Грузинские и южноосетинские
войска вели перестрелки и огневые
налеты разной степени интенсивности
с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа
стороны договорились о прекращении
огня, что, однако, реально сделано
не было.
В ночь с 7 на 8 августа
2008 г. (в 0:06) грузинские войска
начали массированный артиллерийский
обстрел столицы Южной Осетии
города Цхинвал(и) и прилегающих районов.
Через несколько часов последовал штурм
города силами грузинской бронетехники
и пехоты. Официальным поводом для атаки
на Цхинвал, по заявлениям грузинской
стороны, послужило нарушение режима прекращения
огня со стороны Южной Осетии, которая,
в свою очередь, утверждает, что первой
огонь открыла Грузия.
8 августа 2008 года (в 14:59) к
конфликту на стороне Южной Осетии официально
присоединилась Россия в рамках операции
по принуждению грузинской стороны к миру,
9 августа 2008 года — Абхазия в рамках соглашения
о военной помощи между членами Содружества
непризнанных государств. 12 августа 2008
года Россия официально объявила об успешном
окончании операции по принуждению грузинских
властей к миру, 13 августа 2008 года Абхазия
официально заявила о завершении операции
по вытеснению грузинских войск из Кодорского
ущелья, после чего активные боевые действия
закончились.
С 14 августа по 16 августа
2008 года руководителями государств,
вовлечённых в военные действия,
был подписан план мирного
урегулирования грузино-южноосетинского
конфликта («План Медведева —
Саркози»). Грузия не считает конфликт
исчерпанным, объясняя это несоблюдением
Россией подписанных договоренностей.
1. История развития конфликта
1.1.Предыстория конфликта
Истоки современного грузино-осетинского
конфликта лежат в событиях конца 1980-х
годов, когда активизация грузинского
национального движения за независимость
от союзного центра (при одновременном
отказе малым народам Грузии в праве на
автономию) и радикальные действия его
руководителей (прежде всего, Звиада Гамсахурдиа)
на фоне слабости центрального руководства
СССР привели к резкому обострению отношений
между грузинами и этническими меньшинствами
(в первую очередь, абхазами и осетинами,
имевшими собственные автономные образования
и уже тогда выдвигавшими требования повышения
их статуса - и, в конечном счёте, самостоятельности).
В 1989 году Юго-Осетинская
автономная область провозглашает
автономную республику, а через
год - объявляет о своём суверенитете.
В ответ Верховный совет Грузии
10 декабря 1990 года упраздняет
осетинскую автономию вообще, разделив
её территорию по шести административным
районам Грузии.
В 1990 году закон СССР
«О порядке разрешения вопросов,
связанных с выходом союзной
республики из Союза ССР», предоставил
право автономным образованиям
«самостоятельно решать вопрос
о выходе из СССР в составе
выходящей республики или о
пребывании в составе СССР».
Исполком народных депутатов
Южной Осетии воспользовался
предоставленным правом, и, когда
9 апреля 1991 года Грузия вышла
из состава СССР, Южная Осетия
осталась в его составе.
Политическая борьба
быстро переросла в вооружённые
столкновения, и в течение всего
1991 года Южная Осетия была ареной
активных боевых действий, в ходе
которых безвозвратные потери (убитые
и пропавшие без вести) с
осетинской стороны составили
1 тыс. человек, ранено свыше
2,5 тыс.
19 января 1992 года в Южной
Осетии состоялся референдум
по вопросу «о государственной
независимости и (или) воссоединении
с Северной Осетией». Большинство
участвовавших в референдуме поддержало
это предложение.
Весной 1992 года, после
некоторого затишья, вызванного
государственным переворотом и
гражданской войной в Грузии,
военные действия в Южной Осетии
возобновились. Под давлением
России Грузия начала переговоры,
закончившиеся 24 июня 1992 года подписанием
Дагомысского соглашения о принципах
урегулирования конфликта. Дагомысские
соглашения предусматривали создание
специального органа для урегулирования
конфликта - Смешанной контрольной комиссии
(СКК) из представителей четырёх сторон
- Грузии, Южной Осетии, России и Северной
Осетии.
14 июля 1992 года был прекращен
огонь, и в зону конфликта
для разъединения противоборствующих
сторон были введены Смешанные
силы по поддержанию мира (ССПМ)
в составе трёх батальонов - российского,
грузинского и осетинского.
После 1992 года Южная
Осетия была де-факто независимым
государством, обладала собственной
конституцией (принята в 1993 году)
и государственной символикой. Власти
Грузии по-прежнему рассматривали
её как административную единицу
Цхинвальский регион, но активных действий
по установлению контроля над ней не предпринималось.
В 1990-е годы активно
шёл процесс принятия российского
гражданства населением Южной
Осетии. 1 июля 2002 года в России
был введён новый закон о
гражданстве. Этот закон закрывал
возможность бывшим гражданам
СССР получать российское гражданство
в крайне упрощённом порядке.
