Гамлет на русском троне. Странности царствования Павла I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Личность Павла I всегда привлекала исследователей своей многогранностью и противоречивостью. Правнук Петра I и прямой наследник престола, проведший большую часть жизни в ожидании власти, он получил ее в возрасте 42 лет и правил всего четыре года, четыре месяца и четыре дня. Мечтатель, желавший преобразовать Россию, и реформатор, вызывавший неудовольствие всех. Несчастный Государь, принявший смерть во время последнего в истории России дворцового переворота. Несчастный сын, повторивший судьбу своего отца.
Короткое правление и личность этого императора были настолько загадочны и непонятны, что ученые-историки и по сей день пытаются найти истину. В данном реферате мы попытаемся разобраться, в чем же заключались загадки личности и правления императора Павла I.

Содержание

Введение
1. Биография, воспитание и характер Павла I
2. Гамлет на русском троне. Странности царствования Павла I
2.1. Сближение Франции и России
2.2. Программа реформирования Павла I
2.3. Император Павел I и Мальтийский орден
2.4. Внешняя политика Павла I
2.5. А. В. Суворов и оппозиция Павлу
3. Заговор против Павла I
4. Павел I глазами историков его эпохи
5. Государственная мудрость Павла
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Русский Гамлет на троне противоречивость политики Павла I.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3. Программа реформирования Павла I.

 

Самодержавие император Павел 1 признавал лучшей формой правления, соединяющий в себе силу законов  и скорость власти одного лица.

Реформы Павла I не были скоропалительные и незрелы10. Устраненный полностью своей матерью от участия в управлении государством, все свое свободное время наследник посвящал изучению права, экономики, положению дел в государстве. За годы вынужденного бездействия он подготовил продуманную программу реформирования России, которую начал спешно реализовывать при своем восшествии на престол, реализовал энергично и стремительно, будто чувствовал, что ему времени отпущено мало.

Регламентирующее начало коснулось  и церкви. Расширяется власть вышестоящих иерархов на подчиненных им лиц. Ассигнуется значительная сумма для поддержки главной российской святыни – Троице-Сергиевской лавры. В Петербурге и Казани открываются духовные академии, церковь оставалась составной частью государственных учреждений, могла «учить понятию о Боге в прямом смысле, а не по суеверию». Павел I значительно улучшает материальное положение духовенства, способствуя поднятию нравственного уровня и авторитета его в народе. По его личному почину Святейший Синод вводит награждение духовенства золотыми наперсными крестами. До революции на обратной стороне синодального креста стояла буква «П» - инициал имени Императора Павла Петровича11. Он же первым награждает духовенство светскими орденами, открывая тем для духовного сословия доступ к потомственному дворянству.

Павел всеми силами и средствами стремился доказать, что честь  и благородство – категории вечные и не может быть таких времен, когда они утрачивают свою ценность. А если такие времена и наступают, то дело правителя исправить ситуацию, истребляя всяческую нечистоту. Одним из ярчайших деяний, предпринятых Государем в этом направлении было приобщение, как его самого, так и его подданных к традициям древнего мальтийского ордена.

 

 

2.4. Император Павел I и Мальтийский орден.

 

Закрывая масонские ложи, государь предусмотрительно позаботился о создании им альтернативы, способной уже на созидательных христианских началах заполнить досуг в светской общественной жизни. Поскольку в «романтический ХVIII век» люди вступали в ложи, часто лишь отдавая дань моде, проводя свободное время и увлекаясь более внешней, ритуально стороной с ее рыцарской символикой, чем туманной для непосвященного масонской идеей, то император Павел учредил Великое Русское Православное Приорство древнейшего рыцарского Ордена Иоанна, Крестителя Господня.

Здесь необходимо отметить, что причиной принятия Павлом 1 титула Великого Магистра (что так же явилось развитием  политики его матери) было его глубочайшее  понимание высокого Служения идеи Православного  Самодержавия. Возглавив древнейший в Европе рыцарский орден, объединявший в себе цвет всей европейской аристократии, Павел 1 стремился показать миру издревле признаваемое христианством служение императора как Вселенского Базилевса, и как Удерживающего тайну беззакония, равно как и «Внешнего Епископа Церкви», объединявшего народы для противостояния богоотступничеству (апостасии). Амвросий, архиепископ Казанский, в своем слове об императоре Павле сказал: «Приняв звание Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского, ты открыл в монаршеской особе своей общее для всех верных чад Церкви Прибежище покров и заступление».

Ныне некоторые богословствующие писаки проявляют ревность не по разуму, объявляя мальтийский крест –  масонским (а порою и сатанинским) символом, находя его связь со свастикой III Рейха12. По-видимому, авторы малосведущие в истории развития и традиций употребления древнехристианской, византийско-русской и западноевропейской духовной символики.

