Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:53, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать развитие реформ центрального и местного управления в России в период середины XVI вв.
Задачи исследования:
-проанализировать деятельность государственного управления России в период сословно-представительной монархии ;
-дать характеристику местного управления в России в XVI-XVII вв.;
-выяснить историю возникновения реформ центрального и местного управления в России середины XVI в.
Введение 3
Глава 1. Государственное управление России в период сословно-представительной монархии 6
1.1.Государственный строй 6
1.2.Местное управление в России в XVI-XVII вв. 10
Глава 2. Реформы центрального и местного управления в России середины XVI в. 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Содержание
Создание единого Российского централизованного государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI-XVII вв. на Руси происходит процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система. Отдельные группы феодалов постепенно консолидировались и объединялись в единое сословие, завершалось всеобщее и полное закрепощение крестьян.
Интерес к истории городского самоуправления связан не только со стремлением историков более глубоко взглянуть в прошлое, но и с сугубо практическими потребностями. На современном этапе российской истории не сняты проблемы поисков более рациональной организации местного самоуправления не только из-за недостатков, присущих нынешней системе, но и вследствие развития процессов урбанизации и усложнения задач, вставших перед муниципальными учреждениями. Поэтому исключительно актуальным является вопрос оптимизации деятельности органов местного самоуправления.
Выбранный тема для исследования является актуальной и научно значимой, т.к., возвращаясь ко многим забытым традициям городского самоуправления, важно полнее учитывать этот исторический опыт. Необходимо также с учетом современных реалий по-новому взглянуть на уже известные факты и события, чтобы преодолеть старые мифы и заблуждения и предотвратить рождение новых.
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать развитие реформ центрального и местного управления в России в период середины XVI вв.
Задачи исследования:
-проанализировать деятельность государственного управления России в период сословно-представительной монархии ;
-дать характеристику местного управления в России в XVI-XVII вв.;
-выяснить историю возникновения реформ центрального и местного управления в России середины XVI в.
Степень изученности темы довольно велика, но есть основания полагать, что ее развитие будет продолжаться, поскольку взлетов и падений в развитии муниципального управления не избежать. А человечество стремится к максимально простому, но в тоже время безопасному с экономической и социальной точки зрения ведению управленческих процессов.
Основными источниками являлись: часть первая «Отечественного законодательства XI - XХ веков» под редакцией Чистякова О.И., «Хрестоматия по истории государства и права России» Ю.П. Титова, «История государства российского» Карамзина Н.М., «Чтения и рассказы по истории России» Соловьева С.М. и весьма забавный «Учебник Русской истории» Платонова С.Ф. написанный еще в 1910 году - это первостепенные источники. Также, огромное влияние на само видение предмета оказали работы Н. Макиавелли, О. Шпенглера и «История Востока» - двухтомник Л. Васильева.
Состояние научной разработанности темы. Проблема исследования государственной власти и местного самоуправления имеет богатую историю. Работы таких ученых, как Р.Гнейст, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье, Ж-Ж.Руссо, А. Бергсон, Г.Блумер, Р.Арон, М.Вебер, Т.Джефферсон, Р. фон Иеринг, А. де Токвиль, О.Майер, Л. фон Штейн, Г.Еллинек, заложили основы учения о государстве. Проблемы государственного управления и местного самоуправления активно разрабатывались и видными российскими учеными-государствоведами В.П.Безобразовым, И.О.Беляевым, А.И.Васильчиковым, Л.А.Велиховым, Б.Б.Веселовским, А.Д.Градовским, Н.М.Коркуновым, Н.И.Лазаревским, Б.Э.Нольде, М.И.Свечниковым, Б.Н.Чичериным и др.
Современные отечественные
ученые-правоведы активно
Методологической основой работы является историко-культурные сравнительные подходы, которые позволили выявить существо реформ и добиться поставленной в работе цели.
В середине XVI в. при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Среди них важнейшей была попытка уменьшить влияние Боярской Думы в государстве. Для этого в 1549 г. была учреждена "Избранная рада" или "Ближняя дума" из особо доверенных лиц назначенных царем. Это был совещательный орган, решавший вместе с царем все наиболее важные вопросы управления и оттеснивший Боярскую Думу.
Централизации государства во многом способствовала опричнина. Большая опричная территория управлялась особым аппаратом - царским двором с опричными боярами, придворными и т.д. власть царя опиралась на специальный опричный корпус, выполнявший функции личной охраны царя, политического сыска и карательного аппарата, направленного против восстаний народных масс.
Социальной опорой опричнины являлось мелкое служилое дворянство, стремившееся занять земли и боярских крестьян, усилить свое политическое влияние1.
Опричнина существенно подорвала экономические и политические позиции княжеско-боярской аристократии, укрепив тем самым царскую власть, и способствовала ликвидации удельно-княжеского сепаратизма. Но ее проведение сопровождалось колоссальным разорением многих земель и городов, страшным произволом опричников.
Опричный террор не мог не повлиять отрицательно на дальнейшее экономическое развитие страны.
В середине XVI в. были осуществлены такие преобразования в центральном и местном управлении России, как отмена кормлений, земская и губная реформы, а также реформы в вооруженных силах. С середины XVI в. стали созываться сословнопредставительные учреждения – Земские соборы.
