Государственно-правовой механизм фашистских диктатур (Италия, Германия, Япония) – сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:49, реферат

Краткое описание

Исследование основных функций и механизмов фашистских диктатур позволяет сделать вывод о неизбежном падении тоталитарных и авторитарных форм развития государственности, негативном влиянии на социальную сферу государства. В настоящее время вновь возрождается интерес к исследованию механизма фашистского государства, написано много научных трудов по этой теме.

Содержание

Глава 1. Механизм фашистской диктатуры в Италии
1.1. Приход фашистов к власти
1.2. Государственный строй фашистской Италии
1.3. Вооруженные силы, военные действия и крах фашистской диктатуры
Глава 2. Механизм фашистской диктатуры в Германии
2.1. Приход фашистов к власти
2.2. Государственный строй нацистской Германии
2.3. Гитлеровская Германия во Второй мировой войне
Глава 3. Государственный механизм фашистской Японии
3.1. Установление профашистского режима
3.2. Монархо-профашистский режим в Японии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственно-правовой механизм фашистских диктатур.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Факультет международных  отношений

 

 

Эссе

по дисциплине

«История государства  и права зарубежных стран»

Тема

«Государственно-правовой механизм фашистских диктатур (Италия, Германия, Япония) – сравнительная характеристика»

 

                                                                                           

 

                                                                                            Выполнил:

                                                                                             студент 1 курса, 6 группы

                                                                                             факультета международных отношений БГУ

                                                                                             специальности «Международное право»

                                                                                             очной формы обучения

                                                                                             Шкарбута Е.Д.

            

                                                                                            

             

 

 

                                                         

 

 

 

Минск

2012

Содержание

Глава 1. Механизм фашистской диктатуры в Италии

1.1. Приход фашистов к власти

1.2. Государственный строй фашистской Италии

1.3. Вооруженные силы, военные действия и крах фашистской диктатуры

Глава 2. Механизм фашистской диктатуры в Германии

2.1. Приход фашистов к власти

2.2. Государственный строй нацистской Германии

2.3. Гитлеровская Германия во Второй мировой войне

Глава 3. Государственный механизм фашистской Японии

3.1. Установление профашистского режима

3.2. Монархо-профашистский режим в Японии

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель данного эссе состоит в изучении государственно-правого режима фашистских государств, их модели построения и развития в период военных действий.

Исследование основных функций  и механизмов фашистских диктатур позволяет  сделать вывод о неизбежном падении  тоталитарных и авторитарных форм развития государственности, негативном влиянии  на социальную сферу государства. В настоящее время вновь возрождается интерес к исследованию механизма фашистского государства, написано много научных трудов по этой теме.

Предмет исследования: основные характеристики государственного механизма  фашистской Италии, гитлеровской Германии и милитаристской Японии.

Период фашистской диктатуры  – самый страшный, но и самый  интересный для изучения период в  истории Италии, Германии и Японии. Эти годы приковывают к себе взгляды многих историков. Хотя фашистская диктатура изучалась огромным количеством советских и иностранных авторов, такими как Л.А. Безыменский, А.С. Бланк, Р. Бурдерон и др., но и по сей день эта тема не потеряла своей актуальности и всё также интересует многих историков.

Фашизм и нацизм объединяет полное отрицание прав человека в  их сопоставлении с полномочиями и функциями государства и  стратегическими целями политической партии.

Исторический опыт анализа  тоталитарных политических режимов  показывает, что становление и  функционирование диктатур всегда связано  с осуществлением массового террора и политических репрессий.

Как же произошло становление  фашизма - страшного, античеловеческого  режима в Италии, Германии и Японии, в какие формы эволюционировал государственно-правовой аппарат? Данные вопросы будут раскрыты в данной работе.

Глава 1. Механизм фашистской диктатуры в Италии

1.1. Приход фашистов к власти

Раньше, чем в других странах  Европы, фашизм появился в Италии. Здесь  он и зародился.

