Государственный строй Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы выступает: изучение государственного устройства Киевской Руси, его правовая система, социальное значение, а также Крещение Руси и его историческое значение.
Исходя из поставленной цели, сформулированы основные задачи:
- изучение государственного строя Киевской Руси;
- рассмотрение правовой системы Киевской Руси;
- определение его социального значения;
- изучение Крещения Руси, а также определение его исторического значения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Государственное устройство, правовая система и социальное деление в Киевской Руси………………………………………………...……….4
1.1 Государственный строй Киевской Руси…………………………………..…4
1.2 Правовая система Киевской Руси………………………………………….7
1.3 Социальное деление в Киевской Руси………………………………...……..9
Глава 2 Крещение Руси и его историческое значение……………….……..…11
2.1 Общая характеристика Крещения Руси………………………………..…..11
2.2 Историческое значение Крещения Руси……………………………….…..12
Заключение…………………………………………...…………….…………….14
Список использованной литературы……………………………………….…..16

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный строй Киевской Руси.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всех невольных людей. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.3

 

Глава 2 Крещение Руси и его историческое значение

2.1 Общая характеристика Крещения Руси

Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Существуют ведомости, что одной из первых христианок на Руси была княгиня Ольга – бабка князя Владимира, которая крестилась еще в 957 году в Константинополе. Официальной датой крещения Руси принято считать 1 августа 988 года. Именно в этот день киевский князь Владимир Святославович, который незадолго до этого события окрестился сам и получил при крещении имя Василий, отдал приказ жителям Киев принять крещение. Обряд был проведен во всех городах и селах государства.  
          Князь Владимир верил, что введение единой религии будет способствовать сплочению славянских племен. Кроме этого, принятие Владимиром христианства было условием, выполнение которого позволило бы Владимиру взять в жены сестру византийского императора принцессу Анну.  
          После принятия христианства в Киевской Руси началось церковное строительство. В Киеве было возведено самую большую церковь – Десятинную. На ее содержание князь Владимир выделили десятую часть своего имущества. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт. По всей Руси возникали многочисленные монастыри, первыми среди которых были Печерский, Выдубицкий, Межигорский.4

2.2 Историческое значение Крещения Руси

Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам.

     Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.

В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось, прежде всего, в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение Киевской Руси в истории огромно. Сформировавшийся в Киевской Руси государственный аппарат, его центральные и местные органы, военные силы являлись эффективным орудием укрепления господства феодалов, подавления сопротивления эксплуатируемых трудящихся масс.

Вместе с формированием и развитием Древнерусского государства складывалось и развивалось право. Важнейшим законодательным памятником является Русская Правда. В праве Киевской Руси нашли отражение общественные отношения, закреплялись порядки, складывавшегося древнерусского феодального общества.

Киевская Русь была великой державой средневековья. Отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. В то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Греков Б. Д. Киевская Русь. — М., 1956.
  1. История Отечества: Учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: ЮРИСТЪ, 2003.  - 304с.

  1. Татищев, В.Н., История Российская. Том. 1., М – 2003.
  2. Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. — М., 1949.
  3. Интернет ресурс: http://www.alienguest.ru.

 

1 Греков Б. Д. Киевская Русь. — М., 1956.

 

2 История Отечества: Учеб. пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: ЮРИСТЪ, 2003.  - 304с.

 

3 Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. — М., 1949.

4 Интернет ресурс: http://www.alienguest.ru/enc/mirovye_religii/krecshenie_rusi.

5 Татищев, В.Н., История Российская. Том. 1., М – 2003.


Информация о работе Государственный строй Киевской Руси