Государство и право Древнего Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 20:17, реферат

Краткое описание

Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат. В начале третьего тысячелетия до новой эры в результате социальной дифференциации возникли первые государства в форме “городов-государств”, которые объединяли несколько общин. Число таких государств достигало 40, с населением по 40-50 тыс. в каждом. Многочисленные мелкие государства вели между собой бесконечные войны за верховенство.

Вложенные файлы: 1 файл

3.docx

— 19.78 Кб (Скачать файл)

3. Государство и право  Древнего Вавилона

 

 Древневавилонское государство  возникло в южной части долины  между реками Тигр и Евфрат. В начале третьего тысячелетия  до новой эры в результате  социальной дифференциации возникли  первые государства в форме  “городов-государств”, которые объединяли  несколько общин. Число таких  государств достигало 40, с населением  по 40-50 тыс. в каждом. Многочисленные  мелкие государства вели между  собой бесконечные войны за  верховенство.

 

 В конце III тыс. до н.э. начинается возвышение нового  центра - аккадского города Вавилона. В начале II тыс. до н.э. Вавилон  становится столицей нового государства, образованного вторгшимися в  северную часть Двуречья аморейскими  племенами. Особо высокого положения  он достигает при царе Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н.э.). В результате  захвата Аккада и Шумера и  других территорий возникло могучее  древневавилонское государство, просуществовавшее  до конца XVI в до н.э.

 

 Особенностью древневавилонского  общества являлось, во-первых, превращение  государства в лице царей в  крупнейшего землевладельца. Царь  стремился увеличить свой земельный  фонд (что естественно способствовало  укреплению его власти) за счет  превращения храмовых земель  в государственные, захвата и  скупки общинных земель.

 

Во-вторых, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранялся общинный строй, что было обусловлено ирригационнной системой земледелия.

 

 Правовое положение  общества закреплено в Законах  Хаммурапи. Общество делилось на  свободных и рабов. Свободные  люди делились на два сословия - на “авилум” (муж, человек) и “мушкенум” (“склоняющийся ниц”). И те, и  другие могли быть богатыми  и бедными, но в правовом отношении  между ними проводилось различие, в основе которого лежало владение  землей в общине. Это владение  делало человека, независимо от  его служебного и социального  положения, полноправным. По Законам  Хаммурапи авилумами называли  полноправных членов общины, которые  владели частью общинной земли. Мушкенумы имели меньше прав  в обществе, чем авилумы. Например, в Законах за оскорбление мушкенума  предполагалось меньшее наказание, за воровство его имущества  накладывался меньший штраф, в  других случаях правовая защита  была также не на его стороне. Окончательно на сегодняшний  день не установлено, кем были  мушкенумы. Но известно, что они, если имели деньги, могли купить  землю и стать полноправными  членами сельской общины. В советской  историографии к ним относили  бедных крестьян и представителей  других социальных групп, которых  объединяла служба царю.

 

В Древнем Вавилоне не получило развития крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники, (см. Приложение, схема 5). Законы Хаммурапи много внимания уделяли рабовладельческим отношениям. Основными источниками рабства были войны, наследственное рабство, долговое рабство, правонарушения и прочие. Законы разрешали убивать рабов, разыскивать рабов-беглецов, наказывали за укрывательство чужого раба, и за уничтожение рабского клейма. Судебных процессов между рабами и их хозяевами уже не существовало. В Законах существуют статьи, где идет речь об использовании наемного труда, но ничего не говорится об использовании рабского.

 

 Особое правовое положение  имели воины (редумы и баирумы). Если воин попадал в плен, его  выкупали за государственные  средства. По Законам запрещалось  у воинов отбирать долг ли  покупать его имущество. Так, в  ст. 35 говорится, если человек купит  у редума крупный или мелкий  скот, который дал редуму царь, то он потеряет серебро. За  такую защиту воины должны  были нести верную службу. А  если редум или баирум не  пойдет в поход, а пришлет вместо  себя наемника, то по закону  его надо убить (ст. 26).

 

 По форме государственного  устройства Древний Вавилон был  относительно централизованным  государством, а по форме правления - древневосточной деспотией. Власть  царя Вавилона, как и во всех  странах Древнего Востока, не  была абсолютной и ограничивалась  со стороны аристократии. Хотя  в Законах Хаммурапи отмечалось, что царская власть являлась  божественной, (“земля и люди  отданы царю в управление верховными  богами”). Царь был верховным  руководителем религиозного культа, осуществлял верховное руководство  ирригационным хозяйством. Управление  государством осуществлялось через  сложный централизованный чиновничий  аппарат, назначаемый царской властью  и ответственный перед ней (см. схемы 6,7).