В связи с этим, Конгресс русских
общин Абхазии в июне 2002 года
инициировал акцию по массовому
получению российских паспортов
жителями страны. С этой целью,
по сведениям издания «Время
новостей», в Сочи специально
командировали сотрудников российских
МВД и МИДа, и был открыт
специальный штаб, который занимался
оформлением российского гражданства
для жителей Абхазии. Это привело
к тому, что в июне российское
гражданство получали до восьми
тысяч абхазцев в сутки. По
завершении акции российское
гражданство имели примерно 220 из
320 тысяч жителей Абхазии. К
концу июля 2002 года количество
российских граждан в Южной
Осетии превышало 60 % населения,
к 2006 году — 80 % населения. В
2006 году заместитель министра
иностранных дел Грузии Мераб
Антадзе заявлял, что Россия намерена
способствовать усилению конфронтации
в Южной Осетии. Предоставление населению
Южной Осетии российского гражданства
заместитель министра назвал «аннексией
грузинских территорий». Представитель
МИД России заявил, что принятие российского
гражданства населением Южной Осетии
происходит в рамках международного права,
и какие-либо претензии по данному вопросу
со стороны Грузии неуместны.
5 декабря 2000 года по
инициативе российской стороны
был введён визовый режим между
Россией и Грузией, создавший
трудности для граждан Грузии,
500 тысяч которых в то время
работало в России. В то же
время был оставлен безвизовый
режим для жителей Абхазии
и Южной Осетии, что вызвало
протесты Грузии. 1 марта 2001 года
были отменены льготы, предусматривавшие
безвизовый проезд для грузинских
дипломатических представителей
и жителей приграничной полосы.
Очередное усиление
напряжённости в зоне конфликта
совпадает с приходом к власти
Михаила Саакашвили, объявившего
курс на восстановление территориальной
целостности Грузии. В августе
2004 г. дело дошло до кровопролитных
столкновений, в ходе которых
грузинские войска безуспешно
пытались установить контроль
над стратегическими высотами
вокруг Цхинвали, но, потеряв несколько
десятков человек, были отведены.
В феврале 2006 года
грузинские власти заявили о
необходимости наличия виз у
российских миротворцев в зонах
межэтнических конфликтов, эти заявления
сопровождались частыми задержаниями
военнослужащих миротворческого
контингента по причине отсутствия
виз. Российская сторона не
признала законность грузинских
требований. 15 февраля 2006 года парламент
Грузии принял постановление,
в котором деятельность миротворческого
контингента в Южной Осетии
признавалась неудовлетворительной
и высказывалось желание перейти на
«новый формат миротворческой миссии».
В мае того же года грузинские власти объявили
«уголовными преступниками» российских
миротворцев, прибывших в Южную Осетию
в рамках проводившейся ротации, по причине
нарушения визового и пограничного режима,
которое имело место быть с точки зрения
властей Грузии. Южноосетинские власти
в ответ на претензии Грузии пригрозили
ввести визы, для грузинских граждан включая
миротворцев. Ситуация обострилась 18 июля,
когда парламент Грузии потребовал вывести
либо «легализовать» миротворцев.
20 июля 2006 года министр
обороны России пообещал помочь
Абхазии и Южной Осетии в
случае грузинской агрессии.
12 ноября 2006 года в Южной
Осетии были одновременно проведены
двое парламентских выборов и
референдум о независимости. Одни
выборы и референдум были проведены
на территории, контролируемой властями
Южной Осетии (здесь победил Эдуард
Кокойты, и большинство участников референдума
высказалось за независимость). Другие
выборы были проведены на территории,
контролируемой грузинскими властями,
и среди беженцев из Осетии, находящихся
на территории собственно Грузии (здесь
победил Дмитрий Санакоев). Обе стороны
признали проведённые ими выборы демократичными
и отражающими волю народа, а другие - фальсифицированными.
Оба победителя принесли присягу народу
Южной Осетии, претендовали на власть
на всей территории Южной Осетии и обвиняли
друг друга в коллаборационизме (с Россией
и Грузией, соответственно).
В том же году
Грузия ввела свои войска в
Кодорское ущелье, несмотря на протесты
Абхазии, после чего контингент российских
миротворцев в нижней части ущелья был
усилен.
1.2..План «Бросок тигра»
По сообщению некоторых
российских источников, ещё в
2006 году в Грузии существовал
план под кодовым названием
«Бросок тигра», который предполагал
до 1 мая 2006 года при поддержке
США и ОБСЕ принудить Россию
вывести своих миротворцев из
Южной Осетии. Вслед за этим, с
целью дестабилизации обстановки
в регионе, в течение недели
должны были быть организованы
несколько резонансных провокаций
против населения грузинских
анклавов на территории Южной
Осетии. Одновременно, под предлогом локализации
района конфликта и обеспечения безопасности
населения Грузии, проживающего в непосредственной
близости от него, предполагалось создать
группировки грузинских войск на границе
с Южной Осетией. 6 мая соединениями, воинскими
частями и подразделениями силовых ведомств
Грузии с разных направлений должен был
быть осуществлён захват всех крупных
населённых пунктов Южной Осетии при одновременном
полном блокировании границы с Российской
Федерацией. Далее по плану следовал арест
фактического руководства Южной Осетии
и предание его суду. Затем в республике
должно было быть введено военное положение,
назначено временное правительство и
установлен комендантский час. Всего на
эту операцию грузинским военным отводилось
7 суток. В реальности эти события не произошли.
