Государства и право Древней Греции: Афины, Спарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:56, реферат

Краткое описание

Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.
Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах………..4
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте……….15
Закон и право……………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы ………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

историр.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное  устройство, изучение которого имеет  большое историческое значение.

 

Формирование  афинского законодательства

По преданию, первым законодателем  в Афинах был легендарный правитель  Тесей (XIII в. до н.э.). Однако его законы — якобы выбитые на камне «для вечности» — вряд ли были юридическими законами, а скорее формировали религиозно-обрядовую  сферу жизни и социальные классы населения (что было традиционно  для архаического права).

Первым историческим законодателем  Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н.э.) были посвящены, главным  образом, новой организации суда и наказаниям за типичные правонарушения религиозного и общественного уклада. Законы отменяли любые привилегии рождавшейся  знати, стремились (также традиционно  для древнейшего права) сдержать продвижение имущественного неравенства. Постановления Драконта вошли в  мировую историю нрава сноси  якобы неизбывной жестокостью: практически  за любое преступление в них назначалась  смертная казнь. «Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления по его мнению, заслуживают этого  наказания, а для крупных он не нашел большего». Также согласно преданию, большинство из законов  Драконта были отменены Солоном в  начале VI в. до н.э.

Законы Солона (после 594 г. до н.э.) были, по-видимому, записью не только религиозных постановлений  и обычного права, но и перенесением в Афины ряда законов других греческих  полисов и даже Египта. Законы были выбиты на деревянных досках (числом не менее 16) и выставлены в пританее. По указанию законодателя, афиняне  должны были следовать им не менее  ста лет — и действительно, еще в IV в. до н.э. уважительное отношение  к этим законам в судах сохранялось. По содержанию законы Солона касались в главном регулирования внутрисемейных и родовых отношений, преследовали цели охранения не только общественного  порядка как юридического, но и  общественной морали, благопристойности. Имущественные отношения в них  регулировались под знаком уважения соседских прав, сохранения общинных ценностей.

Основной массив афинского  законодательства сформировался в  период расцвета демократии — вторая половина VI в. — V в. До н.э. Причем теперь законы регулировали и судебно-процессуальные порядки, способы ведения дел в судах, а также детально регламентировали в особенности сферу брачно-семейного права, поскольку с ней многое связывалось в статусе гражданина полиса, в переходе имущества (а значит, и в возникновении прав на имущество). Собственно сфера имущественных и обязательственных отношений была регламентирована слабо и противоречиво, что вызывало многочисленные судебные разбирательства со спорным исходом дела. Политические обстоятельства зачастую одерживали безусловный верх над законодательной традицией. Поэтому, например, вслед за падением режима т.н. «тирании 30-ти» (403 г. до н.э.) был принят закон о непризнании свершившихся тогда судебных решений.

 

2. Государственный  и общественный строй в Древней  Спарте.

Спартанское государство  возникло в IX в. до н. э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление общественных порядков и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного законодателя Ликурга. Приписываемое  ему законодательство появилось  в обстановке острой социальной борьбы в спартанском обществе. По-видимому, имущественная дифференциация, вызвавшая  образование деления на классы, привела  к волнениям и открытым выступлениям бедноты, поэтому законы явно направлены на смягчение социальных противоречий.

Общественный  строй. Для общественного строя Спарты характерны сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военная организация общества. Заботой о сохранении солидарности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, господствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется стремление предотвратить резкую имущественную дифференциацию среди «равных», как называли себя спартиаты. Эту цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запрещение спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю  государственными рабами — илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но позднее возникло имущественное  неравенство спартиатов. Несмотря на это, спартиаты именовались «равными». Из числа равных исключались граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд гипомейенов — «опустившихся».

Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность  и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства  над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты — представители  побежденных племен, превращенные в  государственных рабов. Своей земли  они не имели, работали на участке, предоставленном  спартиату государством. Однако у  илотов были свои хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного  с земли, около 50% илоты платили  господину в виде оброка. Илоты  несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты  поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй. Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло значительной роли в политической жизни страны. Созывалось оно от случая к случаю по решению должностных лиц. В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались внеочередные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению Народного собрания относились такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения  в случае возникновения спора  о престолонаследии, выбор главы  военного похода. Народное собрание участвовало  в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза  с другими государствами.

Во главе государства  стояли два царя, которые выполняли  функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство  государством принадлежало эфорам, к  которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Коллегия эфоров была органом спартанской  олигархии, руководившим всеми сторонами  жизни спартанского общества. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения  их к судебной ответственности способствовали злоупотреблениям ими своей властью.

