Государство и право Великого княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:51, реферат

Краткое описание

В начале XIII в. литовские племена находились в состоянии полной политической раздробленности: они управлялись множеством племенных князей, окруженных своими дружинами, с которыми они делали постоянные набеги и нападения на соседние русские и польские земли.
Грозная опасность со стороны агрессивных западных соседей - Ливонского и Тевтонского немецких орденов заставила литовцев объединиться вокруг одного военного вождя, которым в 30-х гг. XIII в. становится первый великий князь Литовский Миндовг.
Русское культурное влияние в новом государстве подчинило себе господствующую народность. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык (литовской письменности в то время не существовало).

Содержание

1. Литовские земли в XIII в. Миндовг. Гедимин (1316-1341) и образование великого княжества Литовского и Русского. Ольгерд (1341-1377), Ягайло и Витовт (1392-1430) Территориальный рост великого княжества Литовского. Федеративный характер государства Отношения с Польшей (договоры об унии и попытки их осуществления)………… …… 3
2. Великое княжество Литовское в ХV-ХVI вв. Внешние и внутренние отношения. Национальная и религиозная рознь……………………………..7
3. Политический строй и административное устройство великого княжества Литовского в XVI в…………………………………..………….. 10
4. Социальный состав населения. Шляхта и крестьянство………….. 15
5. Ливонская война. Люблинский сейм и уния 1569 г………………. 18
Заключение………………………………………………………..……. 20

Вложенные файлы: 1 файл

История реферат по Литв.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Военно-политическое положение  великого княжества Литовского в конце XV века становится тем более затруднительным, что последнее испытывало натиск враждебных соседей с двух сторон: с востока его теснила Москва, а с юга на его границы I производили опустошительные набеги крымские татары. Под натиском крымцев южные пределы Литовско-Русского государства отступили на север, и широкая полоса причерноморских морских степей оказалась во владении крымской татарской орды (под суверенитетом турецкого султана).

При Сигизмунде (1506-1544), который  был великим князем Литовским  и королем Польским, Москва продолжала свой натиск на великое княжество, стремясь оторвать от него земли с русским населением. В результате войны 1512-1514 гг. Литва потеряла Смоленск, который великий князь Московский взял и удержал за собой не без сочувствия и поддержки значительной части местного населения.

3. Политический строй и административное устройство великого княжества Литовского в XVI в.

Господарь великий князь и центральный  «уряды». В начале XV в, при великом князе Витовте, власть литовского господаря была могущественной, авторитетной и формально неограниченной.

Однако в течение XV столетия власть господаря постепенно слабеет и ограничивается с разных сторон, прежде всего, начиная с городского привилея 1413 г., власть великого князя признается избирательной, а не наследственной, и таким образом только лицо, угодное землевладельческой аристократии, могло занять великокняжеский престол.

Паны-рада. Боярский совет, или «рада», был при великих князьях литовских с самого образования великого княжества.

Компетенция, или сфера  деятельности, господарской рады была чрезвычайно широка. Вместе с господарем она издавала законы («уставы»), вела дипломатические сношения, принимала меры государственной обороны, разбирала судебные дела, ведала государственные приходы и расходы и т.д. Но до 2-й половины XV в. компетенция и власть панов-рады не была определена и утверждена законом. При Казимире (1440-1492) политическое значение рады возвышается, и она становится не только личным советом великого князя, но и государственным советом великого княжества. В отсутствие господаря великого князя (который был королем польским и большую часть времени проводил в Польше) рада становится и признается - высшим правительством страны. Наконец, с конца XV века рада превращается в учреждение, разделявшее с господарем высшую власть, привилеи 1492 и 1506 гг. и Статут 1529 г. устанавливали непременное и обязательное для господаря участие панов-рады в законодательстве, управлении, суде и в дипломатических сношениях и таким образом формально ограничивали власть великого князя в пользу панов-рады.