Существование подобного
плана подтвердил в интервью
агентству «Рейтер» бывший министр
обороны Грузии Ираклий Окруашвили.
По его словам, «Абхазия была нашим стратегическим
приоритетом, но в 2005 году мы разработали
военные планы по захвату, как Абхазии,
так и Южной Осетии. План изначально предусматривал
двойную операцию вторжения в Южную Осетию,
взятие под контроль Рокского туннеля
и Джавы». Он заявил, что США ещё тогда
предупреждали, что не окажут помощи в
случае вторжения: «Когда мы встретились
с Джорджем Бушем в мае 2005 года, нам прямо
заявили: не пытайтесь вступить в военную
конфронтацию. Мы вам не сможем оказать
военную помощь»
В 2007 году президент
Саакашвили потребовал вывести
российские войска из Грузии.
Самой крупной базой была Ахалкалаки.
Войска были выведены досрочно
- 15 ноября 2007, хотя планировался
вывод в течение 2008 года. Остались
только российские миротворцы, действующие
по мандату СНГ в Абхазии
и по Дагомысским соглашениям в Южной
Осетии.
1.3.Финансовая, политическая
и военная поддержка непризнанной
республики Южная Осетия
После военных событий
1991—1992 годов Российская Федерация
стала играть активную политическую
роль на территории Южной Осетии.
По утверждениям грузинской
стороны, Россия также осуществляла
поставки вооружения в Южную
Осетию. Глава МИД Грузии Гела
Бежуашвили заявлял в январе 2006 года: «Наше
возмущение вызывает тот факт, что, несмотря
на наше неоднократное и настойчивое предупреждение
прекратить незаконный ввоз оружия с территории
России в зону грузино-осетинского конфликта,
эти поставки продолжаются. В Цхинвальском
регионе размещено незаконное вооружение,
имеются переносные зенитно-ракетные
установки». Россия, в свою очередь, опровергала
обвинения грузинской стороны. В январе
2006 года посол по особым поручениям МИД
РФ Валерий Кеняйкин заявил: «Россия не
осуществляет поставок в Южную Осетию
ни через Рокский тоннель, ни через другие
пограничные пункты. Все вооружение, которое
сейчас есть в Цхинвали - это та техника,
которой оснащались вооруженные силы
СССР и которая осталась там от времен
Советского Союза»; по его словам, речь
шла о четырёх танках Т-55, нескольких гаубицах
и бронемашинах.
По сведениям «Независимой
газеты» (февраль 2007 года) численность
вооруженных сил Южной Осетии
составляла 3 тысячи человек; в
резерве находилось 15 тысяч человек.
На вооружении Южной Осетии
имелось 87 танков Т-72 и Т-55, 95 орудий
и миномётов, в том числе
72 гаубицы, 23 реактивные системы
залпового огня БМ-21 «Град», 180 бронемашин,
в том числе 80 боевых машин
пехоты, а также три вертолета
Ми-8.
Журнал «Власть» от
25 августа 2008 года приводил сведения
со ссылкой на неназванного
министра Северной Осетии о
том, что бюджет Северной Осетии
ежегодно получал из российской
федеральной казны 2,5 млрд рублей
на «международную деятельность», которые
сразу же перечислялись в распоряжение
правительства ЮО; никакой прозрачной
отчётности о расходовании перечисленных
средств не представлялось. Эти сведения
подтвердил бывший южноосетинский премьер
Олег Тезиев.
Основная часть правительства
непризнанной республики Южная
Осетия перед началом вооружённого
конфликта 2008 года состояла из
бывших российских чиновников, включая
военных и сотрудников спецслужб.
1.4.Политическая и военная
поддержка Грузии. Военный бюджет
Грузии
Грузия стала резко
наращивать военный бюджет, стремясь
привести свои вооружённые силы
к стандартам НАТО. Бюджетом Грузии
на 2008 год были запланированы
расходы Министерства обороны,
эквивалентные 0,99 млрд долл. США, что
составляет более 4,5 % ВВП (оценка по паритету
покупательной способности) или около
9 % ВВП (оценка по соотношению курса валют)
и более 25 % всех доходов бюджета Грузии
на 2008 год.
По сведениям Министерства
обороны России в число поставщиков оружия
Грузии входили США, Англия, Франция, Греция,
Турция, Израиль, Литва, Эстония, Украина,
Сербия и другие. В частности, из Сербии
были поставлены автоматы Калашникова,
использовавшиеся при атаке на Южную Осетию
и российские войска. Российские дипломаты
указывали Сербии, что российские вертолеты
сбиваются пулями, произведёнными в Сербии
(впрочем, следует отметить, что известно
только об одном вертолёте, потерянном
российскими вооружёнными силами в Южной
Осетии, причём эта машина разбилась по
небоевой причине уже после завершения
войны). Сербский завод-производитель
отрицает, прямые поставки и предполагает,
что автоматы попали в Грузию через Хорватию
и Боснию.