Государственный строй Спартанской аристократической республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

работа содержит анализ государственного аппарата Спарты

Содержание

Введение 3
1. Социальные отношения в Спарте 6
2. Экономические отношения в Спарте 12
3. Политическая система Спарты 14
3.1. Царская власть 14

3.2.Герусия 17

3.3. Апелла 18

3.4. Эфорат 19

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

OHO - копия.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

        Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на “обы”.14 Древнее родовое деление на три дорийских филы: диманов, памфилов и гиллеев, было заменено делением на “обы”, в основе которого лежал территориальный принцип.  Вся территория Лаконии разделилась на большое количество “обов”, представлявших собой небольшие административно - территориальные округа. Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков (“комай”), которые так и не стали единым  целым.

        Замкнутость родовых группировок, в связи с медленным развитием производительных сил, почти не разрушилась, что помешало Спарте стать рабовладельческим полисом.

        Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивная государственная организация.15

        Таким образом, на классообразование в Спарте основное влияние оказало завоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатов сдерживался походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов. Для этой цели старым родоплеменным органом управления нужно было приспособиться к сложившимся условиям.

        Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике Спарты - изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение внутренней торговли - позволили сформироваться “общине равных”, схожих по материальному положению граждан.

        Деление земли после II - ой Мессенской войны на клеры, приписываемое тому же царю остановило рост имущественного расслоения и отодвинуло период выделения обезземеленных граждан - гипомейонов.

       Таким образом, в результате завоевания в спартанском обществе классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилось три основные класса.

        Класс порабощенного населения - илотов, экономическое положение которых разительно отличалось от положения рабов в других полисах, но в политическом отношении соответствовало.

        Периэки представляли зависимое население - схожее с классом мелких землепользователей и ремесленников соседних полисов.

        Аристократическая “община равных”, не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель “равных” - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

        И так, мы делаем вывод, что на социальную жизнь Спарты значительно повлиял процесс завоевания земель, их деление на обы, а также ожесточенная непрекращающаяся борьба между илотами и гражданами. 
 
 
 

2. Экономические отношения в Спарте

        Экономические отношения были достаточно примитивны из-за введенных Ликургом железных денег.16 Мы считаем, что это было великолепным изобретением спартанцев; несмотря на свою внешнюю отсталость, они органично вписывались в спартанский уклад жизни. Ведь их невозможно было превращать в сокровища или менять на иностранную монету. Иностранец в Спарте, каким бы капиталом он ни обладал, не мог ничего купить – ни товар, ни благосклонность властителей. Деньги в виде металлических прутков весом по 625 грамм, которые не годились для перековки и переплавки, невозможно было спрятать или накопить. За накопление золота и серебра полагалась смертная казнь. Спартанцы также установили обменный курс серебра к железу, равный 1 к 1200.17 Соответственно, крупные сделки могли быть только публичными, поскольку деньги пришлось бы возить подводами. А в этом случае пришлось бы объясниться, откуда они взялись. Такими деньгами невозможно было брать взятки. Теряет также смысл воровство и грабеж – много денег невозможно ни сохранить, ни унести. «Прозрачность» финансовой системы и ее обособленность избавили Спарту также от коррупции.  Именно такая простота экономики обеспечила Спарту тем самым необходимым минимумом, исключившим проблемы в этой сфере.

        Прибрежные местности Лаконии, заселенные в основном периэками, были экономически более развиты, чем внутренние долины. Из-за того что многие центры периэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер.18

       Спарта была поражена «монетизацией» только после того, как рассыпалась ее традиция. Тогда геронты стали брать мзду за свои «услуги», а солдаты предпочитали становиться наемниками в чужих армиях, ведь в новых условиях это было выгодно.19 На этот же период приходится кризис, который в итоге привёл Спарту в упадок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Политическая система Спарты 

        В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, которые возглавляла патриархальная знать, находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым условиям и сохранились в Спарте.

       Государственные институты Спарты:

  • апелла - собрание граждан полиса.
  • герусия - совет старейшин.
  • эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.
  • два архагета - царя.

        В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством. Архит Тарентский в сочинении “О законе и справедливости” считает, что спартанский государственный строй сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.20 

3.1. Царская власть.

        Монархический элемент - царская власть, ведущей роли в управлении государством не играла. Оба царя, архагета, как  вожди являлись “верховными главнокомандующими” армией и исполняли жреческие функции: “...им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти.”21В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом. “Особые же почести и права спартиаты предоставляли своим царям, жреческие должности и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть  мяса.  Таковы были особые преимущества царей во время войны.22 

        В мирное время царям полагались особые преимущества. На ритуальных пирах получали пищу первыми и в двойном размере. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан (т.е. лицами, которые, будучи чужеземцами оказывали какую-нибудь услугу, например гостеприимство послам, за что получали это звание, соединявшееся с разными привилегиями) и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вместе с царями на общий счет).

