Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 01:29, реферат
Актуальность работы определена следующими моментами. Континентальная, или романо-германская, система права является результатом творческого развития римского частного права европейскими учеными цивилистами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОДЕКСОВ НАПОЛЕОНА
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСОВ НАПОЛЕОНА
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ КОДЕКСОВ НАПОЛЕОНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Своеобразное сочетание
публично-правового и
Значительным этапом
в развитии конкурентной и антимонопольной
политики стал правительственный ордонанс
1986 г. о свободе цен и конкуренции.
По этому закону (ст. 7) запрещаются
согласованные действия, договоры,
выраженные в открытой форме, или
подразумеваемые соглашения, а также
объединения, имеющие целью или
могущие иметь в качестве одного
из своих последствий недопущение,
ограничение или нарушение
Такие монополистические сговоры могут быть направлены на ограничение в доступе на рынок других предприятий, недопущение свободного установления цен, ограничение производства или сбыта, раздел рынков или источников снабжения и т.д.
Согласно ст. 8 ордонанса 1986 г., предприятию или группе предприятий запрещается злоупотреблять господствующим (доминирующим) положением на внутреннем рынке, а также экономической зависимостью, в которой от него находятся другие предприятия, являющиеся их поставщиками или клиентами.
Для нарушителей закона ордонанс предусмотрел разные виды ответственности: гражданскую, административную и уголовную. Последней подлежат не только физические лица, руководители предприятий-нарушителей, но и юридические лица, сами предприятия, товарищества и их объединения.
Развитие трудового
и социального
Заметной вехой
в создании правовых начал регулирования
трудовых конфликтов и условий труда
стал принятый в 1910 г. специальный Трудовой
кодекс. Но становление современной
правовой системы трудового и
социального регулирования
Важным рубежом
в формировании современного трудового
и социального права стала
Конституция Четвертой
Конституция 1958 г. не содержала каких-либо новых положений о труде и социальной политике. Но, как известно, она сохранила преамбулу к Конституции 1946 г. в качестве действующего правового документа. Отсюда выводились и обязательства правительства Пятой республики в области труда и социального обеспечения.
В соответствии с Конституцией 1958 г. законы определяют лишь фундаментальные принципы трудового права. Вопросы, которые не попадают в сферу законодательного регулирования труда, решаются в регламентарном и административном порядке. Таким образом, Конституция оставила парламенту право разрабатывать общие принципы трудового права, тогда как реализация этих принципов предоставлялась правительству.
Важнейшим источником
трудового права Франции
В качестве дополнительного
источника права выступает и
текущее законодательство. В частности,
декреты министра труда (социальных
дел), которые связаны с
Кодекс о труде претерпел в XX в. большие изменения. Сначала он распространялся только на промышленных рабочих, которые требовали особой правовой защиты. В настоящее время он действует в отношении всех лиц наемного труда, как простых рабочих, так и представителей управленческой элиты.
Трудовой кодекс и законодательство последних десятилетий, отразившие тенденцию к демократизации и расширению социальной политики государства, регулируют широкий круг отношений.
Во-первых, в них регламентируется сама организация работы государственных органов в сфере трудовых отношений (Трудовая инспекция и т.д.).
Во-вторых, устанавливаются
нормы, относящиеся к трудовому
договору как к основному правовому
документу, регулирующему отношения
между работодателем и
В-третьих, Трудовой кодекс регулирует коллективные трудовые отношения, а также создание и деятельность профессиональных объединений работников и работодателей.
Законодательство 1981—1982 гг., отразившее усиление позиций левых, демократических сил, расширило право комитетов предприятий на участие в управлении. Они получили возможность влиять на финансовые дела, на планирование, на развитие условий труда и социальной политики в пределах отдельных предприятий.
Трудовой кодекс 1973 г. носит общенормативный характер. В то же время в нем имеется специальный раздел, который устанавливает особые условия труда в зависимости от отрасли и профессии. Так, выделяются нормы, относящиеся к труду шахтеров, моряков торгового флота, торговых агентов, актеров, домашних работников.
