Генезис города в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:39, реферат

Краткое описание

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. Также и в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 37.85 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 3. Города западной Европы

      3.1. Роль  города в средневековой западноевропейской  цивилизации

 

      Большую  роль в структуре и развитии  западноевропейской цивилизации  в эпоху средневековья сыграл  город. Приблизительно с 9-11вв  начался процесс массовой урбанизации,  складывания городской системы,  который завершится к 12-13вв.. Западный средневековый город вобрал в себя некоторые традиции античного полиса (прежде всего в плане своей автономии) и вместе с тем существенно отличался от него, т.к. сразу же стал социально отделяться от деревни.

      Города  представляли собой часть феодальной  системы, поэтому горожане, будучи  вассалами какого-либо сеньора  (феодала, монастыря, короля), вынуждены  были платить ренту деньгами  или товарами, произвольные поборы, нередко принуждались к барщине,  попадали в личную зависимость.  Все это было совместимо с  городскими занятиями и образом  жизни. Результатом явились коммунальные  движения, ставившие целью избавиться  от злоупотреблений сеньора, добиться  свободы рыночной деятельности  и личной свободы для горожан.  Наиболее полный комплекс привилегий, который получали города, включали:

1. Самоуправление, т.е. политическая  самостоятельность;

2. Правовую автономию;

3. Право распоряжаться  налогами или большей их частью;

4. Рыночное право, монополии  в области торговли и ряда  ремесел;

5. Право на прилегающие  угодья и городскую округу (обычно  в радиусе 3х миль); надо заметить, что многие города сами вставали  в положение сеньора по отношению  к прилегающей территории;

6. Отделение от всех, кто  не являлся жителем данного  города;

7. подсудность своему  суду и подвластность своей  администрации.

      Город–коммуна  не только обеспечивал личную  свободу простолюдину («гор воздух  делает свободным») – в нем  возникали республиканские формы  правления, а это было новшеством  и большим достоянием для монархического  феодального общества. Город стал  центром, двигателем мелкотоварного  уклада – торговли, ремесел, денежного  обращения. Город утвердил бытие  и значение мелкой и средней  собственности, основанной не  на обладании землей, а на личном  труде и товарном обмене. Город  стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

      Города  были также источниками вольнодумства  и свободолюбия, в них формировался  тип предприимчивого, инициативного  человека – будущего буржуа.

      Именно  города, с точки зрения многих  историков, придали неповторимое  своеобразие западноевропейской  цивилизации.

      3.2. Население  западноевропейских городов

 

      Размеры  большинства западноевропейских  городов были невелики. Такие  города, как Флоренция, Милан,  Венеция, Генуя, Париж, имевшие  в конце 13 – начале 14 века более  50 тыс. жителей, считались гигантами.  Подавляющее большинство городов  насчитывало не более 2 тыс.  жителей, а то и того меньше. В малых (до тысячи и менее  человек) городах проживало 60% всего городского населения Европы.

      Городское  население состояло из разнородных  элементов: из купцов; из ремесленников  свободных и несвободных, зависимых  от феодала, сеньора города; из  вассалов городского сеньора,  из его слуг, выполнявших различные  административные обязанности.

      Ремесленное  и торговое население городов  из года в год пополнялось  тысячами крестьян, бежавших от  своих сеньоров, для того чтобы  стать жителями вольного города. Миграции людей из деревни  в город и между городами  играли решающую роль в городском  развитии средневековой Европы. Из-за высокого уровня смертности, связанного с неблагоприятными  условиями жизни, войнами, политической  нестабильностью, ни один город  не мог поддерживать численность  своего населения за счет внутренних  ресурсов и всецело зависел  от притока новых жителей из  сельской округи.

      Не каждый  житель города был бюргером. Чтоб  стать полноправным гражданином  города, нужно было изначально  владеть земельным наделом, позднее  - хотя бы частью дома. Наконец,  нужно было уплатить специальную  пошлину.

      Вне бюргерства  стояли бедняки и жившие подаянием  нищие. К небюргерам относились и лица, находившиеся в услужении у бюргеров, а также подмастерья, приказчики, лица, состоявшие на городской службе и поденщики.

      Бедность  была преходящим состоянием, которое  стремились преодолеть, а нищенство  являлось профессией. Ею занимались  продолжительное время. Местные нищие прочно входили в структуру городского общества. В Аугсбурге в 1475 году они подлежали обложению налогом. Нищие создавали свои корпорации.[1]

      Но и  само бюргерство не было социально  однородным. Оно распадалось на  две основные группы: патрициат  и мастеров. Патрициат (знатные  горожане) держал в своих руках  городское управление – городской  совет и суд. Они представляли  город в его отношениях с  другими городами, князьями, епископами, королевской властью. Основное  место среди городских патрициев  занимали крупные землевладельцы  и купцы, а также разбогатевшие  семьи ремесленников-мастеров.

      Торговцы  объединялись в цехи, и торговля, так же как и ремесленная деятельность, была строго регламентирована специальными постановлениями городских советов и цехов. Целью их было не допустить конкуренции и ограничить торговлю удовлетворением непосредственных потребностей и нужд населения города и округи.

 

 

 

 

      3.3. Внешний  вид западноевропейских городов

 

      В средневековом  городе отсутствовала привычная  нашему глазу четкая планировка, которую знал римский город:  в нем нет ни широких площадей  с общественными сооружениями, ни  широких вымощенных улиц с  портиками по обеим сторонам. В средневековом городе дома  теснились вдоль узких и кривых  улочек. Ширина улиц, как правило,  не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая  вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще  уже – не более 2 метров и  даже шириной 1 метр. Одна из  улиц старинного Брюсселя до  сих пор носит название «улицы  одного человека»: двое там  уже не могли разойтись.

