Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 03:01, контрольная работа
Золотая Орда – государство, возникновение которого связано с завоевательными походами монгольского хана Темучина (Чингисхана) и его потомков. Внук Чингисхана Батый образовал огромное государство, которое в восточных источниках называлось Синей Ордой, а в русских летописях – Золотой Ордой. Батый построил город Сарай, который сделал столицей своего государства.
Основная масса кочевого населения в Золотой Орде состояла из кипчаков-половцев (тюрков). С течением времени монголы растворились в массе тюрков. Общепринятым языком стал тюркский язык.
Государство и право Золотой орды. Ее влияние на Русь……….…….3
Задачи……………………………………………………………….……14
Список использованной литературы…………………………………..16
СОДЕРЖАНИЕ
Государство и право Золотой орды. Ее влияние на Русь……….…….3
Задачи………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..16
Золотая Орда – государство, возникновение которого связано с завоевательными походами монгольского хана Темучина (Чингисхана) и его потомков. Внук Чингисхана Батый образовал огромное государство, которое в восточных источниках называлось Синей Ордой, а в русских летописях – Золотой Ордой. Батый построил город Сарай, который сделал столицей своего государства.
Основная масса кочевого населения в Золотой Орде состояла из кипчаков-половцев (тюрков). С течением времени монголы растворились в массе тюрков. Общепринятым языком стал тюркский язык.
Наряду с тюркизацией монголов в Золотой Орде, с конца XIIIв. началась исламизация ее населения. Решающим в деле распространения ислама было царствование Узбек-хана (1312-1340 гг.).
Огромная Золотоордынская империя подчинила себе раздробленную Русь. В 1243 г. русские князья поехали в Орду и признали власть хана Батыя над собой. Власть Золотой Орды признал и русский митрополит.
Русские княжества стали вассальными государствами Золотой Орды. Они были обязаны нести золотоордынским ханам военную службу и платить дань – «выход».
В русских землях находились представители ханской администрации – баскаки, - которые нередко чинили произвол в отношении русского населения.
Закономерным явлением стал процесс постепенного дробления и распада Золотой Орды. В середине XVв. из ее состава выделились Казанское (1445 г.), Крымское (1446 г.) ханства. Затем образовались Астраханское и Сибирское ханства.
Характеризуя общественный строй Золотой Орды, следует сказать, что четкой сословной организации, в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. Господствующее положение в феодальном обществе Золотой Орды занимал аристократический род потомков Чингисхана – так называемые царевичи.
Это был довольно многочисленный род, владевший всей землей в стране. Ему принадлежали огромные стада, дворцы. Подобно ханам члены этого рода давали своим подвластным людям ярлыки. Царевичи имели преимущественное право занятия высших государственных постов. Они по существу определяли внутреннюю и внешнюю политику государства.
На следующей ступени военно-феодальной иерархии Золотой Орды стояли нойоны, или беки. Они вели свое происхождение от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели огромные стада, множество слуг и зависимых людей. От своих владений они получали огромные доходы – до 100-200 тыс. динаров в год. Нойоны назначались на ответственные государственные и военные должности – темников, тысячников, баскаков. Им давались тарханные грамоты, освобождавшие от различных повинностей. Знаками их власти являлись ярлыки и найцзы (знак повеления, приказа, верительной грамоты в виде тонкой пластины).
Дальше шли нукеры – дружинники крупных феодалов. Они занимали средние и низшие должности в военно-административном аппарате – сотников, десятников. Это позволяло им извлекать значительные доходы с населения тех территорий, на которых они были размещены.
К средним феодалам относились и тарханы, получившие от хана тарханные грамоты, в которых им устанавливались привилегии. Они были свободны от податей и предавались суду после совершения девяти проступков.
К привилегированной части общества относилось духовенство. наибольшими привилегиями обладало мусульманское духовенство. Его представители были не только богатейшими людьми, но и занимали важные должности в административном и судебном аппарате.