Великий вольный сейм. Зарождение «вальных», или общих, сеймов великого княжества Литовского относится к началу XV в. Первоначально сеймы были только как бы расширенными собраниями панов-рады и присутствовавшая на сеймах рядовая шляхта играла скорее роль зрителей или свидетелей, чем действующих лиц. При Казимире на таких съездах является уже и шляхта из других - из русских - областей великого княжества, а в течение 1-й половины XVI в. сеймы превращаются из случайных съездов неопределенного состава в организованное государственное учреждение. Первоначально шляхта приглашалась на съезд поголовно и приезжал тот, кто мог и хотел быть на сейме или, кто имея какую-либо тяжбу в высшем суде господаря и панов-рады или иную какую-либо надобность до господаря. Однако ввиду неудобства и неопределенности такого способа шляхетского представительства великий князь Сигизмунд в 1512 г. предписал произвести выборы представителей («послов») от шляхты на сейм по 2 человека от каждого административного округа и дать им полномочия для решения вопросов, подлежащих обсуждению сейма. С этого времени избрание шляхетских «послов» на сейм (уже не с совещательным, но с решающим голосом) входит в обычай и окончательно устанавливается в сеймовой практике; рядовой шляхте не возбранялось и теперь присутствовать на сеймах лично, но без права голоса.

Предметами компетенции  великого вального сейма были первоначально два вопроса: избрание господаря и заключение договоров об унии с Польшей.

Продолжительная и напряженная борьба с Москвою  и татарами оказала с конца XV века решительное влияние на расширение деятельности и компетенции великого вального сейма. При Сигизмунде (1506-1544) правительство, нуждаясь в военных силах и денежных средствах, стало часто созывать вальные сеймы для обложения земских имений податью на военные нужды (так называемая «серебщина»), и для установления размеров военной службы с этих имений. Одобрение сеймом военных «устав» и назначение «серебщины» из области практики перешли в право и в 1528-1529 гг. были признаны законом как нормальный порядок. Одновременно с этим великий вальный сейм начинает принимать прямое и непосредственное участие в законодательной деятельности.

Областное управление. Литовско-Русское государство носило характер федерации областей и земель, сохранявших свое особое областное устройство и объединенных лишь верховной властью господаря великого князя и его панов-рады. Собственно Литва (с примыкавшей к ней территорией Западной Белоруссии) разделялась (после Городельского привился 1413 г.) на два воеводства - Виленское и Троцкое. С юга и с востока к этой основной области примыкали несколько удельных княжеств Полесья, Чернигово-Северской земли и области верхней Оки, которые были «обособленными политическими мирками» (Любавский). Особо в административном отношении стояли крупные земли «аннексы», присоединившиеся (добровольно или вынужденно) к великому княжеству Литовскому: Жмудская, Полоцкая, Витебская, Смоленская (до 1514 г.), Киевская, Волынская, Подляшье и Подолье. После того как при Витовте были упразднены крупные областные княжения, землями этими управляли назначаемые господарем наместники, однако эти земли отнюдь не сливались в административном отношении с территорией собственно Литвы.

Органом областного самоуправления были областные сеймы, сменившие древние веча киевской эпохи. На этих сеймах принимали участие местные землевладельцы и горожане («мещане»), последние в лице своих представителей; однако чем дальше, тем больше землевладельческая шляхта играет на областных сеймах преобладающую роль и превращает их в свои сословные органы, отделяясь от мещанства.

Помимо высших областных правителей, воевод, органами местной администрации были, назначаемые  господарем, наместники-державцы, которые  были, с одной стороны, органами хозяйственного и финансового управления в обширных господарских имениях, а с другой - судебными и административными органами для бояр-шляхты, для населения господарских имений и для мещан непривилегированных «мест» (городов).