      Уже с  12 века появляются инструкции  городских властей о правилах  возведения домов и поддержания  опрятного вида улиц. С конца  13 века во Флоренции, Сеене, Пизе была учреждена «служба для поддержания красоты». Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно внешнего вида домов.

      Содержание  улиц в порядке и чистоте  составляло постоянную заботу  городских властей. Мусор и  нечистоты большей частью сбрасывали  в реки или в близ лежащие  рвы. Служба мусорных повозок  возникает очень поздно: в Париже  в 14 веке, а в Аугсбурге лишь  в 15.

      Первые  сведения о городских мостовых  исходит из Парижа 12 века: каждый  горожанин должен был заботиться  о том, чтобы улица перед  его домом была замощена. К  14 веку улицы крупнейших французских  городов имели мостовые. Но так  дело обстояло не во всех  городах Европы. В богатом Аугсбурге  мостовых не было до 15 века, также как и тротуаров. Нередко горожане прибегали к ходулям, без которых нельзя было пробраться по грязной улице.

      Городские  дома обносились забором или  глухой стеной. Окна были узкие,  закрывавшиеся ставнями.

      Только  с 14 века в городах распространяется  каменное строительство. Сперва  появились каменные церкви, затем  – дома знатных лиц и общественные  здания; потом – усадьбы таких  ремесленников, которые использовали  печи и горны: пекарей, кузнецов, аптекарей. Но в целом каменные  дома горожан были редкостью.

      Пожары  – бич средневекового города. Стремление избежать их сыграло,  в известном смысле, свою роль  в распространении каменной застройки  в городах. Так, в Любеке  после двух больших пожаров  в середине 13 века городским советом  в 1276 году было принято постановление,  чтобы впредь дома сооружались  из камня. Строить дома из  кирпича и глины рекомендовал  городской совет Нюрнберга в  своих постановлениях 1329-1335гг.

      Городские  укрепления представляли собой  сложную систему сооружений. Стены  укрепляли многочисленными башнями,  через ров был перекинут подъемный  мост, охраняемый стражей. Крепостные  стены – предмет неустанных  забот горожан, на поддержание  их в порядке взимался городской  налог. Они были жизненно необходимы  городу, т.к. постоянно угрожала  опасность со стороны норманнов,  соседа-феодала, а то и просто  шаек грабителей.

      Стены –  не только защита, но и символ  независимости города. Право на  их возведение добывалось в  долгой и жестокой борьбе с  феодалом, сеньором города, на землях  которого город сложился. Это  право даровалось королями вместе  с привилегией горожанам вершить  свой суд, собирать в свою  пользу таможенные и рыночные  пошлины. И одним из тягчайших  наказаний, которым только могли  быть подвергнуты непокорные  горожане, являлось разрушение стен  их города.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Во все  времена города представляли  из себя центры экономической,  политической и духовной жизни  народа, являлись главными двигателями  прогресса. Города возникали не  внезапно, процесс их формирования  был длительным.

      Средневековый  город настолько выделялся из  остального мира, что напоминал  «цивилизацию в цивилизации». Природа  не знает городов, где рукотворно  все: дома, соборы, городские стены,  водопроводы, витражи, мостовые…  Здесь, как нигде, ощущается  преобразующая воля, разум и рука  человека. В городе рукотворная  среда обитания преобладает над  естественной.

      Город –  это место встречи людей разных  национальностей, верований, культур.  Он открыт для связей с внешним  миром: для торговли, науки, искусства,  обмена опытом. В городах жили  люди десятков профессий и  занятий: ремесленники и торговцы, ученые и студенты, стражники  и чиновники, домовладельцы и  поденщики, феодалы и их слуги…  переселявшиеся в города феодалы  и духовенство, и беглые крестьяне  оказывались в водовороте городской  жизни, испытывали на себе влияние  мира денег и наживы, приобщались  к привычкам и образу жизни  горожан.

      В 14-15 веках  прежние центры средневекового  мира – замок и монастырь  – уступают место городам.  Город стал центром мелкотоварного  уклада – торговли, ремесел, денежного  обращения. Город утвердил бытие  и значение мелкой и средней  собственности, основанной не  на обладании землей, а на личном  труде и товарном обмене. Город  стал центром, средоточием наемного  труда и новых категорий труда  – административного, интеллектуального,  обслуживающего и других.

      Города  были также источниками вольнодумства  и свободолюбия, в них формировался  тип предприимчивого, инициативного  человека – будущего буржуа.

      Именно  города с точки зрения многих  историков придали неповторимое  своеобразие западноевропейской  цивилизации.

      Города  Западной Европы и Руси имели  следующие сходства:

1. Многофункциональность  (город – это административный, экономический, духовно-религиозный  и культурный центр).

2. В городах нет сельскохозяйственного  производства (но на ранней стадии  города представляли собой часть  феодальной системы, поэтому горожане  в Западной Европе будучи вассалами  какого-либо синьора вынуждены  были платить ренту деньгами  или товарами, произвольные поборы. Результатом этого явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений синьора, добиться личной свободы для горожан).

3. В городах сосредотачивалось  два основных вида деятельности: торговля и ремесло.

      Отличия  городов Руси и Западной Европы:

1. В Западной Европе  ремесло развивалось интенсивнее.  Благодаря той роли, которую города  играли в жизни средневековой  европейской цивилизации, ее можно  назвать не просто аграрной, а  аграрно-ремесленной цивилизацией.

Информация о работе Генезис города в средние века