Основная масса феодально-зависимого населения состояла из кочевников-скотоводов – карачу – «черная кость», а также из земледельцев и городского населения. Карачу вели хозяйство на землях, принадлежавших феодалам-землевладельцам. Занимаясь скотоводством, они несли повинности кобыльим молоком и другими продуктами скотоводства. Карачу служили в войске, обеспечивали его транспортом.
Кроме кочевников, в земледельческих районах Золотой Орды жили феодально-зависимые крестьяне – сабанчи и уртакчи. Сабанчи жили сельскими общинами, несли натуральные и другие повинности на феодалов, а также обрабатывали выделенные им участки. Уртакчи (издольщики) - кабальные люди – обрабатывали землю феодалов за половину урожая, несли другие повинности.
В городах жили ремесленники и торговцы, которые платили городским властям подати, несли другие повинности.
В Золотой Орде существовало рабство. Основным источником рабства был плен. Труд рабов применялся во всех отраслях хозяйства. Однако рабы зачастую превращались в крепостных крестьян. Их сажали на землю, наделяли средствами производства и постепенно рабы становились сабанчи.
Государственный строй. Золотая Орда являлась феодальной монархией. Ее политическое устройство повторяло устройство великой империи Чингисхана. Верховная власть принадлежала хану. Хотя власть хана носила деспотический характер, он был окружен феодальной верхушкой, которая направляла и контролировала его деятельность. Хан являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве. Он мог раздавать землю родичам и должностным лицам. Хан был главой вооруженных сил, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей.
Для решения основных политических вопросов в Золотой Орде созывались съезды наиболее крупных феодалов – курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.
Важным звеном центрального управления были диваны (канцелярии). В их ведении находились различные отрасли государственного управления. Диваны состояли из секретарей, называвшихся битакчи. Наиболее важным был диван, ведавший доходами и расходами. В этом диване находился особый документ с перечнем поступлений с отдельных областей и городов, называвшийся дедотаром.
Высшим должностным лицом в Золотой Орде был визирь. В его ведении находилась ханская казна и общее управление делами государства, которое он осуществлял от имени и по поручению хана.
Военное ведомство возглавлял бекляри-бек, который направлял деятельность эмиров, темников, тысячников. Бекляри-бек был старшим из эмиров, которых всего было четыре.
Еще одно влиятельное должностное лицо – букаул. Он ведал снабжением, вооружением, довольствием войска, учетом и доставкой военной добычи.
В центральном аппарате государства несли службу даруги, баскаки. Они занимались учетом населения, сбором податей, организацией военных походов. Главное назначение баскаков состояло в том, чтобы обеспечивать уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Войско в Золотой Орде строилось по десятичной системе. Оно делилось на десятки тысяч, во главе с темниками, на тысячи, делившиеся на сотни и десятки. Высший командный состав – темники, тысячники – состоял из царевичей и знатных нойонов.
Суд в Золотой Орде до принятия мусульманства действовал на основе монгольского обычного права – ясы. После введения ислама суд основывался на шариате. Судьями были кады (кадии), которые судили по шариату, а также яргучи, выносившие решения на основе ясы Чингисхана.1
Источниками права Золотой Орды являлись:
Правовые нормы не отграничивались от норм нравственных, религиозных. Так, Яса грозила суровой карой всякому, кто пытался через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той дороге, по которой выезжал. Запрещалось под страхом смерти проходить по тому месту, где была ставка хана, опускать руку в текущую воду.
Гражданское право составляли нормы наследственного и брачно-семейного права. Правила, регулирующие другие гражданско-правовые отношений, до нас не дошли.
При наследовании старший сын получал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота наследовались младшим сыном, который и женившись продолжал жить с родителями.
