Государство
и право Руси в
период феодальной раздробленности.
Период феодальной
раздробленности начинается на Руси
во второй половине ХI в. и заканчивается
в конце ХY - начале ХYI в. образованием
централизованного государства. Этот
период можно разделить на следующие этапы:
1) 1054 г. - 1113 г. (от
Ярослава Мудрого до Владимира
Мономаха) - период феодальных усобиц,
перемещений князей из одного
княжества в другое;
2) начало ХII в. - 1238
г. - установление границ княжеств;
3) 1238 г. - начало ХYI
в. - монголо-татарское иго и собирание
земель вокруг Москвы.
Феодальная раздробленность
считается закономерным прогрессивным
этапом в развитии феодализма.
Главной причиной феодальной
раздробленности стало усиление
феодального землевладения в
условиях господства натурального
хозяйства. Сыграло свою роль
и падение роли Киева вследствие
перемещения торговых путей в
Восточную Европу и упадка
пути из варяг в греки.
Политический
строй Руси периода феодальной
раздробленности, по мнению В.О.Ключевского,
можно охарактеризовать как феодальную
федерацию княжеств. Но, в отличие от федерации
в современном понимании этого слова,
в основе древнерусской федерации лежал
не политический договор, а генеалогический
момент - факт происхождения, родства князей.
Власть Киевского князя была номинальной.
Отношения между князьями регулировались
княжескими договорами, княжескими съездами
и обычным правом.
Первые князья
киевские установили политическую
зависимость областей от Киева.
Эта зависимость поддерживалась
княжескими посадниками и выражалась
в дани, которая выплачивалась
великому князю киевскому. После
смерти Ярослава Мудрого посадники
князя киевского в крупных
городах исчезают, местные князья
перестают платить дань Киеву,
ограничиваясь время от времени добровольными
дарами. С этого момента государственного
единства на русской земле фактически
не было.
Второй период
феодальной раздробленности отмечен
оттоком населения из Приднепровья
в двух направлениях: на запад
и на северо-восток и, соответственно,
усилением Галицко-Волынского и
Владимиро-Суздальского княжеств. В
это время происходит такое
важное политическое событие,
как отделение старшинства от
места. Андрей Боголюбский, став
великим князем всей Русской земли, не
покинул своего удела. В результате Владимиро-Суздальское
княжество стало к ХIII веку политическим
центром русских земель, господствующим
над остальной Русью, а город Владимир
объявлен новой столицей.
В Северо-Восточной
Руси устанавливается новый порядок
княжеского владения, который, в
отличие от очередного, называется
удельным. Для него характерны два признака:
князья становятся оседлыми владельцами
своих земель и изменяется порядок княжеского
наследования - теперь князь передает
землю по личному распоряжению. По своей
сущности каждое удельное княжество представляло
собой монархию. Основой державной власти
удельного князя стало право частной собственности
на удел. Удельный порядок стал переходной
политической формой - от национального
единства к единству политическому.
Феодальная раздробленность
на Руси явилась одной из
причин установления татаро-монгольского
ига. Правда, надо отметить, что
есть историки, которые отрицают
само существование ига. Так,
Л.Н.Гумилев, автор оригинальной концепции
взаимоотношений Руси и Орды, утверждал,
что было не иго, а лишь военный союз. После
нашествия Батыя монголы не оставили гарнизонов
в русских городах. Дань, которую русские
выплачивали Орде, являлась не столько
данью, сколько налогом на содержание
войска, призванного при случае отразить
агрессию с запада. Русские княжества,
принявшие союз с Ордой, полностью сохранили
свою идеологическую независимость и
политическую самостоятельность. Те княжества,
которые пренебрегли этим союзом, были
захвачены частично Литвой, частично Польшей,
где русских ждала участь людей второго
сорта.
Особая заслуга
в установлении союза с монголами
принадлежит, по мнению Гумилева,
Александру Невскому, политика которого
на несколько столетий вперед
определила принципы устроения
Руси. Заложенные князем традиции
союза с народами Азии, основанные
на национальной и религиозной
терпимости, вплоть до ХIХ столетия
привлекали к России народы, жившие на
сопредельных территориях.
Большинство историков,
однако, придерживаются иного взгляда.
