Государственный аппарат абсолютной монархии в России в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:09, реферат

Краткое описание

Для абсолютной монархии характерны следующие признаки: наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, отсутствие всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присуще российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности:
- абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества.
- российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Содержание

Введение
1 Глава. Реформы центральных органов власти и управления……………...5-7
2 Глава. Институт фискалов и прокуратуры………………………………….8-9
3 Глава. Коллегии…………………………………………………………….10-13
4. Схема № 1……………………………………………………………………...14
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история отеч.гос. и права.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                                                                                                                  

                 


ЧОУ ВПО

«БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА»

 

Дисциплина: История отечественного государства и права

 

РЕФЕРАТ

 

 Тема: Государственный аппарат абсолютной монархии в России

в XVIII веке.

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Заочного юридического факультета

Группа 131

Коломиец Т.Л.

 

 

Проверил:

К.и.н., доцент И.Н.Нужнов.

________________________

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург 2013 год

Содержание

 

 

Введение

1 Глава. Реформы центральных органов власти и управления……………...5-7

2 Глава. Институт фискалов и прокуратуры………………………………….8-9

3 Глава. Коллегии…………………………………………………………….10-13

4. Схема № 1……………………………………………………………………...14

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     К концу XVII века в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновение не произошло сразу после образования центрального государства, после установления самодержавного строя. Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего потребуется ряд условий и предпосылок.

     Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами, диктаторами. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходима ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе.

     Для абсолютной  монархии характерны следующие  признаки: наличие сильного, разветвленного  профессионального бюрократического  аппарата, сильной постоянной армии,  отсутствие всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присуще российскому абсолютизму.  Однако у него были свои существенные особенности:

- абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества.

- российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

    Установление  абсолютной монархии в России  сопровождалось широкой экспансией  государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной  и частной жизни. Усиление роли государства появилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось дворянство.

     Реформы  Петра I в силу преобразований в различных сферах жизнедеятельности общества не могли не затронуть и государственно-административные отношения. Идею создания совершенного государственного аппарата царь вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией уже не оставалось, он решил приступить к ее реализации.

    Образцом для  задуманной государственной реформы  Петр избрал шведское государственное  устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, получившем распространение в Европе в XVII – XVIII веке. Его характерными чертами были создание учреждений, специализирующихся на управлении в какой-либо сфере (например, финансовой, военной и т.д.), устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, а также установление единообразных штатов и жалований.

    До этого  в России все еще существовал  средневековый аппарат управления  – приказы. В них отсутствовали специализация и четкое разделение функций, был разнобой в обязанностях чиновников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава

РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ  ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.

 

     Переход к абсолютизму не сводится лишь к освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали перестройку государственного аппарата.

     Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата. В проведение реформ государственного управления было два этапа.

     Первый из них охватывает 1699-1711г.г. - от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без чётко разработанного плана.

    Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжёлый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств, с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям.

Законодательные акты начала XIII века закрепили неограниченный характер царской власти. Вместо Боярской думы указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган - Правительствующий сенат, который занимал ключевое положение в петровской государственной системе (схема 1). Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сенат» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона. Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах. Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения. Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. «для управления и исполнения указо». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради «приема челобите», получившая (1722г.) название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту – рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосуди» коллегий, то рассмотрев дело, он докладывал его Сенату. В январе 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи с перераспределением компетенции органов государственного управления (после губернской реформы), Сенат ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

 

 

 

 

2 Глава 

ИСТИТУТ ФИСКАЛОВ И ПРОКУРАТУРЫ

 

     Одновременно с Сенатом, для тайного надзора за исполнением указав, был учреждён институт фискалов

     Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти ХVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось «учинить фискалов во всяких дела». Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате, который «ведал фискало». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунт», «не вкрадываются ли в государство шпион», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции –«взыскание всех безгласных де». Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека, в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечеств». Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал. На практике фискалы не всегда выполняли свои задачи, т.к. сами они были частью бюрократического аппарата.

     Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору…». А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил…»), осуществление контроля за фискалами, «и ежели что худо будет немедленно доносить Сенату». Генерал прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии присутствовал на заседаниях коллегий, чтобы «в судах и расправе правильно и нелицемерно поступали», осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.  

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Глава

 КОЛЛЕГИИ 

 

     1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их правопреемниками. Система коллегий не сложилась сразу. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу 1-ой четверти ХVIIIв. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

Коллегия иностранных  дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «никаких судных дел не судят».

     На Военную коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

     Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» и руководствовалась в своей деятельности «Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи» (1722) и «Регламентом морским». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

     Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью «Ограждать малороссийский народ» от «неправедных судов» и «утеснений» налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

Информация о работе Государственный аппарат абсолютной монархии в России в XVIII веке