        При кончине царя всадники сообщали об этом во все концы Лаконии, а женщины ходили вокруг города и били в котлы. На погребение так же должны были явиться несколько тысяч периэков. Многие тысячи представителей всех сословий вместе с женами собирались на погребение, они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, ведь в эти дни все лакедемоняне в трауре. После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги  царю или обещания. 23

        Ксенофонт в “Лакедемонской политии” описывает подробности об отношениях между царями и эфорами. “При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть… Эфоры и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь - от  своего имени клянется править, сообразуясь с законами, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Почести, воздаваемые царям, лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам, так как Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу”.24

        “Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей…”.25В герусии цари председательствовали. “Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям после них - геронтам...”26

        Цари Спарты помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, владели участками, выделенными из государственных земель.27 Кроме того, им полагались приношения “от народа”: жертвенные животные, вино, ячменная мука, то есть содержание царского дома основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины.28

        Происхождение власти 2-х царей обычно объясняется результатом синойкизма дорийской и ахейской общин. Плутарх в биографии Ликурга ведет род Эврипонтидов от царя Соя, завоевывавшего земли аркадцев.29 Возможно, именно этот род являлся дорийским. Следовательно, Агаиды были ахейским родом. Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление двух царей было обязательным.

        Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и их почитали как героев, но основной функцией царей были военные полномочия. Во время походов цари имели неограниченную власть, никто из должностных лиц не имел  право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Но только решения, вынесенные совместно, были обязательны. После окончания войны власть царей ограничивалась жреческими функциями и еще несколькими обязанностями. Слабость царской власти, контроль над ней со стороны эфората и соправление царей, по мнению автора, доказывают, что институт царской власти в Спарте унаследовал много архаичных черт, присущие времени военной демократии.

        Чтобы не допустить установление тирании царей, в Спарте эфорат и геронты постоянно поддерживали вражду между царями, в то время как наиболее важные решения были действительны только при одобрении их обоими царями. Так, за царями сохранилась власть военного вождя, но политические права были сильно урезаны. Мы считаем, что эти обстоятельства способствовали  наличию, с одной стороны - сплоченной армии, а с другой - заинтересованности в сохранении равенства среди граждан,  необходимых в условиях сложившегося строя рабовладельческого государства, основанного на эксплуатации завоеванного населения. В связи с чем герусии и эфорату передавалась часть тех политических прав, которых были лишены архагеты.

3.2. Герусия

          Герусия - совет старейшин. Создание этого органа управления приписывается Ликургу. Якобы “... первых старейшин Ликург назначил из тех, кто принимал участие в его замысле, постановил взамен умерших выбирать из граждан, достигших 60 лет, того, кто будет признан самым доблестным ...”30 Однако оформление герусии вряд ли можно признать только за Ликургом. Подобный орган управления существовал у дорийских племен со времен военной демократии, ликургова ретра только узаконила определенное количество геронтов, оставив принцип их избрания без изменений. В герусии, кроме председательствующих царей, входили “...28 старейшин... постоянно поддерживающих царей, оказывавших сопротивлении демократии,  но в тоже время помогавших народу хранить отечество от тирании”.31

        Геронты выбирались пожизненно на народном собрании. Причем  учет голосов велся условно “...спартанцы выносят решение, голосуя криком...”32 При том, что силу крика, то есть победу претендента, оценивали особые выборные, находившиеся в закрытом помещении. Именно поэтому мы считаем, что итоги голосования были неточны и субъективны. 

        Первоначально герусия была и судом и хранителем устного права и верховным советом государства. Ведала делами внешней и внутренней политики. Позже судебная власть перешла к государственному суду по уголовным делам и государственным преступлениям.33

        Таким образом, разделив полномочия с эфоратом, древний родоплеменной орган - совет старейшин, остаётся опять же приспособленным к новым условиям рабовладельческого государства.

3.3. Апелла

        Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов. Первоначально функции апеллы были широки. Ей  принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри общины. Но после существенного ограничения власти апеллы второй ретрой главной функцией апеллы стал выбор должностных лиц. Теперь члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенными им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали криком или, в спорных случаях, расступались  по сторонам, и большинство определялось геронтами на глаз. Мы считаем, что способ голосования указывает на древность существования апеллы; он берёт своё начало, вероятно, еще у  племенных собраний дорийцев.

Информация о работе Государственный строй Спартанской аристократической республики