После создания этих учреждений государственный строй России в XVII в. имел следующую структуру2:
• Во главе государства, начиная с 1547г. стоял царь. Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания царя на Земском Соборе, что должно было способствовать упрочнению авторитет монаршей власти;
• Царь как глава государства обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Но правил царь не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами;
• Боярская дума формально в XVI-XVII вв. являлась органом госуправления: она была постоянно действующим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы госуправления;
• Реальное влияние Боярской думы на госуправление в исследованный период не было однозначным. Так, в годы опричнины роль Боярской думы была незначительной;
• В состав думы вошли дворяне. Более того, в думу стали вводиться представители верхушки городского населения, торговая знать, гости. Но при этом дума продолжала оставаться органом родовитой боярской аристократии.
При Боярской думе были созданы: специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подъячими. Для работы с поступившими в думу делами образовывались комиссии из бояр и думных дьяков.
Большую роль в управлении государством в данный период играли Земские соборы. Они стали собираться с середины XVI в. и действовали в первой половине XVII в. Последние Земские соборы состоялись в 1648-1649 гг., 1651 г. и 1653 г. Во второй половине XVII в. окрепшая царская власть научилась обходиться без созыва этого сословно-представительского учреждения.
В Земские соборы входили: Боярская дума, высшее духовенство, так называемый "Освещенный собор" и выборные представители дворянства и городов. Большую часть соборов составляли дворяне. Особое преимущество на выборах имело столичное дворянство, посылавшее по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов (вне Москвы) посылали столько же дворян от каждого города. Из 192 выборных членов Земского собора в 1642 г. 44 человека являлись представителями от московских дворян.
Большое представление имели торгово-промышленные круги Москвы. В соборе численность депутатов-горожан достигала 20 %. Земские соборы собирались в первой половине XVII в. довольно часто. Созыв Соборов объявлялся специальной царской грамотой. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были принимать всем составом Собора.
Продолжительность работы Земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Так, работа Земского собора, избравшего на царство Михаила Романова, продолжалась в течение 1613-1615г. Соборное уложение 1649 г. обсуждалось на 3-х соборах с 1648 по 1649 гг. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, который носил название приговора.
Решения Земских соборов не были формально обязательными для царя. Но фактически он не мог с ними не считаться, поскольку дворяне и богатые посадские люди обеспечивали поддержку царю. Таким образом, Земские соборы с одной стороны, ограничивали власть царя, с другой - всемерно ее укрепляли3.
Система приказов являлась органами центрального отраслевого управления, получила в конце XVI в. дальнейшее развитие, охватывая все органы государственного управления России. Действовал Посольский приказ, Разрядный, Ямской.
Большое значение имел поместный приказ, решавший вопросы поместного и вотчинного землевладения, с раздачей земель дворянам, регистрация вотчин и т.д.
Поместный приказ рассматривал судебные споры по земельным делам. В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С появлением специализированных военных частей возникали Пушкарский, Рейтарский приказ. Полицейские функции и суд по разбойным и татебным делам осуществлял разбойный приказ4.
Московская полицейская служба и суд важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Земский приказ ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы.
Существовали приказы, занимавшиеся управлением отдельных местностей Российского государства – Владимирский, Галицкий, Казанский, Сибирский. Они занимались также сбором налогов и судом.
Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Приказ большой казны собирал прямые налоги с городского населения, занятого торговлей и ремеслом.
Питейные доходы с государства собирал приказ с названием "Новая четверть". Имелись приказы с узкой специализацией – Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ и др.
В приказах часто присутствовало дублирование, бюрократизм, взяточничество. В 1656г. учрежден даже счетный приказ, время от времени проверявший расходные и приходные книги приказов, но эта мера большого результата не дала.
Существовала большая группа дворцовых приказов. Так, приказ большого дворца ведал дворцовыми землями и снабжением царского двора всем необходимым. Имелись Ловчий, Сокольничий, Постельничий приказы. Казенный приказ занимался личной казной царя и охраной царских драгоценностей.
Характерной особенностью каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управленческих, но и судебных функций.
В данный период система кормлений постепенно отменяется и заменяется органами губного и земского самоуправления. Надо сказать, что термин "губа" не имеет четкого объяснения. Под губой понимался округ, определенная административная единица, в которой действовала губная изба. Губные избы были поначалу созданы как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками (татями), убийцами, поджигателями, а также сыском беглых.
Впоследствии функции губных изб расширились. В XVI-XVII вв. губные избы занимались сбором податей, переписью населения, осуществляли контроль за питейными учреждениями (кабаками), корчмами5.
Губные старосты стояли во главе губных изб ведали губной тюрьмой, объявляли административные распоряжения. Губные грамоты составлялись от имени государя и поначалу действовали параллельно с органами кормления. Системы кормления была отменена в 1556г., а компетенции губных изб расширялись.
Губные старосты избирались из детей боярских - мелких дворян, потомков измельчавших бояр, которые перешли в разряд служилых людей. При губных старостах находились их помощники - уездные старосты, десятские и лучшие люди. От губного старосты требовалось знание грамоты. При губной избе также состоял дьяк, ведавший делопроизводством. Губная изба избиралась сроком на 1 год.
Сотские, десятские должны были оказывать помощь губным избам. Кроме губной избы существовала разбойная изба, которая контролировала губные органы, могла привлечь к ответственности губных старост и целовальщиков (судебные органы) за взяточничество.
Таким образом, во второй половине XVI в. самостоятельность губных органов была ограничена, контроль за ними осуществлялся представителями центральных правительственных органов. Губные грамоты были использованы при составлении Уставной книги Разбойного приказа. Потом Уставная книга вновь заменила губные грамоты. Губные грамоты и Уставная книга Разбойного приказа явились важными источниками для собрания Соборного уложения 1649 г6.
Информация о работе Государственное управление России в период сословно-представительной монархии