Несмотря на то, что из первой мировой войны Италия вышла  в составе держав-победительниц, страна была экономически истощена и обременена внешними долгами. В государство в то время наблюдался рост безработицы и нищеты. В этой ситуации в стране нарастали социальные противоречия и революционные настроения. В 1920 г. на Севере Италии рабочие захватили заводы и фабрики, организовав на них производство под властью своих комитетов. На Юге батраки и крестьяне присваивали помещичьи земли. К революционной борьбе присоединились также демобилизованные фронтовики, солдаты, вчерашние крестьяне южной Италии, которые создавали боевые союзы (фашио ди комбаттименто). За несколько лет количество членов этих союзов достигло полутора миллиона человек.

Революционная обстановка вынуждала  Итальянское правительство идти на важные реформы. Отметим некоторые  из них: закон о социальном страховании от безработицы, указ о допустимости самовольного захвата необработанной земли.

Вскоре, после окончания  мировой войны, возникают первые фашистские организации в Италии. Они выступали с программой, рассчитанной на отвлечение трудящихся от социалистического движения. Необходимо отметить, что программа была лживой, фашисты не выполнили на деле ни одного положения программы. А после прихода фашистов к власти, об этой программе запрещалось даже упоминать.

Фашистское движение вскоре получает поддержку со стороны магнатов капитала, а также, как ни странно, покровительство со стороны правительства. Вместе с покровительством приходят деньги. Количество членов фашистских организаций возрастает.

В 1922 г. фашистское руководство создает комитет для захвата власти и направляет в поход на Рим. Хотя правительство и имело возможность пресечь путч, король принимает другое решение: глава фашистской партии Муссолини назначается премьер-министром  Италии. [12, c. 467]

Первое время фашистское правительство вынуждено было делить исполнительную власть с католиками (партия «пополяри»), либералами и республиканцами. В 1923 г. фашисты создают Большой фашистский совет и проводят избирательную реформу.

Очередные парламентские  выборы после проведения реформы  прошли в 1924 г. в обстановке фашистского террора, что и позволило фашистам получить большинство мест в парламенте, хотя по официальным данным за них было отдано только 38% голосов избирателей.

Но демократия не была убита. Она существовала в лице социалиста Матеотти. Он обвинил правительство  Муссолини в подтасовке итогов парламентских  выборов. Вскоре после этого депутат-социалист  Матеотти был похищен и убит. Страну охватила волна негодования. Трудящиеся готовы были свергнуть фашистов, но политическая оппозиция предпочла уход из парламента.

1.2. Государственный строй фашистской Италии

После прихода фашистов к  власти начался процесс ликвидации многопартийности, принятие исключительных законов, которые создавали правовую базу фашистского режима, что противоречило прежней Конституции. Так, прямым нарушением Конституции было восстановление смертной казни за политические преступления, отмена презумпции невиновности, легализация чрезвычайных трибуналов.

Установление фашистского  режима привело к уничтожению  демократических принципов организации и государственного аппарата. Это проявлялось в сосредоточении всей государственной власти в руках верхушки фашистской партии и всех властных полномочий в руках вождя партии (дуче).

У парламента отняли право издавать законы, контролировать действия правительства, в результате чего он стал ненужным. Парламент сохраняли только для демонстрации единства между народом и правительством.

Должный состав парламента обеспечивался «реформой политического  представительства», проведенной в 1928 году.

Выборы депутатов производились  следующим образом:

      1. кандидаты выдвигались профсоюзами;
      2. большой национальный совет фашизма отбирал из общего списка 400 депутатов;
      3. избирателям давалось право одобрить это решение.

Фашистская партия стала  неотъемлемой частью государственного аппарата. Председателем большого совета фашистской партии являлся глава правительства. Совет занимался конституционными вопросами, обсуждал законопроекты.

Еще одной тенденцией фашистского режима можно назвать террор. Фашистский режим не может поддерживаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами, для осуществления которых использовались карательные органы. Важное место среди них занимали полицейские органы, в частности королевская полиция, корпус карабинеров и полиция безопасности.