Так, например, русский историк-эмигрант
Д. Каротеев отмечал, что 242 года монгольского
ига ознаменовались чрезвычайно тяжелыми
материальными жертвами и полным упадком
русской культуры, которая дотоле блестяще
развивалась и опережала культуру западноевропейских
стран. В то же время в духовном отношении
гнет татар не был столь тяжел - на исторические
традиции и бытовой уклад Руси они не посягали,
были абсолютно веротерпимы, оказывали
даже покровительство православной церкви.
В столице Орды Сарае имелось 5 православных
храмов.
Среди всех
отрицательных последствий ига
можно выделить одно положительное
- стремление освободиться из-под
гнета стало одним из факторов
объединения русских земель.
Тесные контакты
Руси и Орды имели еще одно
последствие для русской государственности:
значительное количество отечественных
государственных деятелей были
татарского происхождения. Ключевский
называет наиболее известные
фамилии родов татарской крови:
Аракчеевы, Ахматовы, Годуновы, Достоевские,
Карамзины, Менделеевы, Тургеневы,
Юсуповы. Татары дали России
двух царей: Бориса и Федора
Годуновых, и пять цариц, в
том числе мать Петра I Наталью
Нарышкину.
В период феодальной
раздробленности на Руси действовало
достаточно большое количество
источников права: от Русской
правды до княжеских приговоров.
Но наиболее известными правовыми
документами данного времени
являются Псковская и Новгородская
судные грамоты. Для понимания
их юридического своеобразия
надо учитывать особенности государственного
устройства Псковской и Новгородской
феодальных республик. Эти особенности
определялись отдаленным положением
от остальных русских земель,
невозможностью развитого хлебопашества
из-за климатических условий,
активным участием в торговых
оборотах, что облегчалось близостью
к главным речным бассейнам
Восточно-Европейской равнины. В
результате основой местного
народного хозяйства стало не
хлебопашество, а ремесло и
торговля. Это и предопределило
большую демократичность политического
устройства. Новгородцы, например, ввели
в свой государственный строй
такие важные начала, как избирательность
высшей администрации и ряд,
то есть договор, с князьями.
Посадник, тысяцкий и даже епископ
выбирались на вече. Князь, необходимость
которого диктовалась внешней
опасностью (вспомним борьбу Александра
Невского с немцами и шведами),
крестным целованием скреплял
права новгородцев. Князь был
в Новгороде высшей правительственной
и судебной властью, руководил
управлением и судом, скреплял
сделки. Но все эти полномочия
он совершал не по своему
усмотрению, а в присутствии и
с согласия посадника.
Вече, которое
по своей сущности являлось
городским собранием, собиралось
по звуку вечевого колокола
и состояло из свободного мужского
населения. Проекты решений, обсуждавшихся
на вече, готовила городская верхушка
- совет господ, который имел большее значение
в политической жизни города.
Псковская и
Новгородская судные грамоты,
речь о которых пойдет ниже,
являются памятниками вечевого
законодательства. Обе они были
составлены в середине ХY века,
но из Новгородской грамоты до нас дошел
только отрывок, посвященный судебному
процессу.
Псковская судная
грамота по своему содержанию
гораздо богаче Русской правды.
Значительное место в ней занимают
нормы гражданского права, в
том числе посвященные праву
собственности. Грамота различает
недвижимое (лесные земли, борти
и воды) и движимое имущество,
определяет способы установления
собственности. Много статей относится
к залоговому праву, а также
к договорам. В грамоте говорится
о следующих договорах: дарении, купле-продаже,
мене, поклаже, займе, ссуде, личном найме,
изорничестве (новый этап закрепощения
крестьян (но нельзя однозначно говорить
об ухудшении или улучшении положения).
Впервые была ограничена свобода передвижения
- закуп может уйти в любой момент, отдав
купу, а изорник - только в Филипов день.)
и найме помещений. Так, договор купли-продажи
недвижимости и договор займа на сумму
свыше одного рубля заключались в письменной
форме. Если договор купли-продажи недвижимости
был заключен в нетрезвом виде, то он, как
и договор мены, признавался недействительным.
Грамота признает наследование по закону
и по завещанию. К числу возможных наследников
относятся: отец, мать, сын, брат, сестра
и другие близкие родственники. В случае
отсутствия завещания супруг наследовал
недвижимость умершего супруга, если не
вступал в повторный брак.
В Псковской
судной грамоте содержатся и
нормы уголовного права. Одним
из основных наказаний за различные
преступления остается денежный
штраф - продажа. Убийство каралось
продажей в размере одного
рубля. Более серьезным преступлением
считалось, судя по всему, вырывание
бороды, каравшееся штрафом в два рубля.
