Гражданский кодекс Наполеона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 01:29, реферат

Краткое описание

Актуальность работы определена следующими моментами. Континентальная, или романо-германская, система права является результатом творческого развития римского частного права европейскими учеными цивилистами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОДЕКСОВ НАПОЛЕОНА
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСОВ НАПОЛЕОНА
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ КОДЕКСОВ НАПОЛЕОНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 65.44 Кб (Скачать файл)

Своеобразное сочетание  публично-правового и частноправового  регулирования можно видеть в  законодательстве (начиная с ордонанса  о ценах 1945 г.), посвященном поддержанию  конкуренции и предотвращению доминирующих (т.е. монополистических) позиций отдельных  предпринимателей, акционерных компаний и их объединений.

Значительным этапом в развитии конкурентной и антимонопольной  политики стал правительственный ордонанс 1986 г. о свободе цен и конкуренции. По этому закону (ст. 7) запрещаются  согласованные действия, договоры, выраженные в открытой форме, или  подразумеваемые соглашения, а также  объединения, имеющие целью или  могущие иметь в качестве одного из своих последствий недопущение, ограничение или нарушение конкуренции  на рынке.

Такие монополистические  сговоры могут быть направлены на ограничение в доступе на рынок  других предприятий, недопущение свободного установления цен, ограничение производства или сбыта, раздел рынков или источников снабжения и т.д.

Согласно ст. 8 ордонанса 1986 г., предприятию или группе предприятий  запрещается злоупотреблять господствующим (доминирующим) положением на внутреннем рынке, а также экономической  зависимостью, в которой от него находятся другие предприятия, являющиеся их поставщиками или клиентами.

Для нарушителей  закона ордонанс предусмотрел разные виды ответственности: гражданскую, административную и уголовную. Последней подлежат не только физические лица, руководители предприятий-нарушителей, но и юридические лица, сами предприятия, товарищества и их объединения.

Развитие трудового  и социального законодательства.

Заметной вехой  в создании правовых начал регулирования  трудовых конфликтов и условий труда  стал принятый в 1910 г. специальный Трудовой кодекс. Но становление современной  правовой системы трудового и  социального регулирования связано  с послевоенным периодом и последними десятилетиями XX в.

Важным рубежом  в формировании современного трудового  и социального права стала  Конституция Четвертой республики (1946 г.). Преамбула к этой Конституции  представляла собой настоящую хартию труда. Здесь не только признавалось право трудящихся на труд, на создание профсоюзов, на забастовку и т.д., но и предусматривалась государственная  программа социальной поддержки  матерей, детей, инвалидов, престарелых, безработных и т.д.

Конституция 1958 г. не содержала каких-либо новых положений  о труде и социальной политике. Но, как известно, она сохранила  преамбулу к Конституции 1946 г. в  качестве действующего правового документа. Отсюда выводились и обязательства  правительства Пятой республики в области труда и социального обеспечения.

В соответствии с  Конституцией 1958 г. законы определяют лишь фундаментальные принципы трудового  права. Вопросы, которые не попадают в сферу законодательного регулирования  труда, решаются в регламентарном и административном порядке. Таким образом, Конституция оставила парламенту право разрабатывать общие принципы трудового права, тогда как реализация этих принципов предоставлялась правительству.

Важнейшим источником трудового права Франции является Трудовой кодекс, который действует  в настоящее время в редакции 1973 г. с поправками 1981—1982 гг. Этот Кодекс представляет собой инкорпорацию многочисленных законодательных актов по труду, принятых в разное время парламентом  и правительством.

В качестве дополнительного  источника права выступает и  текущее законодательство. В частности, декреты министра труда (социальных дел), которые связаны с регулированием действия коллективных договоров, закрепляют правила по технике безопасности и производственной санитарии и  т.д.

Кодекс о труде  претерпел в XX в. большие изменения. Сначала он распространялся только на промышленных рабочих, которые требовали  особой правовой защиты. В настоящее  время он действует в отношении  всех лиц наемного труда, как простых  рабочих, так и представителей управленческой элиты.

Трудовой кодекс и законодательство последних десятилетий, отразившие тенденцию к демократизации и расширению социальной политики государства, регулируют широкий круг отношений.

Во-первых, в них  регламентируется сама организация  работы государственных органов  в сфере трудовых отношений (Трудовая инспекция и т.д.).

Во-вторых, устанавливаются  нормы, относящиеся к трудовому  договору как к основному правовому  документу, регулирующему отношения  между работодателем и работником. Здесь же предусматривается регламентация  заработной платы и трудовых споров, которые разрешаются специальными судами.

В-третьих, Трудовой кодекс регулирует коллективные трудовые отношения, а также создание и  деятельность профессиональных объединений  работников и работодателей.

Законодательство 1981—1982 гг., отразившее усиление позиций  левых, демократических сил, расширило  право комитетов предприятий  на участие в управлении. Они получили возможность влиять на финансовые дела, на планирование, на развитие условий  труда и социальной политики в  пределах отдельных предприятий.

Трудовой кодекс 1973 г. носит общенормативный характер. В то же время в нем имеется специальный раздел, который устанавливает особые условия труда в зависимости от отрасли и профессии. Так, выделяются нормы, относящиеся к труду шахтеров, моряков торгового флота, торговых агентов, актеров, домашних работников.