 

 Центром административного  управления являлся царский дворец  и чиновники, ведавшие дворцовым  хозяйством, одновременно являвшимися  высшими должностными лицами  государства. Они руководили ирригационными, финансовыми, военными и другими  государственными делами.

 

 Высшим царским чиновником  был управитель царского дворца (нубанда). Под его руководством  находился огромный штат чиновников (различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и т.д.)

 

Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Кроме того, было назначено два главных наместника - на севере и на юге. Главной функцией наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и рытье новых каналов. Они также следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, следили за ведением хозяйства царскими воинами, собирали военное ополчение.

 

 Сохранились и органы  общинного управления. Органом общинного  управления являлся общинный  совет, однако, его глава (рабианум) назначался царем. К его ведению  относилось разрешение земельных  споров, сбор налогов, наблюдение  за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских  функций.

 

 Ценнейшим и уникальным  правовым источником в XVIII в. до  н. э. считались Законы царя Хаммурапи, благодаря которому мы сегодня  можем изучать и исследовать  характер общественных, политических, экономических и правовых отношений. Законы были найдены французскими  археологами в Сузах, а перевел  их французский ученый В. Шейл. На двухметровой базальтовой  стелле был изображенный бог  Шамаш, который давал эти законы  преклоненному на колени царю  Хаммурапи, а также вычеканенные  статьи этих законов.

 

 Ученые по-разному трактуют  Законы Хаммурапи, считая его, кто  моральным кодексом, кто действующим  законодательством, кто отчетом  царя перед богами. А некоторые  ученые вообще называют Законы  Хаммурапи казуистической памяткой, так как они отображали лишь  спорные случаи, когда требовалось  решение царя или его чиновников. Очевидное то, что Законы не  могут быть названы кодексом, так как в них нет систематизации  правовых норм и четкого расположения  правовых норм по отраслям  права. Это лишь сборник обычного  права, который юридически защищает  собственность и закрепляет правовое  оформление использования чужой  труда. Но в отличие от других  законов, которые также существовали  в Вавилоне, в законах Хаммурапи  прослеживается группирование по  правовым отраслям. Так, первые 5 статей  посвящаются процессуальным нормам  и основным принципам вавилонского  правосудия; с 6 по 25 - охране государственной  и частной собственности; с 26 по 41 - имуществу, полученному от царя  за службу; с 42 по 50 - регулированию  недвижимого имущества; с 50 по 126 - торговым  отношениям; с 127 по 195 - нормам семейного  права; с 196 по 214 - наказанием за совершение  телесных повреждений. Такое группирование, конечно, способствовало удобному  использованию правовых норм.

 

 Основными источниками  Законов Хаммурапи были законы  царства Ларси (конец XX в. до н. э.), Эшнунны (сер. XX в. до н. э.), Исины (кон. XX в. до н. э.).

 

 К основным особенностям  этого документа относились:

 

1. Отражено сословное  деление общества.

 

2. Казуистичность норм  права.

 

3. Тесная связь права  с ритуалом.

 

 В Законах более  ста статей посвящалось регулированию  имущественных отношений. Орудие  труда, скот и рабы стали объектом  собственности. Все это можно  было продавать, передавать по  наследству, дарить. Раба, который сбежал, необходимо было возвратить его  собственнику. Ст. 16 подтверждает "Если  человек спрячет в своем доме  беглого раба, который принадлежит  дворцу или мушкенуму, и не  выведет его на призыв глашатая, - этого домохозяина следует убить".

 

 Право собственности  на землю имели царь, церковь, общины и частные лица.

 

 Наиболее развитыми  были такие виды договоров: купли-продажи, займа, найма, поручения, хранения и  аренды.

 

 Договор займа предусматривал  уплату процентов (с должника  взимались в ряде случаев до 33,5 % от суммы долга). При таких  тяжелых условиях займа в Вавилоне  пожизненная долговая кабала  была распространенным явлением.

 

 Хаммурапи вынужден  был внести изменения в режим  долговой кабалы:

 

 пожизненная долговая  кабала заменялась тремя годами (ст. 117);

 

 запрещено отдавать  в кабалу хозяина;

 

 самовольное изъятие  кредитором долга влекло для  него потерю претензий к должнику (ст. 113).

