Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:52, реферат
Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы.
Рассматривая медицину и философию, как две неразрывные науки, Гиппократ старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы.
Он вывел медицину из темного эмпиризма – учения об опыте, под которым понималось направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено, либо как описание опыта, либо сведено к нему. Очистив эмпиризм от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытною, экспериментальною стороною дела, положил начало её развитию.
1. Введение.
2. Детство и юность.
3. Образование.
4. Путешествия.
5. Гиппократ- философ:
5.1 Анатомия.
5.2 “О природе и человеке”.
6. Авиценна о Гиппократе.
7. Медицинские сочинения Гиппократа:
7.1 “Афоризмы”.
7.2 “Переломы”. “Раны головы”. “Вправление сочленений”.
7.3 “Артрит”. “Рак”. “Саркома”. “О женских болезнях”.
7.4 “Эпидемии”.
7.5 “Прогностика”. “ О темпераментах ”.
7.6 “Диета в острых болезнях”.
7.7 “О воздухе, воде и местности”.
7.8 “Гимнастика, физические упражнения, спорт, труд”.
7.9 “Прежде всего – не навреди!”.
8.0 “Клятва Гиппократа”.
9.0 “Гиппократу, нашему целителю и благодетелю”.
10.0 Литература.
По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду.
Заострившийся нос, впалые щёки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствует о близкой смерти больного. И теперь ещё такая картина называется “Гиппократовым лицом”.
При осмотре лица Гиппократ обращал внимание на губы: синеватые, обвисшие, холодные губы предвещают смерть.
Красный и сухой язык - есть признак тифа. Когда язык, в начале болезни, точечный, а затем переходит в красноватый и багровый цвет – жди беды.
В трудах Гиппократа, ставших
основой дальнейшего развития клинической
медицины, отражены представление о целостности
организма; установлены стадии развития
болезней; индивидуальный подход к больному
и его лечению; понятие об анамнезе; учения
об этиологии, прогнозе, темпераментах
(сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).
По мнению Гиппократа, все люди делились
на четыре типа по своей конституции и
поведенческому характеру. Если в организме
преобладало количество крови, то такой
человек относился к сангвиникам. Избыток
желтой желчи характерен для холериков,
а слизи для флегматиков. Большая концентрация
чёрной желчи характерна для меланхоликов.
Конечно, с точки зрения современного
уровня развития медицинской науки данная
концепция взглядов выглядит наивно и,
на первый взгляд не заслуживает внимания.
Однако и здесь мы обращаем внимание прежде
всего на то, что Гиппократ, исходя из уровня
своих медицинских знаний и уровня развития
философии того времени, сделал важную
попытку дать объяснение многообразию
типов человеческого организма и их зависимости
от внутренней среды.
С именем Гиппократа соединяют
учение о темпераментах, которое, однако,
в его сборнике не изложено, но продолжают
жить в современном языке. Но не в характеристиках
самих этих типов категоричный смысл учения
Гиппократа – Галена. За конкретными (психической
и физической) оболочками этого учения
просматриваются некоторые общие принципы,
используемые современными исследователями.
Древнюю теорию темпераментов отличала
ещё одна особенность. За основные элементы
организма принимались жидкости “соки”.
Эту точку зрения принято называть гуморальной
(от греческого – жидкость).
В сочинении “Диета в острых болезнях”, Гиппократ положил начало рациональной диететике и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, что впоследствии было забыто. Рассматривая диету, как дополнительный метод в лечении, Гиппократ с этой целью установил диеты применительно к формам болезней – острым, хроническим, хирургическим.
Его метод с успехом использован и, доработанный с использованием новых научных знаний, используется в современном “Лечебном питании”.
Работы Гиппократа “О воздухе, воде и местности” содержат многолетние наблюдения над распространением болезней в зависимости от воздействия на организм внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды, загрязнённого воздуха. Результат долголетних наблюдений – физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. “Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим себя и которым мы живём” – писал он.
В отличие от своих предшественников, Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды.