Во Франции на работников частных и государственных  предприятий распространяются по общему правилу одни и те же нормы трудового  права. Это не исключает и специальных  норм, которые издаются для регулирования  труда на национализированных предприятиях.

В послевоенный период значительные демократические изменения  произошли и в сфере социального  права, в основе которого лежит Кодекс социального страхования 1956 г. с  последующими добавлениями.

Кодекс социального  страхования, по сути дела, содержит две  группы норм, составляющих в целом  социальное право: это, во-первых, право социального обеспечения, а во-вторых, право семьи и социальной помощи.

Первая группа норм устанавливает пенсии и пособия  в связи с травматизмом, болезнью, беременностью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Эта  система норм гарантирует все  более широкому кругу лиц защиту на случай так называемого “социального риска”. Размеры пенсий и социальных выплат регулярно (дважды в год) индексируются  в соответствии с изменениями  средней заработной платы.

Система государственного социального страхования во Франции  основана на взносах предпринимателей и самих работников, а также  на средствах, выделяемых самим государством.

Право социальной помощи предусматривает поддержку тех  категорий лиц, которые оказались  в нужде, бедности или нищете. Это  брошенные дети, престарелые или  лица, лишенные источников существования, лица и семьи, подвергающиеся опасности, беженцы. Если право социального обеспечения основывается на государственной системе страхования, то социальная помощь выступает как государственная благотворительность.

Развитие уголовного права и процесса в XIX—XX вв.

В течение всего XIX в. УК и УПК активно использовались сменяющими друг друга правительствами  для поддержания необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции  неоднократно прибегали к использованию  не только судебных, но и внесудебных  методов расправы в случаях возникновения  острых политических ситуаций.

В 1881 году специальным  законом о печати устанавливалась  уголовная ответственность за широкий  круг преступлений и проступков, “совершаемых путем печати”. В законе предусматривались  наказания для лиц, использующих печать для “публичного оскорбления” должностных лиц, “оскорбления нравственности”, подстрекательства к неисполнению воинских обязанностей и т.д.

В июле 1894 г. в связи  с убийством президента Карно  был принят закон, особо наказывающий “анархическую пропаганду”, если она  направлена к совершению преступлений. Но постепенное развитие и укрепление демократических начал во французском  обществе привело и к определенной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции  были приняты законы, отменявшие явно антидемократические положения  УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение  и отсечение руки, в 1848 г. — смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. — гражданская казнь.

В период Второй империи осуществлялась также либерализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.

В 1885 году специальным  законом было введено условное освобождение, которое применялось к лицам, отбывшим не менее половины срока  заключения (для рецидивистов —  две трети срока). Для условного  освобождения требовалось, чтобы администрация  места заключения засвидетельствовала  “хорошее поведение” заключенного, а  также возможность его “честного  существования” после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось  к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колониях, к пожизненному заключению.

В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников и т.д.).

Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые  формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений  в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.

Наиболее благоприятные  условия для проведения радикальных  уголовно-правовых реформ сложились  при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.

Уже в 60—70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность  совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).

В 1981 году в результате длительной борьбы демократических  сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с  тем для обеспечения эффективной  борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация и  пенализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.

Существенной либерализации  подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима “полусвободы”, особенно при краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.

В июле 1992 г. результатом  предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой  УК 1810 г. Новый Кодекс существенно  отличается от предшествующего как  по своей структуре, сложившейся  из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных  законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борьбы с социально опасными преступлениями, но сохраняющим в целом демократическую и гуманистическую направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение кодексов Наполеона заключается в следующем:

1. Кодексы Наполеона  способствовал и способствует  широкомасштабному реформированию  и кодификации французского законодательства, формированию и развитию национальной  правовой системы Франции. 

2. Кодексы Наполеона  обеспечивает доступность закона  простому гражданину и этим  способствует повышению правовой  культуры и правосознания, а  также юридической грамотности  общества в целом. 

3. Кодексы Наполеона  способствует организованности, ясности,  четкости и логичности национальной  правовой системы. 

4. Кодексы Наполеона  предоставляет судам необходимые  руководящие директивы и этим  служит путеводителем для судей. 

5. Кодексы Наполеона  для практикующего юриста и  студента упрощает поиск закона.

6. Кодексы Наполеона  наглядно показал и показывает  преимущества кодификации законодательства.

В этой связи еще 200 лет тому назад один из главных  разработчиков кодекса Наполеона  Порталис говорил, что “задача законодательства заключается в установлении общих аксиом права, исходя из широкого подхода к проблеме. Оно должно определить принципы, оснащенные разными смыслами, а не снизиться до деталей каждого вопроса, который может возникнуть”.

Французский писатель Стендаль признавался, что для получения  вдохновения и ощущения красоты  французского языка он читал отрывки  из кодекса Наполеона каждый день. Действительно, кодекс Наполеона был и остается источником вдохновения не только для французов, но и для юристов всего мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алов П.А. История  развития континентального права.  Монография – М.: ВДВ, 2008. – 432с.

2. Архангельский  А.И. История государства и  права. – М.: ВЭТРИ, 2008. - 852 с. 

3. Баланов М.И.  История государства и права  Европы. – М.: ДЖИВ, 2007 – 248 с. 

Информация о работе Гражданский кодекс Наполеона