Никакой антинародный режим  не может держаться одним только насилием. Немалую роль в идеологической поддержке фашистского режима играла католическая церковь.

В судебную систему Италии до установления фашизма входили  высшие суды, областные трибуналы  и мировые судьи (треторы). С приходом к власти фашистов были созданы также  полицейские трибуналы, судившие за проявление антифашистских настроений, также создавались бюро политических расследований. На основе Закона о защите государства 1926 г. создан Трибунал защиты государства. В 1931 г. суд присяжных был заменен судом шеффенов (судья и пять шеффенов).

1.3. Вооруженные силы, военные действия и крах фашистской диктатуры

Вооруженные силы Италии были сравнительно немногочисленными: 350 тыс. военнослужащих в армии и 50 тыс. жандармов. Муссолини как глава правительства и военный министр осуществлял руководство вооруженными силами. С помощью пропаганды и агитации в итальянском обществе насаждался милитаристский дух, идеологически обосновывалась необходимость внешней агрессии, проповедовались шовинистские идеи и лозунг создания «Великой Италии». В 1934 г. был принят «Закон о военизации итальянской нации», который установил, что «военное обучение должно начинаться, как только ребенок в состоянии учиться, и продолжаться до тех пор, пока гражданин в состоянии владеть оружием». Итальянцы состояли на военной службе с 18 до 55 лет, а суббота была днем военных занятий населения.

В 1935 г. Италия вступила на путь агрессивной внешней политики, развязав войну против Абиссинии(1935-1936). В 1939 г. Италия заключает военный союз с Германией с целью последующего вступления во Вторую мировую войну. Но разгром итальянского экспедиционного корпуса вместе с гитлеровской армией в 1942 г. под Сталинградом был одновременно мощным военно-политическим ударом по фашистскому режиму в Италии. Военное поражение усложнило и без того напряженную обстановку в стране.

Летом 1943 г. против Муссолини были организованы сразу два заговора – внутрипартийный и военно-монархический, в результате чего дуче был отправлен в отставку и арестован. Фашистская партия в стране была официально запрещена. Вместо распущенных фашистских корпораций были организованы независимые профсоюзы. Был восстановлен многопартийный двухпалатный парламент. Полгода спустя было создано коалиционное правительство с участием шести партий: монархисты и республиканцы, католики и атеисты, впервые на министерские посты были назначены социалисты и коммунисты.

В этот период освобожденный нацистами из тюрьмы Муссолини предпринял попытку воссоздать фашистский режим в форме Итальянской социальной республики. Но весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны союзные войска уничтожили Итальянскую социальную республику Муссолини, а его самого и часть его соратников задержали и казнили без суда и следствия.

Глава 2. Механизм фашистской диктатуры Германии

2.1. Приход фашистов к власти

В истории Веймарской республики мы можем заметить острую борьбу могущественных промышленных монополий, с одной стороны, и высокоорганизованных отрядов рабочего класса – с другой.

Начало 20-х гг. отличалось тяжелыми кризисными явлениями в  экономике страны, ростом инфляции, подъемом революционной борьбы, созданием  первых фашистских организаций.

24 февраля 1920 г. на митинге  в Мюнхене Гитлер (настоящая фамилия  Шикльгрубер) обнародовал программу  «Национал-социалистической немецкой  рабочей партии», которая была  рассчитана на привлечение недовольных  – от отсталых рабочих до  лавочников.

19 ноября 1932 г. состоялось  секретное собрание банкиров  и промышленников, которые обратились  к  президенту Гинденбургу с просьбой назначить вождя нацистов на должность канцлера империи. Гинденбург был вынужден согласиться. 30 января 1933 г. Гитлер становится канцлером и вскоре, после смерти Гинденбурга 1 августа 1934 г., правителем, который совместил в одном лице 3 должности – фюрера партии, главы исполнительной власти и главы государства.

Информация о работе Государственно-правовой механизм фашистских диктатур (Италия, Германия, Япония) – сравнительная характеристика