В эпоху Ливонской  войны и перед заключением  Люблинской унии с Польшей местное управление в великом княжестве Литовском было перестроено по польскому образцу. Реформы 1564-1566 гг. ввели новое административное деление государства - на 13 воеводств, подразделявшихся на 31 повет. Для управления новыми округами были созданы вновь должности 5 воевод и каштелянов.

Воеводы были главными военными начальниками в своих округах  и главными судьями по важным уголовным  делам. Кроме них военными начальниками были каштеляны, а также маршалки и хоружие поветовые.

Судебную власть осуществляли особые «судовы старосты». В качестве гражданского трибунала для шляхты был в каждом повете учрежден земский суд из судьи, подсудка и писаря, назначаемых господарем из числа выбранных местной шляхтой кандидатов.

Магдебургское право в городах. Учитывая значение торговли и промышленности для национального и государственного хозяйства и стремясь поощрять их развитие, литовское правительство с конца XVI в. начало предоставлять городскому населению более значительных «мест» самоуправление, в формах так называемого магдебургского права, по немецко-польскому образцу. Первым получила магдебургское право Вильна (1387 г.), затем в XV в. магдебургское право получили Троки, Берестье, Ковно, Луцк, Кременец, Владимир, Полоцк, Киев, Минск и Нов-городок, а в XVI в. магдебургское право получили и другие, менее значительные «места». Получившие магдебургское право города освобождались от суда и управления общей администрации (воевод, старост и наместников-державцев), а также от исполнения рабочих повинностей. Они вносили в господарскую казну ежегодный «плат», а в распоряжение городского управления поступали городские земли и угодья, разные доходные статьи и предприятия - городские весы, бани, мельницы, мануфактурные магазины) и т.д., а также разного рода торговые пошлины и сборы. Кроме «плата» господарю города должны были нести и военную повинность, выставляя в случае надобности известное количество ратников из мещан.

Во главе городского управления стоял войт, который первоначально назначался господарем, с правом распоряжаться своей должностью (отчуждать или передавать по наследству). Однако с течением времени города выкупили наследственные войтовства, и эти должности стали выборными. Войт сообща с населением места избирал советников в количестве 6, 12 или (как в Вильне) 24 человек; а радцы избирали из своей среды на год бурмистров, двух, четверых или шестерых - половину «римского закона» (т.е. католиков) и половину «греческого» (т.е. православных). С этими бурмистрами войт вел все дела в городе - судебные, административные и хозяйственно-финансовые.

4. Социальный состав  населения. Шляхта и крестьянство.

Высший слой литовской и русской аристократии, или первый «стан» шляхетского сословия, составляли около 70 фамилий княжеских  и панских. Князья - потомки бывших удельных князей - были преимущественно в русских землях (особенно на Волыни), где они владели обширными вотчинами, иногда целыми округами, включавшими и небольшие «места» (города).

В собственно Литве, Жмуди и Подляшье были сосредоточены  обширные имения литовских панов. Князья и паны в Литовско-Русском государстве представляли собой крупнейшую военную, социально-политическую и финансовую силу.

За князьями и панами следовал обширный класс  литовско-русского шляхетства, или  бояр-шляхты (которые в западных областях носили польское название «земян»).

Первоначально литовско-русская шляхта не обособлялась резко от других сословий; она соприкасалась, и частью сливалась, с верхними слоями слуг и крестьян, но к XVI в. сословное обособление шляхты достигло значительных успехов. В 1528 г. был составлен список «земских» имений, владельцы которых должны были нести военную службу, и включение в этот список было доказательством шляхетского состояния.

Кроме бояр-шляхты господарской, на землях князей и панов  проживали их бояре и вольные слуги, которые составляли их военные «почты»; они так же, как и бояре господарские, владели имениями различного юридического характера. Некоторые из них имели даже своих бояр и слуг.

Социально-политический строй великого княжества Литовского носил, таким образом (в отличие от Московского государства), все характерные черты западноевропейского средневекового феодализма: раздробление государственной, великим князем, наверху этой лестницы подданства и иерархическая лестница вассалов с сувереном. власти между землевладельцами, система частного.

