическая, военная, художественная и медицинская литература.
Несмотря на все лишения и трудности военного времени , библиотека Академии наук СССР продолжала обслуживать читателей, доставляла литературу в подразделения и части советской армии, среди книг были произведения о А. В. Суворове, М. И. Кутузове, о военном прошлом русского народа. В военное время были созданы библиотеки-передвижки. Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина во время блокады работала, несмотря на отсутствие света и тепла. Особый героизм проявили сотрудники, в библиотеке умерло 138 человек, большинство - зимой 1941-1942 года.
Военный режим принес изменение издательской
политики .Одно из самых крупных в стране
издательств, Гослитиздат остановило
1132 рукописи и 67 исключило из редакционного
портфеля. В итоге - в 1942 году число изданий
сократилось на 47% в сравнении с 1940 годом.
Поддерживала
жителей блокадного года и городская филармония.
В ней начиная с 9 августа 1942 года регулярно
исполнял классическую музыку оркестр
под руководством Карла Элиасберга. На
первом концерте была исполнена «Ленинградская
симфония» Дмитрия Шостаковича, которая
стала символом блокадного Ленинграда.
Таким образом, новый режим деятельности периодических изданий привел к значительному сокращению числа газет, но в тоже время новые и оставшиеся экземпляры в более соответствовали духу и потребностям людей того времени. Потери, которые понесла издательская деятельность и особо трудные условия существования не смогли погубить культуру и литературу. Ценою жизни многих людей развивалась духовная жизнь, которая имела огромное значение в такой жестокий период для наших соотечественников.
Информация о работе Газетная летопись Великой Отечественной войны 1941-1945гг