К числу наказаний относилась и смертная
казнь. Она применялась за квалифицированную
кражу (кража в крому, конокрадство, кража
в третий раз), за перевет (государственную
измену), поджог.
Высшим судебным
органом, по Псковской судной
грамоте, являлся князь, который
судил вместе с посадником. Процесс
носил обвинительный характер, неявка
на суд влекла за собой проигрыш
дела. К числу судебных доказательств,
кроме перечисленных в Русской правде,
грамота относила также письменные доказательства
(доски) и судебный поединок (поле). В случае
судебного поединка женщины, малолетние,
старики и больные могли выставлять вместо
себя своего представителя.
Отрывок из
Новгородской судной грамоты,
дошедший до нас, позволяет
получить определенное представление
об особенностях судебного процесса
в Новгородской феодальной республике.
Грамота предусматривала следующие
виды суда: суд новгородского
архиепископа, суд посадника (вместе
с князем), суд тысяцкого (независимый
от князя), суд новгородских докладчиков.
Последняя из названных инстанций
формировалась выборным путем
- от каждого из пяти новгородских
концов по боярину и по купцу.
Компетенция судов грамотой разграничена
не была.
Истцом и ответчиком
могло быть любое лицо, независимо
от пола и сословия. Разрешалось
посылать на суд вместо себя
поверенного - родственника либо
постороннего человека. Судебное
заседание начиналось с целования
креста. Это делали как судьи,
обещавшие судить по правде
и не брать взяток, так и
стороны в том, что считают
свое дело правым. Сторона, отказавшаяся
целовать крест, автоматически
проигрывала дело.
В качестве
свидетелей грамота допускает
всех лиц, за исключением полных
холопов и жителей Пскова, отношения
с которыми, очевидно, в период
составления грамоты были напряженными.
Грамота устанавливала
различные виды судебных сроков.
Для судей срок рассмотрения
дела ограничивался месяцем, а
по земельным делам - двумя
месяцами. Для сторон срок устанавливался
в зависимости от их места
жительства. Определялись также
и размеры судебных пошлин. Например,
по уголовным делам судья получал
от 2 до 4 гривен.
Суду предшествовало
предварительное рассмотрение дела
- своего рода следствие, которое
осуществлял помощник судьи -
тиун. После окончания следствия
он приносил дело судье и
приводил тяжущихся.
Еще одним характерным
памятником права данного периода
является Двинская уставная грамота..
Она дана была великим князем Московским
Василием Дмитриевичем в 1397 г. Двинской
области, признавшей власть московского
князя. По содержанию Двинская уставная
грамота может быть разделена на четыре
части: 1) о видах суда по уголовным преступлениям,
2) о порядке суда, 3) о подсудности, 4) о торговых
пошлинах. К первому виду суда относила
суд по делам об убийстве, который принадлежал
княжескому наместнику. На общину возлагалась
обязанность отыскать убийцу и выдать
его наместнику, в противном случае община
сама платила в казну виру в 10 рублей. Убийство
раба преступлением не считалось. Второй
вид суда - дела о побоях, ранах, бесчестье.
В этих случаях обидчик выплачивал пострадавшему
и в казну от 15 до 30 белок. Если побои были
нанесены на пиру, суд принадлежал не княжескому
наместнику, а общине. Третий вид суда
- о нарушении и порче межей. За это полагалось
взимать пеню в казну. Четвертый вид суда
- о воровстве. За первую кражу с вора взымалась
стоимость украденной вещи, за вторую
его продавали в рабство, за третью назначалось
повешение. Впервые упоминается о клеймении
вора: “а татя всякого пятнати”. Порядок
суда устанавливался следующий. Истец
обращался к княжескому наместнику, и
тот вызывал ответчика в суд , посылая
за ним двух лиц - дворянина, своего слугу,
и подвойского, выборного от населения.
Если ответчик не мог явиться сразу, он
предоставлял поручительство, что явится
в определенный срок, в противном случае
его арестовывали и заковывали в цепи.
В случае неявки ответчика в установленный
срок он признавался виноватым без суда
и истцу выдавалась правая бессудная грамота.
Кроме того, в грамоте говорилось о разных
видах судебных пошлин. Относительно подсудности
грамота определяет, что каждый должен
судиться в своей области, а уголовные
преступники судятся там, где совершили
преступление. В заключение Двинская грамота
устанавливает торговые пошлины с иногородних
торговцев.