Сельское  население. В обширных господарских имениях находились многочисленные дворы и дворцы, т.е. сельскохозяйственные усадьбы с челядью дворною, скотом, инвентарем и различными запасами. Сельское население господарских имений (господарские «люди», «подданные» или «мужики») делились на несколько разрядов; самым многочисленным из них в тех имениях, где велось господарское хозяйство были тяглые люди, имевшие свое хозяйство и обязанные барщинной работой на господарских полях. Помимо барщинной повинности (и в различных сочетаниях с нею) крестьяне господарских имений платили натуральные подати. Барщинное великокняжеское хозяйство достигло наибольшего развития в собственно Литве и прилегающей к ней Руси; в других областях преобладали крестьяне-«данники», которые, обрабатывая господарскую землю, платили господарю «дань» - денежную («грошовую», или «серебряную») или натуральную (житную, медовую, пшеничную, бобровую, куничную).

Земельные участки, находившиеся во владении господарских. . крестьян, отличались значительным разнообразием размеров и хозяйственного состава. В большинстве случаев крестьянские земли и угодья находились во владении крестьянских товариществ, образовавшихся из разросшихся семей с вошедшими в их состав «потужниками», «дольниками» или «сябрами» из посторонних. Крестьяне, которые были наследственными владельцами своих участков («отчины») или которые «сидели» на своих участках в течение продолжительного времени (люди «заседелые», «известные», «старожильцы»), считались уже людьми «непохожими», т.е. потерявшими право свободного выхода. Однако их прикрепление не было безусловным. Крестьянин- старожилец мог освободиться от прикрепления, сдав или продав свою «отчину», и в действительности такая сдача или. продажа господарскими крестьянами их участков практиковалась в широких размерах. Кроме «непохожих» крестьян-отчичей в господарских имениях жило немало врльных, или «похожих», людей, которые занимали на льготных условиях новые земли (пустовщины) и обеспечивали себе право выхода особым договором или поступали в «дольники», «потужники» и «подсуседки» к зажиточным крестьянам; в последнем случае они имели дело со своими «господами»-крестьянами, с которыми они заключали свои договоры, а не с господарской .администрацией непосредственно.

Кроме крестьян и челяди многочисленную категорию  наследия господарских имений составляли слуги; по экономическому положению они стояли близко к тягловому крестьянству.

В 50-х гг. XVI в. правительство Сигизмунда-Августа  провело крупную аграрную реформу в собственно Литве, в Черной Руси, на Подляшье, в Полесье и в западной части Волыни. Это была так называемая «водочная помера» и «волочная устава» (1557 г.). Реформа имела целью ввести порядок и однообразие в крестьянское землепользование и в соответствии с этим регулировать крестьянские платежи и повинности. Все господарские земли были измерены, разделены на «волоки» (участки около 2- гектаров) и распределены между крестьянами, причем в «номеру» забирались все крестьянские участки - и наследственные, и купленные; волочная «устава», таким образом, игнорировала все землевладельческие права крестьян, - «крестьянское землевладение было аннулировано как таковое; признано было только одно крестьянское землепользование» (Любавский). С другой стороны, волочная «устава» более прочно прикрепила крестьян к их тяглым участкам, поставила их в более тесную зависимость от господарской администрации и почти уничтожила возможность крестьянских переходов.

На землях частных  владельцев - князей, панов и бояр-шляхты - также находились панские дворы, обслуживаемые челядью дворною; крестьяне панских имений также делились на «похожих» и «непохожих», здесь также действовал принцип старожильства, прикреплявший крестьян к месту их жительства, и здесь еще раньше, чем на землях господарских, крестьяне потеряли право перехода и превратились в крепостных «подданных», «отчизных» или «невольных людей», подчиненных вотчинной юрисдикции своих господ.

Информация о работе Государство и право Великого княжества Литовского