Во Франции на
работников частных и государственных
предприятий распространяются по общему
правилу одни и те же нормы трудового
права. Это не исключает и специальных
норм, которые издаются для регулирования
труда на национализированных
В послевоенный период
значительные демократические изменения
произошли и в сфере
Кодекс социального страхования, по сути дела, содержит две группы норм, составляющих в целом социальное право: это, во-первых, право социального обеспечения, а во-вторых, право семьи и социальной помощи.
Первая группа норм устанавливает пенсии и пособия в связи с травматизмом, болезнью, беременностью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Эта система норм гарантирует все более широкому кругу лиц защиту на случай так называемого “социального риска”. Размеры пенсий и социальных выплат регулярно (дважды в год) индексируются в соответствии с изменениями средней заработной платы.
Система государственного социального страхования во Франции основана на взносах предпринимателей и самих работников, а также на средствах, выделяемых самим государством.
Право социальной помощи предусматривает поддержку тех категорий лиц, которые оказались в нужде, бедности или нищете. Это брошенные дети, престарелые или лица, лишенные источников существования, лица и семьи, подвергающиеся опасности, беженцы. Если право социального обеспечения основывается на государственной системе страхования, то социальная помощь выступает как государственная благотворительность.
Развитие уголовного права и процесса в XIX—XX вв.
В течение всего XIX в. УК и УПК активно использовались сменяющими друг друга правительствами для поддержания необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции неоднократно прибегали к использованию не только судебных, но и внесудебных методов расправы в случаях возникновения острых политических ситуаций.
В 1881 году специальным
законом о печати устанавливалась
уголовная ответственность за широкий
круг преступлений и проступков, “совершаемых
путем печати”. В законе предусматривались
наказания для лиц, использующих
печать для “публичного оскорбления”
должностных лиц, “оскорбления нравственности”,
подстрекательства к
В июле 1894 г. в связи
с убийством президента Карно
был принят закон, особо наказывающий
“анархическую пропаганду”, если она
направлена к совершению преступлений.
Но постепенное развитие и укрепление
демократических начал во французском
обществе привело и к определенной
либерализации уголовно-
В период Второй империи осуществлялась также либерализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.
В 1885 году специальным
законом было введено условное освобождение,
которое применялось к лицам,
отбывшим не менее половины срока
заключения (для рецидивистов —
две трети срока). Для условного
освобождения требовалось, чтобы администрация
места заключения засвидетельствовала
“хорошее поведение” заключенного, а
также возможность его “
В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников и т.д.).
Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.
Наиболее благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.
Уже в 60—70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).
В 1981 году в результате
длительной борьбы демократических
сил из уголовных наказаний была
исключена смертная казнь. Вместе с
тем для обеспечения
Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима “полусвободы”, особенно при краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.
В июле 1992 г. результатом предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г. Новый Кодекс существенно отличается от предшествующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борьбы с социально опасными преступлениями, но сохраняющим в целом демократическую и гуманистическую направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение кодексов
Наполеона заключается в
1. Кодексы Наполеона
способствовал и способствует
широкомасштабному
2. Кодексы Наполеона
обеспечивает доступность
3. Кодексы Наполеона
способствует организованности, ясности,
четкости и логичности
4. Кодексы Наполеона
предоставляет судам
5. Кодексы Наполеона
для практикующего юриста и
студента упрощает поиск
6. Кодексы Наполеона
наглядно показал и показывает
преимущества кодификации
В этой связи еще
200 лет тому назад один из главных
разработчиков кодекса
Французский писатель Стендаль признавался, что для получения вдохновения и ощущения красоты французского языка он читал отрывки из кодекса Наполеона каждый день. Действительно, кодекс Наполеона был и остается источником вдохновения не только для французов, но и для юристов всего мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алов П.А. История
развития континентального
2. Архангельский А.И. История государства и права. – М.: ВЭТРИ, 2008. - 852 с.
3. Баланов М.И. История государства и права Европы. – М.: ДЖИВ, 2007 – 248 с.