ГЛАВА 3. Города западной
Европы
3.1. Роль
города в средневековой западноевропейской
цивилизации
Большую
роль в структуре и развитии
западноевропейской цивилизации
в эпоху средневековья сыграл
город. Приблизительно с 9-11вв
начался процесс массовой урбанизации,
складывания городской системы,
который завершится к 12-13вв.. Западный
средневековый город вобрал в себя некоторые
традиции античного полиса (прежде всего
в плане своей автономии) и вместе с тем
существенно отличался от него, т.к. сразу
же стал социально отделяться от деревни.
Города
представляли собой часть феодальной
системы, поэтому горожане, будучи
вассалами какого-либо сеньора
(феодала, монастыря, короля), вынуждены
были платить ренту деньгами
или товарами, произвольные поборы,
нередко принуждались к барщине,
попадали в личную зависимость.
Все это было совместимо с
городскими занятиями и образом
жизни. Результатом явились коммунальные
движения, ставившие целью избавиться
от злоупотреблений сеньора, добиться
свободы рыночной деятельности
и личной свободы для горожан.
Наиболее полный комплекс привилегий,
который получали города, включали:
1. Самоуправление, т.е. политическая
самостоятельность;
2. Правовую автономию;
3. Право распоряжаться
налогами или большей их частью;
4. Рыночное право, монополии
в области торговли и ряда
ремесел;
5. Право на прилегающие
угодья и городскую округу (обычно
в радиусе 3х миль); надо заметить,
что многие города сами вставали
в положение сеньора по отношению
к прилегающей территории;
6. Отделение от всех, кто
не являлся жителем данного
города;
7. подсудность своему
суду и подвластность своей
администрации.
Город–коммуна
не только обеспечивал личную
свободу простолюдину («гор воздух
делает свободным») – в нем
возникали республиканские формы
правления, а это было новшеством
и большим достоянием для монархического
феодального общества. Город стал
центром, двигателем мелкотоварного
уклада – торговли, ремесел, денежного
обращения. Город утвердил бытие
и значение мелкой и средней
собственности, основанной не
на обладании землей, а на личном
труде и товарном обмене. Город
стал центром, средоточием наемного
труда и новых категорий труда – административного,
интеллектуального, обслуживающего и
др.
Города
были также источниками вольнодумства
и свободолюбия, в них формировался
тип предприимчивого, инициативного
человека – будущего буржуа.
Именно
города, с точки зрения многих
историков, придали неповторимое
своеобразие западноевропейской
цивилизации.
3.2. Население
западноевропейских городов
Размеры
большинства западноевропейских
городов были невелики. Такие
города, как Флоренция, Милан,
Венеция, Генуя, Париж, имевшие
в конце 13 – начале 14 века более
50 тыс. жителей, считались гигантами.
Подавляющее большинство городов
насчитывало не более 2 тыс.
жителей, а то и того меньше.
В малых (до тысячи и менее
человек) городах проживало 60%
всего городского населения Европы.
Городское
население состояло из разнородных
элементов: из купцов; из ремесленников
свободных и несвободных, зависимых
от феодала, сеньора города; из
вассалов городского сеньора,
из его слуг, выполнявших различные
административные обязанности.
Ремесленное
и торговое население городов
из года в год пополнялось
тысячами крестьян, бежавших от
своих сеньоров, для того чтобы
стать жителями вольного города.
Миграции людей из деревни
в город и между городами
играли решающую роль в городском
развитии средневековой Европы.
Из-за высокого уровня смертности,
связанного с неблагоприятными
условиями жизни, войнами, политической
нестабильностью, ни один город
не мог поддерживать численность
своего населения за счет внутренних
ресурсов и всецело зависел
от притока новых жителей из
сельской округи.
Не каждый
житель города был бюргером. Чтоб
стать полноправным гражданином
города, нужно было изначально
владеть земельным наделом, позднее
- хотя бы частью дома. Наконец,
нужно было уплатить специальную
пошлину.
Вне бюргерства
стояли бедняки и жившие подаянием
нищие. К небюргерам относились и
лица, находившиеся в услужении у бюргеров,
а также подмастерья, приказчики, лица,
состоявшие на городской службе и поденщики.
Бедность
была преходящим состоянием, которое
стремились преодолеть, а нищенство
являлось профессией. Ею занимались
продолжительное время. Местные
нищие прочно входили в структуру городского
общества. В Аугсбурге в 1475 году они подлежали
обложению налогом. Нищие создавали свои
корпорации.[1]
Но и
само бюргерство не было социально
однородным. Оно распадалось на
две основные группы: патрициат
и мастеров. Патрициат (знатные
горожане) держал в своих руках
городское управление – городской
совет и суд. Они представляли
город в его отношениях с
другими городами, князьями, епископами,
королевской властью. Основное
место среди городских патрициев
занимали крупные землевладельцы
и купцы, а также разбогатевшие
семьи ремесленников-мастеров.
Торговцы
объединялись в цехи, и торговля,
так же как и ремесленная деятельность,
была строго регламентирована специальными
постановлениями городских советов и
цехов. Целью их было не допустить конкуренции
и ограничить торговлю удовлетворением
непосредственных потребностей и нужд
населения города и округи.
3.3. Внешний
вид западноевропейских городов
В средневековом
городе отсутствовала привычная
нашему глазу четкая планировка,
которую знал римский город:
в нем нет ни широких площадей
с общественными сооружениями, ни
широких вымощенных улиц с
портиками по обеим сторонам.
В средневековом городе дома
теснились вдоль узких и кривых
улочек. Ширина улиц, как правило,
не превышала 7-8 метров. Так, например,
выглядела важная магистраль, которая
вела к собору Парижской Богоматери.