Мальтийский крест имеет свои прообразы  в Священном Писании. Библейский праотец и патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, - говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего»13. Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, - пишет святой Симеон Солунский, - путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу»14.

Кроме всегдашнего и повсеместного  церковного употребления, это форма  креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, обосновавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича – покровителя мальтийцев. Так появилось наименование – «мальтийский крест».

Именно такая форма Святого  Креста определила высшую великую награду Российской Империи – Георгиевский Крест. Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами». Наивно полагать, что все его награжденные были масонами.

Покровительство Ордену было обусловлено и стратегическими интересами: имея военную базу на острове Мальта, Россия получала выход на Средиземное море.

Сам же Орден, от начала имевший антимасонскую  направленность, на момент принятия Павлом 1 предложенного ему самими Мальтийцами титула Великого Магистра уже не был ни чисто католическим (поскольку с вхождением в орденские владения в конце ХУ11 столетия Острожского майората, в Орден уже был открыт доступ Православным христианам), ни чисто монашеским, так как уже ранее многие рыцари получали разрешение от обета безбрачия , т.е. перестали быть монахами.

Рыцари Иоанниты имели право  самостоятельно избирать Магистра, который  обладал не только духовным саном, но и титулом светского монарха. Титул светлейшего владетельного  князя вручался не от Папы, а от Императора Священной Римской Империи, коим являлся германский император. По сути дела, Папа лишь формально утверждал избранного рыцарями Магистра, и император Павел 1 мог обращаться за утверждением своего избрания к Папе Пию не как к духовному главе католического мира, а как юридическому светскому владетелю (владетелю «Патримония святого Петра» по, так называемому, «Константинову дару» - завещанию, оставленному якобы святым равноапостольным императором Константином Великим для Римской кафедры), отдавая дань древним традициям Ордена. Кроме того, император, будучи православным христианином, окончательно отметил с установлением Великого Российского Приорства и освобождением всех рыцарей от обета безбрачия былой статус Ордена как духовного, монашеского и католического и превратил его в рыцарско-корпоративный.

Государь хотел модифицировать Мальтийский Орден, в своего рода, политическую партию, целями которой  было бы претворение в жизнь благородных  идеалов христианства и служение ближнему по заветам Спасителя. Через несколько десятилетий, после его гибели эти идеи частично реализовались в создании Международного Красного Креста.

Такими необычными мерами император  Павел 1 стремился укрепить, как он полагал, Православную Церковь и  преодолеть разрыв между Церковью и обществом, возникший после Петровского Духовного Регламента. Обмирщению – общества было также противопоставлено единство духовного и государственного начал в Ордене, где дворяне приносили рыцарские обеты служения Церкви и Государю15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Внешняя политика Павла I.

 

Под влиянием ужасов французской революции  и убийства его дорогих друзей своей юности короля Людовика ХУ1 и  королевы Марии-Антуанетты, Павел 1 смотрел  на себя как на защитника Церкви, христианской государственности и богоустановленной монархии. И этими идеями он руководствовался в своей внешней политике. Внутри же страны царь боролся с зловредными воззрениями, проникшими с Запада в Россию. Восшедший на престол, Павел продолжил борьбу против «неистовой французской республики». Император Павел Петрович был готов на решительную борьбу с революцией. Не ради каких-либо прибылей, а во имя священного принципа. Монарший долг диктовал Павлу восстановить порядок во Франции и тем предотвратить угрозу мирового пожара. И он напутствовал Суворова в поход знаменательными словами: «Иди, спасай Царей»16.

По отношению к беженцам, покинувшим Францию во времена революционной  бойни, Павел I проявил себя как великодушный и милосердный монарх, приняв в своей державе многих дворян, священников и иных французов, не желавших мириться с безбожной вакханалией.

Император Павел прервал дипломатические  отношения с Англией. Был отдан  приказ арестовать английские торговые суда в российских портах. Еще недавно  Павел был готов на решительную борьбу с революционной Францией. Своим монаршим долгом он считал необходимым восстановить в этой стране порядок и тем предотвратить угрозу мирового пожара. Напутствуя в поход Суворова, он произнес знаменитые слова: «Иди, спасай царей17».

Когда Наполеон провозгласил себя первым консулом, что знаменовало конец французской революции, Государь Павел не захотел и дальше жертвовать кровью русский солдат, воевавших в Европе, ради нерадивых европейских союзников и воевать с Бонапартом. Таким образом, в области внешней политики был совершен крутой поворот, что соответствовало стилю действий российского самодержца. (Такое качество говорит о мобильности и гибкости его проницательного ума) Можно отметить, что царь выполнил одно из евангельских заповедей о блаженствах: «Блаженны миротворцы, яко тыи сынами Божими нарекутся».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. А.В Суворов и оппозиция Павлу I.