Брачно – семейные отношений покоились на обычном праве. Жену обычай требовал выкупить у ее родителей, сумма выкупа была немалой, чтобы накопить ее, требовалось время, поэтому девушки выходили замуж в зрелом возрасте. До совершеннолетия сыновей имуществом после смерти мужа управляла старшая (главная) жена.
Уголовное право. Законы Ясы были чрезвычайно жестоки. Неисполнение их, малейшее нарушение правил грозило смертной казнью. С особой жестокостью карались воинские преступления.2
За измену яса Чингисхана предусматривала смертную казнь. К имущественным преступлениям относилось присвоение бежавшего раба, убежавшего пленника. Это каралось смертной казнью. 3
Вор, укравший лошадь, должен был вернуть ее с прибавкой десяти таких лошадей. За неимением лошади преступник расплачивался своими детьми, а при отсутствии детей Яса приказывала виновного зарезать «как барана».
За более мелкие кражи, например одного барана, виновного подвергали телесному наказанию и возмещению стоимости украденного.
Виды смертной казни были различными: переламывались спины, резали «как овец», удавливали веревкой, привязывали к лошадям и разрывали на части и др.4
Смертная казнь предусматривалась также и за супружескую неверность.5
Ряд положений Ясы говорит о намеренной лжи, о нарушении правил убоя животных для пищи, о человекоубийстве, о колдовстве и др. За это также устанавливалась смертная казнь.
О судебном процессе имеются весьма скудные сведения. Известно, что наказание применялось к преступнику в том случае, «если он будет уличен в деянии и сознается». В случае же несознавания виновного применялась пытка. Очевидно, что древнемонгольском праве судебный процесс носил состязательный характер (допускались поединки, различные испытания, клятвы и т.д.).
Однако жестокая карательная политика не спасла Золотую Орду от распада, который окончательно произошел в XIV в. Особенно серьезные удары по ней были нанесены русским народом.6
Влияние Орды на Русь. В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства.
Татаро-монгольское завоевание сильно ослабило рост и деятельность русских городов. В связи с этим ослабло влияние и авторитет городских собраний. Против вечевой демократии выступали как монгольские ханы, так и русские князья. Было распущено городское ополчение. Демократический элемент русской политической системы сохранился только в Новгороде и Пскове.
Княжеские дворы стали центром отдельных государств-княжеств, а придворные – главами органов государственного управления. В конце XIV в. Русский великий князь фактически превратился в автономного правителя, используя в своих целях созданную монголами административную и военную машину.
Жесткий порядок в сфере администрирования, налогообложения и военной мобилизации, установленный монголами, использовался и русскими князьями. Власть великого князя вытесняла старые политические институты (вече, выборность, договор князя с народом и т.п.), опираясь на новые служилые группировки, преданные князю.
Аристократический боярский совет не смог приобрести статуса, подобного тому, что был закреплен в Англии для парламента «Великой Хартией вольности» или в Германии для рейхстага «Золотой буллой».
Он остался совещательным органом при князе, последний же, будучи защищенным ханским ярлыком на правление, пресекал любые политические амбиции аристократического боярского совета или демократического народного собрания.
Сам князь в своих полномочиях был существенно ограничен властью монгольского хана: он мог лишь иметь собственную вооруженную свиту, да судить своих подданных. Когда хан предоставил князьям право самостоятельно собирать налоги (часть которых оседала в казну самого князя), княжеская компетенция расширилась.
Но в основном князья периода монгольского владычества всю свою управленческую энергию сосредотачивали на внутренней административной и судебной деятельности. Княжеский двор становился центром государства. Главой органа управления его имениями становился наиболее влиятельный придворным. Слуги князя - мелкие дворяне («слуги под дворским», «дети боярские»), пребывавшие при его дворе, - были как социальная группа главной опорой власти. Придворные чины приобретали значимость чинов государственных. Именно в период феодальной раздробленности на Руси получила развитие система управления, которая будет названа дворцово-вотчинной.
Информация о работе Государство и право Золотой орды. Ее влияние на Русь