 

 Кроме того, он разрешил  кредитору забирать у должника  лишь часть имущества, которая  покрывала одолженную сумму и  годовые. Если выдавался неурожайный  год, то взыскание долга переносилось  к лучшим временам. А если должник, работая на кредитора, умер из-за  плохого содержания, кредитор мог  отдать за это свою жизнь. Так  должно было быть по закону, но в действительности все  было, к сожалению, иначе. Это существенно  изменило разрушающее экономическое  положение государства. Статьи, регламентирующие  отношения купли-продажи, способствовали  обеспечению стабильного торгового  оборота и гарантировали защиту  интересов покупателя. Защита интересов  собственника стояла на первом  месте и в договоре хранения. Хранитель нес ответственность  за сохранность хлеба, серебра  и других вещей. Так, пропавшее  имущество, даже если это происходило  не по вине хранителя, должно  было быть возмещено собственнику  в двойном размере.

 

 С развитием торговли  и ростовщичества в общине  перестали ограничивать сдачу  собственниками своей земли в  аренду. Арендные отношения развивались  активно. В аренду сдавали не  только землю, но и скот, сады. По закону в аренду сдавалось  поле сроком на 1-2 года, целину - на 3 года, сад - на 5 лет. Плата за аренду  поля составляла треть собранного  урожая, сада - две трети. Кроме того, закон устанавливал размер арендной  платы одинаковый, как в неурожайный  год, так и в урожайный.

 

 Регламентации брачно-семейных  отношений в Законах посвящалось  более 70 статей. Семейные отношения  имели четко выраженный патриархальный  характер. Брак укреплялся договором  между женихом и отцом невесты. Жених платил задаток (библум), а  потом тархатум - выкупную плату  за невесту. После такой покупки  муж мог полностью распоряжаться  своей женой, а именно мог продать  ее и детей даже в рабство. Браки в Вавилоне были ранними. Девушку могли отдать замуж  в 12-14 лет. Но, несмотря на общий  патриархальный характер брачно-семейных  отношений, все-таки женщина имела  некоторые преимущества, а именно: в некоторых случаях имела  право на развод, выйти вторично  замуж и, кроме того, социальный  статус определялся не по мужу, а по жене. Например, сын свободной  женщины и раба считался свободным, и, наоборот, рабыни и свободного - рабом. Об этом свидетельствуют  статьи Законов (170 - 171, 175). Развод  был возможен для мужчин в  случаях бесплодия жены, ее измены  и если она разрушает дом; для  жены - если "муж уходит из дома  и очень позорит ее" и если  муж попадал в плен.

 

 Наследование происходило  только в пределах семьи. Приданое  принадлежало жене, а если она  разводилась, то забирала его  себе, присоединяя и часть общего  имущества.

 

 В законах Хаммурапи  еще нет определений понятий  преступления и наказания. Кроме  того, отсутствуют статьи, регламентирующие  преступления против царской  власти. Вероятно, выдача таких преступников  считалась обязательной. Законы  предусматривали различные виды  преступлений и наказаний.

 

Виды преступлений Виды наказаний.

 

 Религиозного характера. 1. Штрафы.

 

2. Против личности. 2. Телесные  наказания.

 

3. Против собственности. 3. Смертная казнь.

 

4. Неуважительное отношение  к старшим.

 

5. Прелюбодеяние.

 

6. Воинские и должностные  преступления 

В законах Хаммурапи не существовало общих положений, которые устанавливали бы единые принципы уголовно-правовой ответственности. За одно и то же преступление следовало совершенно разное наказание в зависимости от социальной принадлежности. В законах применялись наказания к заведомо невиновным лицам (например, ст. 230). Характерным признаком было то, что действие принципа талиона во многих случаях заменялось принципом композиции (за причиненное повреждение уплачивалось денежное вознаграждение). Это было обусловлено усиливающейся социальной дифференциацией в Вавилоне.

 

Как свидетельствуют законы, в Вавилоне в то время существовала развитая судебная система. Судьями были специальные чиновники, которые уже использовали нормы писаного права. Судебный процесс начинался по инициативе частных лиц, а не государства. Первоначально подавалось заявление истца, а затем - ответчика. Судья знакомился с доказательствами, которые предоставляли обе стороны, выслушивал свидетелей. Если же этого было недостаточно, применялись так называемые «ордалии», т.е. божий суд.

 

 Для судебного процесса  характерным стало то, что, во-первых, не существовало разницы между  гражданским и уголовным судопроизводством, во-вторых, он носил состязательный  характер, в-третьих, широко использовались  так называемые «вещественные  доказательства», «клятвы» и «алиби».

 

 В результате судебного  разбирательства выносилось судебное  решение, которое записывалось на  глиняной таблице и скреплялось  печатью. Пересмотреть решение суда  мог только царь.

 

 Несмотря на общий  соревновательный характер судопроизводства, в государстве уже сложилось  процессуальное право, согласно  которому судьи должны были  не ограничиваться доказательствами  свидетелей, а расследовать дело. Но это было больше похоже  на инквизиционный (сыскной) процесс.

Информация о работе Государство и право Древнего Вавилона