Государства и право Древней Греции: Афины, Спарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:56, реферат

Краткое описание

Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.
Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах………..4
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте……….15
Закон и право……………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы ………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

историр.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

Центральное место среди  преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще  один удар родовому строю. Важнейшей  из них является тимократическая, или  цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхождения были разделены  по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов  была принята мера емкости, применявшаяся  для зерна,— медимн (52,5 кг).

Солон сохранил деление афинского  общества на четыре племени — филы и создал на базе этого деления  новый государственный орган  — Совет четырехсот. Он избирался  ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой  дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие  дела управления. Деятельность Народного  собрания активизируется; оно обсуждало  все важные государственные дела, принимало законы. В его работе могли принимать участие все  взрослые афинские граждане. Солон  сохранил ареопаг — оплот родовой  аристократии, который имел право  надзора за соблюдением законов  и контроля за деятельностью Народного  собрания.

Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа — гелиэи. Первоначально  это был суд присяжных, членами  которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она  станет самым массовым и важным политическим органом.

Афинское государство  в V в. до н. э.

Афинский морской союз. Пятый век до н. э. начался греко-персидскими  войнами. Империя Ахеменидов, самое  крупное и сильное государство  того времени, угрожала самому существованию  греческих полисов. Большое значение для победы над персами и превращения  Афин в морскую державу сыграли  морская и финансовая реформы  архонта Фемистокла. Во времена его  правления (в начале V в. до н. э.) был  получен большой доход от серебряных рудников. Обычно эти средства распределялись между гражданами. Фемистокл предложил  эти деньги передать государству  для постройки кораблей. Так было положено начало афинскому бюджету  и крупному военному флоту.

Победа над персами  стала возможна также благодаря  объединению греческих полисов. Представители ряда греческих городов  на острове

Далос заключили союз, получивший название Далосского военного союза. Была учреждена единая казна, созданы  единые сухопутные силы и флот. Делами Союза управлял совет из представителей всех городов — членов Союза. Весьма скоро обозначилось главенство Афин в этом Союзе, поэтому он получил  название Первого Афинского морского союза.

Постепенно участие других городов в делах Союза ограничилось внесением определенного взноса. Эти средства передавались афинянам, которые формировали сухопутное войско и флот. Афиняне одержали над персами ряд блестящих  побед, что усилило их мощь и обеспечило ведущую роль в Союзе. Афины поддерживали демократические порядки и в  союзных полисах. В городах, входивших  в Афинский морской союз, существовали одинаковые системы государственного управления.

В 454 г. до н. э. отношения между  Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна, хранившаяся прежде на острове Далос, была перенесена в  Афины и стала частью собственно афинской казны. Афины стали тратить  союзнические деньги на собственные  нужды, не считаясь с мнением союзников, последние по сути дела превратились в подданных Афин. Некоторые члены  Союза выступали против гегемонии  Афин, но эти восстания были подавлены.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, положивший конец греко-персидским войнам. Таким образом, Афинский морской  союз выполнил стоявшую перед ним  военную задачу. Но Союз не ограничивался  военными задачами. Это было объединение  не только военно-политическое, но и  экономическое, в частности, в рамках Союза успешно развивалась торговля.

В 412 г. до н. э. ряд городов  вышел из Афинского морского союза. Чтобы не допустить его полного  распада, Афины приняли ряд мер: некоторые города получили автономию, был отменен обязательный взнос в общую казну, но это ненадолго продлило жизнь Союза. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело к прекращению существования Первого Афинского морского союза.

Пелопоннесская война, определившая внутриполитическое развитие Греции во второй половине V в. до н. э.,— это  война двух союзов: Афинского морского и Пелопоннесского, возглавляемого Спартой. Если Афины были символом демократии, то Спарта олицетворяла господство аристократии. Разногласия между двумя крупнейшими  греческими государствами касались и экономических, и политических, и социальных проблем. Пелопоннесская война, одна из самых кровопролитных войн на греческой земле, завершилась  победой Спарты. Это обеспечило ее гегемонию среди греческих государств. С целью противостояния Спарте в 378 г. до н. э. был создан Второй Афинский морской союз. Члены этого Союза  сохраняли свою автономию и на добровольных началах делали взносы в общую казну. Органом управления Союза являлось собрание, в котором  каждый город имел один голос. Штаб-квартира собрания была в Афинах. Афины взяли  на себя обязательство не вмешиваться  во внутренние дела союзников. Таким  образом, новый Союз был построен на началах равенства.

В 60—50-е гг. IV в. до н. э. Второй Афинский морской союз стал крупной  политической силой в Греции, но Афины вновь предприняли попытку  возродить свое господство в Союзе. Это привело к Союзнической войне, и все попытки Афин подавить восстания  своих союзников потерпели неудачу. Второй Афинский морской союз распался.

Общественный  строй Афин в V в. до н. э. Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Рабский труд широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. Но за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.

Полноправные афинские граждане (у которых и мать и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет  зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами  гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, выборных органах), право на почитание и защиту отеческих богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т. е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия — повинность в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в интересах всего класса рабовладельцев.

Метеки (чужеземцы, проживающие  в Афинах) не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими  гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать  себе простата — посредника между  метеками и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.К  метекам по своему положению приравнивались вольноотпущенники.

Государственный аппарат  афинской демократии состоял из следующих  органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов  и коллегии архонтов. Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Председателем Народного  собрания являлся председатель пританов.

В конце V в. до н. э. была введена  плата за посещение Народного  собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем —  шести оболов. Благодаря этому  стало реальным участие в собрании широких народных масс.

Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных  институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим  органом. Совет пятисот избирался  путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

В компетенцию Совета входило  много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них  председательствовал. Совет подготавливал  и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного  собрания, составлял предварительное  заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.

Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными  зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных  дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю. Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

В системе государственных  органов сохранился такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный срок представители  афинской аристократии. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам  об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.

Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии — стратегов и  архонтов.

Коллегия  стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Народных собраниях из наиболее выдающихся людей путем открытого голосования (поднятием рук). Поскольку стратеги, в отличие от других должностных лиц, не получали жалованья, занимать эту должность могли только весьма состоятельные люди. Война с персами требовала сосредоточения власти в одних руках. Так выдвигается должность первого стратега, ставшего и первым должностным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган — гелиэя. Помимо чисто  судебных функций, она выполняла  функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции  гелиэи были связаны не только с  судебным разбирательством. Участие  в охране Конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные  дела, спорные дела между союзниками и все важные дела

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство  представляет собой первый в истории  человечества опыт демократической  республики. Эта демократия имела  ограниченный характер. Во-первых, она  обеспечивала полноправие только свободного населения. Во-вторых, она распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение  в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым  сложно было добираться в Афины из горных районов и для которых  забота о собственном урожае была важнее заседаний в Народном собрании. Из 43 тыс. полноправных граждан на собрания являлись 2—3 тыс. Управление обществом  осуществлялось партиями и их вождями  — демагогами. К V в. до н. э. вместо прежних  партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся  на мелких дельцов, наемных работников, моряков.

Информация о работе Государства и право Древней Греции: Афины, Спарта