Учение о профессиональных болезнях имеет давнюю историю. В глубокой древности, ещё до новой эры, внимание отдельных философов и врачей было обращено на высокую смертность горнорабочих.
В древнегреческой и римской литературе VI – IV веков до нашей эры в трудах Аристотеля и Лукреция приводятся случаи тяжёлой болезни рабочих серебряных рудников.
Гиппократ же обратил внимание на высокую смертность горнорабочих. Он впервые указал на вредность свинцовой пыли, составил даже перечень свинцовых профессий того времени и описал клинику “свинцовых колик”. Однако все эти описания были единичными и отрывистыми.
В сочинениях “О природе человека” приведены сведения по климатическим условиям разных стран. Обстоятельно и полно изучено влияние метеорологических условий местности острова на возникновение, в зависимости от этих условий, болезней.
Гиппократ чётко проводит мысль о том, что географические условия и климат оказывают влияние на обычаи, нравы, здоровье, поведение человека, его темперамент. В этой работе он писал: “Туземцы приписывают причину этого богу и людей этого рода почитают и уважают, боясь всякий за себя. Мне и самому эти болезни кажутся божественными, как все прочие, и одна из них не божественнее и не человечнее другой, но все одинаковы и все божественны. Однако каждая из них имеет свою собственную природу, и ничто не делается вне природы”. Здесь речь идёт о конвульсиях, астмах, евнушестве у скифов. Это было великое открытие Гиппократа, когда он оторвал болезни от бога, хотя еще и в наше время есть такие “проповедники”, которые пытаются, чуть ли не все болезни связать с прегрешениями перед богом.
Гиппократ – один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате “Священной болезни” – так древние греки называли эпилепсию, доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами.
Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки
Гиппократ делит причины болезней на два класса. К первому классу он относил болезни, вызванные общим вредным влиянием со стороны климата, почвы, наследственности. Ко второму классу были отнесены болезни, связанные с “личными” условиями – условиями жизни и труда, питания (диеты), от возраста. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков – здоровье.
Большое значение, в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал гимнастике. Он писал: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”… “Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм ”.
Гиппократ придавал большую значимость труду, считая, что “лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди сильные и молодые, без привычки ”.
Гиппократ критически относился к праздности и ничегонеделанию, что, по его мнению, влечёт нездоровье. И наоборот – устремление ума к чему-то связано с бодростью, направленной к укреплению жизни.
Отец медицины осуждал такие пороки, как пьянство, считая, что оно является причиной слабости и болезненности, Этот принцип не утратил своей значимости до наших дней.
Даже краткое ознакомление с выдающимися сочинениями отца медицины, позволяет нам констатировать – какой бесценный материал собран им в течение жизни и оставлен своим ученикам.
В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения:
не вредить больному; противоположное – лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.
Так об использовании первой заповеди писал отец хирургии Амбруаз Паре.
Рутина и косность всегда отличались жизнестойкостью. Амбруаз Паре не сразу удалось уговорить коллег в том, что от предложенной им смеси гораздо больше проку, чем от традиционного бальзама. Однако, у Паре был великий союзник – Гиппократ. “Прежде всего – не навреди!” – гласит одна из его бессмертных заповедей. Паре действовал в соответствии с ней. “Лечение, –втолковывал он, – не должно быть причиной новых страданий. Лечебный фактор должен не только устранять основное заболевание, но и облегчить страдание, вызванное им, а не увеличивать его”. Так зарождалась идея противошоковой терапии Паре.
“… Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро”, – горечь и страдание врача –гуманиста слышаться в этих словах Гиппократа. И хотя они были сказаны в V веке до нашей эры, положение, в принципе не менялось до середины XIX века, начала развития анестезиологии.
Труды Гиппократа насыщены врачебной мудростью. Их следует вдумчиво изучать, так как они не потеряли своего значения и для нашего времени. “Искусный врач, прежде чем взяться за дело” – пишет Гиппократ - ожидает, пока не отдаст себе ясного отчёта в свойстве страдания и старается лечить скорее предусмотрительно, чем с безумной отвагой скорее нежно, чем прибегая к насилию”.
Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и давала направление современной медицине.
Многие деятели науки “новейшего времени” – Гален, Галлер, Грунерт, Гезер, Литре, Ковнер, исследуя сочинения Гиппократа, высказали свои предположения, что некоторые из 72 приписываемых ему принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Галлен признавал за подлинные 11 сочинений, Геллер – 18 сочинений, Ковнер считал подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.
Но не стоит забывать, что Гиппократ жил в эпоху, когда высокие нравственные идеалы, стремление к получению знаний, и передаче полученных знаний другим были нормой. А заслуга Гиппократа, не в количестве написанных сочинений, а в том, что он сумел собрать огромный свод знаний древней Греции по медицине и систематизировать его в своём кодексе.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей “Клятва Гиппократа”, который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. И главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».
“Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству”, - говорил Гиппократ.
Клятва Гиппократа является выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.
Гиппократ умер в 377 до нашей эры. На острове Кос ему установлен памятник. Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчёлы давали мёд, обладающий целительными свойствами.
Афиняне воздвигли ему железную статую с надписью : “Гиппократу, нашему целителю и благодетелю”.
Платон сравнивал его с Фидием, Аристотелем, называл его великим, а Гален – божественным.
Высокое чувство ответственности перед человеком и обществом, постоянное совершенствование медицинских познаний и врачебного мастерства, внимательное и заботливое отношение к больному, сохранение врачебной тайны, соблюдение во всех своих действиях принципов морали – вот в чём клянётся сегодня врач.
Оценивая роль Гиппократа в
истории медицины, следует отметить, что
он значительно возвысился над своими
современниками. Ему удалось преодолеть
мистику, религиозность, антинаучное идеалистическое
восприятие окружающего мира, тем самым
открывая перед последующими поколениями
широкие возможности для подлинного научного
подхода к изучению человека
Клятва Гиппократа:
Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей, и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же и не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить
свою жизнь и искусство. В какой бы дом
я ни вошел, я войду туда для пользы больного,
будучи далек от всего намеренного, неправедного
и пагубного, особенно от любовных дел
с женщинами и мужчинами, свободными и
рабами. Что бы при лечении – а также и
без лечения – я ни увидел или ни услышал
касательно жизни людской из того, что
не следует когда-либо разглашать, я умолчу
о том, считая подобные вещи тайной. Мне,
нерушимо выполняющему клятву, да будет
дано счастье в жизни и в искусстве и слава
у всех людей на вечные времена; преступающему,
же и дающему ложную клятву да будет обратное
этому".
О Гиппократе и «Гиппократовом
сборнике» существует громадная литература.
В 1972 году был выпущен справочник – “Выдающиеся деятели медицины и хирургии”, где представлены двести славных имён, начиная с Гиппократа. Из русских сочинений заслуживают особенного внимания: «Очерки истории медицины». С. Ковнера выпустил в 1883 году в Киеве переводы «Гиппократова сборника» на новейшие языки, имеется несколько изданий. На русский язык переведены книги «О древней медицине» и «Афоризмы
Литература:
Л. Салладзе Ибн Сина Авицена Из-во лит. И искусства, 1983. 464с.
Здоровье 4.87. Л.А. Дурнов, В.Е. Поляков Опухоли у детей. С. 4.
В.И. Бодяжин, К.Н. Жмакин. Гинекология для студентов мед. Ин-тов. 5-е изд. Т. М, 1984. – 462 с.
В.Г. Атаманова, Н.Н. Шаталов. Профессиональные болезни – М. Медицина 1982.
В.Ю. Островский Борьба с болью, или человек на операционном столе. – Мю Знание. 1983. – 144.
С.Я. Чикин Врачи-философы. – М.: Медицина, 1990, 384 с.
В.В. Кованов Хирургия без чувств Очерки, воспоминания – М.: Сов. Россия, 1981. – 320 с.
М.С. Шойфет 100 великих врачей. М.: Вече 2004. – 528
А.П. Юрихин Десмургия. - 3-е изд., стереотипн. – Л.: Медицина, 1984. -1200с.