Гонение на старообрядцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики для современной исторической науки обусловлена тем, что Русская Православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали церковь.
Цель работы - рассмотрение вопроса о церковном расколе ХVII века в России.
Задачи работы: проанализировать столь важное историческое событие в истории России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................3
I. Предпосылки к расколу…………………………………………………………...5
1.1 Кружок ревнителей благочестия………………………….……………..……...5
1.2 Патриарх Никон………………………………………………..……….………..5
1.3 Исправление богослужебных книг…………………………………..………....9
1.4 Начало раскола……………………………………………………….……........11
II. Никон и его реформа………………………………………………………….....14
2.1 Неистовый Аввакум…………………………………………………..………..14
2.2 Конфликт светской и духовной власти………………………….…….……....17
2.3 Большой церковный собор……………………………………….….………....22
III. Гонение на старообрядцев………………………………………………….….27
3.1 Социальные корни раскола…………………………………….……………....27
3.2 Соловецкое сидение…………………………………………….………….......28
3.3 Пустозерские узники………………………………………………..…….…....30
3.4 Самосожжение………………………………………………….…………........34
3.5 Старообрядческие толки………………………………………………….........36
3.6 Выговская пустынь…………………………………………….………….........37
Заключение…………………………………………………………….…................40
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по истории.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Не следует думать, что массовые самоубийства были принадлежностью  исключительно XVII - начала XVIII вв. Такое случалось и на рубеже XIX - XX вв. Так, в 1897 г. во время первой всероссийской переписи населения 25 старообрядцев, живших на хуторах близ Тирасполя, добровольно дали замуровать себя в склепах и закопать в могилах, лишь бы не быть переписанными, что, по их понятиям, означало принятие "антихристовой печати".

3.5 Старообрядческие толки

И все же самосожжение являлось крайней формой ухода от преследований со стороны официальных  властей. В большинстве случаев  раскольники продолжали жить по-прежнему, тайно исповедуя старую веру, а когда преследования становились невыносимыми, бежали на Дон, уходили в глухие леса в Заволжье, переселялись в Поморье или за "Каменный пояс" - Уральский хребет. Там, в недоступным местах, среди болот и тайги, устраивались раскольничьи скиты и пустыни, к котором вели ведомые одним лишь раскольникам тропки.

Уже в XVII в. старообрядчество разделилось на два основных толка - поповцев, признававших необходимость духовенства и всех церковных таинств и беспоповцев, отрицавших церковную иерархию. Основным центром распространения поповщины стало нижегородское Заволжье, здесь, на реке Керженец насчитывалось свыше семидесяти раскольничьих скитов. Беспоповцы в основном осели на Севере, в Поморье.

Столицей беспоповского  толка являлась Выговская пустынь, или Выгореция в верховьях  реки Выг к северо-востоку от Онежского  озера. Выговцы считали свое "общежительство" прямым наследником и продолжателем  дела Соловецкого монастыря, и действительно  на реку Выг уже в 80-х годах XVII в. стекались староверы, спасшиеся после захвата стрельцами Соловецкого монастыря.

 

3.6 Выговская пустынь

Возникновение самой  общины следует отнести к 1694 г. Ее основателем был Данила Викулин, затем настоятелем "пустыни" стал посадский человек города Повенца Андрей Денисов, которого сменил его брат Семен Денисов. Поначалу Выгорецкая пустынь была небольшой, старообрядцы, как свидетельствует историк пустыни Иван Филиппов, жили "нужным и скудным пустынным житием, с лучиною в часовни службу отправляюще и икон и книг в часовни скудно и мало вельми. А колокол тогда не было, в доску звониша, и дороги с волостей к ним в пустыню тогда еще не было, на лыжах с кережами хождаху". Через некоторое время в двадцати верстах от мужской пустыни на реке Лексе была основана женская Лексинская Крестная пустынь, первой настоятельницей которой стала сестра Денисова - Соломония. Выговское общежительство развивалось как религиозная община с эсхатологической идеологией. Правила в Выгореции была аскетическими, а слава о праведных пустынножителях распространилась далеко вокруг. Постепенно вокруг возникло более двадцати небольших скитов с пашенными дворами, где разрешалось проживать семьями.

