Города и поселения в VI — первой половине IX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 12:38, реферат

Краткое описание

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степя¬ми Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

Вложенные файлы: 1 файл

древние города казахстана.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

   Города  и поселения в  VI — первой половине IX века

   На  обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в  средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан  и Семиречье. Южный Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степями Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

   Особое  место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное название Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье.

   В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи. В науке существует так называемое евроцентристское направление, в котором кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованным земледельцам.

   В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя  кочевников, исследователи отмечают такие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и развивались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи.

   Конечно, не всегда отношения кочевников и  земледельцев были мирными. Имеется  множество исторических фактов об опустошительных  набегах, нашествиях кочевников, но в  то же время есть сведения и о  не менее жестоких по своему характеру  походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом же историческая закономерность развития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.

   Первое  описание городов Семиречья принадлежит  буддийскому паломнику Сюань  Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»

   Ряд исследователей считает, что земледельческая  культура на территории Семиречья появилась  в результате согдийской колонизации. Существует и противоположная, автохтонная модель происхождения городской культуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономических судьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим и культурологический анализ.

   В Согдийском культурном комплексе находят  воплощение и функции города как  центра ремесла, торговли и сельского  хозяйства. Показательно сложение городского быта, который в археологических материалах представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев. С другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.

   Одновременно  с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологических материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.

   Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре города".

   Археологическими  исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород).

   В юго-западном Семиречье (Чуйская и  Таласская долины), по археологическим  данным, насчитывается 27 городищ, которые  в бельшинстве своем отождествляются  с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.

   В отличие от южноказахстанских городищ  топография семиреченских иная: в  них прослеживается центральная  часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойственным ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.

   Ко  второму типу относятся двухкомнатные  дома, в которых кроме жилого помещения  имелась небольшая кладовая.

   В основе жилища Семиречья лежит принцип  расположения в ряд длинных узких  помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка».

   В цитаделях городов располагались  дворцы правителей, интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.

   Города  являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торговлю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена принимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона.

   Местные особенности развития городской  культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие  на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в  целом.

   Города  и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.

   Арабское  завоевание оказало сильное воздействие  на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее  последствия завоеваний сказались

   на  городской культуре области. Связанная тесными экономическими и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь в среде городского населения.

   Письменные  источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время.

   В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней  Арыси сформировался  округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском  оазисе — горОда Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольших поселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались в городские центры.

   В юго-западном Семиречье число новых  городов также увеличилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.

   В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, Лабан, Ики-огуз, Каялык.

   В этот период оседлая и городская  жизнь распространяется в Центральном  Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.

   Города  также появились в Восточном  Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.

   Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урйла. Они принадлежали тюркам-огузам.

   Раскопки  городищ дают представление о  тех изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим периодом.

   На  юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки кварталов  XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.

   Раскопки  городища Талгар в северо-восточном  Семиречье показали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем на Куйруктобе. Дома группировались вдоль участка магистральной улочки. Всего домов в квартале 12—14.

   Новым элементом в застройке городов  стали мечети. Известно сообщение  автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети в городе Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы археологами.

   Среди компонентов застройки городов  Южного Казахстана и Семиречья, как  и других городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.

   В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длинной оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка) и дом с помещениями, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.

   В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа — круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом.

   Новые типы жилища появляются в городах  юго-западного Семиречья. Для них  характерен центрический план, когда  жилища и хозяйственные помещения  группируются вокруг дворика или  зала. Такая планировка была характерна для рядовых и богатых домов.

   Городское жилище XI—-XII вв. северо-восточного Семиречья известно по раскопкам города Талгара. Все дома относятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и хозяйственных помещений и двора. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.

   Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них были загоны для скота  и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворах некоторых  талгарских домов обнаружены основания  от юрт. Сочетание жилья с двором для скота, наличие юрт свидетельствует о сохранении в жизни горожан северо-восточного Семиречья традиции скотоводческого и кочевого хозяйства.

   Намечается  прогресса керамическом ремесле. По сравнению с периодом раннего  средневековья, доля лепной посуды резко снижается. Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстана относится к IX в., а массовое распространение их приходится на X—XII вв. Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кубки, кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.

Информация о работе Города и поселения в VI — первой половине IX века