Герусия (совет старейшин) — орган, сохранившийся от родоплеменной  организации. Она состояла из 28 виднейших  представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили два  царя. Члены герусии (геронты) избирались Народным собранием пожизненно. Герусия  предварительно обсуждала вопросы, которые должны были рассматриваться  Народным собранием. Первоначально герусия располагала практически неограниченной компетенцией и являлась судебной инстанцией против царей. На своих ежедневных заседаниях она обсуждала военные, финансовые, судебные вопросы. С усилением власти эфоров значение герусии уменьшалось.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической  и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопоннесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело  к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие государства, Спарта в  середине II в. до н. э. оказалась под  властью Рима.

 

Закон и право

Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность на своего рода общинно-полисных ценностях имели  своим основанием особое, неполитическое общее понимание закона и права. Закон служит не государственной  власти, а выражает нравственно-обязательный порядок — в этом его содержание, в этом и предназначение.

Право могло быть двух родов, согласно общегреческому представлению. Как широкое понятие — Themis —  это воплощение воли богов; оно именно присутствует в природе, пронизывает  собою угодный богам общественный порядок. Такому понятию должны соответствовать  между собою отношения между  народами, между разными слоями населения  в полисе, отношения между властвующими и подвластными, отношения в роде и семье. Как более конкретное понятие — Dike — это и собственно юридическая норма, и вместе с  тем моральное предписание о  добродетели. Чисто юридического представления  о законах, о праве в Древней  Элладе не существовало: право и  законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и  полисной морали.

Юридическое предписание, закон  — только приложение требований всемирного порядка. Выражены эти предписания  могут быть в нескольких видах. Первый — ретра — взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг к другу, двух народов; этот закон имеет фундаментальное  значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй — themos — глобальное правило, установление какого-то определенного  свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой  смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Драконтом или Солоном. Третий — псефисма — индивидуальное решение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида — регламентация деятельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: закон — только один из путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный.

 

Заключение

Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах  Средиземного моря, которое в первые века особенно стимулировало экономические  усилия народов, их связи с другими  землями. Подобно тому как древневосточные  общества были цивилизациями великих  рек, античный мир был морской  цивилизацией, с раннего времени  связанной военно-торговыми отношениями. Значительно более развитыми  здесь были денежное хозяйство и  финансовые связи. Большую роль в  созидании государственности античного  мира сыграли финансовые системы  и военная политика.

Античные государства  почти с самого начала своего образования  стали стремиться выйти за пределы  первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие государственных  форм, здесь проходило на фоне колонизации  — поначалу военно-торговой, затем  чисто завоевательной — других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская  политика составляла существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства развились  в значительные империи — в  период своего исторического заката поистине мирового масштаба (империя  Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой  истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения  метрополии и колоний, принципы управления территориями в масштабе континентов.

Благодаря особенностям социальных отношений своего времени античное государство составило особый тип  государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство  в главном было построено на принципах  народовластия и гражданской  свободы, соединенных с особым общинно-полисным политическим строем. Оставаясь государственностью избранных, античный полис предоставил  истории пример более высокой  степени вовлеченности граждан  в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке.

В своем становлении и  развитии античная государственность  прошла некоторые исторические этапы. Формирование государства происходило  в форме примитивных монархий или олигархически-родового строя, в котором плановые отношения  объединялись с преимуществами крупной  земельной собственности. Расцвет  античной государственности принес с собой народовластие в форме  демократической республики или  особой монархии. Венцом исторического  движения античной государственности  стало оформление особой полувоенной  бюрократической монархии, которая  станет образцом политических форм большинства  европейских и азиатских народов  в последующей истории.

Список использованной литературы

1. Всеобщая история государства  и права. / Под ред. К.И. Батыр.  – М., 1995

2. Графский В.Г. Всеобщая  история права и государства.  – М., 2000.

3.Жидков О.А., Крашенинникова  Н.А. История государства и  права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. – М., 2001.

4. История государства  и права зарубежных стран: курс  лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003.

5. История государства  и права зарубежных стран: учебное  пособие / С.А. Шатилова. – М., 2004.

6. История государства  и права зарубежных стран: учебник  для вузов / А.И. Косарев. –  М., 2002.

7.История государства  и права зарубежных стран: учебное  наглядное пособие под общей  ред. В.П. Сальникова. – М., 2004.

8. Омельченко О.А. Всеобщая  история государства и права.  Учебник в 2 т. Т.1. – М., 2005

 


Информация о работе Государства и право Древней Греции: Афины, Спарта