 

После смерти А. В. Суворова в 1800 г. преследовала царская немилость. Хоронили его  не как генералиссимуса, а по штату  фельдмаршала. За исключением конногвардейцев, гвардию не нарядили на похороны под предлогом усталости после парада. Ни царь, ни двор, ни петербургская знать на погребении не присутствовали. Официальной причиной немилости было то, что во время заграничного похода Суворов вопреки уставу имел при себе дежурного генерала. Вздорность этого повода была ясна.

Историки пытались отыскать «вину» полководца в изменении международных  отношений, в тех или иных поступках  Суворова как главнокомандующего союзными войсками, в состоянии армии, вернувшейся из итало-швейцарского похода. Получила широкое распространение версия о том, что Суворов подвергся немилости из-за интриг завистников и недоброжелателей. Авторитетный биограф полководца А. Ф. Петрушевский пришел к выводу, что причина опалы «заключается не в поступках Суворова, а в духовной натуре Павла», для выяснения которой требуется исследование не столько историческое, сколько патологическое. Другая догадка состояла в том, что царь поверил каким-то «ужасным слухам» о Суворове и увидел в полководце потенциального заговорщика.

Современные биографы видят причину  конфликта в том, что Павел I насаждал в армии прусские порядки, основанные на муштре и палочной дисциплине18, Суворов же пытался отстоять национальные принципы военного строительства. Однако конкретные проявления этого конфликта, вызвавшие опалу Суворова, остаются все еще не раскрытыми. При этом биографы по-прежнему ищут разгадки то в духовной натуре Павла I, то в инсинуациях недоброжелателей, то в мнимой угрозе военного переворота. Однако далее догадок и предположений, не опирающихся на факты, дело пока не пошло.

Загадочный образ действий Павла I в Персии, по-видимому, дал первый толчок для образования вокруг В. А. Зубова оппозиции офицеров, служивших  ранее под его начальством19. Военные преобразования царя, насаждение гатчинских порядков в армии встретили резкое сопротивление в военных кругах. Особенно сильно оно проявилось в ближайшем окружении Суворова. Он не ввел в действие новые уставы, не распустил своего штаба, по-прежнему сам увольнял офицеров в отпуск, посылал их курьерами. Нововведения Павла «воспламенили» Батурина: он захотел видеть источник всех изменений собственными глазами, испросил у Суворова отпуск и 14 января 1797 г. прибыл в Петербург. Павел I, узнав о приезде офицера суворовской дивизии, получившего отпуск в нарушение дисциплины, без высочайшего повеления, приказал тотчас выслать Батурина обратно в Тульчин и сделал Суворову выговор.

Однако Батурину все же удалось пробыть в Петербурге около 16 часов. Случайно он встретил П. А. Строганова (они были знакомы через Апраксина, приходившегося Строганову родственником) и провел все это время в строгановском доме, в обществе «молодых друзей» наследника престола, великого князя Александра. «Молодые друзья» - П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыский (позже к ним присоединился и В. П. Кочубей) - составляли оппозиционный кружок, который ставил своей конечной целью конституционное преобразование России, занимался же пока приготовлением умов к предстоящим реформам. По словам Строганова, Батурин полностью разделял мнения «молодых друзей» и резко порицал павловские нововведения. Они посоветовали Батурину по дороге назад изучать общественные настроения, чтобы потом воспользоваться ими. Впоследствии «молодые друзья» вынуждены были раскаяться и в своей откровенности и в столь неосторожно данном совете.

Еще при воцарении Павла I в ближайшем  окружении Суворова вынашивались планы  государственного переворота. Полковник  А. М. Каховский, служивший ранее в штабе фельдмаршала, его любимец и в то же время человек, тесно связанный с братьями Зубовыми, обдумывал возможность мятежа. Его мысль состояла в том, чтобы в Новороссии, в военном округе, подчиненном Суворову, распространить среди солдат слухи о том, что Павел I собирается все переделать в России по прусскому образцу и намерен изменить православную религию. Для пущей убедительности Каховский замышлял переодеть какого-нибудь преступника фельдъегерем, якобы присланным императором, повесить этого «царского гонца», поднять дивизию Суворова, присоединить к ней пехотный полк своего дяди В. Л. Давыдова, стоявший в Полтаве, получить подкрепления в Киеве и других городах, двинуть войска на Петербург и свергнуть царя. Каховский не открыл своего плана Суворову, но зондировал его мнение на этот счет. Идеи заговорщиков, видимо, находили отклик в душе Суворова, но затевать гражданскую войну он не хотел. «Молчи, молчи,- ответил он Каховскому,- не могу. Кровь сограждан».

Информация о работе Гамлет на русском троне. Странности царствования Павла I