Были улицы и переулки еще
уже – не более 2 метров и
даже шириной 1 метр. Одна из
улиц старинного Брюсселя до
сих пор носит название «улицы
одного человека»: двое там
уже не могли разойтись.
Уже с
12 века появляются инструкции
городских властей о правилах
возведения домов и поддержания
опрятного вида улиц. С конца
13 века во Флоренции, Сеене, Пизе
была учреждена «служба для поддержания
красоты». Высокому денежному штрафу подлежали
те из домовладельцев, которые нарушали
предписание относительно внешнего вида
домов.
Содержание
улиц в порядке и чистоте
составляло постоянную заботу
городских властей. Мусор и
нечистоты большей частью сбрасывали
в реки или в близ лежащие
рвы. Служба мусорных повозок
возникает очень поздно: в Париже
в 14 веке, а в Аугсбурге лишь
в 15.
Первые
сведения о городских мостовых
исходит из Парижа 12 века: каждый
горожанин должен был заботиться
о том, чтобы улица перед
его домом была замощена. К
14 веку улицы крупнейших французских
городов имели мостовые. Но так
дело обстояло не во всех
городах Европы. В богатом Аугсбурге
мостовых не было до 15 века, также
как и тротуаров. Нередко горожане прибегали
к ходулям, без которых нельзя было пробраться
по грязной улице.
Городские
дома обносились забором или
глухой стеной. Окна были узкие,
закрывавшиеся ставнями.
Только
с 14 века в городах распространяется
каменное строительство. Сперва
появились каменные церкви, затем
– дома знатных лиц и общественные
здания; потом – усадьбы таких
ремесленников, которые использовали
печи и горны: пекарей, кузнецов,
аптекарей. Но в целом каменные
дома горожан были редкостью.
Пожары
– бич средневекового города.
Стремление избежать их сыграло,
в известном смысле, свою роль
в распространении каменной застройки
в городах. Так, в Любеке
после двух больших пожаров
в середине 13 века городским советом
в 1276 году было принято постановление,
чтобы впредь дома сооружались
из камня. Строить дома из
кирпича и глины рекомендовал
городской совет Нюрнберга в
своих постановлениях 1329-1335гг.
Городские
укрепления представляли собой
сложную систему сооружений. Стены
укрепляли многочисленными башнями,
через ров был перекинут подъемный
мост, охраняемый стражей. Крепостные
стены – предмет неустанных
забот горожан, на поддержание
их в порядке взимался городской
налог. Они были жизненно необходимы
городу, т.к. постоянно угрожала
опасность со стороны норманнов,
соседа-феодала, а то и просто
шаек грабителей.
Стены –
не только защита, но и символ
независимости города. Право на
их возведение добывалось в
долгой и жестокой борьбе с
феодалом, сеньором города, на землях
которого город сложился. Это
право даровалось королями вместе
с привилегией горожанам вершить
свой суд, собирать в свою
пользу таможенные и рыночные
пошлины. И одним из тягчайших
наказаний, которым только могли
быть подвергнуты непокорные
горожане, являлось разрушение стен
их города.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во все
времена города представляли
из себя центры экономической,
политической и духовной жизни
народа, являлись главными двигателями
прогресса. Города возникали не
внезапно, процесс их формирования
был длительным.
Средневековый
город настолько выделялся из
остального мира, что напоминал
«цивилизацию в цивилизации». Природа
не знает городов, где рукотворно
все: дома, соборы, городские стены,
водопроводы, витражи, мостовые…
Здесь, как нигде, ощущается
преобразующая воля, разум и рука
человека. В городе рукотворная
среда обитания преобладает над
естественной.
Город –
это место встречи людей разных
национальностей, верований, культур.
Он открыт для связей с внешним
миром: для торговли, науки, искусства,
обмена опытом. В городах жили
люди десятков профессий и
занятий: ремесленники и торговцы,
ученые и студенты, стражники
и чиновники, домовладельцы и
поденщики, феодалы и их слуги…
переселявшиеся в города феодалы
и духовенство, и беглые крестьяне
оказывались в водовороте городской
жизни, испытывали на себе влияние
мира денег и наживы, приобщались
к привычкам и образу жизни
горожан.
В 14-15 веках
прежние центры средневекового
мира – замок и монастырь
– уступают место городам.
Город стал центром мелкотоварного
уклада – торговли, ремесел, денежного
обращения. Город утвердил бытие
и значение мелкой и средней
собственности, основанной не
на обладании землей, а на личном
труде и товарном обмене. Город
стал центром, средоточием наемного
труда и новых категорий труда
– административного, интеллектуального,
обслуживающего и других.
Города
были также источниками вольнодумства
и свободолюбия, в них формировался
тип предприимчивого, инициативного
человека – будущего буржуа.
Именно
города с точки зрения многих
историков придали неповторимое
своеобразие западноевропейской
цивилизации.
Города
Западной Европы и Руси имели
следующие сходства:
1. Многофункциональность
(город – это административный,
экономический, духовно-религиозный
и культурный центр).
2. В городах нет сельскохозяйственного
производства (но на ранней стадии
города представляли собой часть
феодальной системы, поэтому горожане
в Западной Европе будучи вассалами
какого-либо синьора вынуждены
были платить ренту деньгами
или товарами, произвольные поборы.
Результатом этого явились коммунальные
движения, ставившие целью избавиться
от злоупотреблений синьора, добиться
личной свободы для горожан).
3. В городах сосредотачивалось
два основных вида деятельности:
торговля и ремесло.
Отличия
городов Руси и Западной Европы:
1. В Западной Европе
ремесло развивалось интенсивнее.
Благодаря той роли, которую города
играли в жизни средневековой
европейской цивилизации, ее можно
назвать не просто аграрной, а
аграрно-ремесленной цивилизацией.