В отличие от большинства  раскольников, выговцам удалось найти  общий язык с царем-реформатором Петром Великим и получить свободу вероисповедания и богослужения. Взамен старообрядцы платили двойную подать и снабжали рабочей силой Олонецкие заводы. Царь высоко ценил выговских рудознатцев и литейщиков, сыгравших большую роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, а также на Урале и в Сибири. Выговцы вели обширную хозяйственную деятельность, занимались рыболовством на Выгозере и Водлозере, на Белом море, а позднее на Новой Земле и Груманте (Шпицбергене). На Выге были развиты кузнечный промысел, обработка кож, выгонка смолы и дегтя, изготовление пряжи. Выгореция превратилась не только в экономический, но и в культурный центр. Здесь была собрана богатейшая библиотека, в которой сохранились многие редкие печатные и рукописные книги. На Выге продолжали старообрядческие литературные традиции, для которой была характерна особая стилистика, "древние словеса". Настоятель общины Семен Денисов написал "Историю об отцах и страдальцах соловецких", посвященную восьмилетней осаде Соловецкого монастыря. Среди выговских книжников и писателей были Трифон Петров, Даниил Матвеев, Гавриил и Никифор Семеновы, Мануил Петров, Иван Филиппов, Василий Данилов Шапошников, Алексей Иродионов и многие другие. В Выговской пустыни занимались иконописью и художественными промыслами.

В XIX в. продолжилось разделение старообрядчества на различные толки  и течения. Часть поповцев, сохранив старую обрядность, подчинилась официальной  церкви. Поповцы, не примирившиеся с  церковью, сделали своим центром Белокриницкий монастырь за пределами России, а из числа не признавших Белокриницкую иерархию сложилось течение беглопоповцев, принимавших "беглых", то есть порвавших с господствующей церковью священнослужителей. Не избежало разделение и беспоповщина. Выговская пустынь, когда-то являвшаяся общим центром для всех беспоповцев, стала оплотом умеренного - так называемого поморского толка. Кроме этого толка среди беспоповцев распространились федосеевщина, порвавшая с поморцами. От поморского толка откололись филипповцы, проповедовавшие самосожжение и самоуморение. Самосожжение также проповедовали нетовцы (Спасово согласие).

В русском старообрядчестве парадоксальным образом сочетались прямо противоположные тенденции. С одной стороны, среди старообрядцев  продолжали бытовать эсхатологические настроения, ожидания близкого конца света. С другой стороны, старообрядцы удачно вели мирские дела. Несмотря на преследование, усиленное налогообложение и вымогательства со стороны властей, возникла богатая старообрядческая прослойка. Если в западноевропейских странах протестантская этика оказалась наилучшим способом приспособлена для капитализма, то в России старообрядчество с его строгими моральными заветами, культом трудолюбия, умеренности и трезвости тоже способствовала накоплению капиталов. Старообрядцами были известные фамилии купцов и промышленников Морозовых, Гучковых, Рябушинских, Щукиных и других.

Старообрядчество, представленное различными толками, сохранилось и  продолжает существовать до нашего времени.

Вывод из главы 3:

Анализируя материалы  из 6 параграфов  можно сделать  следующие выводы:

  1. Продолжающееся противостояние между противниками и сторонниками реформы привели к антагонистической борьбе в обществе;
  2. Против старообрядцев продолжаются репрессии: уничтожаются  их духовная литература, закапываются в землю иконы, старообрядцев сжигают на кострах либо ссылают;
  3. В стране появляются очаги противостояния церковной реформе:
  4. Разногласия между старообрядцами опять приводит к расколу на «беспоповцев» и «поповцев».

Заключение

Раскол последней трети  семнадцатого века - сложное социально - религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и  государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны  данного движения, его социальный состав и характер.

Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи  как консервативные, так и прогрессивные  черты.

К консервативным чертам можно отнести: идеализацию и  защиту старины; проповедь национальной замкнутости; враждебное отношение к распространению светских знаний пропаганда принятия мученического венца во имя "старой веры" как единственного пути спасения души;

К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести: освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви; оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.

Эти черты идеологии  движения и преобладание в составе  его участников крестьян и посадских  людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в  серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с  западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Список литературы

  1. Ионов, И. Н. Российская цивилизация. IX – начало XX века / И. Н. Ионов. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Кацва, Л. А., Юрганов, А. Л. История России XVI-XVIII вв.: экспериментальный учебник для VIII класса средних учебных заведений / Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. – М.: Мирос, 1994.
  3. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В. О. Ключевский. – М.: Правда, 1990.
  4. Ключевский, В. О. О русской истории / В. О. Ключевский. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Платонов, С. Ф. Учебник русской истории для средней школы: курс систематический / С. Ф. Платонов. – М.: Звено, 1994.
  6. Смирнов, П. История христианской Православной Церкви / П. Смирнов. – М.: Православная беседа, 1994.
  7. Соловьёв, С. М. Чтения и рассказы по истории России / С. М. Соловьёв. – М.: Правда, 1989.
  8. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века: пособие для учителя, 2-е изд., дораб. / Сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1989.

 

 


Информация о работе Гонение на старообрядцев